© 2017 galina g_ivaniv_3

Гервасий Иванов – священник с. Кощаково

Основные сведения предоставлены Эдуардом Шайхутдиновым

Село Кощаково Казанского уезда Казанской губернии.
Священники:
Смирнов Василий Васильевич (27 апреля 1896 г. – после 1915 г.)
Азановский Евгений Антоньевич (20 июля 1892 – 20 февраля 1896 гг.)
Теплов Михаил Павлов (20 апреля 1883 г. – 10 апреля 1892 г.)
Четаев Виктор Петрович (28 апреля 1881 г. – 3 апреля 1883 г.)
Померанцев Иван Иванович (11 октября 1880 г. – 23 февраля 1881 г.)
Нечаев Николай Александрович (6 сентября 1878 г. – 28 августа 1880 г.)
Заболотский Петр Михайлович (1875 г. – 1878 г.)
Троицкий Василий Григорьевич (23 февраля 1872 г. – 7 марта 1875 г.)
Кубасов Петр Яковлев (23 декабря 1868 г. – февраль 1872 г.)
Спасский Михаил Федоров (1867 г. – 10 декабря 1868 г.)
Световидов Михаил Германов (2 августа 1864 г. – 7 августа 1866 г.)
Евтропов Петр Васильев (30 апреля 1862 г. – 12 марта 1864 г.)
Виноградов Андрей Никифоров (12 мая 1847 г. – 30 марта 1862 г.)
Новосельский Иван Андреев (24 июня 1835 г. – 1845 г.), диакон
Гервасий Иванов (8 декабря 1829 г. – 20 июля 1848 г.)
Церковно служители села Кощаково:
Алфеев Евлампий Дмитриевич (25 апреля 1883 г. – 22 ноября 1913 г.)
Кремков Гавриил Николаев (25 сентября 1879 г. – 29 апреля 1883 г.)
Тихоплесский Григорий Иванов (14 октября 1867 г. – сентябрь 1879 г.)
Рябинский Василий Павлов (14 марта 1869 г. – ?)
Георгиевский Николай Павлович (4 марта 1868 г. – 14 марта 1869 г.)
Кубасов Александр Яковлев (10 августа 1845 г. - 9 ноября 1865 г.)
Архангельский Николай Павлов (26 ноября 1865 г. – 12 июня 1868 г.)
Грузинский Кронид Васильев (21 декабря 1865 г. – 17 октября 1867 г.)
Хотинский Василий Степанов (9 июня 1860 г. – 27 марта 1865 г.)
———————————————————————————-
В своих изысканиях Эдуард Шайхутдинов дошел до времен, когда фамилии даже и у священников еще не писались в Клировых ведомостях Казанской епархии. Впрочем, это не обязательное правило. Работая с документами, обнаружила следующую закономерность: фамилии писались у священнослужителей, окончивших курс обучения в каком-либо духовном учебном заведении – училище, но чаще – семинарии. У «необучавшихся в школах», как писалось, фамилии практически не указывались никогда. Но, вероятно, что их в первые два десятилетия XIX века у не обучавшихся и не было. Фамилии присваивались лишь ученикам духовных семинарий. именно из таких не обучавшихся в школах и был Гервасий Иванов, о котором речь в данной статье.

Первое поколение

Иван Денисов (1768-1807), священнический сын состоял 2-м священником Богоявленской церкви с. Карадули Лаишевского уезда, куда был перемещен из г. Казани церкви Вознесения Господня, где по 4-й ревизии (в 1782 г.) писан был дьячком.
Жена Анна Иванова (1769-?), дети: Анна (1791-?), Василий (1792-?), Екатерина (1793-?). Лев (1795-?).
У него мать вдова попадья Меланья Авдеева (1745-?) 50 лет в 1795 г., ее дочь Авдотья Денисова 20 лет в 1795 г. – сестра Ивана Денисова.
В Клировой ведомости града Казани Вознесенской церкви за 1784 г. при пономаре этой церкви Иване Денисове кроме матери его, вдовы Меланьи Авдеевой (Андреевой?) записаны ее дочери Анна 17 лет (1767-?) и Авдотья (Евдокия тож).

Второе поколение

Василий Иванов (1792-?) в 1810 г. был определен в пономаря с. Давликеево Лаишевской округи.

