© 2012 galina klirovie_vedomosti_1

О пользе клировых ведомостей в генеалогическом поиске

Женщин искать в архивных документах особенно трудно. Это известно каждому, занимающемуся генеалогическим поиском. Взять вот Ревизские сказки. В них мужчина имеет свою историю. Что это значит? Покажу на примере седьмой ревизии села Сунгурова Казанской губернии одноприходной Сергиевской церкви, в которой интересует меня, конечно, Гавриил Федоров Тимонов.

Читаем:
«После бывшей 6 ревизии вновь поступил и ныне на лицо состоит Статный Дьячок Гаврила Федоров Тимонов.
В 1815 году переведен в оное село во дьячка на  узлое место из дьячков же Тетюшской округи села Ишеева; а по скаскам 6 ревизии записан в городе Чебоксарах при Успенской церкви сыном умершаго Священника Федора Иванова, обучавшимся в академии».
Замечательный документ, столько сведений о Гаврииле в нем. Во-первых, узнаем, он – сын умершего к 1815 году священника Успенской церкви города Чебоксар Федора Иванова. Следовательно, можно предположить, что и родом Гавриил из этого города. Во-вторых, в 1811 году обучался в первой Казанской Духовной Академии. В-третьих, успел послужить дьячком в церкви села Ишеева Тетюшской округи Казанской губернии, а в село Сунгурово переведен был в 1815 году. Сведения эти неполные, конечно, но достаточные для последующего поиска.

Теперь посмотрим, что о жене Гавриила Федорова в этой же седьмой ревизии говорится.
«Дьячка Гаврилы Тимонова жена Екатерина Трофимова 23 лет».

Чувствуете, какая разница. Ясно, что в 1811 году Екатерина была еще незамужней и жила в доме отца своего Трофима. Но вот кто он этот Трофим, неизвестно. Не сказано о нем ничего в отличие от отца Гавриила. Есть сведения и о детях Гавриила в сказке: сыне Сергее и дочери Анне. Но не о них речь сейчас, а о матери их Екатерине Трофимовой. Понятно, хотелось мне выяснить происхождение Екатерины Трофимовой – жены Гавриила Федорова – кто были ее родители.

Первым документом о священнике Гаврииле Тимонове, найденным мной в архиве, была Клировая ведомость о церкви Успения Пресвятыя Богородицы, Казанского уезда, села Алат за 1842 год. Замечателен он довольно подробным послужным списком, позволившем в дальнейшем восстановить весь жизненный путь Гавриила с момента выхода его из Духовной академии. Везением было в свое время получить такой подарок – эту Клировую ведомость. Вписаны были в эту ведомость, как и полагалось, все члены семьи священника. Тогда-то я узнала имя жены Гавриила. И сразу же предприняла попытки обнаружить метрическую запись их бракосочетания.

Первое, что пришло в голову, это Казань. Ведь здесь Гавриил учился, здесь мог найти себе невесту и сочетаться с ней браком. Не повезло. По Казани сохранились Метрические книги 1810 и 1812 годов. Первая – слишком рано, во второй записи о браке нет. Тогда я обратилась к Метрическим книгам Свияжска, куда, как считала до недавнего времени, был поставлен служить Гавриил сразу по выходе из Духовной академии. В Метрической книге Богородицерождественского собора 1812 года, где Гавриил занял пономарское место, записей о нем никаких нет, имеется только рукоприкладство его на последнем листе. Но вот в 1813 году нахожу запись о рождении у пономаря Гавриила Федорова дочери Марии. Восприемницею была губернского секретаря Ивана Михайлова Тихонравова жена Евдокия Иванова. Мать новорожденной не названа. Эта запись подтвердила мое предположение, что события семейной жизни пономарь Рождественского собора Тимонов регистрировал по месту своего служения.

За неимением каких-либо предпочтительных вариантов я решила искать семью жены Гавриила в Свияжском уезде, где он начинал службу и прослужил большую часть своей жизни. Понимала, предположение мое не подкреплено никакими серьезными аргументами. Однажды я уже пробовала безуспешно искать старшего брата Гавриила Якова в том же Свияжском уезде. Но выбора у меня не было, ведь Казанская губерния была не маленькой. И Свияжский уезд ничем не хуже любого другого. Обратилась к Ревизским сказкам.

Из сохранившихся в архиве по священно и церковнослужителям этого уезда мне подошла Ревизия 1811 года, т.к. к этому времени Екатерине должно было исполниться 15 лет. Трофимов нужного возраста в уезде оказалось всего ничего. Первым упоминался «статный на предыдущую Ревизию (1795 г.) диакон одноприходной Предтеченской церкви села Ключищ Трофим Семенов 28 лет, определенный в 1804 году в причетническую должность града Свияжска к Рождественскому собору». Однако в Ревизии Рождественского собора 1811 года Трофима Семенова не оказалось. Видимо, между 1804 и 1811 годами был он переведен на новое место. Зато в селе Багаеве в одноприходной Богородицкой церкви числился «дьячок Трофим Семенов, потонувший в 1810 году июля 8 числа». За выбытием его из штата возраст указан не был, семья – тоже.

