© 2016 galina dalmat_12

ДАЛМАТОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья печатается с сокращением.

Г.В. Магницкая

Далматово… Очень интересно рассказал об истории тех мест Павел Распопов. Так сложилось, что жизнь города Далматова всегда была тесно связана с Далматовским Успенским монастырем. Монастырь этот основан в 1644 году, спустя чуть более полувека после легендарного похода Ермака. Однако связь с Ермаком Тимофеевичем в тех местах намного значительнее, чем может показаться на первый взгляд. Так, считается, что Далматовский монастырь основан прямым потомком одного из казаков ермаковской дружины – Дмитрием Ивановичем Мокринским. Ударившись после смерти горячо любимой жены в веру, он обратился к монашеству и принял имя Далмат.

Портрет Преподобног о. Далмата Исетского

Первое время Далмат жил возле реки Исети, в вырытой им в пещере. Затем основал монастырь, возле которого вскоре возникло поселение, получившее название Служняя слобода. В 1691 году по названию возведенной в центре селения деревянной церкви в честь Николая Чудотворца слободу переименовали в село Николаевское.

Раскинувшийся на высоком левом берегу реки Исеть Далматовский монастырь не раз сжигали дотла башкиры, татары и калмыки, пытавшиеся вытеснить русских со своих исконных прежних земель.

С 1707 по 1720 годы здесь возводили первое в столь отдаленных зауральских местах каменное здание – трехпрестольный Успенский собор. В те же годы монахи выложили неприступные каменные стены с двумя высокими башнями. Строительством руководил сын Далмата – архимандрит Исаак. Строили добротно, на века. Стены Далматовского монастыря стали самым надежным укреплением этих мест. Так он выглядел ранее.

Далматовский Успенский монастырь в 1644 г.

Стены же сохранились до наших дней. Окружают они по периметру внутреннее пространство монастыря.


Много испытаний выпало на долю сей обители. В 1762 году восставшие крестьяне почти полгода осаждали, отрезали его от внешнего мира. Восстание это получило название «Дубинщина».

В середине февраля 1774 года случилась еще более серьезная напасть. Практически весь Урал охватила «пугачевщина». К стенам Далматовского монастыря подошло огромное пятитысячное пугачевское войско под руководством атамана Пестерева. Защитников монастырской крепости было на порядок меньше – всего около 400 человек. Ожесточенная борьба за Далматовский монастырь продолжалась с 11 февраля по 2 марта 1774 года. Пугачевцы обстреливали монастырь из пушек, пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но получали ожесточенный отпор. Далматовцы поджигали возы сена, а бунтовщиков обстреливали из ружей и закидывали камнями.

Этой осаде выдающийся уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк посвятил одну из своих интереснейших повестей – «Охонины брови». Прототип описываемого в ней Прокопьевского монастыря – это и есть Далматовский мужской монастырь. Данная повесть в первую очередь рассказывает о силе и слабости духа. Трогательно описана судьба глубоко верующего дьячка Арефа, который иногда по совершаемым поступкам напоминает юродивого. Заканчивается она словами: «Сейчас от Прокопьевского монастыря, Дивьей обители и Служней слободы остались одни пустыри. Только по-прежнему высоко поднимается правый гористый берег Яровой, где шумел когда-то вековой бор. Теперь торчат одни пни, а от прежнего осталось одно название: народ называет и сейчас горы «Охониными бровями». Именно там была убита красавица Охоня, дочь дьячка Арефы.

Вернемся к истории тех мест. За заслуги в подавлении пугачевского бунта Екатерина II в 1781 году пожаловала селу Николаевскому статус уездного города, названного по имени основателя монастыря Далматовым. Однако вскоре Далматовский уезд объединили с Шадринским и город из уездного превратился в обычный, заштатный. В начале XX века его и вовсе преобразовали в село.

Очень удачно запечатлел Далматовский монастырь в 1912 году фото летописец С. М. Проскудин-Горский (1863-1944). Белоснежным красавцем раскинулся он на берегу речки Ирсети среди окружающего его зеленого обрамления из деревьев, кустарников и трав. Возле самой воды приютились избенки с замшелыми крышами. Тихое течение речки как бы указывает на неспешный и размеренный уклад жизни обитателей монастыря. Богоданное место, иначе сказать нельзя.

Разносторонне одаренным человеком был Сергей Михайлович: фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи». Такими людьми нужно только гордиться. А скончался он, как и многие наши соотечественники в Париже, спустя несколько недель после освобождения города от немцев войсками союзников. Похоронен он на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Тем не менее, жизнь в Далматово кипела. Проходившая здесь ежегодно 6 декабря богатая Никольская ярмарка была широко известна. В Далматово жило немало купцов. В центре города и сейчас сохранилось много старых купеческих домов, служащих украшением города. В действовавшем при монастыре Далматовском духовном училище получили образование многие известные люди. Далматово отличилось еще и тем, что здесь возникла первая в Зауралье женская школа. Ее открыла в 1861 году в своем доме жена священника П.И. Черемухина. В октябре 2010 года благодарные потомки установили в Далматово памятник первой учительнице, деньги на который собирали буквально «всем миром».

До революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом, а затем дорвавшиеся до власти крестьяне начали уничтожать малейшие напоминания о прошлом. Известному краеведу В.П. Бирюкову немалыми усилиями удалось спасти уникальный монастырский архив и часть старинных книг. Переживший множество тяжелых испытаний и восстаний, Далматовский монастырь не выстоял под властью большевиков. В 1928 году по решению Шадринского окрисполкома монастырь ликвидировали. В разные годы в монастырских стенах размещались детский дом, музей, драмтеатр, средняя школа. Во время войны здесь расположили госпиталь, а после – завод «Молмашстрой», изготовлявший оборудование для переработки и хранения молока. Вскоре этот завод стал градообразующим и в 1947 году Далматово вновь обрел статус города.

Самое удивительное, что населенный пункт, названный в честь основателя монастыря, в советское время не разделил судьбу многих подобных и не был переименован в какой-нибудь Октябрьск, Комсомольск или Ленинск.

На территории монастыря находится ансамбль из трех храмов (Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», церковь Иоанна Богослова) и часовня. Сейчас в монастыре, как и в прежние времена, живут монахи, идут церковные службы, здесь есть кузница, столярная и швейная мастерские.

Главный храм – Успенский собор находится пока в плачевном состоянии

Сохранившиеся фрагменты фресок Успенского собора

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Внутренний вид храма

С 1994 года в церкви «Всех Скорбящих Радость» хранится рака с мощами основателя монастыря – старца Далмата, поскольку был он причислен к лику святых, правда, по церковной иерархии лишь местного значения.

Есть в Далматово и святой источник, находящийся на берегу Исети. Несколько веков назад из него пил сам Далмат. Согласно легенде, именно благодаря этой воде старец Далмат прожил более 100 лет. Над источником возведена ныне часовня.

Часовня над источником

Город Далматово расположен примерно на одинаковом расстоянии от Екатеринбурга, Кургана, Тюмени и Челябинска.

Следует указать, что некоторые сведения почерпнуты с весьма интересного и познавательного сайта Наш Урал
Фото видов современного состояния монастыря принадлежат М.Ю. Елькину, председателю УИРО, который вместе с друзьями посетил этот город в сентябре 2014 года.

© Г.В. Магницкая, 27 октября 2014 г.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>