© 2012 galina chtenia_5

К истории Архиерейского хора Казани

К истории Архиерейского хора Казани по материалам Национального архива РТ *)

Ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь…

Святитель Иоанн Златоуст. Из Беседы на 41-й псалом.

В настоящее время можно говорить о восстановлении исторической справедливости в отношении сословий Российской империи вообще и духовного, в частности. Появляются исторические исследования, посвященные как отдельным представителям духовенства, так и истории церкви Казанского края. Но, конечно, не все аспекты данной темы в равной мере освещены еще в литературе. Одна из них – история архиерейского хора города Казани. (См. первую статью по теме «Казанский архиерейский хор»).

Попытки обнаружить печатные работы по этой теме в библиотеке Казанской духовной семинарии не увенчались успехом. Упоминания архиерейского хора встречаются в газете «Известия по Казанской епархии» за ряд лет. Обычно это краткие сведения об участии хора архиерейских певчих в том или ином значимом епархиальном событии с присутствием архиерея и высшего духовенства епархии. В качестве примера можно назвать статью в № 19 этой газеты от 1 октября 1890 года о высокоторжественном акте открытия в губернском городе епархиального женского училища:

«В 1 час по полудни в училище прибыл Его Высокопреосвященство, Член Св.Синода, Высокопреосвященнейший Павел, Архиепископ Казанский и Свияжский. Вновь поступившие в училище воспитанницы встретили Его Высокопреосвященство пением тропаря празднику. К этому же времени в училище прибыли и другие высокопоставленные лица г. Казани: Г. Попечитель Казанского учебного округа Н.Г.Потапов, Городской Голова С.В.Дьяченко, о. Ректор духовной Академии, о. Ректор Семинарии, а также некоторые лица из городского духовенства. Тотчас по своем прибытии в училище Его Высокопреосвященство, в сослужении о. председателя строительного комитета при училище, протоиерея П.Д. Миловидова, о. председателя Совета училища, священника Н.П.Виноградова и членов Совета священников Д.П.Сельского и Е.С.Ильинского, и при пении хора архиерейских певчих, совершил молебствие с водосвятием».

Если же обратиться к теме истории духовной музыки и церковного пения Руси и России, то можно видеть, сколь велико было значение духовной музыки и, соответственно, хоров в истории православия. В XVI – начале XIX века хор разделялся на «станицы», певчие именовались певчими дьяками и поддьяками. Численность станиц определялась положением епархии и возглавлявшего ее архиерея в церковной иерархии. Обычно в станице было 5-6 певчих, в 90-х гг. XVII в. – до 9; в первую станицу зачислялись опытные певчие, получавшие наивысшее жалованье, далее расположение певцов в станицах и их оплата шли по нисходящей.

Главной обязанностью архиерейского хора было пение во время архиерейского богослужения в кафедральном соборе. Здесь 1-я станица дьяков располагалась на правом клиросе, 2-я – на левом. Поддьяки в зависимости от части службы и исполнявшегося песнопения могли петь на клиросе, в алтаре, на амвоне и т. д. Участвовали певцы и в различных действах литургических (пещном, хождении на осляти, летопровожении и др.), в поставлениях архиереев, их выходах, шествиях, поездках по епархии и в столицу, а также в погребениях высокопоставленных особ.

Вслед за покорением Казанского ханства для распространения христианской веры в новоприобретенном крае была учреждена Казанская епархия. Святителю Гурию, избранному на новоучрежденную кафедру, «назначены были в сотрудники и помощники в его многотрудном служении, достопочтенные мужи Герман, бывший архимандрит Старицкого монастыря, и Варсонофий, игумен Песношского монастыря… и другие лица из монашествующих и белого духовенства, для будущих обителей и приходских храмов. При этом он обильно был снабжен от щедрот царя и первосвятителя московского драгоценною церковною утварью, облачениями, богослужебными книгами и святыми иконами». Весьма вероятно, что, как это описывается, например, в истории Тобольского архиерейского хора, в числе прибывших со святителем Гурием в Казань могли быть и певчие дьяки, коим предназначены были труды по созданию профессионального архиерейского хора, каковой был непременной принадлежностью каждой архиерейской кафедры. (См. статью «К истории архиерейских хоров России»).

И здесь уместно будет обратиться к прискорбном факту утраты архива архиерейского дома Казани, сожженного в 1919 году, о чем сообщил профессор Казанской духовной академии И.М. Покровский в своем заявлении в Центральный архив Татарской Автономной Советской Социалистической Республики :

«10 октября 1928 г.
г. Казань [...] Погиб ценнейший и старейший казанский архив загородного Архиерейского дома, приведенный мною в полный порядок в начале XX ст[олетия], когда я писал свою докторскую диссертацию в бытность профессором академии. Когда до меня дошел слух об опасности, грозившей этому архиву, и когда мы с только что назначенным управляющим Губархива бросились в загородный Архиерейский дом, то по озеру Кабан нам встретились только обгоревшие листы бумаги, разнесенные по льду (дело было в феврале или марте 1919 г.). Архив накануне нашей поездки был сожжен дотла. [...]»

Тем ценнее для будущих историков выявленные нами в Национальном архиве Республики Татарстан документы, содержащие списки архиерейских хоров Казани за ряд лет. В фонде Казанской губернской казенной палаты представлены ревизские сказки г. Казани Кафедрального Благовещенского Собора за 1815 и 1834 гг. с такими списками. В фонде Духовной консистории сосредоточены клировые ведомости церквей города Казани XIX века, в которых содержатся отдельные ведомости о певчих архиерейскаго хора. Несколько слов о найденных документах.

