© 2015 galina azanovskie_4

Азановские – священнослужители Казанской губернии

Основные сведения  предоставлены  Эдуардом  Шайхутдиновым.

Священник Евгений Антоньевич Азановский служил в селе Кощаково с 20 июля 1892 по 20 февраля 1896 года, т.е. был предшественником священника Василия Васильевича Смирнова в этом селе.

В Ревизской сказке Сретенской церкви села Азаново Царевококшайского уезда Казанской губернии за 1834 год значатся: пономарь села Азаново Царевококшайского уезда – Михаил Иванов (1785 – до 1850), жена его Домника Стефанова (1784-?) [11];
его сын, священник этого же села с 1828 года Трофим Михайлов Азановский (1805 – после 1850), по 7-й ревизии писан был при отце пономаре Михаиле Иванове 11 лет; жена его Апполинария Андреева (1812-?), его сын Антоний 1 года (внук Михаила Иванова).

Второе поколение

В Ревизской сказке Сретенской церкви села Азаново за 1850 год значатся священник Трофим Михайлов Азановский (1805 – после 1850) 45 лет, его жена Апполинария Андреева (1812-?) 38 лет, у них сыновья: Антоний (1833 г.р.) 17 лет, обучается в Казанской Духовной семинарии; Алексей (1835 г.р.) 15 лет, обучается там же; Виктор (1838 г.р.) 12 лет, обучается в Чебоксарском Духовном училище; Петр (1848 г.р.) 2 лет; дочери: Глафира (1840 г.р.) 10 лет, Антонина (1842 г.р.) 8 лет, Анна 2 месяцев.

На основе имеющихся сегодня данных можно рассматривать село Азаново в качестве родового гнезда, откуда пошла фамилия священно служителей Азановских. Рискну также предположить, что получил эту фамилию сын пономаря Михаила Иванова Трофим Михайлов при поступлении в Казанскую духовную семинарию, по окончании курса в которой в 1828 году был произведен в село Азаново во священника.

Третье поколение

Следующий по хронологии документ – Клировая ведомость за 1865 год Сретенской церкви села Азаново.  Священником при ней уже третьего поколения семьи о. Антоний Трофимов Азановский, тот, которому в Ревизию 1834 года один год исполнился, почему и не удостоился он в этой записи полуотчества, а писан был просто Антонием. В 1865 году вошел в полный возраст – 32 года, окончил полный курс Казанской духовной семинарии 10 октября 1856 года. По выходе из семинарии определен в наставника Ронгинского училища. 21 ноября 1857 года рукоположен во священника к церкви во имя Смоленской Божией Матери села Сухая Река Казанского уезда [1]. 22 марта 1865 года переведен в село Азаново. В семействе Антония Трофимова Азановского: жена Олимпиада Николаева (1838 г.р.) 27 лет, сыновья Анемподист (1859 г.р.) 6 лет [2], Леонид (1863 г.р.) 2 лет, Евгений 2 месяцев, дочь Феоктиста (1962 г.р.) 3 лет. В числе сиротствующих села Азаново значится священника жена-вдова Апполинария Андреева 53 лет, живет на содержании сына своего священника Антония Трофимова, ее сын Петр 18 лет, обучается в низшем отделении Казанской духовной  семинарии. Не исключено, что перевод на настоящее место отца Антония Трофимова состоялся  по смерти предыдущего настоятеля, отца его Трофима Михайлова.
В 1884 году Антоний Трофимович Азановский 51 года состоит настоятелем церкви во имя Владимирской Божией Матери в селе Кельмаково (Кузнецово тож) Царевококшайского уезда, переведен к сей церкви 30 апреля 1877 года. В семействе у него: жена Олимпиада Николаева 45 лет, дети: Евгений 19 лет, учится в Казанской духовной семинарии, Семен 16 лет там же, Михаил 5 лет, Марья 13 лет, Ольга 7 лет. Старший сын Анемподист служит земским фельдшером, сын Леонид получил диплом фельдшера, дочь Фиоктиста замужем за дьяконом.
К 1895 году Антоний Трофимов вдов, служит в двуприходной церкви Владимирской Божьей Матери села Кельмаково (Кузнецово тож).
Последние сведения. В 1900 году шестидесяти семи летний Антоний Трофимов Азановский состоит за штатом церкви Владимирской Божьей Матери села Кельмаково (Кузнецово тож).  О детях его известно следующее: Михаил 21 года обучается в 4-м классе Казанской духовной семинарии; Сергей 14 лет, обучается в Казанском духовном училище.