Церковь с. Давлекеево (Поселок Мирный [1]

Лев Иванов (1807-?) – родной брат Василия и Гервасия в 1813 г. определен был в дьячка града Казани к Варламовской церкви, как следует из записи в Ревизской сказке с. Карадули за 1816 г. Странная запись, определение шестилетнего ребенка на должность к церкви стольного града. Но так в документе сказано.

В Ревизской сказке этой г. Казани Смоленско-Варламовской церкви за 1815 г. числится пономарь Василий Якимов Измайлов 23 лет (1792-?), определенный на место в 1812 г. из дьячков Лаиш.уезда с.Серда, где и писан был по 6-й ревизии (в 1811 г.).
У Василия Якимова Измайлова жена Лакия (?) Никифорова 16 лет (1799-?). При нем племянник его умершего в 1807 г. с.Карадули священника Ивана Денисова сын Лев Иванов (1807-?), по 6-й ревизии писан был в с. Давликеево Лаишевской округи при брате своем дьячке Василии Иванове.
Эта запись не подтверждает предыдущую из Ревизской сказки с. Карадалу за 1816 г., но и не опровергает категорически. Из нее понятно, по крайней мере, что совсем маленький мальчик оказался в Казани при родственниках. Но вот родственная связь Василия Якимовв Измайлова с Иваном Денисовым из приведенных документов не установлена. Ни по женской, ни по мужской линиям не просматривается.

Гервасий Иванов родился в семье священника между 1804 и 1805 гг., из не обучавшихся. В 1811 г. состоит дьячком при Указе в Богоявленской церкви родного села Карадули.
Церковь эта была трех престольной. Главный-холодный — в честь Вознесения Господня, приделы теплые — с правой стороны в честь Богоявления Господня, с левой во имя Св. Равноап. кн. Владимира. Отсюда и разночтения в названии: по главному престолу — Вознесенская, по правому приделу — Богоявленская.
В стихарь он был посвящен только 4 февраля 1819 г. Декабря 3 дня 1823 г. перемещен дьячком на пономарское место в г. Казань к церкви Московских Чудотворцев.

В 1824 сентября 16 дня г. в церкви Успения пресвятой Богородицы села Богородского Казанского уезда был заключен брак дьячка с. Карадулей Лаишевского уезда Гервасия Иванова 20 лет с дочерью священника с. Кощаково Стефана Федорова Федосьей Стефановой 19 лет.
Поручителями выступили с. Пермяков (располагалось недалеко от с. Пановка) Казанского уезда священник Тимофей Афанасьев, с. Карадули дьячок Яков Иванов, пономарь Капитон Дмитриев.
Оную требу исправил священник Сергей Кедров, диакон Алексей Иванов, пономарь Яков Борисов.
Обращают на себя внимание дьячок Яков Иванов с диаконом Алексеем Ивановым, особенно первый. Если бы имя Иван не было столь частым, можно было бы предположить, что Яков и Гервасий братья.

Во диакона Гервасий Иванов был посвящен 20 июля 1824 г. с. Бездна Спасского уезда к Богородицкой церкви. Интересно, было ли разрешено диаконам вступать в брак после посвящения в этот сан? Священникам это не дозволено было.

3 мая 1826 г. диакон Гервасий Иванов перемещен в г. Казань к Крестовоздвиженской церкви, 15 декабря 1829 г. был посвящен во священника к Смоленской церкви с. Ромодан Спасского уезда, из которого 8 декабря 1834 г. был перемещен в с. Кощаково.
В 1837 г. появляются сведения о семье: жена Федосья Степанова зз лет (1804/5-?), дети: Наталья 9 (1828-?), Анна 7( 1830-?), Настасья 3 (1834-?).

