© 2016 galina I_M_6

Источниковы и Пандиковы. Казанская епархия

Анна Горшкова знакома заинтересованным читателям блога благодаря статьям о казанском протоиерее Михаиле Источникове и уфимском протоиерее Александре Медиоланском. Кроме того Анна Горшкова внимательный и неравнодушный участник блога. Ее комментарии к статьям о духовенстве Казанской епархии, всегда конкретно информативные, дополняют наши скромные исследования и вселяют скромную надежду в необходимость их.

Анна Горшкова. Москва

О протоиерее Михаиле Константиновиче Источникове (1865-1918) я писала в 2011. Ныне же мне хотелось бы рассказать об одной несостоявшейся свадьбе и связи двух родов казанского духовенства.

Владимир Михайлович Источников – старший сын протоиерея Михаила Константиновича Источникова

Владимир Михайлович Источников. 1911 г.

Родился Владимир Михайлович в 1891 году.  Окончил 1-ю Казанскую гимназию в 1911 году. И сразу же поступил на медицинский факультет Императорского Казанского Университета.  В памяти нашей семьи он остался молодым и холостым, разделившим  со своим поколением тяжесть Первой Мировой войны, революции и гражданской войны, да так там и оставшимся.
В 1914 году Володя с 4 курса университета ушел на Первую Мировую войну зауряд-врачом. Известно, что в 1917-18 годах он возвратился в Казань, затем побывал в руках Ярославской ЧК и снова ушел на войну, откуда ему уже не суждено было возвратиться.

Владимир Михайлович Источников. Казань 1915 г.

Где-то в промежутке между войнами он оставил самое ценное свое сокровище – ящичек с медицинскими инструментами (действительно, на тот момент большая ценность) у Людмилы. За ними он так никогда больше и не возвратился. А Людмила жила до конца своих дней в Козьмодемьянске вместе со своей сестрой Серафимой, будучи, как и многие бывшие епархиалки, учительницей. Она так никогда и не вышла замуж и скончалась в 1969 году в возрасте 77 лет. Родилась она в 1892 г., т.е. была ровесницей Владимира Источникова.
На маленькой фотографии слева в центре Людмила Пандикова. Фото сделано в селе Ильинка Козьмодемьянского уезда между 1900 и 1908 г.

На сайте Большой Русский альбом я познакомилась с Валерием Исаевым – правнуком  Зои Пандиковой. У него в домашнем архиве сохранилась фотокарточка Володи Источникова с дарственной подписью Людмиле Пандиковой, какие дарили в то время только женихи невестам. (Фото 1911 г.) В результате нашей переписки выяснилось, что общение Владимира и Людмилы не ограничилось только  дарением  фотографий. Были и письма.

До 1906 о. Михаил Источников служил и преподавал Закон Божий в Родионовском Институте благородных девиц Казани, а с этого года перешел настоятелем во Введенскую церковь при Казанском окружном училище девиц духовного звания. Это училище оканчивали в свое время сестры Пандиковы – Зоя, Людмила и Серафима. Зоя – в 1903 году. По-видимому, именно тогда средняя Людмила и познакомилась с Володей Источниковым.
Сестры были дочерьми на тот момент уже усопшего священника Иоанна Васильевича и Раисы Васильевны (в дев. Богоявленской) Пандиковых.

Священнослужители Пандиковы издавна жили в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии.

Известен дед о. Иоанна – священник Василий Пандиков, служивший в селе Ахмылово Козьмодемьянского уезда [1]. Его сын – также Василий родился в 1828 году, и, как это заведено в семьях духовенства, окончил Чебоксарское духовное училище, после чего был определен псаломщиком к Троицкому собору г. Козьмодемьянска. Здесь он прослужил 21 год, с 1843 по 1864. Однако скудость средств при большом семействе (жена и 7 детей) заставили его проситься на более доходное место. И в 1864 году он был переведен в село Малый Сундырь Козьмодемьянского уезда [2], где прослужил 36 лет с 1864 г. по 1900 г., когда вышел за штат по старости, передав свое место внуку – сыну дочери – Леониду Аргентову, окончившему в тот год Казанскую Духовную Семинарию. В общей сложности Василий Васильевич прослужил 57 лет и в 1894 году был награжден золотой медалью за 50-летнее служение.