По Ведомости 1884 года в селе Ронги Царевококшайского уезда служит помощник настоятеля церкви во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, священник Петр Трофимов Азановский (1848 г.р.) 37 лет, священнический сын. Уволенный  по болезни из низшего отделения Казанской духовной семинарии 12 декабря 1866 года определен в дьячки Цивильского Троицкого собора. 3 сентября 1867 года перемещен в село Михайловское (Сурты) Царевококшайского уезда к Троицкой церкви (придел во имя Св. Архистратига Божия Михаила). 27 июня 1878 года посвящен в дьяконы, 1 ноября 1884 года – во священника на настоящее место. В 1884 году в семействе у него: жена Марья Константинова (1847-10.01.1906) 37 лет, дети: Алексей (1871 г.р.) 13 лет, Николай (1873 г.р.) 11 лет, Елизавета (1870 г.р.)  14 лет, Марья (1875 г.р.)  9 лет, Александра 1879 г.р.)  5 лет, Павел (1881 г.р.) 3 лет и Фиона 8 месяцев. Без сомнения, Петр Трофимов 1848 года рождения  младший брат Антония Трофимова Азановского – внук пономаря Михаила Иванова (см. выше Ревизскую сказку Сретенской церкви села Азанова за 1850 год).
28 декабря 1890 года Петр Трофимов Азановский переведен в село Кожла-Солы Царевекокшайского уезда к церкви Св. Николая Чудотворца. В семействе у него в 1895 году: жена Марья Константинова 48 лет.
В 1904 году служит на этом же месте. Награжден набедренником в 1898 году. При нем жена и дочь 14 лет.
Когда в 1914 году священник Покровской церкви села Кумья Козьмодемьянского уезда Василий Ананьев тяжело заболел и уже не мог исполнять свои обязанности, на его место из Кожла-Сола был прислан уже заштатный священник Петр Азановский, где служил, с 13 февраля по 27 мая. [3]
Алексей Трофимов Азановский (1835 г.р.) 15 лет, в 1850 году обучался в Казанской Духовной семинарии.
Виктор Трофимов Азановский (1838 г.р.) 12 лет, в 1850 году обучался в Чебоксарском Духовном училище,

Четвертое поколение – Антониевичи. На 1900 год

Анемподист Антониев Азановский 41 год, родился в селе Азаново, земский фельдшер, вдов.
Феоктиста (сведения на 1884 г.) 38 лет,  замужем за диаконом.
Леонид Антониев Азановский 37 лет, родился в селе Азаново, земский фельдшер, холост.
Евгений Антониев Азановский 35 лет, родился в селе Азаново, священнический сын, окончил курс в Казанской духовной семинарии со свидетельством 2 разряда 11 июля 1886 года. Рукоположен во священника к Сретенской церкви села Азаново 21 февраля 1887 года. По прошению перемещен к Троицкой церкви села Кощаково Казанского уезда 20 июля 1892 года. В 1893 году в семействе у него: жена Ольга Федорова (1870 г.р.) 23 лет, сын Анатолий (1891 г.р.) 2 лет, дочь Любовь 1 года.
В 1900 году был переведен настоятелем к церкви во имя Святителя Николая Чудотворца села Кукморы (Никольского, Жемчужниково, Чигерево) Казанского уезда. В 1904 году состоит законоучителем в земской сельской школе этого села, открытой в 1873 году. В 1903 году награжден скуфьею. В семействе у него в 1904 году жена, сыновья 12 и 9 лет и дочери 11 и 6 лет.
Сведения о семье на 1909 год: жена Ольга Федорова 39 лет, сын Анатолий обучается в частных среднеобразцовых курсах (по другим сведениям в 1906 году окончил Казанское духовное училище и был удостоен перевода в 1 класс духовной семинарии), дочь Любовь 17 лет, обучается в 6 классе Казанского женского училища духовного ведомства, сын Аркадий 15 лет, дочь Вера 12 лет, обучается во 2-м классе.
В 1915 году служит на этом же месте [6] .
Семен Антоньевич Азановский (1869 г.р.) 33 лет, сын священника, родился в селе Азаново, окончил курс в Казанской духовной семинарии 25 июня 1896 года. Рукоположен во священника 13 октября 1896 года к Троицкой села Михайловское (Сурты) Царевококшайского уезда. Награжден набедренником в 1901 году. В семействе у него жена Анастасия Павлова (1862 г.р.) и дочери Марья (1890 г.р.), Анна (1894 г.р.).
В 1915 году состоит вторым священником в церкви Богоявления Господня села Морки Царевококшайского уезда.
Репрессирова 13.12.1918 года. Осужден на 7 лет заключения. [4] По другому источнику осужден как участник Степановского мятежа 1918 года. [5]
Ольга Антоньевна 1876 (г.р.) 24 лет, замужем за священником.
Михаил Антоньевич Азановский (1879 .р.) 21 год, обучается в 4-м классе Казанской духовной семинарии.
Сергей Антоньевич Азановский (1886 г.р.) 14 лет обучается в Казанском духовном училище.

