© 2015 galina zivilsk_2

Священник Василий Васильевич Смирнов. Кощаково. Казанская губерния

Архив – место интересное не только своим прямым назначением – возможностью работать с документами. В читальных залах его занимаются генеалоги, краеведы, профессиональные историки. Каждый приходит или приезжает сюда со своими задачами, интересами, вопросами. Возникают общение, знакомства с единомышленниками, обмен опытом, известными сведениями, фактами, материалами. Тема данной публикации стала возможной благодаря такому знакомству. Толчком для написания статьи послужили архивные документы и фотографии студентов Императорского Казанского университет, предоставленные  Эдуардом Шайхутдиновым.

Начало села Кощаково

Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 г.

(л. 223) Казанского ж уезду поместные и вотчинные земли, села и деревни и пустоши мерены во 157-м году по Зюрейской дороге.
За казанцом за Савою Тимофеевым сыном Аристова в вотчине сельцо, что была деревня Кощак Улановской, на реке на Ноксе по обе стороны реки. Пашенные земли мерою пять длинников, девять поперечников], итого сорок пять десятин да розчистеи лесных три длинника, пол[че]тверта поперечника, итого десять десятин с [полу]дес[я]т[иною]. Да в том же поле пере // (л. 223 об.) ложные земли мерою четыре длинника, два поперечника, итого восмь десятин. И всего в одном поле пашни и розчисти и перелогу шестьдесят одна десятина с полудесятиною в поле, а в дву по тому ж. За ним же в вотчине жеребей в селце, что была деревня Нурьма, пашни три длинника, полтретья поперечника, итого полосмы десятины в поле, а в дву по тому ж.

Список населенных мест  Казанского уезда, с кратким описанием их [1]

Кощаково, Троицкое – село, по обе стороны речки Ноксы на Зюрейском торговом тракте. От города 17 1/2 верст. Первое название дано по имени одного из татарских князей Кощака, которому будто бы принадлежала эта местность. Второе же дано по церкви. Из межевой выписки 1686 года следует, что село Кощаково находится на месте, где прежде был починок Кощак-Уланов, состоявший в приходе села Богородского.
Церковь в селе существует с 1751 года. В состав Кощаковского прихода входят  деревни Старые Шемёлки (1860), Званка на реке Нокса, Кощаково-Троицкое на реке Нокса, Новое Царёво, Царёво, Черниково, Барановка. Землями в трех дачах Кощакова владели помещики Н.И. Щеголев, А.И. Якоби, П.П. Котелов. Из более ранних владельцев известны М.И. Запольский, В.В. и А.А. Растовские, А.В. Бестужев, В. В. Любимов, А. Е. Износков, К. И. Бутлеров, Н. Б. Бестужев.
Жители села составляют Кощаковское сельское общество. Живут посредственно. Промыслы: мукомольный, печной, пчеловодство, кузнечный. С 1884 г. в селе открыта земская начальная школа с двухгодичным курсом обучения, помещавшаяся в наемном доме. В школе учащик 1 законоучитель и 1 учительница, учащихся 60 мальчиков.

Священник села Кощаково Василий Васильевич Смирнов и его семейство

Смирнов Василий Васильевич (1852 г. р.-?) – священник. Служил в Троицкой церкви села Кощакова с 27 апреля 1896 года – после 1915 года.
Из духовного сословия, родился в с. Красные Сосны Корсунского уезда Симбирской губернии, сын причетника, образование получил в Алатырском духовном училище. 10.03.1868 г. в связи со смертью отца вышел из высшего отделения училища и определен псаломщиком с.Чеберчина Алатырского уезда Симбирской губернии. 10 марта 1886 г. рукоположен во дьяконы. Переведен в с. Высокая Гора 18 октября 1893 г. В Клировой ведомости Троицкой церкви села Кощаково Казанского уезда 1908 года в послужном списке настоятеля сказано: рукоположен в священника на настоящее место 27 апреля 1896 года. В 1902 году был награжден скуфьею. В 1915 году служил там же. Более поздних сведений нет.
Жена Прасковья Федорова родилась 24 октября 1852.
В семье Василия Васильевича и Прасковьи Федоровой Смирновых воспитывались дочери Екатерина Софья 1877 г.р., Вера 1883 г.р., Екатерина 1888 г.р,  и Мария 1891 г.р.