Следующими изученными стали Исповедные ведомости церквей Свияжского уезда за ряд лет. В них практически сразу обнаружился потерянный было Трофим Семенов (утонувший дьячок села Багаева оказался тезкой этому) да еще и с дочерью Екатериной вполне подходящего возраста. Вот хотя бы Роспись Казанской Губернии и Епархии Свияжского уезда Села Рускаго Бурнашева Ильинской церкви, поданная июня 18-го дня 1812 года. В числе духовных и их домашних читаем:
«Диакон Трофим Семенов 45
жена его Прасковья Викторова 44
у них дочь Екатерина 16
Алексей 1»

Возраст Екатерины из Русского Бурнашева вполне соответствует возрасту супруги Гавриила. Смотрю такую же Роспись села Русского Бурнашева за следующий 1813 год. Диакон Трофим Семенов с женой и сыном на месте, а Екатерины уже нет в семье. Что это: Екатерина вышла замуж, что подтверждает мое предположение, или ее просто забыли внести в Роспись? Как знать. Но, даже если верно первое, без документа с записью факта бракосочетания Екатерины Трофимовой из Русского Бурнашева с нашим Гавриилом Федоровым Тимоновым ставить точку в поиске нельзя. Екатерину могли выдать замуж за кого угодно, и совсем не обязательно за нашего Гавриила. Скажу сразу: метрическую запись о бракосочетании Гавриила и Екатерины найти не удалось и по сей день. В Русском Бурнашеве ее не оказалось, как, впрочем, и записи о бракосочетании Екатерины Трофимовой с другим женихом. Так и остался на долгое время неразрешенным вопрос о происхождении жены Гавриила Тимонова.

Но вот, кажется, весной прошлого года, просматривая Духовные ведомости церквей Свияжского уезда, обнаруживаю такой документ: №7 Роспись Казанской губернии и Епархии ведомства Свияжского Духовного Правления и уезда села Вязовых Троицкой церкви. Подана Июня 19-го дня 1812 года.
«Духовные и их домашние:

Пономарь Гавриил Федоров 19
Жена его Катерина Трофимова 16»

Запись сия приводит меня в замешательство полным совпадением имен и возраста этой пары с парой Тимоновых.
В Клировой ведомости церкви Алат 1842 года, на которую я уже ссылалась выше, говорится, что Гавриил Тимонов
«… по исключении из Класса Поэзии Казанской Академии, 1812 г. Октября 1-го дня определен и посвящен в Стихарь во дьячка в Свияжский Богородицерождественский собор».

Я привыкла читать эту запись следующим образом. Гавриил был исключен из Академии, посвящен в стихарь и определен во дьячка Свияжского Рождественского собора 1 октября 1812 года, т.е. объединила все три события во времени и приурочила к 1 октября 1812 года. Потому пара из села Вязовых была воспринята мной в качестве другой, не связанной с семейством Тимоновых. Но здравый смысл подсказывал маловероятным такую возможность – одновременное существование двух полностью совпадающих по всем параметрам семей, да еще и в непосредственной территориальной близости. Дело в том, что село Вязовые находится в пределах видимости от острова Свияжск.

Потребовалось время и недавнее изучение Клировых ведомостей Свияжского уезда 1835 года для осознания, что в Вязовых в июне 1812 года пономарем был именно Гавриил Федоров Тимонов. Чем помогли ведомости 1835 года? Внимательно вчитываясь в биографии священства и церковнослужителей, я обнаружила, что большинство из пономарей, дьячков посвящались в стихарь значительно позже поставления на должность. В более поздних Клировых ведомостях, с которыми мне доводилось работать прежде, эта подробность опускалась, в них просто не было речи о посвящении в стихарь. Таким образом, появилась новая подробность в биографии Гавриила: он выбыл из Академии ранее 1 октября 1812 года и начал свое служение ранее этой даты в Троицкой церкви села Вязовых. А вот посвящение его в стихарь и определение к Рождественскому собору Свияжска относится к именно к 1 октября 1812 года.

И, наконец, последняя замечательная находка, сделанная пару недель назад. В той же Клировой ведомости 1835 г. Богородицкой церкви села Кобызева Свияжскаго уезда найдены следующие записи:
На листах 75-об.-76
«Священник Гаврила Федоров Тимонов записан зятем пономарю Никольскому».
На листах 78 об.-79
«Пономарь Алексей Трофимов Никольский 23 лет, Диаконский сын.
Священнику Тимонову шурин.

Определенной просфирни не имеется. А должность сию исправляет Свияжскаго уезда Села Русскаго Бурнашева умершаго Диакона Трофима Симеонова жена вдова Прасковья Викторова 68 лет
Священнику теща и пономарю мать».

