© 2011 galina history_vis_gora_1

К истории Рождественской церкви села Высокая Гора

В один из августовский дней я, как и год назад, отправилась на Высокую Гору, куда давно собиралась. Хотелось вновь побывать там, откуда пошел род купцов Сусловых, где стоит на высоком взгорье  Рождественская церковь, трудами Степана Сергеевича Суслова построенная.
Еще весной по телефону имела я беседу со служительницей церкви по поводу захоронения Степана Сергеевича Суслова, состоянию склепа под папертью и т.д. Ничего узнать тогда не удалось. Ответы были уклончивыми, мне предлагалось обращаться к батюшке. Вот и собиралась с весны последовать этому совету, побывать в церкви.

Утренней электричкой доехала до станции Высокая Гора, дальше знакомым уже маршрутом через рощу пешком, затем одну остановку на автобусе по старой части поселка до церкови во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В начале девятого была на месте.

Здесь было весьма оживленно. Прихожане явно собирались к службе. Подъезжали кто автобусом, а кто и на автомобиле. Обратившись к одной из женщин, что всегда хлопочут в храме, быстро нашла нужного мне человека.
С Тамарой Николаевной я беседовала весной по телефону. Она обрадовалась мне, сменила строгий тон, которым руководила очередью желающих заказать требы, получить просфору или приобрести что-то в церковной лавке, на ласковый. Лицо ее просветлело, когда она стала отвечать на мои вопросы. В ней чувствовалась искренняя радость оттого, что вот я – свойственница строителя их храма – стою перед ней и задаю свои вопросы.

Со слов Тамары Николаевны узнала следующее. Когда приступили к восстановлению церкви, вскрыли склеп под церковной папертью. Здесь в соответствии с завещанием должен был покоиться прах храмоздателя. Останки Степана Сергеевича были обнаружены, извлечены и перезахоронены у церковной стены справа от крыльца. Над новым местом упокоения его установили найденную в склепе гранитную плиту с его именем, о которой я поведала здесь. Рядом с останками Степана Сергеевича была найдена икона Тихвинской Божией матери. Она вся была покрыта толстым слоем грязи. Когда стали снимать грязь, та осыпалась сама, икона полностью очистилась. Мы с Тамарой Николаевной стояли как раз под этой иконой, висевшей на стене слева от входа в храм. Не ожидала, что меня так тронет этот рассказ. Волнением перехватило горло. Но мне удалось преодолеть себя. Видела, Тамара Николаевна испытала те же чувства в этот момент. Я тепло поблагодарила ее за рассказ. Однако нечто вызвало мое смущение.
По словам собеседницы в склепе были найдены и иные останки, которые захоронили перед церковью и установили над ними крест. Смущение же мое происходило оттого, что не получила я ответа на вопрос, как были узнаны останки Степана Сергеевича среди иных. Ведь могилы были осквернены, по словам рассказчицы.

Пока мы беседовали, подошло время начала службы. День был воскресный, праздничный. В храмах совершался вынос креста Господня для поклонения и прославления его верующими. Кроме того, после литургии происходило освящение нового урожая меда – Медовый Спас. И, наконец, в этот воскресный день начинался Успенский пост.
Прихожане подходили и во время службы, вместительный храм был практически полон. Отрадно было видеть людей молодых, среднего возраста и не только женщин. Было несколько молодых мам с малышами на руках. Детки постарше перемещались по храму, иногда затевали разговоры, но в целом вели себя вполне достойно.
Удивили меня скамьи в предалтарной части, расставленные в два ряда по обеим сторонам от центра напротив клиросов подобно тому, как это принято в католических храмах. Здесь разместились старушки.

Радовало число прихожан в сельской церкви. Подумалось, что Степан Сергеевич Суслов не напрасно потрудился ради своих односельчан, затевая столь благое дело – строительство храма. К концу службы в церкви даже прибавилось людей. Привозили младенцев для крещения. По моему наблюдению набралось не менее десяти, а возможно и более их.
После молитвы я подошла приложиться к кресту и коротко сообщила батюшке, что являюсь свойственницей Степана Сергеевича Суслова. Он переспросил меня: Как вы сказали, кем являетесь ему? Я повторила. Его реакция была забавной: Ничего себе! После короткого обмена репликами он предложил мне взять у Тамары Николаевны номер его телефона.

Не удалось в этот раз поговорить с отцом Иоанном. Сразу после службы началось таинство крещение младенцев. Однако спустя несколько дней я приехала на Высокую Гору вновь, и побеседовала с одной из прихожанок Ниной Ивановной Савельевой в числе шести жителей села начинавшей дело восстановления полуразрушенного храма в далеком 1994 году. Из отрывочных воспоминаний Нины Ивановны я поняла, что все предыдущее – и найденный прах Степана Сергеевича, и обретенная рядом с ним икона, очистившаяся чудесным образом – все это начало мифотворчества о восстановлении храма. К 1994 году захоронения, бывшие под папертью, давно подверглись осквернению и разорению. Да, останки были обнаружены, но чьи они, установить уже не представлялось возможным, поскольку погребен был там далеко не один Степан Сергеевич. А вот плита с его именем, действительно, была найдена.

Живет в селе учитель истории, бывший еще совсем молодым в 1994 году, в числе шести жителей села начинавший нелегкий труд восстановления храма.
По словам другой рассказчицы главой администрации Высокогорского района в девяностые годы был нынешний наш президент Рустем Минниханов. Мне показали документы, подписанные главой района Миннихановым. Вот текст одного из них:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Главы администрации Высокогорского района
Республики Татарстан

№ 219 10 мая 1994

Об образовании Высокогорского
Прихода села Высокая Гора
Высокогорского района

Рассмотрев обращение группы граждан православного вероисповедания с.Высокая Гора и близлежащих населенных пунктов, ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Разрешить оргнизовать Высокогорский приход Казанской епархии в селе Высокая Гора.
2. Утвердить Устав данного прихода.
3. Передать в собственность прихода здание церкви села Высокая Гора с прилегающим земельным участком и территорией кладбища.
4. Разрешить открыть расчетный счет и изготовить круглую печать и штамп.
5. Утвердить председателем приходского Совета Фадеева В.К.
Подпись:
Глава администрации Р.Н.Минниханов
Круглая печать главы администрации Высокогорского района РТ

Хочется надеяться, будет написана подлинная история церкви, и одной из глав ее должен быть рассказ о людях, чьими трудами она была восстановлена.

 

Отзывов: 4

  1. Екатерина
    28.09.2011 в 19:10 | #

    «Удивили меня скамьи в предалтарной части, расставленные в два ряда по обеим сторонам от центра напротив клиросов подобно тому, как это принято в католических храмах» – это просто замечательная забота о прихожанах!
    Меня приятно удивили лавки вдоль стен в церквях Лысково. У нас в Красноярске нет возможности присесть в церкви; моей спинке от этого дискомфортно…

  2. Галина
    01.10.2011 в 19:35 | #

    Катя, я понимаю, что это гуманно и удобно, особенно для пожилых людей или усталых путешественников, бродивших несколько часов по Лысково да еще и в хорошем темпе. :) Но в то же время для православных церквей это не характерно.

    • Ильназ
      23.04.2015 в 22:13 | #

      Это Католическая церковь :-D

  3. galina
    24.04.2015 в 09:31 | #

    Ильназ, внешние признаки, несомненно, говорят в пользу Вашего утверждения. Но храм сей числится в православных Казанской митрополии.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>