Отец Василий был гостеприимным и добрым человеком и прекрасным семьянином. Из четырех сыновей  о. Василия трое окончили Духовную Семинарию на небогатые средства отца.  Однако  утешиться семейным счастьем о. Василию не довелось. При жизни своей он схоронил троих сыновей (иерея Иоанна, прослужившего 7 лет в священстве; Михаила, только что окончившего семинарию и еще одного неизвестного по имени 30 лет, который семинарию не кончал),  трех дочерей, двух зятьев и в 1900 году сноху – жену младшего сына – священника Александра Пандикова.  В его семье находили приют племянники и племянницы (двух из них он выдал замуж), а со временем – и осиротевшие внуки.
Скончался о. Василий  19 июня 1901 года  и был похоронен младшим сыном – священником Александром [3].
Известно, что жену псаломщика Василия звали Анна Ивановна, была она ровесницей мужа. Была ещё дочь Раиса 1861 г рождения [4].

Сын псаломщика Василия священник Иоанн Васильевич Пандиков (1873—14.12.1933) служил в 1887-1893 годах в селе Кузнецово Козьмодемьянского уезда [5], был законоучителем местной церковно-приходской школы и в 1890 г. был награжден набедренником. Скончался о. Иоанн 11 июня 1893 г. Жену его звали Раиса Васильевна (в девич. Богоявленская 1866 г р.). Возможно, её отцом был священник Василий Богоявленский в 1874 году рукоположенный из диаконов в село Пертнур Козьмодемянского уезда.

По сведениям Валерия Исаева старшая из сестер Зоя, его прабабушка, вышла замуж за священника Алексия Ивановича Шестакова, служившего в селе Емелево Козьмодемьянского уезда. Из статьи «Церковное строительство в Марийском крае узнаем, что Шестаков Алексей Иванович родился в 1886 г. в крестьянской семье, закончил Казанскую духовную семинарию. В 1908 г. определен священником села Емелево Козьмодемьянского уезда [6]. В 1915 году служит там же. По данным домовой книги архива села Еласы Алексей Иванович Шестаков умер 31 августа 1960 года и похоронен в центре кладбища села Емелево.

Младший брат о. Иоанна – священник Александр Васильевич Пандиков родился в 1873 году в селе Малый Сундырь Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. В 1895 году он окончил Казанскую Духовную семинарию, в 1895-1896 г  был учителем Кузнецовской церковно-приходской школы Козьмодемьянского уезда, где служил его старший брат. В 1896 году Александр Пандиков был рукоположен во священника к церкви в честь Сошествия Святого Духа на апостолов села Усола Козьмодемьянского уезда. С 1898-го года он был кандидатом в помощники благочинного 1-го округа Козьмодемьянского уезда, а затем, до марта 1901-го — младшим помощником благочинного 1-го округа Козьмодемьянского уезда.
27 октября 1901 года отец Александр был переведен к церкви Владимирской иконы Божией Матери села Владимирское [7] Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. В 1903 году  о. Александр состоял  наблюдателем церковных школ Козьмодемьянского уезда, с 1904-го — депутатом от духовенства на земских собраниях и на заседаниях уездного училищного совета, участкового попечителя о народной трезвости 4 и 5 участков Козьмодемьянского уезда. С 1905 года отец Александр был членом ревизионной комиссии Козьмодемьянского земства, с 1912-го — членом ревизионного комитета кассы мелкого кредита при Козьмодемьянской земской управе, председателем Козьмодемьянского уездного отделения Казанского епархиального училищного совета, с 1914-го — членом Романовского комитета по призрению детей-сирот, попечительских советов Козьмодемьянской женской гимназии и школы инструкторов по производству музыкальных инструментов города Козьмодемьянска, с 16 апреля 1916-го временно заведовал последней. В просветительских трудах батюшки ему помогало знание марийского языка, поведения он был отлично хорошего.
В 1906 году за усердную службу и примерное поведение батюшка был награжден набедренником, 26 августа того же года — скуфьей, 28 марта 1911-го — камилавкой, 6 мая 1916-го — наперсным крестом.