Вот и доказательство верности моего предположение двухлетней давности о родителях Екатерины Трофимовой – жены Гавриила Федорова Тимонова и матери его детей. Не скрою, приятно.

Помните Алексея одного года от роду из Исповедной ведомости села Русского Бурнашева 1812 года, на которую я ссылалась выше? Вот он – младший брат Екатерины Трофимовой. В 1835 году ему 23 года. Он проучился в «Казанской семинарии до второго класса приходского училища из коего 1824 года в Августе месяце определен был в служителя оной же Семинарии».

Замечателен этот документ и подтверждением моих слов о том, что поставление на службу и посвящение в стихарь (на примере Алексея, первое – в августе 1824 г., второе – в октябрь 1828 г.), т.е. в действительного пономаря было разнесено во времени. Нужно предполагать, что последнее не было формальностью, поскольку свершалось торжественно самим Высокопреосвященным Филаретом Архиепископом Казанским и Свияжским, когда молодой пономарь приобретал достаточный опыт и доказывал свои достойные для церковнослужителя качества.

Помните, в статье Троицкая церковь города Свияжска я обещала продолжить рассказ о Клировых ведомостях. Думаю сегодня мне удалось показать, какой замечательный документ – Клировые ведомости.

Отзывов: 8

  1. Nathalie
    16.03.2012 в 21:18 | #

    Галя, спасибо за интересный рассказ!
    Полностью согласна, клировые по информативности и достоверности информации действительно стоят на первом месте, необыкновенно ценный источник. Но и там все больше о мужчинах, служителях,женщины же проходят бледными тенями своих мужей.
    И вдруг возникает фигура просвирни, трудящейся женщины. К тому же, очень часто оказывается, что она чья-то вдова, мать, теща, свояченица. Появляется целый пласт ценной информации, так и хочется воскликнуть – да здравствует просвирня!

  2. Валентина
    16.03.2012 в 23:53 | #

    Галина, большое спасибо за увлекательный рассказ. Просто документальный детектив! Понимаю, что все разрозненные ниточки связались в единый узел потому, что Тимоновы стали частью Вашей жизни.Удачи Вам в поиске, а нам новых рассказов о находках.

  3. galina
    17.03.2012 в 14:24 | #

    Наташа, спасибо за столь обстоятельный и заинтересованный в материале моей статьи ответ. Согласна в отношении женщин. В связи с их полным юридическим бесправием в низших сословиях (как, впрочем, и весьма ограниченных в правах представительниц высших сословий) ни один из типов документов переписного характера в дореволюционной России не дает практически сколько-нибудь развернутой информации о женской части населения страны.
    Как хорошо ты подметила: просвирня – трудящаяся женщина – вдруг удостаивается некоторого внимания в Клировых. Но, приходится признать, что и здесь информация эта возникает как необходимость определить ее связь с конкретным мужчиной, т.е. опять превращает из субекта деятельности в объект, принадлежности конкретному представителю мужеска пола, даже если тот и давно скончался.
    Впрочем, это не столь плохо с точки зрения генеалогического поиска, поскольку просто просвирня, записанная в качестве Марфы Ивановой, например, так и осталась бы Марфой Ивановой. Но появляющийся при ней отец, муж, брат, сват и т.д. уже дает возможность выстраивать семейные связи.
    Надеюсь в ближайшее время продолжить тему Клировых ведомостей. Она не исчерпана мною.

  4. galina
    17.03.2012 в 14:31 | #

    Валя, мне особенно приятна Ваша добрая оценка моих скромных усилий. Вы правы, Тимоновы, Успенские давно стали большой частью моей жизни, а точнее, практически родными. Надеюсь, на новые находки и новые статьи. Каждое новое архивное открытие ставит новые вопросы, задачи, которые непременно хочется разрешить! И это здорово! Поиск не заканчивается.

  5. Tatiana
    18.03.2012 в 19:49 | #

    Ты миссис Марпл в генеалогии, Галя. Супер поиск. Поздравляю.

    • galina
      19.03.2012 в 12:15 | #

      Танюша, спасибо! :) Могу сказать, что это не единственный поиск с подобным закрученным сюжетом в моей практике.

  6. Галина
    26.03.2012 в 13:38 | #

    Галя, очень рада данной публикации. Гавриил Федоров Тимонов и представители его семьи «увидели свет»!!! Рада Вашему «открытию». Жду продолжения Ваших размышлений.

    Г.М.

    • galina
      27.03.2012 в 21:26 | #

      Галя, спасибо. Гавриил, его старший брат Яков и их отец Федор Иванов уже появлялись здесь в моих статьях. (Последняя из них Соленицкие и Светозаровы.)) Но вы правы, на этой странице Гавриил впервые предстал в качестве главы пусть пока молодой семьи.
      Надеюсь, продолжение последует. Материала для него собрано достаточно.

Ваш отзыв на galina

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>