© 2016 galina chorugvi_8

Общество православных хоругвеносцев Российской империи

К сожалению, даты создания первого Общества православных хоругвеносцев в Российской империи найти не удалось. В Google история этого этого общества начинается, кажется, с 1992 г., несмотря на то, что государства с таким названием – Российская империя – в указанном году не существовало. Костюм

Движение хоругвеносцев зародилось в России в первой половине XIX века; до 1917 года было создано более 100 обществ хоругвеносцев по всей империи.
Общие сведения нашла в книге «Костюм и мода Российской империи. Эпоха Александра II и Александра III» [1]:
Церковным старостам из крестьян придумали кафтан – длинный, отрезной по талии, с застежкой по центрцу. Черный бархатный воротник, обшлага и борта (до талии), а также околыш фуражки были обшиты серебряным галуном. Талию украшали серебряная бахрома и две кисти.
Похожие костюмы имели хоругвеносцы – сначала лишь те, кто выполнял почетные функции несения хоругвей во время крестных ходов, а затем – члены обществ хоругвеносцев, популярных в конце XIX – начале XX века. Описание первых официально установленных кафтанов относится к 1864 году: «Государь Император соизволил Высочайше разрешить: хоругвеносцам Московских соборов Успенского, Благовещенского, Архангельского, церкви Двунадесяти Апостолов и монастырей Чудова и Вознесенского носить при крестных ходах избранную ими с общего согласия форму кафтанов со стоячими воротниками и с галунами на воротниках и обшлагах, на груди до пояса и с пояса по бокам и позади с кисточками; но с тем, чтобы хоругвеносцы соборов и церквей придворного ведомства имели галун золотой, а епархиального – серебряный».

Костюм хоругвеносцев из книги

В статье «ГРАЖДАНСКИЕ ЗНАКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Новые сведения» Т.В. Петерс, ученый секретарь Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени, г. Москва [2] читаем:
Особую большую группу составляют знаки обществ хоругвеносцев, которых было не менее 100. Больше всего таких знаков существовало в Москве и Московской губернии. Так, знак «Военно-Сергиево-Пантелеймоновского братства хоругвеносцев в Москве» был утвержден императором 20 мая 1868 г.


(Патрикеев, № 1527), знак общества хоругвеносцев храма Христа Спасителя в Москве был Высочайше утвержден 7 ноября 1881 года (рис. проекта из архива).

По документам Центрального Исторического Архива Москвы известно, что на 31 мая 1883 г. всего было выдано 152 знака общества хоругвеносцев храма Христа Спасителя.
Московский генерал-губернатор Великий Князь Сергий Александрович 8 апреля 1894 г. утвердил серебряный знак Сергиевского общества хоругвеносцев в г. Богородске. Это общество было основано в 1892 г. в память 500-летия представления Сергия Радонежского; его знак размером 1 вершок на 3/4 вершка — «окруженная венком хоругвь с ликом Преподобного Сергия, под которой помещены цифры «1392-1892-500 лътъ» и ниже них на металлической пластинке надпись «Сергiевское Общество хоругвеносцовъ въ г. Богородскъ».

В марте 1894 г. были учреждены знаки Суздальского, Ковровского и Коломенского обществ хоругвеносцев. 24 апреля 1894 г. генерал-губернатор утвердил серебряные знаки общества хоругвеносцев Московского Казанского собора и Воскресенской церкви в городе Павлово-Посад. Как следует из архивных документов, «знак представлял собой белую хоругвь с золоченым в середине ея Святым Крестом, окруженную золоченым венком с надписью на банте под хоругвью «Общество Хоругвеносцевъ Павловского Посада».

В начале XX века количество знаков обществ хоругвеносцев, представляемых для рассмотрения Николаем II, достигло большого количества. Повелением императора от 10 ноября 1906 г. право утверждения этих знаков было предоставлено Святейшему Синоду.
Один из первых знаков, утвержденных Синодом согласно этому повелению, принадлежал обществу хоругвеносцев города Иваново-Вознесенска Владимирской губернии. Определением Святейшего Синода от 24 мая-15 июня 1913 г. (№ 4898) был утвержден такой же знак Московского Чудова монастыря.