Запись в Метрической книге села Кощакова о рождении одного из сыновей отца Евгения Азановского – Аркадия – позволила установить родственные связи его жены. Восприемниками родившегося 7 февраля 1894 года сына Евгения Антониевича и его жены Ольги Федоровны были города Казани Варваринской церкви диакон Федор Валерьянович Щепелев и его дочь девица Анна Федорова. Очевидное совпадение имени диакона Щепелева с отчествами Ольги и Анны не могло не натолкнуть на мысль о родственной связи всех троих, что и подтвердилось незамедлительно соответствующими документами.

Выходец из Мариинского Посада (предположительно), мещанин Федор Валерьянович Щепелев (1838 г.р.) 46 лет от роду, не имея соответствующего образования (в клировой так и указано – необразованный; по другим сведениям из 1 класса уездного училища) подал прошение о принятии его в духовное звание в 1884 году. Случай достаточно не ординарный, на мой взгляд, для последней трети века XIX, когда имевшиеся в Казани духовные училище, семинария и Академия выпускали из своих стен вполне подготовленные дипломированные молодые кадры, как сказали бы сегодня. Но сверх этого Федор Щепелев был поставлен диаконом, правда, на пономарской вакансии в главный храм Казани – Кафедральный Благовещенский собор в 1884 году. В этом году в семье новоиспеченного клирика были жена Александра Прокопьева (1834 г.р.) 50 лет и дети: Николай (1862 г.р.) 22 лет, Ольга (1870 г.р.) 14 лет, Федор (1872 г.р.) 12 лет, обучавшиеся в Богоявленской Николаевской школе  и Анна (1875 г.р.) 9 лет – там же.
Сохранились сведения, что в 1889-1904 гг. Федор Валерьянович Щепелев служил диаконом в Варваринской церкви г. Казани.
По стопам родителя пошел старший сын Николай Федорович Щепелев, родившийся в Мариинском Посаде. Обучался в Чебоксарском духовном училище до 2 июня 1875 года, курса не окончил. В апреле 1885 года (через год после принятия отцом духовного сана) был определен послушником в Спасо-Преображенский монастырь г. Казани и 18 ноября того же года определен псаломщиком в село Новое Тинчурино Тетюшского уезда, в следующем году (16 февраля 1886 года) перемещен в том же звании в село Шихазда Казанского уезда. В том же 1886 году перемещен псаломщиком же к церкви во имя Святителя Николая Чудотворца села Яндашево Чебоксарского уезда Казанской губернии, где и продолжал служить в 1904 году. В 1895 году в семействе у него жена Ираида Иванова (1860 г.р.) 35 лет и дети: Мария (1888 г.р.) 7 лет, Гурий (1889 г.р.) 6 лет, Анна (1890 г.р.) 5 лет, Петр (1891 г.р.) 4 лет и Елена 2 лет.
Жена Николая Федоровича Щепелева Ираида Ивановна была родной сестрой священнику села Яндашево Гурию Ивановичу Грекову. Гурий Греков (1854- после 1891 г.) родился в селе Монастырский Урай Лаишевского уезда, сын священника, жена Ольга Мокеева [6a].
Известен Владимир Иванович Греков – священник села Воскресенские Шигали Цивильского уезда, в 1897 году исполнял должность члена Цивильского уездного отделения епархиального училищного совета. В Историко-статистическом описании Казанской губернии на 1916 г. узнаем, что священник с. Вознесенского Владимир Иоаннович Греков, священствует в этом селе с 1913 г. декабря 4 дня. Старанием его в Тихвинской церкви устроен новый иконостас, устроены 9 киотов для икон, приобретены новая люстра и плащаница с гробницею. Обнаружила ошибку в Историко-статистическом описании Казанской губернии на 1916 г. Священник И.В. Греков служит в с. Воскресенские Шигали уже в 1897 г. Источник: Памятная книга Казанской губернии за этот год.

