© 2012 galina chtenia_4

История, памятники Свияжска по материалам Третьих Свияжских чтений. 2012

Третьи Свияжские чтения уже стали достоянием истории культурной жизни не только Свияжска, но и Республики. У меня в руках сборник материалов конференции. Открывается он приветственным словом Митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина). Главная мысль приветствия: восстановление града Свияжска не только в камне, но и духовной составляющей, носителем которой был этот старинный центр православия на Волжских берегах. Знакомство, пусть и короткое общение с игуменом Силуаном (Хохиашвили) наместником Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря вселяет надежду. Сдержан игумен в высказываниях, не спешен в беседе. И от того слушаешь  его с особым вниманием. Рассказ о сборнике намерена ограничить статьями, посвященными непосредственно истории Свияжска, его памятников. Таких статей большинство.

Статья доцента Казанской духовной  семинарии А.М. Елдашева (Казань) «Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь: вехи истории (1567-1923)» посвящена 445-летию образования монастыря.  В соответствии с заявленной темой публикации автор прослеживает историю этой старейшей женской обители на территории Казанского края. В качестве источников привлечены работы дореволюционных авторов П.Л. Юдина, И.М. Покровского, священников М. Хронусова и Е.А. Малова. В статье приводятся сведения о некоторых игуменьях, бывших настоятельницами монастыря. Первая в ряду известных, чьи имена сохранились, игуменья Александра, упоминавшаяся в указах Казанской Духовной Консистории от 1753 г. Рассматривается социальный состав насельниц монастыря, приведены имена наиболее видных благотворителей.

Участница всех трех конференций в Свияжске, кандидат искусствоведения М.А. Маханько (Москва) подготовила два сообщения. «Первые ктиторы церквей Свияжска по материалам писцовых описаний 1565-1568 гг.»

«Писцовые книги древнерусских городов, описи монастырского и церковного имущества – ценнейшие источники по истории культуры Позднего Средневековья. Иногда только они сохраняют данные о ктиторах – дарителях и строителях церквей и монастырей, жаловавших земли, иконы, церковную утварь. … Писцовые книги Свияжска 1565-1568 гг., составленные окольничим Никитой Борисовым и Дмитрием Кикиным «со товарищи» – один из главных источников по истории города и Казанского края в целом в середине XVI века».

Приведу еще один небольшой фрагмент этой же статьи. В ней идет речь о пожертвованиях царя Ивана Васильевича «на устроение церквей Свияжска».

«Согласно писцовым книгам на средства государя («поставленье государево царя и великого князя») в Свияжске были возведены три церкви, из них одна – придельная. Все они имели ругу (постоянное довольствие от казны). Внутри города – церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи («Усекновение Ивана Предотечи»); на посаде («на площадипротив городовых Рожественских болших ворот») – во имя благоверных царей Константина и Елены («царя Костентина и матери его Елены») с двумя приделами – во имя «Леонтия Ростовского Чудотворца да Ондрея Крицкого». Их двух приделов на средства государевой казны был обустроен придел во имя преподобного Андрея Критского.

Посвящения этих храмов были связаны с личностью государя и его семьи. При великом князе Василии Ивановиче строительство церквей, посвященных ангелу наследника, стало правилом. Оно было связано с «молением о чадородии». Посвящение церкви Усекновению главы пророка Иоанна Предтечи напоминало о небесном покровителе государя, именины которого приходились на день памяти Крестителя (29 августа). Престол в честь равноапостольного царя Константина и матери его Елены мог иметь значение для царя Ивана и обладать несколькими смыслами: как образец для государя, желающего подражать благочестивым создателям христианской империи и как память ангела его матери, Елены Глинской. Такими посвящениями в городе, где царь Иван Васильевич побывал лично, создавалось единое сакральное пространство, освященное присутствием небесных покровителей правящей семьи».

Вторая статья М.А. Маханько – «Художественное убранство храмов Свияжска по данным письменных источников и произведениям изобразительного искусства», написана столь же интересно, и стоит определенных усилий не поддаться искушению и не цитировать описание пророческого чина Успенского собора, к которому я особенно неравнодушна.

Фрескам Сергиевской церкви Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря посвящена статья кандидата исторических наук А.В. Рощектаева (Казань) «Свияжские фрески и иконография преп. Александра Свирского», в которой автор делает попытку атрибуции одного из предстоящих на фреске «Ветхозаветная Троица с предстоящими», датируемой 1604 годом, избрав для рассмотрения одного из двух – Никона Радонежского и Александра Свирского – последнего. Заключение автора статьи: для окончательной атрибуции требуются дополнительные исследования специалистов.

