© 2015 galina Ново-Тихвинский женский монастырь Екатеринбург

Протоиерей Крискент Коровин. Екатеринбургская епархия

Протоиерей Крискент Коровин

История Почтовой открытки, первоначально именовавшейся Открытое письмо (Почтовая карточка), зародилась во второй половине 19 века. Считается, что первая почтовая карточка была выпущена в Австро-Венгрии 1 октября 1869 года. Но, как водится, приоритет в изобретении оспаривается Германией и Австрией (в то время Австро-Венгрией). По версиии «Почты России» первые открытые письма – почтовые карточки были введены в обращение на территории Российской империи в январе 1872 года. Таким образом, сегодня отмечается 143-я годовщину этого события.
А что событием стало, несомненно. Новшество нашло быстрый отклик, и открытые почтовые письма стали писать все и всюду, пожалуй. Прошло без малого полторы сотни лет, и ныне эти старые картонные прямоугольники представляют большую историческую ценность. Выцветшие чернила неровных строк, писанных часто на скорую руку или напротив, неспешно, с любовью, почтовые штемпели с полустертыми названиями городов или селений, адреса корреспондентов – все это превратилось в исторический документ, часто единственный сохранившийся едва ли не случайно из всех документов в семейном архиве.
Войны, революции, террор – все мы знаем историю своих родных мест. В 1918 году моя мама в свои 12 лет осталась круглой сиротой с младшими сестрой и братом  на руках. Детей разобрали по семьям родственники. Родное гнездо было разорено гражданской войной, бушевавшей в Казанском крае. Не всем из нас оставили наши деды, родители полноценные архивы, такие были времена.

Случайно обнаружила в Интернете открытое письмо. Имя о. протоиерея Коровина ничего не говорило мне. Разве только названия городов Казань и Екатеринбург по разным причинам остановили внимание и толкнули на маленькое исследование, своего рода эксперимент. Захотелось посмотреть, куда заведет меня любопытство. Отправлено оно было из Казани в Екатеринбург в июле 1910 года. Ниже привожу полный текст письма с сохранением орфографии, пунктуации и формата текста оригинала.

Екатеринбург Перм.
О. Протоiерею
Крискенту Коровину
——————————
Уктусская ул.

1910 17/VII
Милый дорогой Папа!
Мы целый день окола
чивались в Казани
мест нет в параходах
приходится брать с
бою, но все же сегодня
утром устроились на
Самолет. Остаемся
здоровы чего от души и
Тебе жилаем,
любящая семья твоя

Штемпели удалось расшифровать так:
ЕКАТЕРИНБУРГЪ ПЕРМ. * 2 * (1 7 10)
КАЗАНЬ-ПРИВОЛЖСКОЕ (17 7 10)
КАЗАНЬ-ПРИВОЛЖСКОЕ V. ЭКСПЕД… (17 7 10)

Читая открытку

Открытка написана одним из детей протоиерея Коровина. Лаконичный стиль письма наводит на мысль, что это был сын. К сожалению, краткость текста не позволяет установить, откуда прибыло семейство в Казань и куда направляется. Мелькнула было мысль, что трудности выезда из Казани, упоминаемые автором, позволят выяснить путевые планы путешественников. В Справочной книге «Вся Казань» 1910 года нашлось расписание отправления пароходов от Казани во всех направлениях. Вверх  по Волге, до Нижнего Новгорода и попутных пристаней целых девять обществ предлагали свои услуги. Вниз, до Астрахани и попутных пристаней – восемь. Кроме того осуществлялось пассажирское речное сообщение до г. Вятки, в Пермь и Уфу, однако эти направления об-во «Самолет» не обслуживало. В Нижний Новгород пароход об-ва «Самолет» отправлялся в 9 часов утра, а до Астрахани в 1 час дня ежедневно. Поразмыслив, склонна предположить, что семейство направлялось в сторону Астрахани. Логика следующая. Утром 17 июля им удалось приобрести билеты на дневной рейс, и открытка писалась в ожидании часа дня.

