© 2017 galina karadunskie_3

Священники Кордуанские (Карадунские). Казанская губерния

Основные сведения предоставлены Эдуардом Шайхутдиновым

Село Кощаково Казанского уезда Казанской губернии.
Священники:
Смирнов Василий Васильевич (27 апреля 1896 г. – после 1915 г.)
Азановский Евгений Антоньевич (20 июля 1892 – 20 февраля 1896 гг.)
Теплов Михаил Павлов (20 апреля 1883 г. – 10 апреля 1892 г.)
Четаев Виктор Петрович (28 апреля 1881 г. – 3 апреля 1883 г.)
Померанцев Иван Иванович (11 октября 1880 г. – 23 февраля 1881 г.)
Нечаев Николай Александрович (6 сентября 1878 г. – 28 августа 1880 г.)
Заболотский Петр Михайлович (1875 г. – 1878 г.)
Троицкий Василий Григорьевич (23 февраля 1872 г. – 7 марта 1875 г.)
Кубасов Петр Яковлев (23 декабря 1868 г. – февраль 1872 г.)
Спасский Михаил Федоров (1867 г. – 10 декабря 1868 г.)
Световидов Михаил Германов (2 августа 1864 г. – 7 августа 1866 г.)
Евтропов Петр Васильев (30 апреля 1862 г. – 12 марта 1864 г.)
Виноградов Андрей Никифоров (12 мая 1847 г. – 30 марта 1862 г.)
Новосельский Иван Андреев (24 июня 1835 г. – 1845 г.), диакон
Гервасий Иванов (8 декабря 1829 г. – 20 июля 1848 г.)
Церковно служители села Кощаково:
Алфеев Евлампий Дмитриевич (25 апреля 1883 г. – 22 ноября 1913 г.)
Кремков Гавриил Николаев (25 сентября 1879 г. – 29 апреля 1883 г.)
Тихоплесский Григорий Иванов (14 октября 1867 г. – сентябрь 1879 г.)
Рябинский Василий Павлов (14 марта 1869 г. – ?)
Георгиевский Николай Павлович (4 марта 1868 г. – 14 марта 1869 г.)
Кубасов Александр Яковлев (10 августа 1845 г. - 9 ноября 1865 г.)
Архангельский Николай Павлов (26 ноября 1865 г. – 12 июня 1868 г.)
Грузинский Кронид Васильев (21 декабря 1865 г. – 17 октября 1867 г.)
Хотинский Василий Степанов (9 июня 1860 г. – 27 марта 1865 г.)
Никольский Матвей Тимофеев (1835 г. – 1837 г.)

—————————————————
В предыдущем рассказе о священниках и церковниках Казанской губернии Никольских было упомянуто, что дьячок Матвей Тимофеев Никольский (1813-после 1885) был женат на священнической дочери Татьяне Никаноровой ур. Карадунской. Стараниями Эдуарда Шайхутдинова собраны сведения о двух первых поколениях рода Карадунских и некоторых их потомках.

Первое поколение

В Ревизской сказке церкви с. Тагашево (Тогашево) за 1834 г. записан на предыдущую ревизию 1816 г. священник Семен Михайлов, служивший в церкви с. Явлейки Сызранского уезда Симбирской губернии, пропавший без вести в 1825 г.
Известны его жена Евдокия Григорьева (1768-03.09.1834 от чахотки) и сын Никанор Семенов.

Второе поколение

Никанор Семенов (1797-после 1857) в 7-й ревизии (в 1816 г.) записан был при отце своем Семене Михайлове обучавшимся в Первой Казанской Духовной Академии. Там он, вероятно, получил фамилию Карадунский (Кордуанский) [1]. В этом же году вышел из Академии и был определен в дьячка с. Черемышево Лаишевского уезда к Казанской Богородицкой церкви [2], 9 декабря того же года посвящен в стихарь, 24 ноября 1826 г. посвящен в священника к Покровской церкви с. Тагашево (Тогашево) Казанского уезда. В 1842 сентября 11 дня был перемещен к Успенской церкви с. Алаты того же уезда. Здесь он и состоял священником до своей кончины в 1857 г.
В семье у Никанора Семенова и жены его Александры Петровой (1799-после 1863) известны 5 дочерей и один сын.

Третье поколение

Старшая из дочерей Мария Никанорова (1818-после 1864) выдана была замуж за сына священника Фомы Ульянова града Казани Казанского девичьего монастыря, выпускника Казанской духовной семинарии Алексея Фомина Воскресенского (1810-?). Брак был заключен 19 мая 1835 г. в церкви с. Тагашево. Поручителями по женихе были: г. Казани девичьего монастыря диакон Дмитрий Герасимов Стратонов и того же монастыря причетник Илья Васильев Альбинский, с. Тагашево пономарь Евграф Николаев, Казанского духовного уездного училища низшего отделения учитель Михаил Федоров Милановский, Казанской духовной семинарии ученик Николай Воскресенский (брат жениха). Со стороны невесты поручителями выступили родственники: отец ее родной с. Тагашево Покровской церкви священник Никанор Семенов и мать ее Александра Петрова.

