Сегодня на 40-й день после Пасхи православные христиане празднуют Вознесение Господне. Самому замечательному храму в честь Вознесения Господня посвящена статье Анны Горшкова, в которой она предстает не только в качестве рассказчика. Текст проиллюстрирован фотографиями Анны кроме двух фото иконы Державной и старых фотографий.
Анна Горшкова. Москва
Москва всегда изобиловала храмами, монастырями и часовнями и даже после разрушительных войн и пожарищ они восстанавливались достаточно быстро. Так и ныне после Большой Атеистической Войны 20 века наступило время не просто бурного восстановления порушенного, но и строительства совершенно новых храмов, как в новых, так и в достаточно обжитых районах. На паломничество по ним могут уйти годы, тем более, что Москву кольцом окружают усадьбы, в которых зачастую скрываются шедевры.
Начать же рассказ хотелось бы не с центра города, а с его окраины, вошедшей в черту Москвы лишь в 1960 году, однако сыгравшей немалую и ещё неоконченную роль в эсхатологических судьбах Руси. Речь идет о летней резиденции московских государей – бывших подмосковных селах Коломенском и Дьяково.
Фрагмент акварели Д. Кваренги Панорама Коломенского и Дьяково. 1797 г.
Стоят, вернее, парят над Москвой на высоких холмах разделенных оврагом, они к юго-востоку от Москвы на старой Каширской дороге в пойме Москвы реки.
Раскопки на Дьяковском городище показали, что поселениям на этих холмах уже не одна тысяча лет, а культура народов здесь когда-то обитавших была названа по городищу дьяковской.
О возникновении же самих сел здесь существует предание, что основано Коломенское выходцами из города Коломны, бежавшими сюда от Батыя.
Первое упоминание Коломенского известно в 1336 года в завещании князя Иоанна Калиты как вотчины Московских князей (а впоследствии – государей), а Дьякова – с 1401 года как вотчины Серпуховского князя Владимира Храброго, героя Куликовской битвы, двоюродного брата благоверного князя Димитрия Донского. Он передавал Дьяково своей супруге княгине Елене Ольгердовне, и весь 15 век Дьяково было во владении княгинь. Великая же княгиня Марья Ярославна, мать вел князя Иоанна III, передала село сыну, и с тех пор оно стало приселком Коломенского.
Древние церкви, центры поселений, здесь существовали издревле, однако обустраивать в камне Коломенское начал великий князь Василий III.
В Кремле как из-за тесноты, так и по идеологическим соображениям, невозможно было развернуть сколько-нибудь большое строительство, а когда князь Иван III после пожара в Кремле повелел очистить от церквей прилегающие к Кремлю территории, то это вызвало большие волнения в народе и среди духовенства.
Здесь же, в Коломенском было достаточно места для воплощения их замыслов.
Ф.Я. Алексеев Панорамный вид Коломенского.1800-1810 г.
Великий князь Василий III пригласил сюда прибывшего в 1528 году итальянского мастера Петрока Малого и заложил грандиозный храм Вознесения Господня, который был торжественно освящен Митрополитом Московским Даниилом в присутствии князя в 1532 году. Даже сейчас, вознесенный на холме 62-х метровый храм кажется необыкновенно величественен, а тогда поражал воображение, напоминая о горе Елеонской, с которой вознесся Господь.
Вид Вознесенского храма с запада
Но самой необычной деталью этого храма является, несомненно, каменный престол, помещенный с восточной внешней стороны алтаря на галерее храма со стороны Москвы реки.
Фото И Барщевского. 1883 г.
Есть достаточно весомое мнение, что это не епископское и не царское место, а «Престол уготованный» – символ Второго Пришествия Господа Иисуса Христа и Страшного Суда.
Вознесенский храм.Вид с востока. На галерее виден Престол
Этот символ оказался непосредственно связан с трагическими событиями XX века, когда именно в этом храме была явлена икона Пресвятой Богородицы «Державная» на следующий день после того, как русский трон опустел – 2/15 марта 1917 года. Тогда Сама Богородица взяла в Свои руки управление Россией – СССР.
Икона Пресвятой Богородицы «Державная»
Вознесенский храм стал образцом для всех последующих шатровых завершений храмов и колоколен на Руси.
Вдохновлял он не только зодчих прошлых веков, но и поэтов разоренной Руси 20 века. Например, известно посвящение храму Бориса Чичебабина :
Церковь в Коломенском
Всё, что мечтала услышать душа
В всплеске колодезном,
Вылилось в возгласе: «Как хороша
Церковь в Коломенском!»