пароход О-ва "Самолет"

Некоторая неясность осталась и с датой отправления почтовой карточки. Два казанских штемпеля совпадают с указанной автором – 17 июля 1910. Но штемпель екатеринбургской почтовой конторы вызывает недоумение – 1 июля 1910. Честно говоря, гипотез никаких не имею.

Адрес на почтовой открытке приводит на Уктусскую улицу Екатеринбурга 1910 года. В начале XX века на этой улице находился квартал, принадлежавший Ново-Тихвинскому монастырю, и женское епархиальное училище. Да и сам монастырь располагался неподалеку на восточной стороне Щепной площади. И если о. Крискент Коровин обитал с семьей в одном из зданий монастырского квартала, значит он  мог служить  в монастырской церкви и/или состоять в штате епархиального училища. Попытаемся проверить это предположение.

Крискент Владимирович Коровин – вехи биографии

Обратимся к Интернету. Надо сказать, что с каждым годом источник этот насыщается все более. Спасибо энтузиастам, готовым делиться собираемыми в архивах, музеях, книгах знаниями.

Интересующая нас фамилия оказалась весьма распространенной среди духовенства Пермской и Екатеринбургской епархий. Последняя была учреждена в 1885 году, до того с 25 декабря 1833 являлась викариатством Пермской епархии.
В 1900 году в память исполнявшегося 100-летия Пермской Духовной Семинарии (1800-1900) священником Иаковом Шестаковым была выпущена «Справочная книга всех окончивших курс Пермской духовной семинарии» – замечательное подспорье в генеалогических и краеведческих изысканиях. Из нее узнаем, Крескент Коровин окончил курс этой семинарии в 1875 году (выпуск XXXI) по первому разряду и в 1900 году числился священником Ново-Тихвинского монастыря града Екатеринбурга. Любопытно, что вместе с ним в этом выпуске обучались Африкан и Алексей Коровины. Ничего о родстве между ними неизвестно. А всего за 100 лет существования Пермскую семинарию окончили 34 студента с этой фамилией.

В 1887 году бывший тогда городским головой купец Илья Иванович Симанов выступил инициатором проведения второй городской переписи Екатеринбурга. Одним изИ.И. Симанов результатов ее стало издание в 1889 году историко-статистического сборника «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ». В этом бесценном для историков, краеведов, родоведов труде находим подтверждение нашим предположениям.

На странице 935 приводится причт Тихвинского девичьего монастыря: игуменья Магдалина, протоиерей Соколов Иоанн Евфимович; священники: Младов Григорий Алексеевич,  Грушевский Дмитрий Сергеевич, Коровин Крескент Владимирович, Дюков Евгений Васильевич, Катанов Максим Гаврилович; диаконы: Синилов Александр Петрович, Сельменский Семен Евгеньевич; псаломщик Коровин Всеволод Григорьевич; казначей монахиня Агния; заведующая свечами монахиня Маркирина.

Следующая находка на странице 983, здесь в штате епархиального женского училища преподавателем физики значится священник Крескент Владимирович Коровин. Правда, адрес проживания указан иной – Александровский проспект, 3/68. Не будем удивляться, на дворе 1887 год, и отец Коровин пребывает еще в сане священника, в который был посвящен в 1880 году, возможно, к одной из пяти церквей монастыря. В 1905 году за свою службу уже имеет награды: наперсный крест и орден. В 1905 году за беспорочную службу возведен в сан протоиерея. Состоит постоянным членом Екатеринбургского Епархиального Училищного Совета и председателем Комиссии для производства испытаний лицам, не окончившим курс в духовной семинарии и ищущим священнослужительских мест в Екатеринбургской Епархии.

О некоторых захоронениях некрополя Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга

Статья «Элитный некрополь Ново-Тихвинского монастыря» с подзаголовком  »Некоторые итоги исследования старых погостов Екатеринбурга»  сама по себе весьма примечательна и достойна внимательного прочтения. Если очень кратко, автор анализирует ситуацию с сохранностью (но скорее с утратами) многочисленных некрополей Екатеринбурга, подвергшихся совершенно варварскому уничтожению в разные годы. Полагаю, это характерно для многих активно развивающихся мегаполисов. Ниже выдержки из статьи.

