© 2018 galina bakulevskij_a_deti_5

Дети Александра Гавриловича Бакулевского

Я живу радостями и печалями предков…

Васильева (Бакулевская) Валентина Фёдоровна, Виталий Михайлович Сушков

Пятое поколение

Старший сын Гавриила Бакулеского священник Александр Гаврилович имел сына и дочь. В статье «Открывая дверь в прошлое. Семья Черкасова Прокопия Иоанновича» от 29 июня с.г. рассказывалось о бракосочетании Прокопия Иоановича Черкасова с Ниной Александровной Бакулевской, которое состоялось 29.01.1890 г. в храме во имя Владимирской иконы Божией Матери в селе Бирюли Казанского уезда. В этом храме в 1889- 1895 г.г. служил отец Нины Александр Гавриилович Бакулевский. А 11.11.1892 г. здесь был обвенчан и его сын Анатолий Александрович. Прокопий Черкасов выступал в роли поручителя. Теперь пришло время рассказать о семье Анатолия Бакулевского, о его жизни.

Анатолий Александрович Бакулевский (1873-1948)

Мой дедушка Анатолий Александрович родился 11 июля 1873 г. в с. Волосниково Спасского уезда Казанской губернии. В метрической книге Знаменской церкви записано: «Крещён 15 июля священником Петром Любимовым. Родители: села Волосникова дьячок Александр Гаврилов Бакулевский и законная жена его Мария Николаева. Восприемники: Лаишевского уезда с. Казыль благочинный, священник Гавриил Иванов Бакулевский и из дворян девица Наталия Алексанлрова». (НАРТ, ф. 4, оп. 176, д. 131, метрическая книга 1873 г.)
По словам его сыновей, Анатолий учился со своим одногодком Фёдором Шаляпиным в 6-м городском 4-х классном училище в Суконной слободе Казани (ул. Георгиевская, сейчас Петроградская), пел с ним на клиросе Варваринского храма и Духосошественской церкви. В 1883 г. был принят в подготовительный класс Казанского Духовного училища. С ним поступил сын дьякона села Богородское Николай Евгеньевич Чернышёв, ставший ему другом на долгие года (в память о нём сохранилась фотография). Они вместе жили в общежитии училища, вместе в 1887 году были оставлены в 3 классе, а в 1889 удостоены перевода в семинарию, но покинули её стены. Николай в связи со смертью отца-кормильца по прошению от 11.11.1892 г. был определен псаломщиком к Успенской церкви села Богородского Казанского уезда. Анатолий 23.06.1890 г. был оставлен в 1 классе семинарии, на следующий год сдал экзамены и уволился по прошению. («Известия Казанской епархии» № 13-1888, №15-1889, ,№ 14-1890 ).
11.11.1892 г. состоялось бракосочетание Анатолия «с девицей Клавдией Николаевной Черняевой, 20 лет, дочерью мещанина Николая  Григорьевича Черняева и дворянки Марии Ивановны Конышевой. Таинство совершил села Чепчугов священник Анатолий Тёмин. Поручители: села Соловцово псаломщик Прокопий Черкасов, села Чепчугов псаломщик Гавриил Троицкий, казанский мещанин Дмитрий Фёдоров,  землевладелец Константин Николаев Леонтьев» (НАРТ. ф. 4, оп. 176, д. 559, метрическая книга Владимирской церкви). Через месяц, 10.12.1892 г., направлен псаломщиком в церковь Троицы Живоначальной села Венеты Лаишевского уезда. По прошению 12.01.1895 г. перемещён к Смоленско-Богородицкой церкви села Соловцово Казанского уезла, сменив Прокопия  Ивановича Черкасова. Выдержав экзамен при Духовной семинарии 16.03.1897 г. был рукоположен в дьяконы.