После революции 1917 года отец Александр по-прежнему служил в церкви села Владимирское, был возведен в сан протоиерея. Арестовывался он в 1918-м, а затем и в 1928 году, когда с 28 марта по 3 апреля находился под следствием и содержался в Козьмодемьянском исправительно-трудовом доме. 27 января 1930 года протоиерей Александр Пандиков был переведен за штат. Скончался батюшка 14 декабря 1933 года в селе Владимирское Горномарийского района, точное место его погребения в настоящее время не известно [8].
————————————-
Примечания и дополнения:
[1] с. Ахмылово Козьмодемьянский уезд. Церковь каменная, построена в 1828 г. на средства прихожан, двухпрестольная: главный, холодный во имя Св. Пр. Иоанна Предтечи, придел теплый в честь Сретения Господня.
В приходе селения: Рутка (в 3 в.), Бол. Рутка (Озерки) (в7 в.), Мал. Рутка (Апаево, Ахперка) (в 3 в.), Еникеева (в 8 в.), Икса Куртня (в 25 в.).
[2] с. Сундырь Мал. Козьмодемьянский уезд. Церковь каменная, построена в 1829 г. на средства прихожан, теплая, двухпрестольная: главный во имя Св. Троицы, придел в честь Введения во Храм Пресвятыя Богородицы.
В приходе селения: Важенангер, Сундырь-ял, Мидякова, Пичужкина, Яндушева, Горелова, Колумбаева, Мишкина, Мартышкина, Цимбулаткина, Ключева, Мицакнуры, Нижн., Средн. и Верхн. Носелы (от от 1/2 в. до 5 в.).
[3] Некролог заштатного псаломщика сtла Малого Сундыря В.В. Пандикова. ИКЕ № 17, 1901 г.
[4] Клировые ведомости села Малый Сундырь Козмодемьянского уезда Казанской  епархии во имя Св. Живоносныя Троицы за 1893 г.
[5] с. Кузнецово (Пизикнур) Козьмодемьянский уезд. Церковь Церковь каменная, построена в 1876 г. на средства прихожан, двухпрестольная: главный, холодный во имя Св. Ап. Петра и Павла, придел теплый в честь Богоявления Господня.
В приходе селения: Сауткина (в 2 в.); околодки: Пизикнуры, Янадаров, Яндиаркин, Саранов, Микишкин, Серменангеры, Апшак-Пеляк, Токари, Кукшалиды, Паулкин, Ангер-Вуй, Тюмакаев, Томилкин, Тюманов, Кожланангер, Кожважи (от 1 до 5 в.).
[6] с. Емелево Козьмодемьянский уезд. Церковь каменная, построена в 1876 г. на средства прихожан, теплая, двухпрестольная: главный во имя Св. Троицы, придел во имя Свят. Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев.
В приходе селения: Изикина, Олехина, Сануково, Пертюкова, Егорейкина, Верешангер и Якнуры, Старый и Новый Тарашнур (от 1 до 3 в.).
[7] с. Владимирское (Байсурманово) Козьмодемьянский уезд. Церковь каменная, построена в 1713 г. на средства купца Михаила Игумнова, трехпрестольная: главный, холодный во имя Владимирской Божией Матери, приделы теплые – правый во имя Св. Пр. Иоанна Предтечи, левый – во имя Св. безсеребр. Космы и Дамиана.
Чудотворная икона Владимирской Божией Матери.
В приходе селения: Другой Юль Шудерман с окол. Пертебеков (в 6 в.), Юль Кушерга с окол.: Нижн. и Верхн. Шалабалки (в 4 в.), Малый Юль Шудерман с окол.: Тамараев, Изи-Копен, Архипкин Сибаторкин (в 4 в.), Чертакова (в 4 в.).
[8] На фото, предпосланном статье, священник Александр Васильевич Пандиков с супругой. Источник

© А.М. Горшкова, февраль 2016 г.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>