Ревизские сказки замечательны тем, что каждая содержит фактически сведения о двух хорах: на текущую перепись и предыдущую. Таким образом, благодаря двум сохранившимся сказкам 1815 и 1834 гг. обнаружены имена певчих трех хоров: за 1811 (6-я ревизия), 1815 (7-я ревизия) и 1834 (8-я ревизия) годы. О каждом певчем приводятся следующие сведения:  сан (если имеется), возраст на предыдущую и текущую перепись, для выбывших к текущей – только на предыдущую, год и место выбытия, семейное положение.
Для вновь поступивших на текущую перепись помимо перечисленного выше даны год поступления в хор, происхождение: сан отца и место его службы. Более перспективными представляются клировые ведомости о певчих архиерейского хора в силу большего их числа, поскольку составлялись они ежегодно. Нами выявлены таковые за 1841, 1854, 1865 и 1866 гг. Хороши клировые ведомости и сведениями о каждом из певчих. Как правило, это: возраст, место учебы, прохождение службы до поступления в хор, посвящен ли в стихарь, место служения и сан отца. В некоторых даны сведения об успехах «в познаниях по хору» и поведении.

Говоря о хоре, нельзя не сказать о руководителе его – регенте. С 1828 до февраля 1850 г. архиерейский хор Казани возглавлял священник Михаил Никитин Павловский (1793-17 июля 1855), окончивший первую Казанскую духовную академию в 1828 г., избранный и утвержденный Его Высокопреосвященством Филаретом Архиепископом Казанским и Свияжским Регентом Архиерейскаго хора. По кончине М.Н. Павловского на место его заступил уроженец Рязанской губернии священник Петр Диомидович Миловидов (~1826-17 марта 1892), окончивший курс Рязанской духовной семинарии, 30 августа 1851 г. рукоположен Высокопреосвященным Архиепископом (позднее Митрополитом) Григорием во священника к кафедральному Благовещенскому Собору. Возглавлял архиерейский хор с февраля 1850 г.

Немаловажным представляется, что наличие клировых ведомостей церквей и ревизских сказок духовенства различных уездов Казанской губернии, позволяет проследить дальнейшую судьбу и родственные связи многих певчих архиерейского хора. Нами была предпринята подобная попытка. Был выбран певчий хора 1866 года с весьма редкой для Казанской епархии фамилией Сергей Воецкий, чей дед служил дьячком в одном из сел Симбирской губернии и скончался около 1808 года. За короткий срок удалось выявить четыре поколения священно служителей семьи Воецких. Отдельные представители ее стали весьма уважаемыми пастырями, много потрудившимися на ниве народного просвещения в качестве учителей и законоучителей уездных училищ и школ, членов уездных училищных советов, разного рода благотворительных комитетов. За свою беспорочную и часто безмездную службу отмечены были благодарностями епархиального и гражданских ведомств, наградами Святейшего Синода, Высочайшими повелениями причислены были к орденам Российской Империи. При всем этом они оставались скромными пастырями. Их имена не стали широко известны. Думается, что в многовековой истории Казанской епархии рядом с именами архипастырей, мучеников, страстотерпцев должны присутствовать и скромные имена таких уездных батюшек.
В приложении даны выявленные списки архиерейского хора города Казани, которые, хочется надеяться, могут быть полезными для будущих историографов его и исследователей истории духовенства Казанской епархии.

————————–
ПРИЛОЖЕНИЕ.
НА РТ, ф. 3, оп. 2, д. 1, л. 2-19 Ревизская сказка 1815 г декабря 23 дня Казанского кафедрального Благовещенского собора о священно и церковно служителях и их семействах.
По последней ревизии состояли при оной церкви статные певчие первой станицы:
1. Диакон Егор Леонтьев Ласточкин, 33 (возраст на ревизию 1811 г.), 36 (возраст на настоящую ревизию 1815 г.), жена Марья Сергеева, 34, сын Феодор полугоду (на предыдущую ревизию 1811 г.), в 1813 г. помер, дочери девицы Александра, 2 и Пераскева, 3 месяцев.
2. Диакон Иван Андреев, вдов, 30, 33, его сын Илларион, 11, находился при отце праздно, в 1815 г выбыл в Казанский Федоровский монастырь в послушника.
3. Иван Логинов Туманский, холост, 24, 27.
4. Александр Иванов, 24, 27, детей не было и нет, жена Агафья Филиппова, 25.

Второй станицы:
5. Андрей Дмитриев Афонасов, холост, 22, 25.
6. Петр Иванов Алатов, 18, в 1815 выбыл в Казанскую консисторию в число канцелярских служителей.
7. Петр Аристархов Прибыловский, 15, в 1813 выбыл в церковника в Симбирский Спасский девичий монастырь.
8. Христофор Андреев Первицкий, 14, 17.
9. Иван Спиридонов Вонифатиев, 15, в 1813 выбыл в церковника Царевококшайской округи в село Морки.
10. Николай Петров Каменский, 14, в 1813 выбыл Симбирской округи в село Каменку во диакона.

Третьей станицы:
11. Егор Николаев Честонов, 13, в 1812 выбыл в церковника Ядринской округи в село Чувашскую Сему.
12. Алексей Сергеев Добросмыслов, 12, в 1814 выбыл Курмышской округи в село Языково во дьячка.
13. Иван Степанов Снегирев, холост, 13, 16.
14. Иван Матвеев Яблонский, холост, 13, в 1813 выбыл в церковника Алатырской округи в село Дубенки.
15. Тимофей Родионов Делосов, 13, в 1812 выбыл в церковника Ядринской округи в село Ишаки.
16. Филипп Петров Алмазов, холост, 13, в 1815 выбыл Ядринской округи в село Шуматово во дьячка.
17. Петр Никитин Лаврентьев, 12, 15.
18. Михаил Иванов Михновский, 11, 14.
19. Умершего в 1802 г. онаго же собора иподиакона Никифора Борисова сын Алексей, 17, обучался в академии в 1811 г., в 1812 поступил в ополчение и не возвратился еще.
Умершего иподиакона Никифора Борисова жена Марья Семенова 47.
20. Отосланного в 1803 г в военную службу онаго же собора звонаря Лукояна Иванова сын Алексей, 13, обучался в академии в 1811 г., в 1812 выбыл во дьячка к Казанской Никольской церкви, отосланного в военную службу звонаря Лукояна Иванова жена Евдокия Иванова, 53.
21. Умершего в 1804 г. певчего диакона Федора Семенова сын Яков, 19, в академии, 22, ныне в академии.

