© 2012 galina masleniza_12

Николай Блохин. Две «Масленицы»

Первый итог полученных знаний и первая декларация собственной художественной программы, как правило, реализуется в выпускной, дипломной работе. В качестве сюжета своего диплома (1995 год) Николай Блохин выбрал масленицу. Масленица – это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник проводов зимы и встречи весны. Ей посвящено множество ритуалов – блины, ряженые, воздвижение и сжигание чучела «Масленицы» (в некоторых губерниях Масленицу изображал ряженный мужик), балаганы, катания с гор, кулачные бои и взятие снежного городка. В этой веселой кутерьме, длившейся целую неделю перед началом Великого поста, проявлялась народная жизнерадостность, отражалась русская натура, порой не знающая удержу и меры. Яркие краски, открытые эмоции, смех и веселье по поводу проводов зимы и предвкушение прихода весеннего солнца всегда ассоциируются с этим праздником. В современных реалиях его отмечают театрализованными представлениями, и сегодня это больше похоже на «мероприятие», чем на обряд, поскольку традиционность жизненного уклада в России нарушена давно. Но обычай печь блины на масленицу настолько крепко вошел в плоть и кровь, что никакие трансформации социальных систем не искоренят этой русской привычки.

Н. Блохин Масленица. 1995Масленица. 1995

Блохин, вместе с тем, написал не современную Масленицу и даже не историческую, хотя типажи и костюмы,
выбранный момент действа заставляют вспомнить позапрошлый век. Он попробовал встать в один уровень с выпускниками дореволюционной академии (здесь, в первую очередь, вспоминаются произведения Василия Сурикова и «Капустница» Николая Фешина – один из лучших академических дипломов).

Очевидной целью этой работы было показать свои возможности в создании большеформатной многофигурной жанровой картины: множественность типажей, разнообразие мотиваций поведения самых разных персонажей, немыслимые ракурсы, жесты, взаимосвязи, различные уровни динамики – от нарочито усложненных внешних движений персонажей до внутренней геометрии композиции, решение непростых колористических проблем.

И если само полотно все же осталось на уровне большой заявки на будущее, то подготовительные рисунки к «Масленице», безусловно, – работы зрелого мастера. Сам формат рисунков – некоторые почти в натуральную величину – не оставляет сомнений в том, что изначально они осмысливались художником не только как подготовительный материал, но как самостоятельные произведения. Натуру, близкую к образам XIX века, долго искать не надо. Процессы глобализации и стандартизации жизни затронули отнюдь не все население России, низовой социальный слой у нас живет в не поддающемся точному определению времени. Такие типажи, как «Старуха», «Курящий», «Обернувшийся», – это «вечные персонажи», неизменная примета России. Одновременно это повод воспеть оду академическому подготовительному рисунку, давшему возможность художнику показать свое умение схватывать сиюминутность состояния и органичность движений, передавать исключительно сложные ракурсы и точки зрения. Поразительна мощная пластика линий, игра которых не только строит форму, но и выражает свободу художника в обращении с ней. Уверенная точность каждой линии и их собственный живой, энергичный ритм несут самостоятельную эстетическую значимость. Но при этом отнюдь не теряются сложность характеров, схваченная в мимике и выражении лиц, точность психологических характеристик.

Главная тема Блохина – игра – получает бесконечное число сюжетных вариантов:. Все эти веселые и не очень сюжеты, романтические или гротескные, лирические или надрывно-экспрессивные, складываются в единую картину карнавала и его русского варианта – Масленицы. С каждым новым этапом образы становятся сложнее, вытягивая тот самый глубинный смысл карнавала в бахтинском понимании, в котором сама жизнь играет, а игра на время становится жизнью, когда временно сливаются идеальное и реальное, когда рождение нового органически сочетается со смертью старого.

«Масленица» Триптих. 2010

И другой полюс – «Масленица» как русская Голгофа. Языческое и христианское, национальное и общечеловеческое сливается и в самой теме, и в ее интерпретации. От осанны до снятия с креста, от чествования масленицы до ее сжигания – это вечно повторяемые круги возвышения и казни, непрерывный круговорот человеческих взлетов и трагедий. Повышенная, барочная динамика боковых частей триптиха, где мужики сначала воздвигают разряженное соломенное чучело, а затем с таким же азартом его низвергают, контрастно подчеркивает внутреннее напряжение более лаконично решенной центральной композиции. Изнутри вырывающийся, надрывный вопль распятого человека-масленицы как бы вбирает в себя всю первородную жуть бытия. Такой Масленицы в русском искусстве еще не было.

Величание. Триптих «Масленица». 2010

Масленица. Триптих «Масленица». 2010

Прощание. Триптих «Масленица». 2010

© Г.П.Тулузакова
кандидат искусствоведения

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>