Знаешь, любимая, мы — как волхвы:
В поздней обители —
Где ещё, в самом охвостьи Москвы, —
Радость увидели,
Здравствуй, царевна средь русских церквей,
Бронь от обидчиков!
Шумные лица бездушно мертвей
Этих кирпичиков.
Сменой несметных ненастий и вёдр
Дышат, как дерево.
Как же ты мог, возвеличенный Пётр,
Съехать отселева?
Пей мою кровушку, пшикай в усы
Зелием чёртовым.
То-то ты смладу от божьей красы
Зёнки отвертывал.
Божья краса в суете не видна.
С гари да с ветра я
Вижу: стоит над Россией одна
Самая светлая.
Чашу страданий испивши до дна,
Пальцем не двигая,
Вижу: стоит над Россией одна
Самая тихая.
Кто её строил? Пора далека́,
Слава расте́рзана…
Помнишь, любимая, лес да река —
Вот она, здесь она.
В милой пустыне, вдали от людей
Нет одиночества.
Светом сочится, зари золотей,
Русское зодчество.
Гибли на плахе, катились на дно,
Звали в тоске зарю,
Но не умели служить заодно
Богу и Кесарю…
Стань над рекою, слова лепечи,
Руки распахивай.
Сердцу чуть слышно журчат кирпичи
Тихостью Баховой.
Это из злыдни, из смуты седой
Прадеды вынесли
Диво, созвучное Анне Святой
В любящем Вильнюсе.
Полные света, стройны и тихи́,
Чуда глаша́таи, —
Так вот должны воздвигаться стихи,
Книги и статуи.
…Грустно, любимая. Скоро конец
Мукам и поискам.
Примем с отрадою тихий венец —
Церковь в Коломенском.
Рядом с Вознесенской церковью с южной стороны стоит самый древний из храмов Коломенского – вмч Георгия.
Справа колокольня церкви вмч. Георгия
По древней легенде по дну оврага в Коломенском вмч Георгий гнался на коне за змием. Копыта коня ударяли о землю, и под ними чудесным образом открывался родник с чистой водой.
Существует мнение, что над одним из таких родников была поставлена водовзводная башня в 17 веке.
Справа – водовзводная башня. 1900-1910 гг.
Рядом с ней была построена ещё великим князем Димитрием Донским церковь, при которой существовало древнее кладбище 14-16 веков, остатки которого были найдены при раскопках в 2000-х годах. На месте этой древней церкви была возведена почти одновременно с Вознесенским храмом отдельно стоящая колокольня-ротонда, посвященная вмч Георгию.
Она, так же как и Вознесенская церковь, была построена западными архитекторами по образцу западных кампанилл. Даже первоначальные крепления под колокола были приспособлены под западный способ звона, когда раскачивается не язык, а сам колокол.
В результате многочисленных изменений в 17-19 веках, к колокольне была пристроена трапезная часть, а её нижний ярус стал служить алтарем.
После революции средняя часть была разобрана и теперь здесь стоят два разных здания. Поздняя пристройка используется совместно храмом и музеем.
В 17 веке Коломенское, побывав в руках восставших Ивана Болотникова в 1606 году и Лжедмитрия в 1610 году, надолго стала любимой летней резиденцией московских государей из династии Романовых.
Ещё при великом князе Василии III Вознесенский храм соединялся крытыми деревянными переходами с княжеским дворцом с северной стороны. Царь же Михаил Федорович решил обустроить к западу новый царский двор. При нем был выстроена деревянная домовая церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы в память освобождения Москвы от поляков в 1612 году. В камне она была перестроена в 1653 году царем Алексеем Михайловичем. Так же она соединялась переходами с новым дворцом.
Упадок в Коломенском наступил с переводом столицы в Петербург. В это время храмы из дворцовых стали приходскими.
Императрица Екатерина II на месте бывшего старого дворца к северу от Вознесенского храма выстроила новый каменный для остановки в летнее время при посещении Москвы. Ныне от него остался один флигель.
С начала 19 века обнаруживается тесная связь Коломенского с Вознесенским женским монастырем в Кремле. Во время нашествия Наполеона в 1812 году из монастыря сюда была вывезена среди других ценностей и святынь монастыря ставшая впоследствии знаменитой большая деревянная икона Пресвятой Богородицы Державная , которая была обнаружена в 1917 году священником Николаем Лихачевым в подвале Вознесенского храма по откровению , бывшему от Самой Богородицы одной рабе Божией. Сразу после явления иконы ей был написан акафист и перед ней служились многочисленные молебны по благословению Патриарха Тихона. Многочисленные крестные ходы с иконой постоянно обходили по приглашению ближайшие храмы, фабрики и заводы. Известно, икону встречала в Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Федоровна. Сохранились свидетельства о том , что молитва к этой иконе была обнаружена в вещах Царицы мученицы Александры Федоровны.