Удалось найти несколько метрических записей о рождении детей в семье. Они интересны именами восприемников.
1834 г. октября 15 дня рождена и октября 17 дня крещена Спасского уезда с. Ромодан священника Гервасия Иванова и жены Федосьи Стефановой дочь Настасья.
Восприемники: с. Богородского иерей Сергей Федоров Кедров и с. Кощаково умершего дьячка Якова Стефанова дочь девица Александра (вполне вероятно, что Яков Стефанов приходится братом Федосье Степановой).
Молитвовал и имя нарек и крещение совершил священник с. Богородского Сергей Кедров, при крещении были диакон Павел Петров и дьячок Иван Ишерский.
—————–
1839 г.августа 21 дня рождена, августа 25 дня крещена с. Кощакова священника Гервасия Иванова и жены его Федосьи Стефановой дочь Александра.
Восприемники: с. Богородского священник Сергей Федоров Кедров и с. Кощаково отданного на военную службу пономаря Хринсафа Иванова Лявина дочь девица Марья Хрисанфова.
Совершил таинство крещения священник с. Богородского Сергей Кедров с диаконом с. Кощакоко Иваном Андреевым и дьячком Петром Стефановым.
——————
1840 ноября 6 дня рожден, ноября 7 дня крещен с. Кощакова священника Гервасия Иванова и жены его Федосьи Стефановой сын Михаил.
Восприемники: г. Чистополя мещанин Захар Дмитриев Мельников и с. Кощаково отданного в военную службу пономаря Хринсафа Иванова дочь девица Марья Хрисанфова.
Совершил таинство крещения с. Богородского иерей Сергей Кедров, при крещении были диакон Иван Андреев Новосельский и дьячек Петр Стефанов.
——————-
1847 г. июня 12 дня рожден, июня 15 дня крещен с. Кощакова священника Гервасия Иванова и жены его Федосьи Стефановой сын Владимир.
Восприемники: с. Кощаково священник Андрей Виноградов и Казанского уезда с. Глухово священника Николая Кремкова жена Александра Алексеева.
Совершил таинство священник Андрей Виноградов.

В 1848 г. июля 21 дня Гервасий Иванов был перемещен к Введенской церкви с. Крылай Казанского уезда.
Мая 27 дня 1858 г. он перемещен в с. Усады Казанского уезда к Троицкой церкви. С 10 декабря 1859 г. он уже в с. Жукотино Чистопольского уезда при Николаевской церкви, а с 5 июня 1862 г. находим его в с. Венета Лаишевского уезда при Троицкой церкви.

Третье поколение

Наталья Гервасиева (1828-?) 14 января 1845 г. была выдана замуж за выпускника Казанской духовной семинарии Петра Яковлева Кубасова, 28 января этого же посвященного во священника к церкви с. Кляри Тетюшского уезда. (См. здесь)

В 1847 г. Анна Гервасиева 16 лет (1830-?), дочь с. Кощаково священника Гервасия Иванова Казанской вступила в брак с Андрей Никифоровым Виноградов 23 лет (1824-?), только что окончившим курс богословских наук в Казанской духовной семинарии, так же служившим в последствие священником в с. Кощаково. (См. здесь)

12 января 1858 г. в церкви с. Крылай был заключен брак межевщика корпуса межевщиков Константин Иванов Горшков 25 лет (1833-?) с девицей Анастасией Гервасиевой 23 лет (1834-?), дочерью  бывшего священника с. Крылай Введенской церкви Гервасия Иванова.
Поручители: межевщик корпуса межевщиков Казанских земель Антон Журавлев и с. Глухово господина Горталова дворовый человек Алексей Иванов, Казанской кладбищенской церкви священник Петр Кубасов.
———————————————–
Примечания:
[1] Поселок Мирный – современное название села Давликеево в окрестности Казани. Сегодня поселок входит в состав города.
Приход образован в период с 1646 по 1678 г. – в это время был построен первый храм в селе Давликеево. К сожалению не сохранилось сведений о том, во чье имя он был освящен.
В архиве упоминается деревянный однопрестольный храм, построенный в 1790 году на пожертвования прихожан, он был освящен в честь праздника Введения во храм Пресвятой Девы Марии и функционировал до 30-х годов XX столетия. В 1866 году к храму был пристроен каменный придел в честь Казанской иконы Божией Матери, он был теплым и приспособлен для богослужения в зимнее время.
В храме находилась особо почитаемая икона святителя Николая, принесенная в храм таинственным странником. Память Николая Угодника особо почитается на нашем приходе.
В 20-е годы храм был закрыт, а в 1958 г. разрушен… Источник
[2] Статье предпослана фотография церкви Вознесения Господня с. Карадули Лаишевского уезда (ныне района РТ). Источник


Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>