© 2015 galina ustie_5

Казань. Церковь на устьинской пристани

Предварительные пояснения

Как известно, Казань располагается на левом, низком берегу Волги при впадении в нее речки Казанки. В прошлом, задолго до строительства на Волге каскадов водохранилищ и гидроэлектростанций, во время весеннего половодья уровень воды в ней существенно поднимался и тогда, неширокая и мелководная в своем устье речка Казанка становилась судоходной на значительном протяжении, почти до Зилантовой горы, на которой возвышается Зилантов Свято-Успенский монастырь, основной ансамбль которого сложился в XVII веке (красная цифра 1 на старой карте).

Приказанское село Бишбалта, находившееся у устья Казанки близ Зилантова Успенского монастыря, славилось своими мастерами и являлось центром местного судостроения. В 1710 году здесь выстроили для Балтийского флота целую эскадру из пяти кораблей — «Орёл», «Солнце», «Полумесяц», «Северная звезда» и «Город Казань», а затем ещё несколько судов для Каспийского моря[5].
Согласно указу Петра I в 1718 году на левом берегу Казанки на пустынной пашенной земле Зилантова монастыря у деревни Бишбалта (Бежболды) было создано адмиралтейство. Император самолично осмотрел Казанское адмиралтейство в 1722 году.
В течение последующих ста лет Казань являлась крупнейшим центром кораблестроения на Волге. Здесь была построена большая часть судов военной флотилии для Персидского похода 1722—1723 годов.
Ещё в XVIII веке у верфи возникла Адмиралтейская слобода. Весенние пристани слободы наиболее полно могли функционировать только при большой воде, во время разлива Волги и Казанки. Спуск судов со стапелей Казанского адмиралтейства также производился раз в год во время весеннего половодья, в первой половине мая[6]. В межень действовали волжские пристани у деревни Бакалда (Бакалдинские пристани располагались не у устья Казанки, а гораздо дальше по течению Волги).
[1]

На старой карте: 1 – ближние или весенние пристани, 2 – дальние пристани

ХРАМЪ
во имя Казанской Божіей Матери на устьинской пристани г. Казани.
(Исторія построенія и освященія его)
Составил священник Никандр Крестниковъ

Казанское устье, где сосредоточены пристани разныхъ пароходныхъ обществъ, компаній и частныхъ лицъ, промышляющихъ рѣками Волгой и Камой съ ея притоками Вяткой и Бѣлой, съ массой служащихъ, представляетъ собою одно изъ самыхъ бойкихъ мѣстъ по промышленности и разнымъ торговымъ оборотамъ. Съ ранняго утра и до глубокой ночи въ теченіе цѣлаго лѣта происходитъ здѣсь ежедневная кипучая дѣятельность многочисленнаго рабочаго и торгово-промышленнаго люда, ежегодно стекающагося сюда изъ разныхъ мѣстъ обширнаго нашего отечества. Съ каждымъ годомъ это устье улучшалось совнѣ, благодаря устройству тротуаровъ, мостовыхъ, безплатныхъ бараковъ для ночлега и пріемнаго покоя съ постояннымъ врачемъ и т. д. Но для удовлетворенія религіозно-нравственныхъ нуждъ и высшихъ потребностей христіанскаго дѵха на Казанскомъ устьѣ, какъ это ни странно, почти не было сдѣлано ничего до самаго послѣдняго времени.

Пристани на реке Казанке. Ближнее устье. На горе Зилантов монастырь

Эти же пристани

Если человѣкъ, живуіцій въ мірѣ, уподобляется кораблю, плавающему среди моря и обуреваемому волнами, а для корабля всегда нужна бываетъ пристань, гдѣ-бы онъ могъ исправить свои поврежденія, пополнить недостатки, то тѣмъ болѣе важное значеніе для человѣка христіанина—его духовное пристанище, гдѣ-бы онъ могъ успокоивать и мятущійся свой духъ и исправлять душу и сердце, волнуемые разными житейскими невзгодами и неудачами. И кто не знатъ, что этимъ пристанищемъ, этимъ прибѣжищемъ для насъ христіанъ служитъ храмъ Божій, гдѣ христіанинъ можетъ всегда находить и утѣшеніе своей душѣ и духовныя врачеванія своимъ скорбямъ!