Дочь Софья Васильевна (род. 18 ноября 1877 ) выдана замуж 15 июля 1896 г. в селе Кощаково за псаломщика Боголюбской церкви г. Казани Василия Ивановича Жданова 23 лет. Таинство совершил протоирей Петропавловского собора Александр Смирнов. Поручителем был сын священника села Столбищи Казанского уезда Сергей Петрович Румянцев.
В. И. Жданов родился в городе Царевококшайске; сын дьякона, окончил курс Казанской духовной семинарии по 2 разряду. 23 июня 1897 г. рукоположен во священника Космо-Дамианской церкви села Волчья Слобода Чистопольского уезда. В 1901 году был награжден набедренником. Числился на этом месте в 1904 году. [3]
В семействе у Василия Ивановича и Софьи Васильевны Ждановых подрастали дочери Юлия 1897 г.р., Марья 1903 г.р., Вера  1905 г.р., Надежда 1908 г.р. и сын Сергей 1900 г.р.
Найти фотографию Космо-Дамианской церкви села Волчья Слобода не удалось. Сейчас в Слободе Волчьей проживают около 400 человек. Храма в селе не было более 70 лет. Многие из пожилых сельчан и не застали старый храм. В 30-ые годы, во времена гонений сельский храм был переделан под школу. Вновь построить храм местные жители решили на сходе в 2013 году. Cпонсорская помощь при строительстве храма была оказана учредителем и руководителем казанской транспортной компании «Буревестник» Вячеславом Улитиным. Ныне в этом селе освящена и действует вновь построенная деревянная церковь во имя святых Космы и Дамиана. [4]

Дочь Вера Васильевна (род. 1 мая 1883 г.) выдана замуж 15 января 1901 г. в с. Кощаково за учителя Кощаковской второкласной школы Василия Евдокимовича Петропавловского. Таинство совершил Казанского Императорского университета протоирей Александр Смирнов. В поручителях села Норваши Цивильского уезда священник Петр Богородицкий.
В.Е. Петропавловский (1877 г.р.), студент семинарии. В 1901 году посвящен во священника. В 1902 г. причислен к Троицкому собору города Цивильска сверхштата уездным наблюдателем церковно-приходских школ. В 1903 году награжден набедренником. В 1904 году в семье подрастают две дочери – года и 3 месяцев. [3] В 1915 году состоит вторым священником в селе Нурмы Царевококшайского уездаи членом Цивильского уездного отделения епархиального училищного совета в качестве уездного наблюдателя церковно-приходских школ. [3а]

Дочь Екатерина Васильевна (1888 г.р.) выдана замуж в с. Кощаково 3 июня 1913 г. за окончившего курс в императорской 1-й гимназии и затем – с отличием медицинский факультет Казанского университета лекаря Григория Михайловича Лопатина.

Студент ИКУ Григорий Михайлович Лопатин

В личном деле студента Императорского Казанского университета Лопатина Григория Михайловича сохранилась выписка из метрического свидетельства о рождении:

В метрической книге Вятской епархии, города Сарапула, Свято-Троицкой церкви за 1888 год, под № 88 значится родившийся 11-го (крещен 29 декабря) у исполняющего дела судебного следователя Сарапульского окружного суда, губернского секретаря Михаила Ивановича Лопатина и законной его жены Вторы Михайловны сын Григорий. В восприемниках: товарищ прокурора Сарапульского окружного суда, коллежский ассесор Иван Васильевич Сперанский и Вятская купеческая вдова Александра Филаретовна Речнева.