Каждое Общество хоругвеносцев имело свой Устав, утверждавшийся Святейшим Правительствующим Синодом.
В Москве, по имеющимся на сегодняшний день сведениям, было 21 общество:
Кремлевские (7 обществ): при Успенском, Благовещенском, Архангельском, Верхоспасском, соборе Двенадцати апостолов, Чудовом и Вознесенском монастырях;
При Покровском и Казанском соборах; при Храме Христа Спасителя; при Владимирском соборе Епархиального Дома;
При Новоспасском и Даниловом монастырях;
Военное Сергиево-Пантелеймоновское братство хоругвеносцев; Общество при полковом храме Самогитского полка. Фактически военным можно считать Общество хоругвеносцев при соборе Успения на Крутицах (все здания подворья, кроме самого собора, были в XVIII веке переданы военному ведомству);
Старообрядческое общество хоругвеносцев при храмах Рогожского кладбища;
Приходские церкви: Петра и Павла в Лефортово; Василия Кесарийского на Тверской; Василия Исповедника; Иерусалимской иконы что на Бойнях (открыто в 1917 году).

Ниже привожу пример проекта Устава Общества Хоругвеносцев при церкви Святого Василия Исповедника, что в Новой Деревне, у Рогожской заставы в гор. Москве [4].

§1. Общество Хоругвеносцев учреждается в г. Москве, при церкви Св. Василия Исповедника, что в Новой Деревне, в ПАМЯТЬ 300-ЛЕТИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ В РОССИИ ДОМА РОМАНОВЫХ и состоит в ведении Московского Епархиального Начальства.

§2. Общество учреждается: а) для ношения членами оного хоругвей и святых икон при крестных ходах, из церкви Св. Василия Исповедника и из других ближайших церквей; б) для устроения на средства Общества, с надлежащего разрешения, новых и исправления пришедших в ветхость хоругвей, а также фонарей, крестов, киотов для икон, носимых в крестных ходах, а по мере умножения средств и вообще для поддержания благолепия в храме; в) для поддержания порядка при богослужении в Василие-Исповеднической церкви в высокоторжественные и праздничные дни посредством особого наряда из членов Общества; г) для оказания помощи и призрения членам Общества, пришедшим почему-либо в бедственное положение, а равно и их семействам; причем при умножении своих средств, Общество заботится об основании при Василие-Исповеднической церкви благотворительных учреждений и школ.

§3. Членами Общества могут быть лица православного вероисповедания, мужского пола всех сословий, достигшие совершеннолетия и неопороченные в поведении.

§4. Поступление в члены Общества допускается во всякое время по заявлению о том одному из членов правления Общества и по предъявлению, в случае неизвестности, письменного вида и удостоверения полиции о поведении.

§5. Общество состоит из членов: а) почетных, б) действительных и в) пожизненных.

§6. Звание Почетных членов усвояется лицам, оказавшим особые заслуги или покровительство. Почетные члены освобождаются от членских взносов и ношения хоругвей.

§7. Действительные члены вносят в кассу Общества единовременно два рубля и затем ежегодно по одному рублю. Примечание: 1) Недоставивший в течение года членского взноса считается выбывшим из Общества.

§8. Внесший единовременно двадцать пять руб. признается пожизненным членом общества.

§9. Каждому члену Общества выдается от старшины Общества, за его подписью, книжка с обозначением в оной времени вступления в Общество и количества полученного от него взноса, а также для отметки ежегодных взносов. Почетным и пожизненным членам выдается о том свидетельство.

§10. При ношении хоругвей, каждому несущему святые иконы и хоругви члену Общества присвояется особый знак для ношения на груди и форменный кафтан, однообразного покроя из сукна темно-синего цвета с отложным темно-лилового бархата воротником, с бархатными, того же цвета, обшлагами. Воротник, обшлага, карманы, борт и подол кафтана кругом должны быть обшиты серебряным галуном с серебряной под ним бахромой, длиной в полтора вершка, по бокам талии над карманами должно быть пришито по одной серебряной кисти, и поверх кафтана по плечам должен быть пропущен серебряный шнур, имеющий в диаметре четверть вершка, спускающийся на груди и на спине на пол-аршина и оканчивающийся серебряной кистью.

§11. Форменные кафтаны изготовляются членами Общества, каждый для себя на наличные средства, но по накоплении средств у Общества могут быть изготовляемы, с распоряжения общего собрания членов, и на средства Общества. Хранятся все кафтаны в указанном старшиной месте при храме.

§12. Форменные кафтаны и особый нагрудный знак могут быть носимы хоругвеносцами только при исполнении принятой ими на себя обязанности, в дни крестных ходов хоругвеносцы могут присутствовать в них и в храме во время богослужения.

§13. Управление делами Общества вверяется правлению из 4-х лиц: старшины, его помощника, казначея и делопроизводителя, избираемых на 3 года закрытой баллотировкой. На случай выбытия кого-либо из них до срока выбираются 4 кандидата. Члены правления и кандидаты к ним представляются на утверждение Епархиального Преосвященного.