13 августа ректор Академии Архимандрит Антоний  представил на утверждение Его Высокопреосвященству Владимиру Архиепископу Казанскому и Свияжскому список кандидатов слушателей Миссионерских  Курсов при Академии, в числе которых обозначен Анатолий Бакулевский. Кандидатуры не утверждены на основании того, что «сельские притчи не обязываются обеспечить их содержание». 11.09.1897 г  «диакон на псаломнической вакансии села Соловцово переведён в село Алаты того же уезда» к церкви Успения Пресвятой Богородицы на место дьякона с годовым окладом 150 рублей, обучал детей Закону Божьему в Мало-Алатской и Алань-Бексерской начальных  школах. 12.07.1901 г. перемещён к церкви Иоанна Богослова села Большие Ключи Кукморской волости Казанского уезда, назначен законноучителем вновь открытого Ключинского женского училища. Священником этой церкви состоял Анатолий Фёдорович Тёмин, венчавший Анатолия и его сестру; жизнь которого была тесно связана с Раифским монастырём. (Справочная книга Казанской епархии, 1904 год).

С  21.12.1905 г. по 1918 г. служил  в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Высокая Гора  (центр Собакинской волости Казанского уезда). Храм построен купцом из Казани С.С. Сусловым,  настоятелем был Николай Иванович Бельский, после его смерти в 1912 г. — сын Алексей Бельский. Исполнял обязанности законоучителя в школах Кульсеитово и Собакино. Вот выписки из  Клировой ведомости 1912 года: «Диакон Анатолий Александров Бакулевский, 39 лет. Получает  содержание от казны 50 руб. в год, доходов по приходу за требоисправление 133 р. в год и арендной платы за землю 133 р. в год. Недвижимости не имеет». (НАРТ, ф. 4, оп. 144, д. 141,  клировая ведомость Богородицкого храма 1912 г., «Известия по Казанской епархии» № 13, 23-1892, № 1-1893, №19-1897 г., №47-1912 г., Историко-статистическое описание церквей и приходов  Казанской епархии за 1916 год).

Отец Анатолий Александрович бакулевский

В «Известиях по Казанской епархии  № 7 от 15.02.1906 г. напечатана статья А.А. Бакулевского «Положение диакона в притче и приходе». В статье Н. Маркова в «Православной богословской энциклопедии» 1905 г. отмечено следующее: «духовенство сельских приходов отнесено к наименее обеспеченным классам общества, поэтому семьи вынуждены были заниматься подсобным хозяйством».
Тяжело приходилось бабушке, привыкшей к городской жизни и достатку.  Помимо ухода за детьми, которых родилось девять, из которых трое умерли во младенческом возрасте, на её плечах лежал груз забот по хозяйству, содержанию домашней скотины, огорода, то есть удел обычной  крестьянской  женщины. Отец Анатолий старался дать детям образование: старшие сыновья окончили гимназию, учились в университете, Нина – в женском епархиальном училище, получали пособия из образовательного фонда за 1916-1917 уч. год.  В мае 1917 г. Бакулевский был депутатом Экстренного Епархиального съезда, вместе с А. Бельским, А. Введенским,  Н. Чернышёвым.  («Известия по Казанской епархии» № ½, 19/20 1917 г.)

Летом и осенью  1918 года семья оказалась в эпицентре  ожесточённых  боёв, которые с Красной  армией вели Народная армия  Самарского  КомУЧа  и восставшие чехословацкие легионеры, наступавщие на Казань..  Чудом избежали гибели при взятии Казани Троцким, который беспощадно истреблял  «нетрудовое»  мирное население  Казани и прилегающих к нему уездов, согласно требования Ленина: Телеграмма от 10,09.1918 г. «Свияжск, Троцкому. Удивлен и встревожен замедлением операции против Казани, особенно если верно сообщенное мне, что вы имеете полную возможность артиллерией уничтожить противника. По-моему, нельзя жалеть города и откладывать дольше, ибо необходимо беспощадное истребление…». (Ленин В.И. п. собр. соч. т.50,стр. 178). Председатель ЧК по борьбе с контрреволюцией на Восточном фронте Лацис докладывал: «В Казани не осталось ни офицера, ни буржуя, ни попа. Больше расстреливать некого«.  Характерно заявление 1919 года уполномоченного из Москвы чекиста Гольдина: «Для расстрела не нужно ни допросов, ни доказательств. Находим нужным — и расстреливаем». Три сына отца Анатолия ушли добровольцами с белыми, один из них, Анатолий, умер от тифа. И после прекращения военных действий война с населением продолжалась.