Четвертое поколение – Петровичи

Алексей Петрович Азановский (1871 г.р.), родился в селе Михайловском Царевококшайского уезда, окончил полный курс Казанской духовной семинарии. В 1895 году занимает второе священническое место  в двуприходной церкви Владимирской Божьей Матери села Кельмаково (Кузнецово тож) с 11 февраля 1894 года. В семействе у него жена Зинаида Ксенофонтова и дочь Елена 1 года.
В 1897 году определен настоятелем Троицкой церкви города Царевококшайска. В 1904 году там же, был законоучителем и  и. д. председателя Уездного отделения епархиального училищного совета, благочинный 1-го благочиннического округа.  Был наблюдающим за открытой в 1897 году в Царевококшайске бесплатной библиотекой-читальней. Награжден скуфьей в 1903 году. В семействе у него жена и дочь 9 лет.
В 1915 году протоиерей Воскресенского собора города Царевококшайска, председатель уездного отделения Казанского епархиального училищного совета, законоучитель Царевококшайского высшего начального училища [6]. Печатался в журнале «Сотрудник Братства святителя Гурия» (1909 – 1911 гг.) [7].
Николай Петрович Азановский (1873 г.р.) в 1915 году на службе в Козьмодемьянском казначействе – бухгалтер 1-го разряда колл. асс. [6]
Александра Петровна (1879 г.р.) в замужестве за псаломщиком Павлом Петровичем Монастыревым (1875 г.р.) [8]
Павел Петрович Азановский (1881 г.р.) в 1904 году служит учителем церковно-приходской школы села Кожла-Солы [9].
Елизавета Петровна (1870 г.р.) и Марья Петровна (1875 г.р.) в 1895 году в замужестве.
Фиона Петровна (1884 г.р.) и Елена Петровна (1888 г.р.) в 1895 году обучаются в школе села Кожла-Солы.

Павел Петрович Монастырев родился в с. Петровском Царевококшайского уезда в семье священника, окончил курс в Казанской псаломщической школе в 1894 году, определен и.д. псаломщика в сельцо Петровское 5 августа 1895 года, 13 апреля 1896 года перемещен в село Кожла-Сола, в стихарь посвящен 19 декабря 1896 года, состоял учителем  Кожла-Солинской церковно-приходской школы с августа 1896 года по август 1902 года. В семействе у него жена Александра Петрова (в девичестве Азановская) и дочь Нина 1902 г.р., сын Николай (род 5 февраля 1903 – 22/24 апреля 1906 г.), дочь Мария (род. 10/18 июля 1904 г.), сын Михаил (22/26 октября 1906 г.)   [7].