М. В. Лопатин в 1913 г. был назначен ординатором клиники детских болезней Саратовского университета. С ноября 1914 г. по февраль 1918 г. в качестве врача участвовал в Первой Мировой войне. После демобилизации вернулся в Саратовскую клинику детских болезней. В 1927 г. защитил диссертацию, с 1931 г. – профессор по кафедре болезней детей раннего возраста.
С 1935 по 1945 гг. – заведовал кафедрой детских болезней Куйбышевского медицинского института, с 1945 по 1948 г. – кафедрой педиатрии Киевского медицинского института.
В 1948 г. поступил на работу во 2-ой Московский медицинский институт им. И. В.Сталина, где руководил кафедрами до 1953 г., когда вынужден был оставить преподавательскую деятельность в связи с тяжелой болезнью. [2]

Дочь Марья Васильевна (1891 г.р.) выдана замуж в селе Кощаково 27 апреля 1915 г. за студента Казанского Императорского университета Дмитрия Андреевича Гранильщикова.

Из личного дела № 40705 студента историко-филологического факультета Императорского Казанского университета Дмитрия Андреевича Гранильщикова

Окончил курс 8-и классов Казанской 3-й гимназии, проживает по адресу: Адмиралтейская слобода, ул. Тимофеевки, дом Гранильщикова. 24 апреля 1915 года подает прошение на имя Ректора Казанского Императорского Университета о разрешении вступить в брак с дочерью священника Смирнова. В метриках Варламовской церкви города Казани 1894 года за № 11 значится мещанин Андрей Иванов Гранильщиков и его законная жена Ольга Стефанова, сын их Дмитрий рожден мая 12-го, крещен 15-го. Окончил историко-филологический факультет университета в 1918 г.

Фото Дмитрия Гранильщикова по окончании
8 класса 3-й казанской гимназии

Найти сведений о дальней судьбе Дмитрия Андреевича Гранильщикова не удалось. Но имя его сохранилось в статьях «Казанского телеграфа» и «Волжско-Камской Речи» от 5 декабря 1912 года.

«Третьего дня в Казани лихач сбил гимназиста. Утром 2 декабря (19 ноября) 1912 года владелец пивного склада, который располагается за Кизической слободой, мещанин Ф. Булычев, проезжая около моста через Казанку со стороны Кремля, сшиб с ног гимназиста 8 класса 3-й Казанской гимназии Дмитрия Гранильщикова и намеревался угнать на своем «рысаке», но был задержан и отправлен в 1-ю полицейскую часть. По дороге в участок Булычев вновь попытался сбежать, но опять был задержан. Гимназист Гранильщиков, к счастью, отделался легким ушибом спины. Булычев привлечен полицией к ответственности за непомерно быструю и неосторожную езду, а следовало бы его привлечь и за 2 побега».

На сайте Мемориал Великой Отечественной Войны значится Гранильщиков Владимир Андреевич 1901 г.р., уроженец города Казани. Призван в 1938 году, Кировский РВК, Татарская АССР, г. Казань, Кировский р-н. Последнее место службы 8 отд. штрафной б-н. Воинское звание капитан интенд. сл. Причина выбытия убит.  Дата выбытия 23.02.1944. Источник информации ЦАМО. Фонд 33, опись 11458, дело 363.
Весьма вероятно, что Владимир Андреевич Гранильщиков – младший брат Дмитрия Андреевича.

Троицкий собор г. Цивильск

Кирпичный храм города Цивильска в духе традиционного зодчества, построенный в 1734. Бесстолпный пятиглавый одноапсидный четверик с обширной двустолпной трапезной. Фасады четверика завершены поясом декоративных закомар. В трапезной приделы Ильинский и Святителей Московских. Закрыт в 1940. Возвращен верующим в 1991. [5]
————————–
Продолжение рассказа о церковнослужителях села Кощакова Алфеевы – церковнослужители Казанской епархии
————————–
Примечания:
[1] Список населенных мест  Казанского уезда, с кратким описанием их. Составил  действительный член казанского губернского статистического комитета ИЗНОСКОВ. Казань. Типография губернского правления. 1885 г.
[2] Источник
[3] Справочная книга Казанской епархии 1904 г. стр. 595
[3а] Адрес-Календарь. Справочная книга Казанской губернии на 1915 год. стр. 455
[4] Источник
[5] Источник
Фото 1: Источник
Фото Троицкий собор г. Цивильска: Источник