В Вознесенском храме эта икона пребывала вплоть да закрытия его в 1923 году, далее была передана в Георгиевскую церковь, где находилась также до её закрытия в 1927 году.
Церковный праздник возле Георгиевской церкви. Фото 1927 г.
После икону отправили в запасники Исторического музея, а многочисленных почитателей монархической иконы репрессировали. Списки же, пребывавшие во многих окрестных храмах, были почти все уничтожены. Так продолжалось вплоть до 1988 года, когда икона была передана в Издательский отдел Московской Патриархии, и находилась она около года в алтаре храма при Издательском отделе. В 1990 году её торжественно перенесли в храм Казанской иконы в Коломенском.
Современное место в Казанском храме
Храм был закрыт при советской власти лишь в 1941/ 42 годах, а после был вновь открыт и уже более не закрывался.
Храм Казанской иконы в Коломенском
Известно стихотворение поэта-белоэмигранта русского офицера Сергея Бехтеева, посвященное иконе Державной, который был ктитором и старостой одноименного храма в Ницце.
Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
«Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю».
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница…
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит
1934 г.
На соседнем холме с Коломенским отделенным от него глубоким оврагом стоит не менее древняя церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове.
Вид с галереи Вознесенского храма церкви в Дьяково
Церковь в селе известна с рубежа 14-15 веков, когда село было центром местной округи. В 16 веке на её месте появился новый храм необычной формы, впрочем, как и все в этих местах.
Н. Маковский. Пейзажный этюд. 1880-е
Время создания её неизвестно, нынешние историки склоняются к 1560-70 годам, находя сходство с «опричной» архитектурой времен Царя Иоанна Васильевича в Александровской слободе и, вместе с тем, с архитектурой итальянского ренессанса.
При Царе Иоанне этот храм служил местом, где он правил свои именины и дни рождения и давал пиры по этому поводу. По традиции, первые цари из дома Романовых так же молились здесь на день Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
С.Аликосов. Вознесенская и Предтеченская церкви в Коломенском. 1879
С 18 века, как и в Коломенском, храм этот стал приходским.
С 17 века Коломенское и Дьяково становится местом ведения обширного царского хозяйства. Здесь при царе Алексее Михайловиче появились Сытный, Кормовой, Хлебенные и другие приказы; Полковничий, Конюшенный и Потешные дворы, а Дьяково стало местом разведения садов.
С 18 века оба села стали жить обычной жизнью московского уезда, а в 1923 году в Коломенском был организован музей- заповедник.
В конце 19-начале 20 века в Дьяково был настоятелем священник Сергий Воскресенский, в 1890 году у него родился сын, которого также назвали Сергеем. Как и большинство детей духовенства, последний окончил Московскую Духовную Академию в 1915 году, и, прослужив до 1920 года диаконом при женском монастыре в Подольском уезде, с 1920 года был рукоположен в священники к храму в Дьяково на место почившего отца. После передачи в 1923 году храма музею, продолжил службу в близлежащем Казанском храме.
Отец Сергий Воскресенский
Иконостас Дьяковской церкви перед закрытием
Отец Сергий пользовался несомненным авторитетом у местных жителей, которые знали его с детства. Это и послужило поводом для его ареста вместе с семью крестьянами с. Дьякова в 1932 году. В апреле того же года его перевели в Бутырскую тюрьму, где он получил 3 года исправительно- трудовых лагерей и был послан на Беломоро-Балтийский канал на станцию Медвежья Гора, известное место, где в лагерях окончило свою жизнь много представителей духовенства. В марте 1933 года его посадили в одну камеру вместе с уголовниками, которые его раздели донага и выставили на жесткий мороз. Скончался о. Сергий 11 марта 1933 года, и ныне причислен к лику священномучеников.
В 1960 году оба села вошли в черту Москвы. Сельское кладбище при храме в Дьяково, остатки которого сохранились доныне, действовало ещё полтора десятка лет, будучи закрыто тогда же, когда расселили и жителей села – к Олимпиаде 1980 года. После масштабных археологических и реставрационных работ, завершеных в 2007 году, парк-музей вновь открыт для всех желающих приобщиться к истинно русской красоте этих мест.
© А.М. Горшкова