Примечания и дополнения
[1] В пригородной церкви села Сухая Река была крещена сестра поэта Николая Алексеевича Заболоцкого Мария.
[2] Анемподист — (Греч. anempodistos беспрепятственный), не встречающий препятствий, беспрепятственный. Варианты: свободный, неудержимый, настойчивый.
[3] Источник: Марийская история в лицах
[4] Источник: Мемориал памяти жертв
[5] Источник: сайт Наша Вятка
[6] Адрес-календарь. Памятная книжка Казанской губернии на 1915 год. Стр. 370
[6a] Известны братья Гурия Ивановича Грекова. Справочная книга Казанской епархии за 1904 год. Стр. 560 и 552
Владимир Иванович Греков (1864 г.р.) окончил курс в духовной семинарии по 2 разряду, службу начал псаломщиком в 1886 г., в 1888 году посвящен в диакона, в 1900 году возведен в сан священника к церкви в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы села Сотниково Чебоксарского уезда, в 1900 году награжден скуфьею. В 1904 году служит там же, в семействе у него жена и дети: сыновья 9, 3 и дочери 14 и 12 лет.
Николай Иванович Греков (1873 г.р.) из 2 класса дцховного училища, с 1890 года – псаломщик, с 1899 года – диакон. В 1904 году псаломщик в сане диакона в церкви во имя Вс. Николая Чудотворца Звениговского Затона Чебоксарского уезда. В семействе у него жена и дети: сыновья 5, 4, 1 и дочь полугода.
[7] Источник
[8] Источник ГА РМЭ ф.305 оп.1 д. 125 Лл. 145 об.-146. 1899-1903 Часть 3. О бракосочетавшмхся:
2 июня 1900 года. Жених псаломщик села Кожла-Солы Павел Петров Монастырев 25 лет, первым браком; невеста Александра Петрова Азановская, священника села Кожла-Солы Петра Трофимова Азановского дочь, первым браком.
Поручители: по женихе села Кожла-Солы запасной писарь Иванов Евсеев Вяземщиков и Царево-Кокшайского уезда земский фельдшер Леонид Иванов Лебедев; по невесте: села Кожла-Солы крестьяне Иван Макаров и Николай Петров
[9] Источник ГА РМЭ ф.305 оп.1 д. 126 Лл. 29 об.-30 1904-1908 Часть 1. О родившихся
10/18 июля 1904 Мария Родители: села Кожла-Солы  Никольской церкви, псаломщик Павел Петров Монастырев  и законная жена его Александра Петрова.
Восприемники: села Кожла-Солы местной церковно-приходской школы  учитель Павел Петров Азановский и того же  села запасного старшего писаря Ивана Евстафьева Вяземщикова  жена Нина Никифорова.
[10] Фото перед статьей: церковь в честь Сретения Господня села Азаново
[11] Даты смерти, приведенные в комментарии Александра Михаила Иванова – 4 апреля 1859 год и супруги его Домники Стефановой – 31 мая 1863 года.

Отзывов: 10

  1. Евгений
    23.10.2016 в 13:43 | #

    Село Михайловское возникло после постройки церкви, освященной 20.08.1867 года во имя Святого Архистратига Михаила. До этого там была деревня Суртово. Село же Сурты (Сурт), возникшее в 1860 году, никакого отношения к селу Михайловское не имеет, т.к. находится от него на расстоянии 7-8 километров. Поэтому в скобки, для уточнения, Сурты вписывать в село Михайловское совершенно неправильно.

  2. galina
    23.10.2016 в 15:23 | #

    Благодарю за комментарий, но принять на веру ваше утверждение без ссылки на документы не могу. Сведения о данном селе взяты мной из Справочной книги для Казанской епархии 1904 года издания. Публикую скрин -шот страницы из данного издания.