Казань. Пристани на дальнем устье, на Волжском берегу

Поэтому тяжелою совѣстью всегда лежало на благочестивой душѣ христіанина, когда онъ вмѣсто общественной воскресной и праздничной молитвы слышалъ на устьѣ съ ранняго утра пѣсни и разные нескромные разговоры. Люди съ доброю христіанскою нравственностію давно уже сознавали настоятельную нужду въ устройствѣ общественнаго дома молитвы на Казанскомъ устьѣ. Но это благочестивое желаніе многихъ устьинцевъ, по непредвидѣннымъ обстоятельствамъ, долго откладывалось.

И только въ 1890 году, по частному почину, выстроена была на устьѣ на добровольныя пожертвованія деревянная часовня. Часовня эта была очень красивой архитектуры древнихъ русскихъ часовенъ, восьмигранная, съ двумя въ ней большими окнами, довольно изящнымъ почти сплошь вызолоченнымъ иконостасомъ, съ четырмя большими въ немъ св. иконами, написанными на золотомъ чеканѣ. Иконостасъ былъ одноярусный, въ срединѣ его находилась икона Казанской Божіей Матери, вправо оть нея—икона св. и чуд. Николая, влѣво—икона преп. Макарія Унжескаго п Желтоводскаго Чудотворца; надъ ними вверху икона нерукотвореннаго Спаса. Были въ часовнѣ и хоругви, писанныя на полотнѣ, и запрестольныя иконы — Крестъ и Божіей Матери, писанныя на деревѣ [2]. При часовнѣ была устроена звонница на четырехъ столбахъ подъ желѣзною крышею, на которой было пять колоколовъ, изъ коихъ самый большой былъ въ 14 пудовъ вѣсомъ. Внутри размѣромъ часовня была около четырехъ саженъ [3] въ квадрагѣ. Въ этой часовнѣ служились причтомъ Макарьевской церкви всепощныя наканунѣ воскресныхъ и праздничныхъ дней, а иногда, въ самые праздники, часы и молебны съ акаѳистами.

Часовня на старом (дальнем) устье 1890 года постройки

Въ холерные годы (1892 и 93-й) двухъ-штатный причтъ Макарьевской церкви съ трудомъ могъ исполнять христіанскія потребности устьинцевъ. Каждый хотѣлъ поговѣть, очистить свою совѣсть отъ грѣховъ и сподобиться принятія Св. Христовыхъ Таинъ. Въ эту тяжелую пору, пишущему эти строки не разъ приходилось слышать со стороны многихъ устьинцевъ, въ особенности при посѣщеніи тяжко больныхъ, о горячемъ желаніи ихъ видѣть на устьѣ свой храмъ, гдѣ-бы можно было едиными устами и единымъ сердцемъ не толъко славить и воспѣвать Господа Бога, но и умолять Его о прощеніи своихъ грѣховъ, во дни великихъ испытаній, посланныхъ Богомъ. Но этому желанію Господь судилъ осуществиться только въ послѣднее время.

… Кромѣ удовлетворенія религіозныхъ потребностей устьинцевъ, указывалось между прочимъ еще на то обстоятельство, что св. чудотворная икона Смоленской Божіей Матери, ежегодно приносимая 14-го іюля на устье, въ память избавленія мѣстнаго населенія отъ развитія холерной эпидеміи 1892 г., принимается здѣсь не въ храмѣ Божіемъ, какъ это подобало бы всѣми почитаемой Святынѣ, а въ простой временной палаткѣ.
Быть можетъ, вопросъ о построеніи устьинской церкви, и долгое время былъ-бы однимъ вопросомъ, если-бы одно, совершенно неожиданное обстоятельство, въ которомъ нельзя не видѣть всеблагую волю Божественнаго промысла, не помогло осуществить на дѣлѣ эту святую мысль.
Архипастырь Казанскій Владиміръ, предмѣстникъ нынѣ благополучно здравствующаго Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, не задолго до своей кончины, застроилъ молитвенный скитъ для себя, находящійся въ 4-хъ верстахъ отъ загородного Архіерейскаго дома. Здѣсь почившій святитель вдали отъ шума мірского на закатѣ дней своихъ предполагалъ посвятить себя на служеніе Богу; но послѣдовавшая кончина его, 2-го сентября 1897 года, помѣшали выполнить ему его святое желаніе. И вотъ этотъ то скитъ, выстроенный почившимъ Архипастыремъ только вчернѣ, за ненадобностію и предложенъ былъ управленіемъ Казанскаго Архіерейскаго дома для устьинскаго храма.

