© 2013 galina istor_selengush

К истории церкви села Селенгуши Лаишевского уезда Казанской губернии

В стародавние времена в 45 верстах от центра тогдашней Казанской провинции города Казани по Ногайской дороге (правильнее – даруга=округ*) располагалось село Ивановское Селенгуши тож. Название Ивановское село получило по церкви в честь Усекновения Главы Св. Прор Иоанна Предтечи. Происхождение первого – Селенгуши, которое носила деревня до появления в ней церкви, неизвестно. На нынешней карте Республики Татарстан в Пестречинском районе, занимающем часть бывшего Лаишевского уезда, рядом со значком селения и названием Селенгуши в скобках указано – нежил. Сохранилось в Республике одноименное село, но в Нурлатском районе (бывший Чистопольский уезд Казанской губернии). Так вот, тамошние жители до сих пор верят, что название их села пошло от словосочетания «селение в глуши». Так ли это, не ведаю. Возможно, и удастся со временем отыскать истинное происхождение его.

И времена-то не столь уж отдаленные, старина, конечно, но не древняя. Однако короткой оказалась память людская, не сохранила она достоверных сведений об этой церкви. В церковном документе за 1840 год, именуемом Клировая ведомость, говорится, что строилась церковь тщанием прихожан, т.е. на доброхотные пожертвования местных жителей. Год окончания строительства и освящения церкви указан 1763. Но в Справочной книге по Казанской епархии 1904 года читаем: церковь построена в 1778 году на средства помещицы Марии Егоровны Шалишевой. Однако на этом не заканчиваются несообразности или разночтения. При попытке отыскать сведения о селе и помещице-храмоздательнице в Интернете на закомом уже мне сайте по геокешенгу фамилия помещицы приводится в ином написании – Мария Егоровна Шамшева. Возможно, сведения эти взяты из «Свода памятников истории и культуры РТ«, изданного в 1999 году.

В генеалогическом словаре «Казанское дворянство 1785-1917» издания 2001 года не обнаружилось дворян с фамилией Шамшев или Шалишев. Впрочем, землевладельцы могли быть внесены в дворянскую книгу какой-то иной губернии. В одном из документов – «Список дворянам Казанской губернии XVIII века» (точнее 1771-1773 гг.), составленном казанским дворянином П.Ф. Лихачевым, отцом Н.П. Лихачева известного знатока и исследователя русских древностей и старины – Мария Егоровна Шамшова записана предположительно дворянкой, около ее имени проставлено сокращение «д». Мария Егоровна была замужем за полковником Осипом Шамшовым, и к моменту составления списка овдовела, что следует из стандартной формы записи: полковница Осиповская (т.е. полковника Осипа Шамшова), жена вдова. За ней в селе Селенгуши числится 62 и в селе Екименях Маматово тож – 44  ревизские души. А всего записано за полковницей Шамшовой 100 душ (вероятно, ошибочно, простой подсчет дает 106 душ).

В книге Николая Агафонова «Казань и казанцы» в разделе Казанский некрополь о казанцах, погребенных на городских кладбищах в 1794-1894 гг., значится Шамшин Егор Егорович, купец, скончался 1 октября 1866 года в возрасте 59 лет. Связаны ли какими-то родственными узами полковник Осип Шамшов и купец Шамшин, как знать. Написание фамилий весьма близкое. Если бы речь шла о девичьей фамилии Марии Егоровны, то совпадения имени и отчества купца с ее отчеством могло быть весомым аргументом в пользу их родства. О полковнике же практически ничего неизвестно и мало вероятно, что удастся найти какие-либо сведения.

Однако, на чьи средства ни была бы построена церковь, простояла она 240 лет. И не просто простояла, а была домом Божьим, духовным центром села, всей округи. Ныне же разоренная, разрушается в небрежении за ненадобностью. В 1904 году в приходе церкви числилось 344 двора. Из них в самом селе было 75 дворов, в деревнях Альбедино, что в полуверсте от села, – 112 дворов, Юнусово (в 3 верстах) – 101 двор, в Нурме и Бутырках (в 4 верстах) – 56 дворов. Прихожан мужского пола было 1049, женского – 1108. Почему же умерло село, что заставило жителей его и приходских деревень покинуть издавна обжитые их прародителями места? Наверное, в архивных документах можно отыскать ответ на этот вопрос. Но грустно сознавать, что прошлое оставило нам столь замечательный памятник кипевшей некогда на берегах речки Меши жизни. А ныне место это именуется Селенгушский карьер, в котором ведется добыча известняка, производство и продажа щебня. Наше прагматичное (или циничное?) время предлагает такой вот образ места сего. И рука не поднимается написать – памятник.

——————–

* Даруга – слово монгольское (с ударением на второй слог), означает правитель. Монголо-татарские улусы разделялись на округа, подчиненные даругам. Слово даругам при русском владычестве стало отождествляться с дорогой, т.е. путем, , который вел от Казани в тот или иной округ Казанского улуса.

——————–
На первом фото церковь в честь Усекновения Главы Св. Прор Иоанна Предтечи села Селенгуш. Источник
———————
В продолжение темы о священно и церковно служителях Вадимовых:
Вадимовы – священники земли Казанской
Вадимовы – штрихи к родословию

Отзывов: 3

  1. Вера
    11.04.2013 в 09:49 | #

    Галина, поражаешься, сколь многое могли предусмотреть наши предки. Выбор мест для закладки церквей был делом неслучайным и строились они на совесть – стоят столетиями и еще бы стояли, будь за ними присмотр. Но вот того, что опустеют веками обживаемые места, возможно, предвидеть храмоустроители не могли. Может быть, держатся стены верой и молитвами бывших прихожан, и еще не вся энергетика, как душа человека почившего, ушла из оставленных храмов?
    Конечно, эту церковь, как и многие, пребывающие в таком состоянии, не восстановить и не сохранить. Поэтому, порадовало Ваше внимание к ней, и профессионализм, с которым Вы рассматриваете эту реликвию. СведЕние воедино стольких разноплановых данных значительно и для генеалогии, и для краеведения и, возможно, подтолкнет кого-то к дальнейшим исследованиям.
    Меня, как, лингвиста, заинтриговала топонимика села. Навряд ли это «селение в глуши», против чего говорит тот факт, что было оно не единичным и другое село значительно отстоит территориально. Скорее всего, это из какого-то местного наречия, вот только что оно означает?
    Как бы то ни было, Вы внесли свою лепту в сохранение памяти об этом месте и я рада за Вас. В этом геокешинге Вы успешно нашли сокровище, но и нам оставили совсем неплохой подарок. Мой Вам поклон!

    • galina
      11.04.2013 в 10:37 | #

      Вера, спасибо Вам за верность блогу и неравнодушие Ваше. Не часто ныне встретишь это.
      Возможно, я не верно расставила акценты, сайт геокешинг стал всего лишь первым источником, на котором я обнаружила иное написание фамилии помещицы. На другие ссылаться не стала. Согласна с Вами, происхождение названия села нужно искать, вероятно, в местных наречиях.

  2. Вера
    12.04.2013 в 23:13 | #

    Ну, что Вы, я Вас прекрасно поняла. Но такое посещение достопримечательностей сродни находке сокровищ, запрятанных в неведомом месте. Разве Вы не нашли его?

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>