При ускоренной постройке Большой Екатеринбургской крепости были выделены новые земли для погребений. Одно из них ― справа от Уктусской дороги, к югу от Екатеринбурга. Вскоре, в 1782 г., на месте новых погребений была возведена кладбищенская деревянная церковь Успения Божией Матери. В 1796 г. при действующем погосте возникла богадельня, преобразованная в 1799 г. в женскую общину.  В 1809 г. Священным Синодом был утверждён Екатеринбургский горный Ново-Тихвинский женский монастырь 3-го класса, с 1822 г. ставший первоклассным. Развивающийся монастырь частично застроил Успенское кладбище, но одновременно стали оформляться и новые участки: один ― за монастырской крепостной стеной, другой – в его северо-западной части и у новостроящейся церкви (1814–1832 гг.), а затем и у собора Св. Благоверного князя Александра Невского (с 1838–1852 гг. по сей день). Внешнее это пространство осталось общегородским кладбищем (Зелёная роща), а внутреннее, по сути, стало элитным некрополем».

В ходе проводившихся изысканий на месте бывшего некрополя «…удалось найти потерянные могилы и «воскресить» фамилии ряда известных, уважаемых, заслуженных людей. Вот их имена: коллежский асессор В. И. Ильин (начальник канцелярии Главного начальника горных заводов Урала генерала В.А.Глинки), А. П. Пол(н)осов (сын полковника, берг-инспектора Корпуса горных инженеров П.И.Поносова?), горный офицер, штабс-капитан А. В. Гилев (с родственницей), врач, меценат А. А. Доброхотов (по В.К.Некрасову), горный деятель, офицер, минц-мейстер, отец будущего Начальника горных заводов Урала Ф. И. Фелькнера, управляющий Екатеринбургским монетным двором И.Фелькнер (с женой и тремя дочерьми), горный деятель, учёный, организатор Уральского научного общества Н. К. Чупин, горный деятель, «мэр» Екатеринбурга А.А.Черкасов, купец I гильдии, промышленник, благотворитель, Почётный член и попечитель благотворительного общества им. Императрицы Марии, коммерции советник, надворный советник, кандидат и дважды «мэр» Екатеринбурга, кавалер нескольких орденов М. А. Нуров (с женой К.И.Нуровой и внучкой?), родственники писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка – мать М. С. Мамина, племянница и старший брат, чиновник юстиции, присяжный поверенный В. Н. Мамин.

Имена ряда высших чиновников разных ведомств, протоиереев и других высоких чинов церкви, горных офицеров младших и средних чинов, найденных при изысканиях, предполагаем, можно ещё восстановить. Например, известно, что в «монастырской ограде» были погребены протоиереи: о. Крискент (Коровин), о. Григорий (Младов), о. Николай (Диомидовский) и другие.

Кроме того, нашим известным историком-краеведом, художником, реставратором, униформологом В.К.Некрасовым была проведена огромная работа по поиску имён ушедших в иной мир екатеринбуржцев, в том числе и по «жителям» монастыр­ского некрополя. Им выявлены более 100 фамилий, представители которых погребены на этом элитном кладбище Екатеринбурга. Среди них такие: Ошурковы, Злоказовы, Деви, Иосса, Европеус, Ардашевы, Жиряковы, Телегины, Турчаниновы-Соломирские и многие другие».

Происхождение имени Крискент *

Святой мученик Крискент происходил из знатного рода и жил в Мирах Ликийских. Однажды, когда толпа жителей города шла в языческий храм, он стал убеждать их оставить язычество и прийти ко Христу. Об этом стало известно правителю города.

Когда правитель спросил святого о его происхождении, святой, не желая навести неприятности на своих родственников, ничего не сказал, кроме того, что он христианин. Правитель знал отца святого Крискента и, желая угодить ему, советовал святому Крискенту принести жертву идолам только для вида, а в душе оставаться христианином.