Уполномоченные отъ попечительства М. М. Пушкаревъ и Д. И. Седміозерскій, когда обратились за разрѣшеиіемъ къ Высокопреосвященнѣйшему Арсенію и сердечно повѣдали ему настоятельную нужду въ храмѣ Божіемъ на устьѣ, то въ Архипастырѣ они нашли и опытнаго совѣтника, и авторитетнаго руководителя въ задуманномъ ими столь благомъ и спасительномъ дѣлѣ. Въ поданномъ на имя Владыки прошеніи—они совершенно справедливо указывали на то, „что населеніе устья издавна тяготится отсутствіемъ храма Божія, что сооруженіе часовни въ 1890 г. не можетъ въ достаточной мѣрѣ удовлетворять мѣстнымъ религіознымъ потребностямъ за значительною отдаленностію приходской (Макарьевской) церкви, и что временное населеніе устья—служащіе при пароходныхъ и разныхъ другихъ торгово-промышленныхъ учрежденіяхъ, крунные и мелкіе торговцы и пристанскіе чернорабочіе,—лишены возможности даже въ праздничные дни посѣщать общественное богослуженіе».

Высокопреосвящепнѣйшій Арсеній съ горячимъ сочувствіемъ отнесся къ этому, столь важному для устьинцевъ, дѣлу и, преподавъ свое благословеніе, разрѣшилъ воздвигнуть храмъ во имя Казанской Божіей Матери.
Предложенная управленіемъ Архіерейскаго дома сравнительно недорогая цѣна и льготныя условія, съ разсрочкою платежа на два года, дали возможность храмоздателямъ пріобрѣсти скитъ для устьинской церкви. Скитъ былъ деревянный, подъ желѣзной крышей; въ немъ не было только иконъ и иконостаса, а также колокольни. Въ длину скитъ былъ одиннадцать съ половиной саженъ, а въ ширину четыре сажени.  Казанская городская дума, куда уполномоченные вошли съ ходатайствомъ въ ноябрѣ мѣсяцѣ 1898 г. объ отведеніи мѣста подъ церковь, отвела таковое вблизи мостовой дороги, недалеко отъ дома Казанской городской управы.

По соблюденіи всѣхъ форлальностей, послѣ составленія и угвержденія плана на церковь, Высокопреосвященнѣйшій Архипастырь Казанскій Арсеній назначилъ строительный комитетъ въ составѣ слѣдующихъ лицъ: предсѣдателя, священника Макарьевской (нынѣ Боголюбской) церкви Н. М. Крестникова и членовъ М. М. Пушкарева п Д. И. Седміозерскаго.
Строительный комитетъ горячо взялся за выполненіе возложеннаго на него дѣла. Онъ изготовилъ воззванія о вновь сооружаемомъ на устьѣ храмѣ и разослалъ ихъ по домамъ гражданъ г. Казани, выхлопоталъ предъ епархіальнымъ начальствомъ подписные листы для сбора по нимъ пожертвованій, при чемъ при самомъ началѣ этого дѣла поступили крупныя пожертвованія отъ самихъ строителей храма М. М. Пушкарева, пожертвовавшаго изъ своихъ средствъ тысячу рублей, и Д. И. Седміозерскаго, пожертвовавшаго пять сотъ рублей. Эти деньги отданы были архіерейскому дому въ видѣ задатка за купленный у него скитъ. Зимою же 1898 года перевезенъ былъ на устье и самый скитъ, который сданъ былъ для постройки подрядчику за двѣ тысячи пятьдесятъ руб. Постройку церкви подрядчикъ обязывался начать сь февраля мѣсяца 1899 г. и окончить не позже перваго іюля 1899 года.