  3. Александр
    27.10.2016 в 01:20 | #

    Согласен, что Ваша позиция правильная относительно документального подтверждения от автора предыдущего сообщения.
    Также понятно откуда растут ноги у предыдущего сообщения. Кратко объясню не для того, чтобы внести изменения в Ваши тексты, а для того, чтобы было понимание, откуда могут появляться такие варианты.
    Предположим, есть деревня и в ней много семей. По метрическим книгам состав семей вырисовывается вполне отчетливо, так как это документы, и им можно верить. Относительно села Михайловское картина вырисовывается занятная. После 60-х годов все семьи рассматриваемые относятся к селу Михайловское. До 60-х годов данных семей нет – нет церкви, нет села, нет семей. И, самое интересное, те же самые семьи до 60-х годов прослеживаются по деревне именуемой в разные годы Суртово, Суртова, Сурт, Сурты и подобно. То есть, как слышу, так и пишу.
    В то же время в десятке километров есть село Сурты в котором была другая церковь.
    Вот и факт, что одни и те же семьи прослеживаются как бы в разных населенных пунктах на рубеже до и после 60-х годов, и дает повод говорить, что Михайловское до постройки церкви носило другое имя, схожее с названием соседнего села.
    Разумеется этого мало для внесения изменений в Ваши тексты, так как по сути это «домыслы», но они имеют почву. Если это Вас заинтересует, то это интересный факт для исследования.
    Согласитесь – не могли много семей одновременно сменить место жительства, то есть десятками семей переехать из одной деревни в другое село. Если эта версия правильная, то «путаница» связана именно с тем, что село называлось Сурты, а соседняя деревня называлась Суртово, Суртова, Сурт, Сурты и подобно.

    Архивы не подтверждают то, что написано выше, то есть их точка зрения равна Вашей точке зрения. Выше описана гипотетическую ситуацию, она может Вам быть интересна. Она вырисовывается из анализа состава семей в разные годы. То есть одни и те же люди рождались в одном населенном пункте, а умирали в другом.

    Но это не повод менять Ваши тексты. Пусть остается как есть, (но мы то знаем, что возможна и иная трактовка документов).

  4. Александр
    27.10.2016 в 17:05 | #

    Выше рассмотрена версия о том, что были два населенных пункта с похожими названиями и потом на месте этих двух населенных пунктов были построены две церкви. Эта версия исходила из самого первого сообщения в комментариях. Правда состоит в том, что в наше время очень трудно добывать истину. Есть старинный документ, есть понимание и знание о событии. Нет такого документа, нет понимания.
    Теперь зададимся вопросом, а откуда взялась эта версия? Задуматься об этом заставляет надуманность вопроса и некоторые факты.
    Факт первый. Источники трактуют место церкви как «село Михайловское (Сурты)».
    Вопрос – где это село? На месте современных Сурт или на месте современной Михайловки?
    Автор комментариев утверждает, что на месте Михайловки. Справочная книга утверждает, что на месте Сурт.
    О каком месте говорит Справочная книга – о Суртах или Михайловке?
    Это очень легко доказывается.
    В скрин-шоте перечислены населенные пункты и расстояния до них. Часть населенных пунктов сохранилась до наших дней и отмечена на карте. После сравнения расстояний по карте и по скрин-шоту сразу становится понятно, что речь идет о селе Сурты. Особенно это понятно по таким населенным пунктам как Черкасова, Негодяева, Петякова. Разница расстояний по карте и по скрин-шоту для этих пунктов не более полкилометра. Понятно, что Михайловка не подходит, так как до нее от этих пунктов с десяток километров, а не 1-2 километра.
    Таким образом церковь по скрин-шоту располагалась в Суртах, а не в Михайловке, как утверждает автор начального комментария. Не могли же ошибаться составители Справочной книги, жившие именно в те времена, а не теперь.
    Предположим, автор начального комментария ошибается, и ошибается именно потому, что семьи до и после 60-х годов жили сначала в Суртове, а потом в Михайловке, как это следует из метрических книг. А если он ошибается, то выходит, что речь не о Суртове и Михайловке, а о Суртах и Михайловском.
    Предположив это согласно Справочной книге, мы автоматически убиваем два места с похожими названиями и оставляем только Сурты, убивая Суртову. Картина становится гораздо проще – выходит Суртова это и есть Сурты, как это следует из скрин-шота. А Михайловское это название Сурт по церкви, хотя теперь Сурты это только Сурты, а название Михайловское стерто из памяти.
    Таким образом версия автора первоначального комментария убивается напрочь, то есть в Михайловке церкви никогда не было, а она была в Суртах.
    Самое интересное то, что про церковь в Суртах знают все, а вот «церковь в Михайловке» теперешние жители ее «вспомнить не могут».

