© 2016 galina gruzinskie_5

Грузинские. Священно церковнослужители Казанской губернии

Основные сведения предоставлены Эдуардом Шайхутдиновым

Село Кощаково Казанского уезда Казанской губернии.
Священники:
Смирнов Василий Васильевич (27 апреля 1896 г. – после 1915 г.)
Азановский Евгений Антоньевич (20 июля 1892 – 20 февраля 1896 гг.)
Теплов Михаил Павлов (20 апреля 1883 г. – 10 апреля 1892 г.)
Четаев Виктор Петрович (28 апреля 1881 г. – 3 апреля 1883 г.)
Померанцев Иван Иванович (11 октября 1880 г. – 23 февраля 1881 г.)
Нечаев Николай Александрович (6 сентября 1878 г. – 28 августа 1880 г.)
Заболотский Петр Михайлович (1875 г. – 1878 г.)
Троицкий Василий Григорьевич (23 февраля 1872 г. – 7 марта 1875 г.)
Кубасов Петр Яковлев (23 декабря 1868 г. – февраль 1872 г.)
Спасский Михаил Федоров (1867 г. – 10 декабря 1868 г.)
Церковно служители села Кощаково:
Алфеев Евлампий Дмитриевич (25 апреля 1883 г. – 22 ноября 1913 г.)
Кремков Гавриил Николаев (25 сентября 1879 г. – 29 апреля 1883 г.)
Тихоплесский Григорий Иванов (14 октября 1867 г. – сентябрь 1879 г.)
Рябинский Василий Павлов (14 марта 1869 г. – ?)
Кубасов Александр Яковлев (10 августа 1845 г. - 9 ноября 1865 г.)
Грузинский Кронид Васильев (21 декабря 1865 г. – 17 октября 1867 г.)
———————————————————————————-

Первое поколение
Прадед Кронида Васильева Грузинского

Священник Илья Иванов (1760-28.04.1810) служил в Троицкой церкви с. Вязовые Свияжского уезда [1]. В семействе у него известны жена Марья Кузьмина (1758- после 1834) и сын Степан (1806-?).

Такой церковь в Вязовых была в советское время

Троицкая церковь с. Вязовых. РТ Зеленодольский р-он. 2013 г.

Второе поколение
Дед Кронида Васильева Грузинского

Пономарь Грузинский Степан Ильин (1806-?) служил при той же Троицкой церкви с. Вязовые Свияжского уезда. 14 мая 1823 г. он вступил в брак с дочерью священника с. Параты [2] Василия Ильина девицей Маврой (Марфой) Васильевой. У пономаря и супруги его известны дети: Грузинский Василий Степанов (1825-до 1870), Грузинский Александр Степанов (21.12.1826-?), Грузинский Иван Степанов (07.01.1829-?), Павел Степанов (1841- после 1852), Надежда (1849- после 1852).

Церковь с. Параты в советское время. Утрачена

Любопытно, что в 1852 г. сыновья Стефана Ильина Александр 24 лет, Иван 22 лет Грузинские писаны были при родителе в с. Екатерининская Слобода Чистопольского уезда исключенными из Казанской духовной семинарии, но на место не определенными. Брат их Алексей Грузинский 20 лет в этом же году «по исключении из духовного училища на место не определен». И только старший сын Василий Степанов по окончании Казанской духовной семинарии сразу вступил в службу по духовному ведомству.

Третье поколение
Отец Кронида Васильева Грузинского

Руины и фрагмент фрески ц. Екатерининская Слобода

10 января 1847 г. в Троицкой церкви Екатерининской Слободы Чистопольского уезда [3] состоялось таинство бракосочетания окончившего курс богословских наук Василия Степанова Грузинского 21 года и с дочерью Слободы Черемуховой [4] того же уезда священника Ефима Ананьева (1779- до 1847) девицей Еленой Ефимовой 22 лет.
В поручителях писаны Слободы Екатерининской священник Александр Зефиров и Слободы Черемуховой дьячок Василий Билярский.
Через месяц 10 февраля этого же года Василий Степанов Грузинский (1824- до августа 1864) [5] в возрасте 28 лет был определен священником к Воздвиженской церкви с. Черемуховой Слободы. Вероятно, за девицей Еленой Ефимовой в качестве приданого было это место, и муж ее получил его по женитьбе с обязательством содержать на свой счет мать жены – вдову умершего священника Прасковью Михайлову (1786- после 1852) и сына ее Федора Ефимова (1821- после 1879), жившего при матери «до выздоровления».
У священника Василия Грузинского известны дети: Кронид Васильев (22.03.1848- до 1884), Рафаил Васильев (19.07.1852-?), Серафима (1852-?), Иван Васильев (1854-?), Софья (1858-?).