Съ благословенія и разрѣшенія Казанскаго Владыки 25 февраля 1899 года, въ часъ дня, происходила закладка этого храма. Для сего, съ благословенія Владыки, изъ Макарьевской церкви со св. иконами былъ крестный ходъ на устье къ мѣсту закладки, при громадномъ стеченіи народа, совершенный мѣстнымъ причтомъ. Въ установленное время, на горнемъ мѣстѣ, по освященіи мѣста закладки, вложена была въ средину нижняго дубоваго бревна чугунная доска съ слѣдующей надписью: Во имя Отца и Сына и Святаго Дцха! Основася сія церковь во имя Казанскiя иконы Божіей Матери при Державѣ Благочестивѣйшаго, Самодержавнѣишаго, Великаго Государя Нашего, Императора Николая ІІ-го, при святителъствѣ Преосвященнѣйшаго Арсенія, Архіепископа Казанскаго и Свіяжскаго, Строителяхъ—Свяіценникѣ Никандрѣ Михаиловичѣ Крестниковѣ; Михаилѣ Михаиловичѣ Пушкаревѣ и Дмитріи Ивановичѣ Седміозерскомъ, въ лѣто отъ сотворенія міра 7407, отъ Рождества по плоти Бога Слова тысяча восемъсотъ девяносто девятое, февраля двадцать пятаго дня.

Въ началѣ быстро пошли плотничныя работы, но затѣмъ, вслѣдствіе несостоятельности подрядчика, работы пріостановились. Подрядчикъ, при всёмъ желаніи выполнить свой договоръ, долженъ былъ отказаться отъ постройки церкви. Въ сентябрѣ мѣсяцѣ Комитетъ заключилъ новое условіе съ другимъ подрядчикомъ за двѣ тысячи рублей. Послѣдній обязался докончить начатую постройку, согласно плана и съ соблюденіемъ всѣхъ правилъ строительнаго устава и указаний строительнаго комитета. Работы пошли быстро и успѣшно. Къ счастію, и осень стояла сухая и теплая. Въ октябрѣ мѣсяцѣ храмъ былъ покрытъ уже желѣзомъ, и 22-го октября, въ день празднованія Казанской Божіей Матери, съ благословенія Владыки, въ часъ дня, послѣ положеннаго молебна, были подняты на сооружаемый храмъ деревянные кресты, обитые листовымъ бѣлымъ желѣзомъ.
За скромной трапезой, предложенной комитетомъ, по случаю такого радостнаго событія, одинъ изъ сочувствующихъ этой постройкѣ лицъ заявилъ, «что у него давно было желаніе видѣть на устьѣ храмъ Божій, гдѣ-бы можно было трудящемуся люду и всѣмъ плавающимь на пароходахъ и баржахъ, при проѣздѣ, взглянуть на храмъ и осѣнить себя крестнымъ знаменіемъ. Теперь, говорилъ онъ, подняты уже кресты, которые блестятъ на солнцѣ, напоминая всѣмъ намъ о распятомъ за насъ Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ, заповѣдовавшемъ намъ любить всѣхъ нашихъ ближнихъ. И вотъ, я, продолжалъ онъ, какъ промышляющій по Волгѣ, помня заповѣдь Христа, желалъ-бы придти на помощь этому задуманному святому дѣлу и желалъ-бы пособить чѣмъ либо отъ своихъ трудовъ». И онъ заявилъ, что намѣренъ пожертвовать въ сей вновь сооружаемый храмъ новый дубовый, рѣзной иконостасъ со всѣми въ немъ иконами. Этотъ щедрый даръ предложилъ Казанскій купецъ Сергѣй Андреевичъ Земляновъ. Строительный комитетъ съ глубокой признательностію принялъ этотъ даръ.

Вскорѣ Господь послалъ еще новую жертвовательницу, нѣкую У. И. Алексѣеву, которая, проживъ почти всю жизнь на устьѣ и занимаясь бакалейной торговлей, пожертвовала отъ своихъ скудныхъ сбереженій въ память покойнаго своего мужа новый колоколъ въ тридцать два пуда. Къ этому же времени поступили пожертвованія отъ Е. П. Свѣшниковой — Дарохрапительница серебряно-вызолоченная; отъ Е. С. Пушкаревой—напрестольный серебряно-вызолоченный, художественной работы крестъ; отъ А. М. Морозовой и Е. В. Чугуновой—металлическіе запрестольный крестъ и Божія Матерь, храмовая икона Казанской Божіей Матери, писанная на золотѣ, для аналогія, отъ И. И. и Н. А. Зобниныхъ—плащаница, шитая золотомъ; и святцы отъ С. К. Петрова и Н. Н.Якимова массивная художественной работы люстра, сплошь вызолоченная; отъ гг. Кожевниковыхъ напрестольное Евангеліе и серебряно-вызолоченные сосуды, В. Г. Гурьева, А. П. Пушкаревой, 3. В. Журавлева, М. К. Седміозерской и мн. друг.