    Вот такие две взаимоисключающие версии расположения церкви. И если автор исходного комментария склоняется к первому варианту, то я ко второму. А все потому, что точное место постройки церкви в привязке к географическим координатам нигде не указано, а указано в привязке к месту, то есть к Суртам или Михайловскому, но не к Суртовой и Михайловке.

    Зададимся вопросом – а что такое Михайловка? Судя по скрин-шоту в 5 верстах от церкви был починок Михайловский. Не есть ли этот починок современная Михайловка? В Михайловке есть кладбище, но церковь при нем не могут вспомнить, то есть память о ней почему то не сохранилась. А может ее там и не было никогда, ведь Справочная книга ссылается на Сурты, а Суртова могла быть просто Суртами в ином написании. Тогда на месте Михайловки никогда не было старой деревни Суртовой, а был новый починок.

    Вот эта версия куда более правдоподобна, нежели «наличие рядом двух деревень с похожими названиями». Осталось доказать, что в Михайловке церкви не было.

    Теоретически обе версии логически не противоречивы, потому автор исходного комментария согласился со своей версией, а я со своей. Моя версия ближе к официальной (скрин-шот), версия «о двух деревнях с похожими названиями» выглядит натянутой. Появление неофициальной версии связано с тем, что Михайловка похоже на Михайловское, а Сурты на Суртову, что и могло привести к «смешению понятий» и появлению «левой версии» расположения церкви «в другом селе». И вот вопрос – какая из версий верна, а какая в корне ложна.

  5. Александр
    27.10.2016 в 17:35 | #

    Теперь рассмотрим утверждение автора комментария «освященной 20.08.1867 года во имя Святого Архистратига Михаила» и строку из биографии (Троицкий Адриан Александрович )»Марийская АССР, с. Сурты (Михайловское), Троицкая церковь»

    То есть в Суртах была Троицкая церковь, но освящена она была «во имя Святого Архистратига Михаила». А в Справочной книге речь и идет о том, что «главный престол во имя Св. Троицы, а «придел во имя Св. Архистратига Божия Михаила».

    Что все это может означать? А означать это может то, что Троицкая церковь была ранее однопрестольной, без придела. А в 1867 году к однопрестольной церкви был добавлен придел, он то и был освящен, а не сама церковь, она была переосвящена в связи со строительством придела. Возможно, до 1867 года церковь вообще была деревянной, но это надо уточнять. А село с этого года именовали по приделу Михайловским.

  6. galina
    27.10.2016 в 18:18 | #

    Галина, благодарю за столь интересные размышления. Вероятно, Вы заинтересованы в истории именно этого селения. Было бы интересно познакомиться с Вашими исследованиями этой истории.

  7. Александр
    27.10.2016 в 20:46 | #

    Спасибо. Несколько уточнений и будет понятно почему я вмешался в комментарии.
    Поначалу меня сильно удивило, что семьи в одночасье поменяли место жительства с Суртовой(Сурты) на Михайловское. Потом я пришел к выводу, что просто название села могло принудительно (по указу или как) смениться. При этом я внимания не придавал в каком именно селе была эта церковь – в Михайловке или в Михайловском.
    Михайловка сейчас существует, Михайловское даже никто не помнит.
    Это я связываю с «де-церковизацией». Скорее всего после 1917 года принудительно все названия сел типа «Рождественское», «Спасское», «Крестовоздвиженское», «Вознесенское» и им подобные были отменены и селениям возвращены их исконные названия Сурты, Азаново и подобные.
    Предположим, они были бы сохранены. Тогда сразу имели бы Михайловку и Михайловское на удалении 7 километров друг от друга. И тогда бы мысли не возникало ни у кого, а где стояла церковь – понятно, что в Михайловском (Суртах). А Михайловский починок бы стал большим селением. Но раз Михайловское было вычеркнуто из памяти людской, то «его функции» невольно приняла на себя Михайловка, и так и норовит церковь из Сурт «перетащить в Михайловку», бывший починок.
    Тут нужно отметить, что все мои измышления пока голословные, так как под рукой нет архивных документов, а только общие соображения, логический смысл которых вполне понятен, ибо он рационален. До тех пор пока мои выкладки не подкрепятся доказательствами, это чистой воды голословные измышления. Но я не стараюсь «отложить их на будущее», так как мои измышления задают гипотезу, которую я буду проверять ориентировочно в январе следующего года. Если что прояснится, я непременно дам знать здесь в комментариях.
    Вторая причина, по которой я отметился в комментариях, это то, что я не нашел ошибок в ваших исследованиях о поколениях Азановских, по крайней мере, если и есть где некая неточность в родстве, то это абсолютно не видится. Ваша генеалогия Азановских полностью совпала с моей, правда у меня не было связей вне Марий Эл, а у Вас это было отправной точкой, и приятно было на это наткнуться в Вашем исследовании.