Вторая дочь Татьяна Никанорова (1820-до 1885) была выдана в замужество за Матвея Тимофеева Никольского, служившего дьячком в церкви с. Кощаково в 1835-1837 гг. [3]

Дочери Евдокия (1822-после 1875) и Елена (1824-после 1875) Никаноровы остались в девках. В 1875 г. в возрасте 52 и 47 лет соответственно они числятся сиротствующих при церкви с. Алаты Казанского уезда.

Сын Никанора Карадунского Семен Никаноров (20.20.1828-после 1875) обучался в одном из учебных заведений (семинарии или духовном училище), где получил фамилию Покровский. Он вышел из духовного звания в светское и в 1875 г. служил в канцелярии Казанского прокурора писцом.

Елизавета Никанорова (28.08.1832-после 1875) выдана была замуж за Василия Иванова Протодиаконова, священствовавшего в с. Алаты менее года до своей кончины.

Младшая из известных дочерей Никанора Карадунского Анна Никанорова (26.01.1835-после 1875) вышла замуж за выпускника, вероятно, духовной семинарии Евангела Никитина Сосунцова (1832-1864) 27 ноября 1856 г. Он также служил священником в с. Алаты с 1857 по 1864 г., скончался молодым, в возрасте 32 лет.

Часовня на кладбище между Алатом и Потонихой. Фото августа 1975

Здесь, на погосте между селами Алаты и Потониха, вероятно, нашли последние упокоение священник Никанор Семенов Карадунский и два его зятя Василий Иванов Протодиаконов и Евангел Никитин Сосунцов.

Четвертое поколение

В этом поколении известны сыновья двух дочерей Никанора Семенова Карадунского. Старший из них — сын Василия Иванова и Елизаветы Никаноровой Протодиаконовых Петр Васильев Протодиаконов родился (1854-после 1904), окончил курс Казанской духовной семинарии по 2 разряду. В 1877 г. был посвящен во диакона, а в 1878 г. рукоположен во священника. С 1896 священствовал в с. Карадули Лаишевского уезда. Проходил должность законоучителя в церковно-приходской сельской школе. Был женат, в 1904 г. имел шестерых сыновей в возрасте 26, 20, 17, 10, 7 и 5 лет. [4]

О втором потомке Никанора Семенова Карадунского сыне Евангела Никитина и Анны Никаноровой Сосунцовых Михаиле Евангелове Сосунцове (1859-после 1875) известно только, что он обучался в Казанской духовной семинарии.

Карадунские и их потомки не служили в церкви с. Кощакова. Они были связаны свойственными отношениями с семьей Никольских.
—————————-
Примечания и дополнения
[1] В разных источниках фамилия пишется по-разному.
[2] С. Черемышево (Богородское) Церковь каменная, построена в 1741 г. на средства помещика князя Конст. Никит. Крапоткина, двухпрестольная: главный во имя Казанской Божией Матери, придел теплый во имя Св. Николая Чудотворца. В приходе селения: Мал. Черемышево (в 2 в.), Кокушкино (Янасал) (в 3 в.), Бутырки (Каинсар) (в 4 в.).

В поисках фотографии церкви села Черемышева обнаружила сведения о том, что в этой церкви венчались родители не безызвестного Владимира Ульянова Илья Николаевич Ульянов и Мария Александровна Бланк 6 августа 1863 г. Сведения опубликованы в книге М.Г. Штейн «Ульяновы и Ленины. Семейные тайны» СПб, Издательский дом «Нева», 2004 г.
Данное изображение кликабельно, можно познакомиться с именами поручителей по жениху и невесте.
[3] См. Священно и церковнослужители Никольские. Казанская губерния
[4] Справочная книга Казанской епархии за 1904 г.
[5] На фото, предпосланном статье, церковь Успения Божией Матери в с. Алаты РТ, августа 1975 г.

 

Отзывов: 7

  1. Елена
    14.03.2018 в 23:15 | #

    Добрый вечер! Большое спасибо за такую интересную статью.
    Согласно МК 12 марта 1860 г. в с. Алаты Казанского уезда в 65 – летнем возрасте умер заштатный священник Успенской церкви Никанор Семенов Кордуанский от горячки. В обряде погребения участвовали священники с. Алат Евангел Сосунцов и соседних сел – с. Соловцово – Сергий Сизанов, с. Потанихи – Георгий Фармаковский с дьяконом Никанором Лентовским, дьячком Павлом Понятовым и пономарем Константином Немковым. (НАРТ 4-2-288-л.140 )
    Никанор Семенов Кордуанский был погребен на почетном месте – «на церковной ограде» Успенского храма. К огромному сожалению, возле церкви с. Алаты до наших дней не сохранилось ни одного каменного надгробия. Также была утрачена и роскошная каменная ограда вокруг храма.
    В своем Историко-статистическом описании церкви с. Алат (изд. 1916 г.) священник Алексей Кулясов отмечает очень печальную закономерность: «Бросалось въ глаза то, что почти все священники соседняго села Потонихи жили долго, в Алатах— большинство скоро умирало, или уходило.»
    Его жена – вдова Александра Петрова Кордуанская умерла 28-09-1873 г. в возрасте 76 л. от старости и была погребена 1-10-1873 в с. Алаты Казанского уезда на приходском кладбище. Обряд погребения совершил священник Павел Измайлов, священник Михаил Архангельский с дьяконом Павлом Понятовым и пономарем Константином Немковым (НАРТ 4-176-88-л.128).