Освященіе храма съ подобающею торжественностію совершено было 6-го августа 1900 года, въ праздникъ Преображенія Господня. Наканунѣ освященія всенощное бдѣніе совершилъ священникъ Макарьевской церкви П. I. Касаткинъ, а на литію и величаніе выходили Архимандритъ Зилантова монастыря о. Никодимъ и священникъ Боголюбской церкви Н. Крестниковъ. Всенощную пѣлъ мѣстный хоръ подъ управленіемъ діакона Е. Н. Доброхотова.

Чинъ освященія храма и божественную литургію 6-го августа совершилъ Высокопреосвященнѣйшій Арсеній, въ сослуженіи архимандритовъ: Ивановскаго монастыря Екзакустодіана, Зилантова монастыря Никодима, ключаря собора священника А. П. Яблокова, благочиннаго священника П. М. Руфимскаго, священника Макарьевской церкви П. I. Касаткина и священника Боголюбской церкви Н. М. Крестникова. Пѣли два хора Архіерейскій и Макарьевскій. Въ концѣ освященія храма слово произнесъ священникь Боголюбской церкви Н. М. Крестниковъ, на текстъ: „Благословенъ Господь Богъ днесь, иже даде покой людемъ своимъ Израилю». (3 Царств. 8, 56).

Торжество освященія храма закончилось провозглашеніемъ многолѣтія Государю Императору со всѣмъ Царствующимъ Домомъ, Святѣйшему Синоду, Высокопреосвященнѣйшему Арсенію, строителямъ, благотворителямъ и украсителямъ св. храма сего. Затѣмъ началась божественная литургія. Въ концѣ литургіи, по заамвонной молитвѣ, Высокопреосвященнѣйшій сказалъ проповѣдь. „Благодатію Всесвятаго Дѵха, освятилиі мы храмъ сей Богу живому и истинному (Евр. 9, 14.), такъ началъ Владыка. Се и еще мѣсто селенія славы Его, мѣсто упокоенія труждающихся и обремененныхъ, мѣсто благодатнаго питанія и напоенія душъ алчущихъ и жаждущихъ слова Божія и св. Таинствъ, мѣсто пріискренняго общенія съ невидимымъ міромъ ангеловъ и святыхъ Божіихъ человѣкомъ. Да будетъ благодареніе Господу, увѣнчавшему это благое дѣло вождѣленнымъ успѣхомъ, потому что аще не Гостдь созиждетъ домъ, всуе трудишася зиждущіи. (ІІсал. 126, ст. 1-й).
————————————
[1] Википедия
[2] Всѣ иконы, а равно и утварь, какая была въ часовнѣ, въ настоящее время находятся во вновь построенномъ на устьѣ храмѣ.
[3] 1 сажень = 2,1336 метра
[4] Первое фото: церковь во имя Казанской Божией Матери на устьинской пристани г. Казани
[5] Второе фото: церковь Макария Желтоводского в Адмиралтейской слободе г. Казани
[6] В настоящей публикации использован текст брошюры (с некоторыми сокращениями) «Храм во имя Казанской Божией матери на устьинской пристани г. Казани (История построения и освящения его). Составитель священник Никандр Крестников. Казань. Типо-литография Императорского Университета. 1901 г.

Один отзыв

  1. Алексей
    29.07.2016 в 01:00 | #

    В последние дни перед взятием Казани красными город подвергся бомбардировке, причем пострадали от обстрела некоторые церкви – Покровская и Николо-Вишняковская. У обоих из них снаряды попали в купол: у Покровской церкви вся наружная обшивка купола была разворочена, у Вишняковской – пробита. У Грузинской церкви снаряд попал в ограду храма. Церковь на Устьи /пароходные пристани на Волге/ сгорела до основания. В ночь на 10 сентября нов. стиля белые войска оставили Казань. Вместе с белыми из Казани ушло 60 тысяч граждан, в том числе ушло немало и духовенства.(Свидетельство современника).

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>