    Так вот, я совершенно не придавал значения, где расположена церковь. И при этом примерно 2-3 года терзали смутные предчувствия, что с Суртами/Михайловским не так все просто… и вот оно выскочило – «церковь из Сурт перекочевала в Михайловку».

    И тут меня буквально вспенило, а как это я не задумался, а где же была церковь на самом деле? Дело в том, что Троицкую церковь снесли (думается, в 30-х годах прошлого века).
    Те, кто ее помнят, говорят, что она была восхитительна, с голубыми куполами. «Такую красоту сломали!» – отзывы видевших ее. А «церковь в Михайловке» никто не может вспомнить, ни какая была, ни место, ничего.
    Впрочем, это легко проверяется, была ли когда церковь в Михайловке. Я сейчас речь веду о том, что церковь была в Суртах, и была с голубыми куполами, и называлась Троицкой. И в другом месте быть не могла.

    Помню, что в записях после начала 60-х годов встречались указания типа «умерла просфирня упраздненной Троицкой церкви» (вроде так, но записи долго искать). Я все еще задумывался, а почему «церковь упразднена»? Она что, сгорела, развалилась? Как можно упразднить стоящую на ровном месте церковь?
    И вот сейчас вырисовывается следующая картина. В начале 60-х годов церковь в Суртах упраздняется. Ее прихожане приписываются к церквам в округе. А через несколько лет уже в Михайловском появляется двухпрестольная церковь и прихожане снова к ней приписаны.
    Напрашивается вывод, что либо одну церковь заменили другой полностью, либо пристроили к ней придел, а на время этих пертурбаций прихожане посещали другие приходы.

    И вот в этих комментариях сомнительное утверждение «о наличии двух Сурт» вкупе с тем, что были Михайловка и Михайловское и заставило меня сопоставить многие факты и выстроить некую гипотезу, что не было «двух церквей в двух местах, а была в одном месте», а наличие таких вариантов связано «со смещением понятий» вызванных наличием похожих наименований населенных пунктов и разно написанием их в разные годы в документах.

    Вот теперь, когда я отметил эти подробности, картина более менее целостна и мысль моя высказана выпукло, понятно и отчетливо – Справочная книга отражает именно фактическое состояние дел. А попытки «притянуть Михайловку и вторые Сурты» к данной церкви вызваны не тем, что были некие исторические факты, а токмо путаницей в написании имен сел, селений…, а особенно наличием сразу и Михайловки и Михайловского на одном поле.

    Долго же я собирался разобраться в данном вопросе. Комментарий помог уяснить цель и то, что нужно проверить и выкристаллизовать.

    • galina
      28.10.2016 в 08:58 | #

      Благодарю за комментарии. Надеюсь познакомиться с результатами Ваших дальнейших исследований по данному вопросу.

  8. Александр
    22.11.2016 в 21:36 | #

    Сегодня добрые бабушки составили для меня список жителей Михайловки по состоянию на (ориентировочно) 1940 год. Много переселенцев села Сурты, то есть основная масса семей с одной фамилией (как следует из документов) основали починок Михайловку.
    В E-mail дополнительно детали.

  9. Сергей
    14.04.2017 в 00:48 | #

    Дополнение: Сергей Антонович Азановский (четвертое поколение) 1886 г.р., 11 июня 1908 года окончил полный курс Казанской духовной семинарии по второму разряду. Источник: Разрядные «Известиях по Казанской епархии», списки КДС.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>