После 6 ревизии вновь к сему собору поступили и ныне на лицо состоят статные певчие:
1. Петр Иванов, холост, 23, в 1811 г. определен в сие звание из детей Карсунской округи села Кадышева умершего священника Ивана Андреева, где он и по сказкам 6 ревизии был писан.
2. Михаил Ефремов Дроздов, в 1813 г. определен из детей Ардатовского уезда села Серлечей священника Ефрема Иванова, при котором он и по сказкам 6 ревизии был писан, ныне 14 лет.
3. Михаил Степанов Захаров, в 1813 г. определен в сие звание из детей г. Мамадыша умершего дьячка Степана Захарова, где и по сказкам 6 ревизии был писан, ныне 11 лет.
4. Иван Андреев Кроковский, в 1813 г. определен в сие звание из детей г. Свияжска Троицкой церкви умершего священника Андрея Тихонова, где он и по сказкам 6 ревизии был писан.

НА РТ, ф. 3, оп. 2, д. 18, л. 1- 32 об. Ревизская сказка 1834 г. февраля 4 дня Казанского кафедрального Благовещенского собора о священно церковно служителях, сторожах, звонарях, певчих и их мужеска и женска пола семействах.
По последней 7 ревизии состояли певчие первой станицы:
1. Диакон Егор Леонтьев, 36, в 1818 г. произведен в г. Симбирск к Вознесенской церкви во священника, у него детей мужского пола не было.
2. Диакон Иван Андреев, 33, в 1816 г. поступил по вдовству его в Казанский Воскресенский, что при архиерейском доме, монастырь в число братии, детей не было.
3. Иван Логгинов Тумановский, холост, 23, в 1817 г. произведен в г. Казань к Воскресенской церкви во диакона.
4. Александр Иванов, 27, в 1816 г. определен Казанского уезда в село Воскресенское в причетники, детей не было.

Второй станицы:
5. Андрей Дмитриев Афанасьев, холост, 25, в 1812 г. за неспособностью был уволен из сего звания на пропитание родственников, а по разбору в 1831 г. бывшему исключен из духовного звания в гражданское ведомство.
6. Христофор Андреев Первицкий, холост, 17, в 1816 г. определен к Казанскому Богородицкому собору, что в Первоклассном девичьем монастыре во дьячка.

Третьей станицы:
7. Иван Стефанов Снегирев, холост, 16, в 1816 г. определен в Казанскую Богородицкую Семиезерную пустынь в послушника.
8. Петр Никитин Лаврентьев, 15, в 1817 г. определен Симбирской губернии в г. Буинск к Троицкой церкви во дьячка.
9. Михаил Иванов Михновский, 14, в 1816 г. пределен в Казанскую Богродицкую Семиезерную пустынь в послушника.
10. Петр Иванов, холост, 23, в 1817 г. определен Симбирской губернии Ардатовского уезда в село Сырятиново во диакона.
11. Михаил Ефремов Дроздов, 14, в 1824 г. обучавшись в Казанской семинарии в классе Богословия помер.
12. Михаил Стефанов Захаров, 11, в 1818 г. определен Казанского уезда в село Вознесенское в пономаря.
13. Иван Андреев Кроковский, 12, в 1822 г. определен к Казанской градской Воскресенской церкви во дьячка.
14. Умершего в 1807 г. певчего диакона Феодора Семенова сын Яков, 22, обучался в бывой Казанской академии, в 1820 г., по исключении из класса Богословия Казанской семинарии уволен в гражданское ведомство для избрания рода жизни.

После бывшей 7 ревизии вновь поступили и ныне на лицо состоят статные сященники:
36. Михаил Никитин Павловский, вдов, 40, в 1833 г. переведен к оному собору во священника на убылое место, из священника же церкви Ярославских Чудотворцев, что на кладбище при г. Казани, а в сказках по последней 7 ревизии писан был в оном же г. Казани при Покровской церкви статным диаконом; его дети: Василий вновь рожден, 13, обучается во 2 классе Казанского уездного училища, Петр вновь рожден, 11, обучается в 1 классе Казанского уездного училища; его дочери: Анна, 15, Александра, 9, его же сестра крестная, Тетюшского уезда села Корноухова умершего в 1816 г. дьячка Василия Алексеева дочь девица Пелагия Васильева, 26.

Певчие первой станицы:
1. Лука Леонтьев Сокольский, (возраст не указан), Казанской семинарии класса Богословия ученик, в 1821 г. определен в звание певчего, а в сказках по настоящей ревизии писан Козмодемьянского уезда в селе Владимирском при отце его диаконе Леонтии Иванове.
2. Петр Никифоров Русановский, Казанской семинарии класса Богословия ученик, в 1832 г. поступил в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан Симбирской епархии и губернии Алатырской округи в селе Чеберчине при отце его дьячке Никифоре Алексееве.
3. Дьякон Андрей Алексеев Несмелов, состоящий в г. Казани при Воскресенской церкви на дьячковской вакансии, в 1818 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан в г. Казани при Воскресенской церкви состоящим на дьяческой вакансии диаконом.
4. Иван Петров Благоразумов, Казанской семинарии класса Философии ученик, в 1825 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан при отце его г. Казани Николовешняковской церкви дьячке Петре Михайлове.
5. Григорий Илларионов Мекгмантов, Казанского уездного училища второго класса ученик, в 1828 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан Цивильскаго уезда в селе Кармалах сыном умершего в 1825 г. священника Иллариона Иванова.
6. Иван Васильев Подлесников, Казанского уездного училища 2 класса ученик, в 1828 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан Симбирской епархии, губернии и округи в селе Репьевке сыном умершего в 1819 г. диакона Василия Семенова.
7. Сергей Тимофеев Славницкий, Казанского уездного училища 2 класса ученик, в 1823 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан он Свияжского уезда в селе Подберезье сыном умершего в 1822 г. священника Тимофея Данилова.
8. Сергей Яковлев Седмицкий, Казанского уездного училища 2 класса ученик, в 1830 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан он Казанского уезда в селе Савинове при отце его священнике Якове Абрамове.