  2. Елена
    14.03.2018 в 23:20 | #

    11 ноября 1856 г. 24-летний Евангел Никитич Сосунцов, сын дьячка с. Зюзино Лаишевского уезда Никиты Федорова по окончании курса КДС Богословских наук был обвенчан с 21- летней Анной Никаноровной Кордуанской в Успенской церкви с. Алаты. Согласно МК (НАРТ 4-2-272-л. 221) таинство венчания совершил священник с. Пановки Лаишевского уезда Иван Сосунцов с местным причтом – дьяконом Никанором Лентовским, дьячком Павлом Понятовым и пономарем Константином Немковым. Поручителями по жениху стали с. Алат казенные крестьяне Алексей Гаврило Бажанов, Осип Гаврилов, Лаишевского уезда с. Зюзина помещика Апеляционина крестьянин Дмитрий Андреев, по невесте – Яранского уезда с. Петропавловского крестьянин Яков Кирилов Христолюбов, Лаишевского уезда с. Пановки помещика Евсевьева крестьянин Дмитрий Логинов и деревни Бреховки помещика Шилина крестьянин Трофим Яковлев.
    Н.С. Кордуанский вышел заштат и уступил место священника в с. Алаты своему зятю. В семье Евангела Сосунцова и Анны Никаноровны рождалось много детей, но все девочки умирали в младенчестве – Екатерина 1857 гр., Ираида 1859 гр. и Екатерина 1863 гр., до сознательного возраста дожил только сын Михаил, 1860 гр .
    Е.Н. Сосунцов умер 14-07-1864 г. в самом расцвете лет, 33- х лет от роду от чахотки. Обряд погребения совершали священник с. Соловцово Сергий Сизанов с дьяконом Иаковом Пластовым, дьячком Павлом Понятовым и пономарем Константином Немковым. Он был погребен 16-07-1864 г. при Успенской церкви с. Алаты. (НАРТ 4-153-35-л.138).

    • galina
      15.03.2018 в 19:49 | #

      Любопытно, что в качестве поручителей с обеих сторон выступили только крестьяне, да еще и владельческие.

  3. Елена
    16.03.2018 в 00:45 | #

    Да, действительно необычно. Зачастую среди поручителей жениха были сокурсники по Семинарии, родственники или знакомые «со статусом».

    Много интересной информации о Евангеле Сосунцове можно почерпнуть в некрологе Священника Феодора Никитича Сосунцова (1837-09.08.1906 ), опубликованном в газете «Известия по Казанской Епархии» № 36 за 1906 г., стр. 1129-1136. Так, в статье указано, что сыновьям Никиты Феодоровича Сосунцова – Евангелу и Феодору при поступлении в Чистопольское духовное училище была дана фамилия по дяде – Флеринские. А в период обучения в Духовной Семинарии Феодор был переименован в Сосунцова, также, как и Евангел. Оба брата окончили Семинарию 15 июля 1856 года.
    О том, каким удивительным человеком был их отец также упоминается в статье – при всей своей бедности дьячок Н.Ф. Сосунцов смог дать пятерым своим сыновьям полное семинарское образование, и все три его дочери тоже были грамотные.
    Некролог Ф.Н. Сосунцова опубликован на сайте:
    http://pravoslavnoe- duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/34/12/341241b9-8684-42a4-baa3-6883ed6ba992.pdf

    • galina
      16.03.2018 в 10:25 | #

      Собственно, и со стороны невесты поручители тоже могли бы и должны были быть, как Вы написали «со статусом», т.е. из духовенства.

      А вот Евангел Сосунцов (позднее он именуется Евгением) после революции становится одним из лидеров обновленчества в Казани. 5.04.1922 и по 1.08.1927 состоял настоятелем Троицкой церкви в Казани.
      Есть очень интересная и информативная, большая статья Алексея Федоровича Степанова «История Казанской епархии в 1918—1924 гг. в свидетельствах современника». Рекомендую. Источник

      • Елена
        07.04.2018 в 14:29 | #

        Спасибо, действительно очень интересная статья. А у Вас есть другие фотографии с Алаты 1975 года, кроме размещенных в этой статье?

        • galina
          07.04.2018 в 15:32 | #

          Есть пара фотографий этой церкви с других ракурсов.

Ваш отзыв на galina

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>