Наступление на церковь – изъятие церковных ценностей 1922 года, сопряженное с трагическими событиями голода в Поволжье 1921-1922 гг., отражены в статье председателя Координационного совета Казанского общества «мемориал» А.Ф. Степанова (Казань) «Никаких эксцессов со стороны верующих не проявилось…» изъятие церковных ценностей в монастырях и храмах Свияжского кантона Татарской республики в 1922 г.» Сухие строки газетных статей, декретов советской власти, выдержки из архивных документов, хранящихся в Национальном архиве РТ, позволяют хотя бы отчасти почувствовать напряженный нерв событий одной из страниц истории, лишивших нас большой части культурного наследия, каковым являлись пусть и не все, но некоторые из изъятых и переплавленных в металл предметов церковной утвари, не говоря уж об остальных предметах церковного убранства.

«Со второй половины 1921 г. население Татреспублики, как и всего Поволжья, погрузилось в пучину голода. Вначале население питалось в основном суррогатами – лебедой, дубовой корой, желудями, кореньями и проч., но зимой и они иссякли. … Все, что только можно было употребить в пищу даже с опасностью для жизни – приедено (так в тексте – А.С.), даже такая гадость как мыши, кошки и собакино всего этого недостаточно: трупы разных павших животный представляют из себя ценное и недоступное для всех блюдо. … В такой обстановке большевистское руководство озаботилось, прежде всего, укреплением собственной политической власти и разгромом реальных и потенциальных противников. … Поводом к наступлению на РПЦ послужил факт наличия в приходских храмах и монастырях, уже национализированных декретом от 2 февраля 1918 г., но в последующие месяцы предоставленнвх в пользование общинам верующих богослужебных предметов, изготовленных из серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней.
Последнее противоречило положению декрета ВЦИК о том, что изъятию подлежат богослужебные предметы, «изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа». Тем не менее, на практике изымались даже медные богослужебные предметы с целью перераспределения их в другие храмы, взамен изготовленных из серебра.

26 февраля в «Известиях ВЦИК» был напечатан декрет «Об изъятии церковных ценностей для реализации помощи голодающим». … В хлде кампании в марте 1922 г. по настоянию В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого произошла ее дальнейшая радикализация. Помимо усиления акцента на раскол епископата и священнослужителей с целью создания параллельной обновленческой иерархии РПЦ (с последующим разгромом обеих организаций по частям), было решено экспроприировать все имеющиеся ценные богослужебные предметы из монастырей и почти все – из приходских церквей.

Всего в Свияжском кантоне было изъято церковных ценностей общим весом 51 пуд 21 фунт 55 золотников 39 долей серебра, золотых предметов и монет весом более 45 золотников, 10 архиерейских митр в серебряной оправе, несколько риз, шитых жемчугом и бисером, другая церковная утварь.

Следующим актом стало закрытие свияжских монастырей и вскрытие святых мощей Св. Германа в 1923 г.»

Доктор исторических наук, профессор кафедры политологии Вологодского государственного педагогического университета М.С. Черкасова (Вологда) посвятила выступление книжным собраниям «Книжные собрания монастырей Казани и Свияжска во второй половине XVI-XVII вв. по описям библиотек».

Н.Н. Чугреева, ст. н. с. Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Москва) «Чудеса исцеления граждан Свияжска в клеймах икон Богородицы Казанской».

Сборник был подготовлен неизменным дизайнером (дизайн и верстка) изданий Казанской митрополии (ныне) О.М. Крестининой. В силу обстоятельств сроки, отведенные для выполнения этой работы, были весьма жесткие. Однако результат получился впечатляющим. Сборник включает 17 авторских статей, Итоговый документ конференции и Протокол заседания инициативной группы по реализации социально-демографического раздела «Основных направлений концепции социально-экономического, экологического и архитектурно-художественного возрождения Свияжска как малого исторического города».
—————

На фото фрагмент алтарной фрески «Великий вход» собора Успения Пресвятой Богородицы мужского Богородицкого монастыря г.Свияжск.

Отзывов: 2

  1. Галина
    21.10.2012 в 07:01 | #

    Спасибо за столь интересное тематическое обозрение сборника материалов конференции. Прочитала с большим вниманием. Как мало мы знаем об истории страны своей.

    С признательностью, Галина.

  2. galina
    21.10.2012 в 15:55 | #

    Трудно познать историю каждого малого уголка огромной страны, если иметь в виду не поверхностное знакомство с внешними событиями ее. Каждое событие, исторический факт предполагают включенность конкретных людей, их судьбы, взаимодействие. Каждый храм на острове Свияжск хранит память о строителях его, о многих поколениях служивших в стенах их, о прихожанах, чьим тщанием если не всегда строились этих храмы, то украшались и сохранялись. Была у меня мысль собрать сведения о духовенстве Свияжского уезда, в определенном смысле родного мне. Но непосильный это труд для одного человека. Да и время упущено, не так уж и много его осталось для такого труда.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>