Второй станицы:
9. Иван Васильев Силецкий, Казанской семинарии класса Богословия ученик, в 1830 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан он Симбирской епархии и губернии, Сызранскаго уезда в селе Еделеве при отце его священнике Василии Тимофееве.
10. Диакон Андрей Иванов Красовский, состоящий при церкви Ярославских Чудотворцев, что на Казанском градском кладбище в причетнической должности, в 1832 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан он при церкви Ярославских Чудотворцев, что на Казанском градском кладбище в причетнической должности диаконом.
11. Диакон Николай Феодоров Богоявленский, состоящий при оном Кафедральном соборе в должности псаломщика, в 1826 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан он, как выше сего явствует, при оном Кафедральном соборе в должности псаломщика диаконом 26 лет.
12. Иван Яковлев Архангельский, Казанской семинарии класса Философии ученик, в 1827 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан он Симбирской епархии и губернии гор. Карсуна Архангельской церкви при отце его диаконе Якове Аристархове.
13. Иван Алексеев Гурьев, Казанского уездного училища 2 класса ученик, в 1831 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан он Казанского уезда в селе Столбищах при отце его священнике Алексее Петрове.
14. Александр Иванов Горинков, Казанского уездного училища 2 класса ученик, в 1831 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан он Симбирской епархии и губернии Карсунскаго уезда в селе Горинках при отце его священнике Иване Яковлеве.
15. Евграф Иванов Лебедев, Казанского уездного училища 2 класса ученик, в 1831 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан он Свияжской округи в селе Кобызеве при отце его дьячке Иване Васильеве.
16. Петр Евграфов Магницкий, Казанской семинарии класса Словесности ученик, в 1830 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан Симбирской епархии и губернии и округи в селе Суровке при отце его диаконе Евграфе Алексееве.

Третьей станицы:
17. Диакон Феодор Алексеев Красицкий, находящийся в г. Казани при Евдокиинской церкви статным диаконом, в 1830 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан г. Казани при Евдокиинской ц. статным диаконом.
18. Александр Семенов Кудрявцев, Казанской семинарии класса Философии ученик, в 1833 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан Симбирской епархии и губернии Сингилеевского уезда в селе Новодевичье сыном умершего в 1826 г. священника Семена Васильева.
19. Иосаф Иванов Певунов, Казанской семинарии класса Богословия ученик, в 1819 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан Казанской губернии в г. Мамадыше при отце его диаконе Иване Петрове.
20. Григорий Александров Сперанский, в 1813 г. определен в сие звание из детей вновь рожденных после 7 ревизии, бываго Симбирской епархии и губернии в г. Ардатове при Троицкой церкви диакона Александра Павлова, в 1830 г. поступившего по вдовству его в Свияжский Успенский монастырь в число братства.
21. Николай Васидьев Жданов, Казанского уездного училища 1 класса ученик, в 1832 г. определен в сие звание из детей вновь рожденных после 7 ревизии бываго Симбирской епархии и губернии Карсунской округи в селе Троицком, Куроядово тож, диакона Василия Трифиллиева, в 1827 году поступившаго по вдовству его в Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь в число братства, в сказках же по настоящей ревизии писан он в особо составленной монашествующими в Казанском Архиерейском Доме о имеющихся при них детях, ревизской сказке.
22. Андрей Антипиев Смирнов, Казанского уездного училища 2 класса ученик, в 1832 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан Тетюшской округи в селе Барских Каратаях при отце его священнике Антипие Семенове.
23. Василий Михайлов Павловский, Казанского уездного училища 2 класса ученик, в 1832 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан как выше сего явствует, при отце онаго кафедральнаго собора священнике Михаиле Никитине Павловском 13 лет.
24. Петр Иванов Соколов, Казанского уездного училища 1 класса ученик, в 1832 г. определен в сие звание, в сказке же по настоящей ревизии писан Чебоксарской округи в селе Кошках сыном умершего в 1831 г. диакона Ивана Александрова.

НА РТ, ф. 4, оп. 73, д. 138, л. 23-25 об. Клировая Ведомость о певчих архиерейского хора за 1841 год.
Регент Казанского Кафедральнаго собора священник Михаил Павловский, поступил в управление Архиерейского хора ноября 1 дня 1828 года, 49 лет.

а) Басы
1. Города Казани Воскресенской церкви диакон Андрей Черняев, 23, поступил в хор 1837 г. апреля 3 дня.
2. Казанской семинарии исключенный из среднего отделения ученик Михаил Ласточкин, Симбирской губернии священнический сын, поступил в хор 1841 г. июля 18 дня, на содержании архиерейского дома.
3. Семинарии исключенный из низшего отделения ученик Михаил Остряков, 22, диаконский сын, поступил в хор 1841 г. июня 3 дня, на содержании архиерейского дома.

в) Теноры
4. Казанской семинарии высшего отделения ученик Василий Павловский, 22, священнический сын, поступил в хор в 1832 г. марта 29 дня, в стихарь посвящен прежде, нежели был еще в хоре, Его Высокопреосвященством Филаретом, бывшим Архиепископом Казанским, на содержании отцовском.
5. Казанской семинарии высшего отделения ученик Петр Соколов, 21, священнический сын, поступил в хор 10 февраля 1841 г., в стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Филаретом 1833 г. июня 15 дня, на содержании архиерейского дома.
6. Казанской семинарии низшего отделения ученик Петр Киаксаров, 12, диаконский сын, поступил в хор 1841 г. февраля 10 дня, на содержании архиерейского дома.
7. Исидор Кичиревский, 43, поступил в число певчих 1837 г. мая 26 дня из послушников Черниговского архиерейского дома, в стихарь посвящен тамо бывшим Преосвященным Лаврентием 1827 г. декабря 26 дня, на содержании архиерейского дома.