Согласно директиве Ленина от 19.11.1919 «свободная торговля хлебом есть государственное преступление» (П.с.с., т. 39, стр. 315) у крестьян отбиралось продовольствие, вплоть до посевного фонда зерна. Действия продотрядов и засуха привели к страшному голоду: с января 1921 голодали селяне Лаишевского, Свияжского и других районов, к июлю весь продовольственный запас был исчерпан. От голода в 1921-1922 г.г. в Поволжье, Приуралье, Украине, Казахстане более 5 млн. человек умерло. По воззванию патриарха Тихона было собрано 9 миллионов рублей для закупки хлеба. В то же время, под видом помощи голодающим, согласно постановления ВЦИК «О ликвидации церковного имущества» от 02.01.1922 г. развернулась компания по грабежу церквей и уничтожению духовенства. За этот год были зверски замучены и убиты 2690 священников, 1962 монаха, 3447 монахинь, расстреляны сотни прихожан, вставших на защиту церкви. И этот геноцид своего народа вдохновлялся «вождём революции»: «Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». 19 марта 1922 г. (Известия ЦК КПСС. 1990. № 4.с.190).

Отец Анатолий Александрович бакулевский

«…Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас». 17.05.1922 (Ленин, п.с.с.,т.45,с.190). Деду приходилось скрываться от отрядов чекистов, ЧОНовцев и т.д. о приближении которых крестьяне предупреждали колокольным звоном, прятали у себя его семью, кормили. Как представитель «контрреволюционного» духовенства отец Анатолий был арестован, полгода провёл в заключении, по ходатайству сына Сергея к Калинину освобождён, после чего в храмах больше не служил. Вернувшись домой в с. Высокая Гора, семья застала здесь полный разгром храма и жилья. Скитались по родственникам. Так в 1925-1926 г.г. Анатолий жил у сестры Нины и племянницы Иларии в Казани, Клавдия Николаевна — у своей сестры Лидии Алексеевой в Нижнем Новгороде. За это время сыновья недалеко от Ижевска в глухом лесу построили домик с погребом, сюда перебрались родители. Поставили пасеку, разбили огород, охотились, собирали грибы и ягоды, обменивали мёд на керосин и товары, необходимые в хозяйстве. Но и отсюда пришлось уйти. А.С.Бакулевский в рассказе «Иного нет у нас пути» из книги «Не только графика» со слов своего отца Сергея Анатольевича повествует о том, как его дядя Фёдор (мой отец) притащил на своей спине мужика, попавшего в капкан и истекающего кровью. Что было дальше, читаем в книге: «Выходили его, залечили рану, подняли на ноги… Мужик не забыл добрых братьев. Он явился на пасеку в сопровождении вооруженных солдат и объявил, что пасека – народное достояние, и на её базе создаётся государственное хозяйство. Братьям предписывалось работать в этом хозяйстве инструкторами…» А через несколько лет: «Пред ним предстали следы такого бездумного погрома, как после набега кочевников. Всё, что только можно сломать, сломано: двери, стёкла, рамы выбиты… всё искорёжено и разбросано».
В 1930-х. семья осела в Йошкар-Оле (недавнем Царёвококшайске), столице Марийской АССР. Жили на улице Маяковского в маленьком домике с приусадебным участком и садом. Похоронив супругу в 1942 г., Анатолий Александрович в 1946 г. переехал с сыном Фёдором в Путивль, где через два года скончался, был похоронен на старом городском кладбище.
Потомки дедушки, помнящие его, характеризуют как культурного, скромного, выдержанного человека, немногословного, но мудрого, некоторым он запомнился как строгий и замкнутый.
————————-
На фото, предпосланном статье, церковь Смоленской иконы Божьей Матери с. Словцово Высокогорский р-он РТ. Источник

 

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>