Отзывов: 17

  1. Галина
    21.04.2015 в 19:02 | #

    Галина, здравствуйте! Спасибо за интересный рассказ о семье священника В.В. Смирнова. Так все понятно и…близко: Алатырское духовное училище, село Чеберчино. На форуме СВРТ мы с Вами искали из Волчей слободы, если мне не изменяет память, Некого Флегонта Магницкого. Хотя за давностью лет могу и ошибаться, но название села прочно осело в памяти. Очень мне нравится, когда тексты сопровождаются фотографиями. Сразу создается дополнительный штрих к восприятию человека. И карты обожаю рассматривать. Это ведь из настольного атласа Маркса за 1903 год? Как хорошо, что на Вашем блоге появилась еще одна новая тема.

    Дальнейших Вам удач. Г. М.

    • galina
      21.04.2015 в 19:17 | #

      Галя, поразительно – Вы вспомнили!
      Действительно, в 1831-32 учебном году в высшем отделении Казанского Духовного училища числился в экзаменационных ведомостях «Флегонт Магницкий, Казанской губернии, Чистопольской округи, села Волчьей слободы, умершаго священника Сергия Павлова сын; лет от рождения 17; вступил в училище в 1822 г., поведения был честнаго; способностей, прилежания и успехов хороших; на полубурсачном содержании».
      Встречался мне этот Флегонт Магницкий не раз затем. Можно по выпискам попробовать проследить его путь жизненный.
      А карта взята мной из Атласа Пядышева 1822 года, как гласит Источник

  2. Галина
    21.04.2015 в 19:36 | #

    Получается, что с картой ошиблась. По моим губерниям они выглядят точно также, но исходят от Маркса. Теперь благодаря Вашему источнику скачаю более ранние. Спасибо!

  3. екатерина
    23.04.2015 в 13:18 | #

    Дополнение о Петропавловском В. Е.:
    Магницкая Н.А. В доме священника Лавинского//Раифский альманах.2012. № 2. С.100-108 –
    «Мы вскоре познакомились с девочками Петропавлоскими. Их отец, Василий Евдокимович окончил духовную семинарию, был священником, уездным наблюдателем церковно-приходских школ, членом уездного училищного совета, представлял духовенство на земских собраниях. Молодой, сорока трех лет, смугл, энергичен. Мы его почему-то побаивались. Весь кабинет его был завален книгами. Василий Евдокимович имел четырех детей – подростков Наденьку и Сонечку звали уже барышнями. С меньшими Олечкой и Ниночкой мы подружились, отлично провели сезон лета. А вот их мать мне как-то не запомнилась, по-моему она болела».

    • galina
      23.04.2015 в 20:58 | #

      Спасибо, Екатерина. Интересное дополнение, неожиданно приблизившее рассказ, основанный на архивных документах, сделавший его эмоционально значимым для меня. Оказывается, мир тесен не только в настоящем, но и в прошлом, если так можно сказать. Я была знакома с автором воспоминаний – Наталией Александровной Магницкой, поведавшей о встречах со священником Василием Евдокимовичем Смирновым и его семейством. Вот и протянулась ниточка из моего «сегодня» в прошлое…
      Существует теория шести рукопожатий, согласно которой «любые два человека на Земле разделены в среднем лишь пятью уровнями общих знакомых (и, соответственно, шестью уровнями связей). Предложенная гипотеза заключалась в том, что каждый человек опосредованно знаком с любым другим жителем планеты через цепочку общих знакомых, в среднем состоящую из пяти человек». Комментарий Екатерины позволил установить опосредованное мое знакомство со священником В. Д. Петропавловским всего через два рукопожатия благодаря знакомству с Наталией Александровной Магницкой. Настоящее и прошлое связали, и весьма близко (всего ДВА рукопожатия!), людей, не только никогда не встречавшихся, но даже не предполагавших существование друг друга.