с) Альты
8. Казанского уездного училища высшего отделения ученик Алексей Борисоглебский, 15, умершего пономаря сын, поступил в хор 1840 г октября 9 дня, в стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Владимиром Архиепископом Казанским октября 22 дня того года, на содержании архиерейского дома.
9. Казанского уездного училища низшего отделения ученик Лука Смирнов, 13, отданного в военную службу дьячка сын, поступил в хор 1840 г октября 9 дня, в стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Владимиром Архиепископом Казанским сентября 22 дня, на содержании архиерейского дома.
10. Казанского уездного училища низшего отделения ученик Павел Борисоглебский, 11, умершего пономаря сын, поступил в хор 1841 г. и в стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Владимиром Архиепископом Казанским ноября 8 дня, на содержании архиерейского дома.
11. Сверх сего приватно обучающийся в Казанском приходском училище высшего отделения ученик Павел Флеринский, 11, дьяческий сын, на содержании церковном.

д) Дышканты
12. Казанского уездного училища высшего отделения ученик Петр Невзоров, 16, диаконский сын, поступил в хор 1840 г. октября 9 дня, на содержании архиерейского дома.
13. Казанского уездного училища низшего отделения ученик Василий Далматов, 13, священнический сын, поступил в хор 1840 г. октября 9 дня и в стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Владимиром Архиепископом Казанским до утверждения его в штат певчих сентября 22 дня, на содержании архиерейского дома.
14. Казанского уездного училища высшего отделения ученик Андрей Орлов, 13, диаконский сын, поступил в хор 1840 г. октября 9 дня, в стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Владимиром Архиепископом Казанским сентября 22 дня того же года, на содержании архиерейского дома.
15. Казанского уездного училища низшего отделения ученик Михаил Вознесенский, 11, диаконский сын, поступил в хор 1840 г. октября 9 дня, в стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Владимиром Архиепископом Казанским октября 22 дня того же года, на содержании архиерейского дома.
16. Казанского уездного училища низшего отделения ученик Андрей Любомудров, 12.
Сверх того числятся на певческих вакансиях архиерейского дома послушники:
Константин Голубев, Матвей Бакулевский, которые должны быть показаны в клировых ведомостях архиерейского дома.
Михаил Павловский руку приложил.

НА РТ, ф. 4, оп. 86, д. 53, л. 1-5 Клировая ведомость о певчих Казанского архиерейского хора за 1854 г.

Басы.
1. Диакон Стефан Кляровский, 32, диаконский сын, по исключении из высшего отделения Свияжского духовного училища определен в Свияжский Первоклассный Богородицкий монастырь в число послушников, где посвящен в стихарь 1836 года, оттуда определен во дьячка Села Юматова к Спасо-Преображенской церкви 1837 года, отсель поступил в Казанскую духовную консисторию в писцы 1838 года; а 1841 года декабря 25 дня бывым Высокопреосвященнейшим Владимиром, произведен Тетюшскаго уезда в село Новые Шингуты к Христорождественской церкви во диакона и по вдовству в 1847 г. поступил в монастырь, в хор определен по предложению Его Высокопреосвященства Григория Архиепископа Казанского, данному Казанской духовной консистории августа 5 дня 1853 г., познаний по хору порядочных, поведения очень хорошего.
2. Иван Троянский, 22, Ядринского уезда, села Абызова диакона Василия Похвалинского сын, по исключении из Чебоксарского духовного училища определен был в Царевококшайскую Мироносицкую пустынь в число послушников 1848 г. сентября 11 дня, в хор поступил в июне месяце 1851 г., в стихарь посвящен 1855 г. 2 февраля, познаний по хору очень порядочных, поведения довольно хорошего.
3. Павел Муромцев, 22, пономарский сын, по увольнении из Чистопольского духовного уездного училища высшего отделения определен Мамадышскаго уезда в село Берсут 1852 г. в июне месяце, откуда перемещен по прошению его в г. Чистополь к Николаевскому собору в пономаря, в хор определен 1854 г. в августе месяце, в стихарь посвящен, холост, познаний по хору не худых, поведения хорошего.

Теноры:
4. Гавриил Пактовский, 22, Ядринского уезда села Турунова дьячка Ивана Пактовскаго сын, по исключении из низшего отделения Казанской семинарии определен был в Царевококшайскую Мироносицкую пустынь в число послушников, в хор поступил 1852 г. августа 31 дня, в стихарь не посвящен, познаний по хору хороших, поведения очень хорошего.
5. Николай Виноградов, 20, Царевококшайского уезда села Мироносицкой пустыни пономаря Егора Никольского сын, по исключении из низшего отделения Чебоксарского духовного уездного училища определен был в Мироносицкую пустынь 1852 г. августа 31 дня, в стихарь не посвящен, познаний по хору хороших, поведения довольно хорошего.
6. Феодор Ясницкий, 26, Казанского уезда села Крылай умершего священника Дмитрия Петрова сын, окончивший курс в Казанской духовной семинарии ученик, в хор поступил 12 августа 1853 г., в стихарь посвящен бывым Высокопреосвященнейшим Владимиром в 1841 г, в бытность его в оном же хоре певчим, познаний по хору хороших, поведения хорошего.
7. Евграф Крылаев, 22, Мамадышского уезда села Отар умершего дьячка Александра Крылаева сын, по исключении из низшего отделения Чистопольского духовного уездного училища определен был в Казанский Иоанновский монастырь с надеждою пострижения в монашество 1849 г. августа 19 дня, в хор поступил в июле месяце 1851 г., познаний по хору не худых, поведения хорошего.
8. Петр Флеоринский, 26, Свияжского уезда, села Бежбатман дьячка Ивана Панова сын, по исключении из низшего отделения Казанского духовного училища определен был в Раифскую пустынь в число послушников для обучения причетнической должности, посвящен в стихарь 1844 г. октября 21 дня, в хор поступил 1853 г. 30 мая, познаний по хору не худых, поведения очень хорошего.