§14. Сроки выборов старшины и членов правления могут быть изменены в случае личного отказа служить в должности, или если выборные лица будут признаны Епархиальным Преосвященным несоответствующими своему назначению. Члены правления могут быть избираемы и на следующее трехлетие.

§15. На обязанности членов правления лежит: принятие заявлений от лиц, желающих поступить в Общество; принятие единовременных и годовых взносов; расходование средств по определению общего собрания; заблаговременное извещение членов, которые должны принять участие в несении священных предметов в крестном ходе; наблюдение за порядком во время шествия крестного хода, по расписанию местного благочинного; суждение о проступках членов Общества при исполнении принятых на себя обязанностей и возникающих при этом между ними недоразумениях и представление общему собранию, а за сим и Епархиальному Епископу, годового отчета о деятельности Общества. Правление решает дела большинством голосов, причем старшина имеет два голоса; свои постановления правление записывает в особую протокольную книгу. Примечание: Правлению Общества предоставляется право в потребных ему случаях, временно, лишать кого-либо из членов Общества права ношения хоругвей и икон или вовсе увольнять из Общества.

§16. Правление Общества должно иметь: а) приходо-расходную книгу с соответствующими графами как для наличных денег, так и для процентных бумаг; б) книгу для записей поступления, как случайных единовременных сумм, так и взносов годовых членских, с приложением в книге квитанций для выдачи таковых вносящим в Общество деньги; в) книгу протоколов заседаний правления Общества и г) книгу для алфавитного списка членов Общества. Все сии книги должны быть скреплены шнуром и печатью благочинного.

§17. Общие собрания созываются раз в год, а в случае надобности, по требованию причта церкви, при коей утверждено Общество хоругвеносцев, или членов правления, и во всякое время. Председательствует на общих собраниях старший священник церкви. Общее собрание считается состоявшимся при наличности 2/3 членов, проживающих в этой местности. Если в собрание явится меньшее число членов, то собрание считается несостоявшимся и назначается новое собрание, которое считается состоявшимся при наличности явившихся в собрание членов. Постановления общего собрания записываются в книгу протоколов (п. в §16).

§18. На годовом общем собрании рассматривается отчет о деятельности Обществаза истекший год и смета на предстоящий год и производятся избрания почетных членов и должностных лиц Общества.

§19. Суммы Общества должны храниться в отделении Государственного банка или в сберегательной кассе и должны быть вынимаемы оттуда не иначе, как по особым отношениям правления Общества, за подписью старшины и члена делопроизводителя.

§20. Для проверки сумм и имущества Общества ежегодно назначается общим собранием ревизионная комиссия из трех членов Общества.

§21. Общество имеет печать с надписью: «Печать Общества Хоругвеносцев при церкви Василия Исповедника, что в Новой Деревне, в память 300-летия царствования в России Дома Романовых».

§22. Общество считается прекратившим свое существование, если за закрытие его на годичном или экстренном собрании выскажутся 2/3 всего наличного числа действительных членов Общества. По закрытии Общества, принадлежащее ему имущество и капиталы поступают в собственность церкви, при коей это Общество учреждено.

Рисунок Общества хоругвеносцев храма прп. Василия Исповедника.
Утвержден Святейшим Синодом в 1913 году

В 1902 г. в Осташкове, славившемся своим глубоким почитанием церкви было открыто Общество хоругвеносцев Преподобного Нила Столобенского чудотворца. Для заведывания делами Общества хоругвеносцев, на общем собрании 25 января 1902 года были избраны и состояли на службе: помощник старшины куп. В.М. Савин, старшина Общества хоругвеносцев Василий Матвеевич Савин, заступающий старшину Нил Александрович Савин [3].

На приведенной ниже фотографии члены Общества хоругвеносцев Преподобного Нила Столбенского чудотворца. Она замечательно тем, что в статье Династия Савиных, из которой взята эта фотография, перечислены все члены общества на ней представленные. Фотографию можно рассмотреть в бОльшем разрешении, кликнув по ней мышкой.

———————————-
Примечания и дополнения:
[1] Хорошилова Ольга Костюм и мода Российской империи. Эпоха Александра II и Александра III/ Издательство: Этерна, 2015 г.
[2] Источник
[3] Источник цитаты и фото к ней.
[4] Источник
[5] Статье предпослана фотография Общество хоругвеносцев Покровского собора Москвы. Источник

Один отзыв

  1. Tatiana
    09.08.2016 в 23:15 | #

    В Нижнем есть Игорь Александрович Кузнецов. Он много занимается ими по Нижегородской губернии.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>