  4. Павел
    27.04.2015 в 22:23 | #

    В тексте есть неточность третья дочь у Василия Ивановича и Софьи Васильевны Ждановых. Третью дочь звали не Втора, а Вера. Я их правнук.
    Павел

    • galina
      28.04.2015 в 09:04 | #

      Павел, благодарю за желание внести уточнение в рассказ о семействе Василия Ивановича Жданова. Сведения данные предоставлены Эдуардом Шайхутдиновым. Будем надеяться на разъяснения с его стороны.

  5. Юрий
    13.05.2015 в 15:30 | #

    Хорошо понимаю, что фамилия Смирнов одна из самых распространенных на Руси, но всё-таки тешу себя надеждой… Моя прабабушка Елизавета Васильевна Смирнова (жена коллежского регистратора Александра Федоровича Пятницкого). Родом она тоже из этих симбирско-самарских мест… Год ее рождения близок, очевидно, к священнику Василию Смирнову. А вдруг выяснится, что она была родной сестрой священника. Мир ведь тесен…

    • galina
      13.05.2015 в 17:37 | #

      Ответить на Ваш вопрос, Юрий, весьма сложно. Идеально было бы иметь метрическую запись о бракосочетании Елизаветы Васильевны Смирновой и Александра Федоровича Пятницкого. В ней можно ожидать запись о родителе брачующейся. Иного пути с ходу не вижу. Сведения о священнике Василии Васильевиче Смирнове взяты Эдуардом Шайхутдиновым из Клировой ведомости. Этот документ не содержит информации о братьях, сестрах священника, если кто-то из них не проживает вместе с семьей священника. Метрические книги села Красной сосны Корунского уезда Симбирской губернии следует искать в архиве Ульяновска. Впрочем, даже если и найдется в таковой запись о рождении у местного священника Василия Смирнова дочери Елизаветы и в нужный год, это еще не будет доказательством, что Ваша прабабушка родная сестра священника В.В. Смирнова из села Кощакова. Нужна запись о бракосочетании Вашей прабабушки с А.Ф. Пятницким, как уже написала выше.

      • Юрий
        14.05.2015 в 11:31 | #

        Спасибо, уважаемая Галина, за ответ! А метрические записи о бракосочетании тоже следует запрашивать в Ульяновском архиве?

        • galina
          14.05.2015 в 21:12 | #

          Метрическую запись о бракосочетании нужно искать по месту бракосочетания, если оно известно.

    • Павел
      25.05.2015 в 14:22 | #

      Юрий здравствуйте, мой адрес plubin@mail.ru все может быть
      Павел

  6. Сергей
    14.02.2017 в 20:31 | #

    Здравствуйте! Весьма интересно! Брат моего дедушки, Анонимов Алексей Иванович, закончивший в 1898 г. КДС, с 1898 по 1901 год тоже служил учителем в Кощаковской двухклассной школе, затем был поставлен во иерея к приходу Козьмодемьянской церкви с. Кокрять, Спасского уезда, и тоже, как и В.Е. Петропавловский, в 1901 г. Правда, учился он похуже, закончил КДС по второму разряду, надо бы посмотреть, б.м. они учились в одном классе. Начиная читать статью, боялся выдохнуть, вдруг обнаружится жена Алексея Ивановича – но не сложилось. В Казани живет внучка Алексея Ивановича, Инна Витальевна 1937 г.р., но пока подробностей его судьбы я не знаю. Храни Вас Господь, за ваши труды!

    • galina
      15.02.2017 в 07:56 | #

      Сергей, благодарю за теплые слова в наш с Эдуардом Шайхутдиновы адрес. Радует Ваш отклик, потомка священника Казанской епархии. Вероятно, это Ваш дедушка – Анонимов Федор Иванович (28 лет) состоял священником в селе Дигитли Мамадышского уезда в 1904 году. Он также окончил курс семинарии по 2 разряду. В сан был посвящен в 1896 г., вероятно, прямо к церкви Вознесения Господня этого села. В 1903 г. был награжден набедренником. Было бы интересно узнать о дальнейшей судьбе Вашего деда и его брата.