Альты:
9. Петр Добров, 11, Свияжского уезда села Тагашева дьячка Ивана Доброва сын, высшего отделения Казанского духовного уездного училища ученик, в хор поступил 1852 г. августа 31 дня, в стихарь не посвящен, познаний по хору хороших, поведения хорошего.
10. Евгений Львов, 17, Чистопольского уезда села Архангельской слободы умершего священника Леонида Львова сын, обучается в низшем отделении Казанской семинарии, в хор поступил в июле 1854 г., познаний по хору хороших, поведения хорошего.
11. Феодор Ястребов, 12, Лаишевского уезда села Шумкова умершего дьячка Афанасия Ястребова сын, обучается в низшем уездном отделении Чистопольского духовного училища, в хор поступил 1854 г в июле месяце, познаний по хору не худых, поведения очень хорошего.
12. Александр Мироносицкий, 10, г. Спасска диакона Петра Мироносицкого сын, обучается в низшем приходском классе, познаний по хору не худых, поведения очень хорошего.

Дисканты:
13. Михаил Меньшиков, 12, Чистопольского уезда села Аксубаева священника Семена Меньшикова сын, обучается в высшем уездном отделении Чистопольского духовного училища, в хор поступил 1851 г. июня 30 дня, в стихарь не посвящен, познаний по хору хороших, поведения хорошего.
14. Стефан Пущаровский, 12, Казанского уезда села Вознесенского священника Даниила Пущаровскаго сын, обучается в высшем уездном отделении Казанского духовного училища, в хор поступил 1852 г. августа 31 дня, в стихарь не посвящен, познаний по хору хороших, поведения хорошего.
15. Михаил Орлов, 11, Ядринского уезда села Турунова диакона Елисея Орлова сын, Чебоксарского уездного училища среднего отделения ученик, в хор поступил 1852 г. августа 31 дня, в стихарь не посвящен, познаний по хору хороших, поведения хорошего.
16. Дмитрий Ишерский, 13, умершего диакона Казанского уезда села Чекурчи Христофора Ишерского сын, обучается в высшем уездном отделении Казанского духовного училища, в хор поступил 1854 г. в июле, познаний по хору не худых, поведения очень хорошего.
17. Флегонт Лебедев, 14, Лаишевского уезда села Бетьков диакона Михаила Лебедева сын, обучается в высшем уездном отделении Чистопольского духовного училища, в хор поступил в июле 1854 г., познаний по хору порядочных, поведения хорошего.
18. Николай Источников, 9 лет, града Казани Петропавлавского собора дьячка Александра Васильева сын, обучается в низшем отделении приходского духовного училища, в хор поступил в сентябре 1854 г., познаний по хору слабых, поведения хорошего.
19. Яков Ильинский, 9, г. Чебоксар умершего дьячка Степана Ильинского сын, обучается в низшем отделении приходского духовного училища, в хор поступил в 1854 г. в сентябре месяце, познаний по хору слабых, поведения хорошего.
Регент Священник Петр Миловидов

НА РТ, ф. 4, оп. 97, д. 48, л. 282-287 Клировая ведомость о певчих Казанского архиерейского хора за 1865 г.

Басы:
1. Николай Доброхотов, 21, Цивильского уезда села Луцкого умершего диакона Ивана Доброхотова сын, по исключении из среднего отделения Казанского духовного уездного училища был определен в Седмиезерную Богородицкую пустынь в число послушников, в хор поступил в сентябре 1864 г., в стихарь не посвящен, познаний по хору хороших, поведения хорошего.
2. Александр Билетов, 20, Спасского уезда села Матвеевки дьячка Петра Билетова сын, ученик низшего отделения Казанской духовной семинарии, в хор поступил в декабре 1864 г., в стихарь не посвящен, познаний по хору хороших, поведения хорошего.

Теноры:
3. Александр Покровский, 20, Царевококшайского уезда села Малого Акашева священника Гавриила Покровского сын, обучался в Царевококшайском уездном училище, в хор поступил в феврале 1862 г., в стихарь не посвящен, познаний по хору хороших, поведения хорошего.
4. Аркадий Цветков, 21, Чистопольского уезда села Седелькино бывшего дьячка Стефана Цветкова сын, ученик высшего отделения Казанской духовной семинарии, в хор поступил августа 1865 г., в стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Афанасием ноября 1864 г., познаний по хору очень хороших, поведения очень хорошего.
5. Андрей Надеждин, 21, Чистопольского уезда села Жукотина умершего дьячка Гавриила Надеждина сын, ученик среднего отделения Казанской духовной семинарии, в хор поступил в мае 1864 г., в стихарь не посвящен, познаний по хору хороших, поведения хорошего.
6. Петр Поликарпов, 20, Спасского уезда села Куркуль сын диакона Степана Поликарпова, ученик среднего отделения Казанской духовной семинарии, в хор поступил декабря 1864 г., в стихарь не посвящен, познаний по хору очень хороших, поведения хорошего.
7. Арсений Скворцов, 20, Цивильского уезда села Хоршалов умершего дьячка Александра Скорцова сын, кончил курс в Казанском духовном уездном училище, в хор поступил в июле 1857 г., в стихарь не посвящен, познаний по хору хороших, поведения хорошего.

Альты:
8. Алексей Солнцев, 15, г. Казани Кафедрального собора сын умершего диакона Ивана Солнцева, ученик среднего отделения Казанского духовного уездного училища, в хор поступил июля 1861 г., в стихарь не посвящен, познаний по хору хороших, поведения хорошего.
9. Константин Листов, 13, г. Казани Ляпуновско-Никольской церкви дьячка Михаила Листова сын, ученик низшего отделения Казанского духовного уездного училища, в хор поступил в сентябре 1863 г., в стихарь не посвящен, познаний по хору хороших, поведения хорошего.
10. Михаил Красовский, 12, г. Казани Вознесенской церкви дьячка Николая Красовского сын, ученик среднего отделения Казанского духовного училища, в хор поступил в ноябре 1863 г., познаний по хору порядочных, поведения хорошего.
11. Владимир Рождественский 13, Лаишевского уезда села Рождествена дьячка Егора Рождественского сын, нигде не обучался, в хор поступил декабря 1864, в стихарь не посвящен, познаний по хору не худых, поведения хор.