На это святой мученик безбоязненно ответил: «Невозможно, чтобы тело делало не то, что мыслит душа, так как душа управляет и движет телом». Святого мученика Крискента били, строгали железными зубьями, а затем сожгли в пылающей печи.

О святом апостоле Крискенте упоминает святой апостол Павел во 2-м послании к Тимофею (2 Тим. 4, 10), говоря, что Крискент пошел с проповедью в Галатию. Там он был поставлен епископом, а затем проповедовал Слово Божие в Галлии. В городе Виенне апостол Крискент поставил епископом своего ученика Захарию. Возвратившись в Галатию, он мученически скончался при царе Траяне (98-117).

***

На этом, пожалуй, можно остановиться. Попытка проследить судьбу протоиерея Крискента Коровина удалась лишь от части. Мы не знаем, кто были его родители, можем лишь, предполагать с большой долей вероятности, что принадлежали они к духовному сословию. Знаем, что был он женат и имел детей, но их имена нам неизвестны. Годы жизни его можем наметить приблизительно 1850-55 – после 1910. Пожалуй, все-таки неплохо.

Послесловие

И все-таки не давала мне покоя незавершенность темы. Хотелось выяснить некоторые существенные моменты биографии протоиерея Коровина. И это удалось сделать. Протоиерей Крискен Коровин. Екатеринбург. Некролог
———————————–
Источники:
История монастыря
Фото Ново-Тихвинского женского монастыря – там же
Крискент Мирликийский
* В написании имени о. протоиерея К. В. Коровина полной ясности не имею. В источниках Интернета используется написание через «е» и «и». В настоящей статье сохранены написания использованных источников.

Отзывов: 4

  1. Галина
    25.01.2015 в 20:09 | #

    Галина, спасибо! Очень интересный рассказ. Получила большое удовольствие от текста и его фотографического сопровождения.
    Все началось с почтовой открытки, но Ваш пытливый ум развернул перед нами панораму жизни на изломе двух веков.
    Как приятно читать даже штриховые зарисовки о судьбах личностей прошлого, тем более, что Ваш муж утверждает – настоящего не существует! И по большому счету он прав: «…есть только миг между прошлым и будущим. Именно он, называется – жизнь». К сожалению, дословно не помню, передаю лишь суть.

    Дальнейших Вам поисков и находок.

    • galina
      25.01.2015 в 20:28 | #

      Спасибо за доброжелательный отзыв. Вы уловили существенное. Мне захотелось посмотреть, что можно собрать на основе такого скудного материала, как текст почтовой карточки. Оказалось, не мало. Но понимаю, имеет значение в данном случае сословная принадлежность адресата и наличие Статистического исследование по г. Екатеринбургу за нужный период. Далеко не к любому судьба или обстоятельства будут столь благосклонны. В сети очень много подобного материала. Помнится, когда я только начала погружаться в родоведение, меня преследовала навязчивая мысль, что где-то (тогда еще не имелась в виду сеть) непременно существуют фотографии моих родных из прошлого, нужно только хорошо искать. Иллюзия развеялась, но интерес к старым фотографиям, почтовым открыткам остался.

  2. Валентина
    26.01.2015 в 23:23 | #

    Галина, прекрасное исследование. Создается впечатление, что вы его проводите вместе с читателем. Я слышу ваш голос: пойдемте со мной, из этой записи можно так много узнать! И вот плывем по Волге, и бродим по старому Екатеринбургу, и листаем архивы. Написано легко, ярко, но сколько же труда вашего вложено, трепета исследователя, радости открывателя!

    Как мало в этой жизни надо
    Нам, детям, – и тебе и мне.
    Ведь сердце радоваться радо
    И самой малой новизне.

    Случайно на ноже карманном
    Найди пылинку дальних стран -
    И мир опять предстанет странным,
    Закутанным в цветной туман!

    • galina
      27.01.2015 в 17:02 | #

      Валентина, благодарю за такой доброжелательный, эмоциональный отклик! Увы, давно мы с Вами беседовали, сидя рядом, глаза в глаза. Незабываемые встречи! Спасибо!

      Пылинка на ноже карманном – неожиданный, поэтичный образ. Блок…

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>