  7. Сергей
    15.02.2017 в 13:55 | #

    Здравствуйте, Галина!
    У моего прадеда, о.Иоанна и матушки Евлалии была огромная, по нынешним масштабам семья – 12 человек, четыре дочери и восемь сыновей. Мне известны имена семи сыновей, все они имели духовное образование. Пятеро закончили Казанскую духовную семинарию, из них четверо стали священниками в Казанской епархии, еще два сына учились в КДС, но у меня нет сведений об окончании ими семинарии.
    Прадед, сын священника, уроженец с. Помары, по окончании семинарии (студентом семинарии) был поставлен во иерея к приходу с Куркуль, Спасского уезда(1872-77 гг.), затем переведен к приходу в с. Красный Яр Чистопольского уезда (ныне урочище Большой Красный Яр – остались развалины церкви и первый этаж кирпичного дома). О.Иоанн в 1899 году тяжело заболел и в начале января 1900 года преставился, оставив приход своему зятю, Виктору Петровичу Ястребову. Вот он-то и учился в одном классе с Василием Евдокимовичем Петропавловским, а Алексей учился годом младше. Федор Иванович, действительно, сразу по окончании семинарии был рукоположен к Вознесенской церкви с. Дигитли, в 1905 году переведен к приходу с. Борисоглебское (ныне в черте Казани), где служил примерно до конца 1917. Старший сын Федора Ивановича, Герман (1901 г.р.) учился в 1917 г. в Казанском духовном училище, в 3 классе. В 1938 г. работал весовщиком на железной дороге, был репрессирован, =10 лет по ст. 58. Дальнейшая судьба его мне неизвестна. Моя тетя (сестра отца) поддерживала связь с дочерью Федора Ивановича (они двоюродные сестры), до ее смерти. Связь и переписка, к сожалению, утрачена. В прошлом августе я с супругой посетил Борисоглебскую церковь, познакомились с настоятелем, о. Иаковом. Он очень сердечно, тепло принял нас, самые приятные воспоминания о знакомстве с ним. В храме имеется синодик с поминанием священнослужителей , в т.ч. есть и имя о. Федора Анонимова. Николай Иванович служил (1908-после 1918) в приходе Вознесенской церкви с. Старое Иванаево. От храма не осталось следа, судьба Николая и его семьи мне неизвестна. Но это все братья моего деда, а дедушка, Александр Иванович (1882 г.р.), после окончания семинарии три года служил надзирателем Чистопольского духовного училища. 17 октября (ст.ст.) 1910 года рукоположен во иерея к Троицкой церкви с. Чистопольские Выселки, где 2 июня 1911 г. (нов.ст.) родился мой отец. Осенью 1929 Александра Ивановича предупредили о надвигающейся расправе, и он с тремя малолетними детьми и женой, сложив с себя сан, бежал в г. Кизел, избежав таким образом судьбы своего преемника, священномученника о. Михаила Вотякова. Мой отец, старший из детей, бежал отдельно от семьи, за Урал. Александр Иванович скончался в г. Молотов (Пермь) в 1943 г. от болезней и голода (как социально чуждый получал минимальный паек). Все это мой отец рассказывал крайне скупо, только во второй половине 1980-х годов.

    • galina
      16.02.2017 в 18:35 | #

      Уважаемый, Сергей, спасибо за продолжение рассказа и письмо. Надеюсь, мы сможем подготовить статью о Ваших предках Анонимовых для блога.

  8. Сергей
    29.03.2017 в 19:11 | #

    Здравствуйте, Галина!
    Интуиция ведь меня не подвела! При бракосочетании В.Е.Петропавловского и В.В.Смирновой без Алексея Анонимова не обошлось!

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>