Дисканты:
12. Иван Трефилов, 16, Тетюшского уезда села Ильинского сын умершего диакона Семена Трефилова, ученик среднего отделения Казанского уездного духовного училища, в хор поступил декабря 1859, познаний по хору хороших, поведения хорошего.
13. Василий Дезидерьев, 16, Мамадышского уезда села Красной Горки сын умершего диакона Григория Дезидерьева, ученик среднего отделения Казанского уездного духовного училища, в хор поступил декабря 1859, познаний по хору хороших, поведения хорошего.
14. Димитрий Меньшиков, 13, Мамадышского уезда села Абдей священника Семена Меньшикова сын, ученик среднего отделения Казанского духовного училища, в хор поступил в марте 1863 г., познаний по хору хороших, поведения хорошего.
15. Владимир Феодоров, 13, Мамадышского уезда села Уряс-Учей дьячка Феодора Феодорова сын, ученик среднего отделения Казанского духовного училища, в хор поступил в сентябре 1864 г., познаний по хору хороших, поведения хорошего.
16. Аристарх Ямбиков, 14, Ядриского уезда села Чемеево умершего священника Константина Ямбикова сын, ученик среднего отделения Казанского духовного училища, в хор поступил в мае 1864 г., познаний по хору хороших, поведения хорошего.
17. Яков Златоустов, 13, г. Казани Грузинской церкви диакона Василия Златоустова сын, ученик низшего отделения Казанского духовного училища, в хор поступил в мае 1864 г., познаний по хору хороших, поведения хорошего.
18. Стефан Фастрицкий, 13, г. Казани Варваринской церкви дьячка Ивана Фастрицкого сын, ученик низшего отделения Казанского духовного училища, в хор поступил в сентябре 1863 г., познаний по хору хороших, поведения хорошего.
19. Алексей Меньшиков, 11, Мамадышского уезда села Абдей священника Семена Меньшикова сын, ученик низшего отделения Казанского духовного училища, в хор поступил в апреле 1865 г., познаний по хору слабых, поведения хорошего.
Регент архиерейского хора, соборный священник Петр Миловидов.

НА РТ, ф. 4, оп. 98, д. 39, л. 52-56 Клировая ведомость о певчих Казанского архиерейского хора за 1866 г.

Басы.
1. Николай Доброхотов. См. НА РТ, ф. 4, оп. 97, д. 48, л. 282-287 Клировая ведомость о певчих Казанского архиерейского хора за 1865 г.
2. Александр Билетов. См. НА РТ, ф. 4, оп. 97, д. 48, л. 282-287 Клировая ведомость о певчих Казанского архиерейского хора за 1865 г.
3. Петр Беляев, 25, Царевококшайского уезда села Сотнур диакона Александра Беляева сын, по исключении из низшего отделения Казанской духовной семинарии был определен в казанский архиерейский дом в число послушников, в хор поступил в январе 1866 г.
4. Евгений Афонский, 22, Чистопольского уезда села Кармалов умершего священника Петра Афонского сын, по исключении из среднего отделения Чистопольского духовного уездного училища был определен в Спасопреображенский монастырь в число послушников, в хор поступил в апреле 1866 г., в стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Афанасием в июне 1865 г.
5. Феодор Разумовский, 20, Тетюшского уезда села Нового Чинчурина отрешенного священника Асигкрита Разумовского сын, нигде не обучался, был в Спасопреображенской обители в числе послушников, в хор поступил в марте 1866 г., в стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Афанасием в июне 1865 г.
6. Сергей Воецкий, 21, г. Чистополя Спасской церкви священника Луки Воецкого сын, ученик Казанской духовной семинарии высшего отделения, в хор поступил в ноябре 1866 г., в стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Гурием 25 сентября 1866 г.
7. Василий Арнольдов, 27, Спасского уезда села Марасы диакона Димитрия Арнольдова сын, кончил курс в Чистопольском духовном уездном училище, в хор поступил в декабре 1866 г.

Тенора.
8. Александр Покровский. См. НА РТ, ф. 4, оп. 97, д. 48, л. 282-287 Клировая ведомость о певчих Казанского архиерейского хора за 1865 г.
9. Иван Ишерский, 22, Лаишевского уезда села Державина священника Владимира Ишерского сын, ученик высшего отделения Казанской духовной семинарии, в хор поступил в ноябре 1866 г., в стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Гурием в сентябре 1866 г.
10. Андрей Надеждин. См. НА РТ, ф. 4, оп. 97, д. 48, л. 282-287 Клировая ведомость о певчих Казанского архиерейского хора за 1865 г.
11. Арсений Скворцов. См. НА РТ, ф. 4, оп. 97, д. 48, л. 282-287 Клировая ведомость о певчих Казанского архиерейского хора за 1865 г.
12. Вонифатий Ягодинский, 20, г. Казани Владимирского собора умершего дьячка Ивана Ягодинского сын, ученик Казанской духовной семинарии высшего отделения, в хор поступил в ноябре 1866 г., в стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Гурием сентября 25 дня 1866 г.

Альты.
13. Константин Листов. См. НА РТ, ф. 4, оп. 97, д. 48, л. 282-287 Клировая ведомость о певчих Казанского архиерейского хора за 1865 г.
14. Михаил Красовский. См. НА РТ, ф. 4, оп. 97, д. 48, л. 282-287 Клировая ведомость о певчих Казанского архиерейского хора за 1865 г.
15. Николай Ишерский, 13, Лаишевского уезда села Державина священника Владимира Ишерского сын, ученик среднего отделения Казанского духовного училища, в хор поступил в ноябре 1866г.
16. Сильвестр Афонский, 11, Царевококшайского уезда села Сотнур дьячка Петра Афонского сын, ученик низшего отделения Казанского духовного училища, в хор поступил в декабре 1866 г.
17. Василий Розов, 11, Лаишевского уезда села Селенгуш дьячка Николая Розова сын, ученик низшего отделения Казанского духовного училища, в хор поступил в декабре 1866 г.