В той же Клировой ведомости Воздвиженской церкви с. Черемуховой Слободы 1852 г. записаны:
Дьячек Василий Яковлев Болгарский (1808-?) 44 лет, священнический сын. По исключении из низшего отделения Казанского духовного училища 20 марта 1828 г. был определен в дьячка к Богородицкой церкви с. Красный Яр Чистопольского уезда [6], 27 марта 1837 г. посвящен в стихарь,11 апреля 1839 г. перемещен на настоящее место. Двоеженец. Священник Василий Степанов Грузинский записан сватом дьячку Болгарскому [7].
Жена 2-го брака Агафья Степанова (1819-?) 33 лет.
От 1-го брака дети: Елена 17, Иван 16, обучается в низшем отделении Чистопольского духовного училища; Яков 11, Константин 9, Надежда 7.
От 2-го брака дочь Капитолина 2 года.

Богородицкая церковь с. Красный Яр. Алексеевский р-он РТ. 2012

Просвирня Казанского уезда с. Ковалей умершего священника Стефана Васильева Введенского жена Дарья Андреева (1795-?), священнику Грузинскому тетка. Дочь ее Александра 18. [8]

Четвертое поколение
Пономарь Кронид Васильев Грузинский

Кронид родился 22 марта (ст.ст.) и был крещен 23 марта в с. Черемуховая Слобода Чистопольского уезда, где служил его отец Василий Степанов Грузинский. Восприемниками при крещении были Новошешминского приходского училища учитель Гурий Кузьмин Веселицкий и села Толкиш священника Ивана Сергеева жена Анна Кузьмина. Обучался в Чистопольском духовном училище. Не закончил обучение, по исключении из среднего отделения в 1863 г. был определен в число послушников Ионна-Предтеченского монастыря, 21 декабря 1865 г. определен в пономаря с. Кощаково, 1 мая 1866 г. посвящен в стихарь, 17 октября 1867 г. перемещен в село Черемуховая Слобода Чистопольского уезда, 12 августа 1871 г. переведен в с. Екатерининская Слобода.
В семействе у него жена Ольга Александрова (1850-11.02.1900), дети: Федор (10.06.1872), Анна (1874-?), Марья (1878- после 1909), Евдокия (1880- после 1884).

В 1870 г. в Клировой ведомости с. Екатерининская Слобода состоит просвирней умершего священника Слободы Черемуховой Василия Грузинского жена вдова Елена Ефимова 47 лет, в семействе у нее сын Рафаил 18 лет, исключен из высшего отделения Чистопольского духовного училища, живет у матери.
Умершего Слободы Черемуховой священника Ефима Ананьева сын Федор Ефимов, холост, 49 лет. Просвирне Грузинской брат, псаломщику Грузинскому дядя по матери.
В 1875 г. Елена Ефимова 51 года «умершего священника с. Слободы Черемуховой Василия Грузинского жена вдова» пишется уже в сиротствующих и живет на пропитании у сына своего пономаря Кронида Грузинского».

В 1884 г. в с. Кощаково просвирней состоит Екатерина Иванова 62 лет жена вдова с. Богородского Казанского уезда умершего псаломщика Александра Яковлева Кубасова. При ней дочь ее жена вдова бывшего псаломщика Кронида Грузинского  Ольга Александрова 34 лет, ее дети: Марья 6 и Евдокия 4 лет.

Ольга Александрова – вдова псаломщика Кронида Васильева Грузинского умерла в селе Кощаково 11 февраля 1900 г. Ее дочь Марья Грузинская исполняла должность просвирни в этом селе до 1909 г.

Исследуя родословие семьи Грузинских мы не раз встречаем носителей отчества Кузьмин. Так первый известный в роду Илья Иванов женат на Марьи Кузьминой 1758 г.р. При крещении Кронида Грузинского в восприемниках писаны Новошешминского приходского училища учителя Гурии Кузьмин Веселицкий и села Толкиш священника Ивана Сергеева жена Анна Кузьмин. Восприемниками при крещении брата Кронида Рафаила выступают Лаишевского уезда села Пановки священник Андрей Кузьмин и Чистопольского уезда села Толкиш священника Ивана Соловьева жена Анна Кузьмина. Имеются также сведения о священнике села Изгарь Иване Кузьмине Державине и, наконец, священник с. Сакон Кузьма Михайлов. Появление носителей одного отчества в истории семьи Грузинских не считаем случайным. Возможно, свойственная связь эта была положена бракосочетанием Ильи Иванова и Марьи Кузьминой. Остается надеяться, что со временем удастся разгадать и эту загадку.