Дисканты.
18. Димитрий Меньшиков. См. НА РТ, ф. 4, оп. 97, д. 48, л. 282-287 Клировая ведомость о певчих Казанского архиерейского хора за 1865 г.
19. Владимир Феодоров. См. НА РТ, ф. 4, оп. 97, д. 48, л. 282-287 Клировая ведомость о певчих Казанского архиерейского хора за 1865 г.
20. Яков Златоустов. См. НА РТ, ф. 4, оп. 97, д. 48, л. 282-287 Клировая ведомость о певчих Казанского архиерейского хора за 1865 г.
21. Николай Огнев, 11, Ядринского уезда села Убеева диакона Агафангела Огнева сын, ученик среднего отделения Казанского духовного училища, в хор поступил в октябре 1865 г.
22. Стефан Фастрицкий. См. НА РТ, ф. 4, оп. 97, д. 48, л. 282-287 Клировая ведомость о певчих Казанского архиерейского хора за 1865 г.
23. Иван Ягодинский, 13, г. Казани Владимирского собора умершего дьячка Ивана Ягодинского сын, ученик среднего отделения Казанского духовного училища, в хор поступил в декабре 1866 г.
24. Евгений Серебров, 9, Цивильского уезда села Кошелей умершего священника Василия Сереброва сын, ученик низшего отделения Казанского духовного училища, в хор поступил в декабре 1866 г.
25. Василий Беляев, 11, Царевококшайского уезда села Сотнур диакона Александра Беляева сын, нигде не обучался, в хор поступил в декабре 1866 г.
Регент архиерейского хора, соборный священник Петр Миловидов
———————
*) В июле сего 2012 года мне довелось поучаствовать в Третьих Свияжских чтениях, о чем я уже писала на блоге. Данная статья была написана в качестве текста моего выступления на этой конференции и опубликована в  сборнике «III Свияжские чтения».

Отзывов: 11

  1. Вера
    09.10.2012 в 12:07 | #

    Галина, потрясающая вещь! Слава богу Клировые ведомости дождались Вас, с такой добросовестностью и скрупулезностью вычитавшую все сведения о певчих.Работа титаническая! Думается, что на этом Ваши исследования не закончатся. Желаю успеха, сподвижников и последователей.

  2. galina
    09.10.2012 в 15:54 | #

    Вера, спасибо за отклик и добрые слова. Действительно хорошо, что Клировые сохранились. Но далеко не все, к сожалению моему. Неожиданно столкнулась с их отсутствием после 1866 года. Вы правы, я продолжаю поиски в этом направлении. Теперь меня интересуют регенты хора. Кое-какие новые находки позволят дополнить списки хора, приведенные в этой статье.

  3. Галина
    21.10.2012 в 07:10 | #

    Замечательная статья. Не только познавательная, но и весьма информативная. Спасибо большое за Ваш подвижнический и просветительский труд.

    С уважением, Г.М.

  4. galina
    21.10.2012 в 17:37 | #

    Разумеется, выступление мое на конференции ограничилось основным содержанием. Однако, по большому счету, именно приложение с именами певчих архиерейского хора за ряд лет считаю главной частью публикации в Свияжском сборнике и на блоге. Хочется верить, что со временем окажутся они востребованы потомками.
    На сегодня этот перечень имен пополнился новыми. Надеюсь опубликовать их на блоге в ближайшее время.

  5. Галина
    22.10.2012 в 17:13 | #

    Замечательно Ваше решение – продолжение сей тематики. Всему свое время. Непременно найдутся и потомки. Ваш труд не пропадет и будет востребован.

  6. Сергей
    08.11.2012 в 10:37 | #

    Galina,
    Ваши изыскания очень взволновали меня – особенно в части упоминания моего вероятного предка Евграфа Крылаева, а так же (в другом документе) моей бабушки Раисы (Николаевны) Крылаевой и ее сестры Екатерины Крылаевой. Я давно пытаюсь восстановить историю, но о Николае Крылаеве (священнике) не осталось ничего кроме фотографий с дочерьми. Нет ли у Вас каких-то материалов? Искренне Сергей.

  7. galina
    08.11.2012 в 10:52 | #

    Сергей, очень порадовал меня Ваш отклик. На таковые и надеялась, работая над текстом выступления и затем публикуя его здесь.
    Фамилия Крылаев попадалась мне неоднократно в Клировых ведомостях церквей Казанской епархии. Но я выписывала из множества имен священно и церковно служителей тех, кто непосредственно оказывался в родственно-свойственных связях с певчими архиерейского хора. Возможно, и Евграф Крылаев обнаружится в какой-то из выписок. Мне нужно время, чтобы проверить это.

  8. galina
    08.11.2012 в 14:07 | #

    Сергей, нашла выписку о Вашем Крылаеве, видимо, но уже не из Клировых ведомостей, из иного источника:
    Справочная книга Казанской епархии. 1904 г.
    Стр.383
    Крылаев Ник. Евграфович, 39 л., священник церкви села Тумба Старая, Спасского уезда, из 3 класса Семинарии, законоучитель; в семействе у него жена и две дочери 12 и 10 лет.
    Имеет набедренник 1902 г.
    Псаломщик 1886 г, диакон 1891 г, священник 1897 г.
    На настоящем месте с 1897
    Я предполагаю, что он вполне мог быть сыном певчего архиерейского хора Евграфа Крылаева.

  9. galina
    08.11.2012 в 14:35 | #

    Сергей, Ваши сведения о Свияжском уезде подтверждаются. В Адрес-календаре Казанской губернии на 1915 г. на стр.417 находим:
    Ведомство православного исповедания
    Свияжский уезд
    2-е благочиние
    Настоятель церкви села Паново священник Николай Крылаев.

  10. Сергей
    10.12.2012 в 10:00 | #

    У меня сохранилась обложка от манускрипта этой церкви села Панова «Ведомость учета вина получаемого от Казанской епархии» – так что мой прадед приобрел реальные атрибуты служения в Панове. А вот бабушка моя Раиса Николавна была рождена во Фролово (тогда – Фролово-Ясак), где прадед так же служил в церкви.

    • galina
      10.12.2012 в 10:07 | #

      Сергей, я помню о наличии у Вас этого документа. Была бы признательна Вам за возможность познакомиться с ним.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>