И последнее. В Памятной книге Казанской епархии 1904 г. фамилия Грузинских не значится. Иссяк к этому времени род священно церковнослужителей Грузинских. Вероятно, потомки последних известных нам перешли в светское звание.
——————————————-
Примечания и дополнения
Все сведения о церквях Казанской епархии приводятся по изданию Памятная книга Казанской епархии 1904 г., если не указано иное
[1] Село Вязовые (Троицкое) Свияжский уезд. Церковь построена в 1735 г. на средства прихожан, каменная, двухпрестольная: главный во имя Св. Троицы, придельный во имя Св. Иоанна Златоуста. В приходе селения: Нижние Вязовые, смежна с селом, Кочемирова (в 2 в.), Бол. Юрты (в 1 1/2 в.), Улитина (в 4 в.), Собакина (в 1 в.).
Село Вязовые в статьях на блоге:
О пользе клировых ведомостей в генеалогическом поиске
Священник Гавриил Федоров Тимонов
Кубасовы- священно церковнослужители Казанской губернии
[2] Село Параты Казанский уезд. Церковь каменная, построена в 1735 г. на средства купца Мих. Платонова и прихожан, трехпрестольная: главный холодный во имя Св. Троицы, приделы теплые – с правой стороны во имя Свт. Николая Чудотворца, с левой во имя Св. Великомуч. Дмитрия Мироточивого. В приходе селения: Бизиргуб (в 3 в.), Черемисские Параты (в 2 в.), Томскина (в 1/2 в.), Янцыткина (в 1/4 в.); околодки: Иманайкин (в 3в.), Катункин (в 3 в.), Отумбал (в 3 в.), Вахоткин (в 4 в.), Качейкин (в 4 в.), Васюткин (в 5 в.), Пандашев (в 5 в.), Коновалов (в 7 в.), Микушкин (в 6 в.), Очаков (в 2 в.).
Село Параты в статьях на блоге:
Инородческие приходы Казанской епархии. XX век
Воецкие. Священнослужители Казанской епархии
[3] Село Екатерининская Слобода Чистопольский уезд. Церковь каменная, построена в 1735 г. на средства прихожан, трехпрестольная: главный, холодный во имя Св. Троицы, приделы теплые – с правой стороны во имя Св. Велик. Екатерины, с левой стороны во имя Преп. Сергия Радонежского. В приходе дер. Ново-Иванаева (в 1 в.). Фото церкви – источники: Село в Казанской губернии и Слобода Екатерининская, история Закамья
Слобода Екатерининская. Память
[4] Село Черемуховая Слобода Чистопольский уезд. Церковь деревянная, построена в 1867 г. на средства прихожан, теплая, трехпрестольная: главный в честь Воздвиженья Креста Господня, Приделы – с правой стороны во имя Св. Благов. князя Александра Невского, с левой во имя Архистратига Божия Михаила.
Село Черемуховая Слобода в статьях на блоге:
Нечаевы- священнослужители Казанской епархии
[5] Известиях по Казанской епархии № 16 от 15 августа 1869 г.
Распоряжения епархиального начальства:
Передвижения по Казанской епархии.
От 3 июля: священник села Селенгуш, Чистопольского уезда, Александр Львов перемещен в Черемуховую слободу на место умершего священника Грузинского, а место в селе Селенгушах велено оставить вакантным, до тех пор, пока прихожане вполне обеспечат причт как отводом земли, так и постройкой помещений. Приход велено поручить для исправления в нем треб и для служения в церкви соседнему священнику села Мамыкова Сельскому, с тем, чтобы требы он исправлял неукоснительно как и в собственном приходе, а в церкви служил поочередно с своею приходскою. Так как при этом в Селенгушах не будет надобности и в двух причетниках: то одного из них, именно – Дьякова, как нетрезвого и неблагонадежного, велено уволить от должности, а другого оставить впредь до усмотрения, для надзора за церковью.
[6] Село Красный Яр Чистопольский уезд. Церковь каменная, построена в 1795 г. на средства прихожан, трехпрестольная: главный, холодный во имя Казанской Божией Матери, приделы теплые – с правой стороны во имя Св. мучен. Иулии, с левой стороны во имя Св. Димитрия Ростовского. В приходе селения: Служилая Шептала (в 10 в.), Березовка (в 8 в.), Мал. Красный Яр (в 2 в.), Александровка (в 6 в.), Приютовка (в 8 в.), Степная Шептала (в 7 в.). Фото, источник
[7] Установить конкретную связь между ними не удалось. Ясно лишь, что она имеет брачное происхождение.
[8] И эта связь осталась неопределенной. У Степана Ильина брат Андрей не был найден.
[9] Статье предпослано фото Екатерининской церкви. Источник

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>