© 2016 galina kremkovi_7

Кремковы – священно церковнослужители Казанской епархии

Основные сведения предоставлены Эдуардом Шайхутдиновым

Село Кощаково Казанского уезда Казанской губернии.
Священники:
Василий Васильевич Смирнов (27 апреля 1896 года – после 1915 года)
Евгений Антоньевич Азановский (20 июля 1892 по 20 февраля 1896 года)
Михаил Павлов Теплов (20 апреля 1883 года по 10 апреля 1892 года)
Виктор Петрович Четаев (28 апреля 1881 года – 3 апреля 1883 года)
Иван Иванович Померанцев (11 октября 1880 года – 23 февраля 1881 года)
Николай Александрович Нечаев (6 сентября 1878 года – 28 августа 1880 года)
Псаломщики села Кощаково:
Евлампий Дмитриевич Алфеев (25 апреля 1883 года – 22 ноября 1913 года)
Гавриил Николаев Кремков (25 сентября 1879 года – 29 апреля 1883 года)
———————————————————————————————-

Несколько слов о церкви села Кощаково

Как уже писала ранее, церковь во имя св. Троицы в селе Кощаково существовала с 1751 года, так говорится в одной из Памятных книг Казанской епархии. Но вполне возможно, что в означенном году была построена не первая церковь в селе, а сменившая более раннюю, пришедшую в ветхость. К сожалению, в клировых ведомостях чаще опускают такого рода информацию. В 1751 году на средства прихожан была построена деревянная церковь, теплая, двупрестольная: главный во имя Св. Троицы и придел во имя Святителя Николая Чудотворца. В приходе вместе с приходскими деревнями в 1904 году числилось чуть менее 1000 прихожан. По штатному расписанию церковный причт состоял из священника и псаломщика. У каждого имелся дом на церковной земле. Сегодня речь пойдет о причетнике Гаврииле Николаеве Кремкове.

Кремковы
Первое поколение

В Клировой ведомости Софийского Собора г. Лаишево за 1828 года числится диакон Алексей Алексеев Голинковский (1793 г.р.), из дьячковских детей села Корноухово [1], обучался в первой Казанской Духовной Академии до 3-го Российского класса, по увольнении из Академии в 1817 году был определен в дьячка, 20 января 1818 года был посвящен во диакона к Софийскому Собору г. Лаишева. В семье у него жена Анна Андреева (1799 г.р.), дети: Николай (1819 г.р.), Елена (1822 г.р.), Василий  (1824 г.р.).

Церковь Николая Чудотворца с. Корноухово Лаишевский уезд [2]

В Ревизской сказке 1834 года г. Лаишева Софийского собора записаны умершего в 1829 году дьякона Алексея Алексеева дети: Николай 14 лет (1819 г.р.), обучается во 2-м классе Казанского уездного училища, Василий 9 лет.
Метрические книги Софийского собора г. Лаишева сохранили записи о рождении сыновей диакона Алексея Алексеева. Старший из известных сыновей Николай родился в 1818 года 6 декабря рожден, тогда же; восприемник протоиерей Иоанн Богданов. Младший сын Василий родился и был крещен в 1824 году 18 марта; восприемник протоиерей Василий Андреев Люстрицкий.
Не долгим оказался земной путь дьякона Алексея Голинковского. Он умер 1 ноября 1829 года от чахотки в возрасте 36 лет. А до этого похоронил свою жену Анну Андрееву 30 лет, умершую от горячки 18 сентября того же года, и остались два сына сиротами.

Строго говоря, отец Николая и Василия не был Кремковым. Вероятно, в Казанской духовной семинарии его сыновьям присвоили новую фамилию. О том, как это происходила примерно до середины XIX века, можно прочитать в статьях Назначение фамилий в семинариях и Назначение фамилий в духовных училищах

Второе поколение

Священник Николай Алексеев Кремков (1818 г.р.),  диаковский сын. По окончании богословского курса уволен из Казанской Духовной Семинарии в 1842 г. Рукоположен в с. Глухово во священника 29 декабря 1842 год. Село Глухово было владельческим, располагалось при безымянном ключе, по левую сторону Сибирского почтового тракта, в 42 верстах от Казани. В 1866 году в нем было всего 35 дворов и насчитывалось жителей 126 человек мужского пола и 115 – женского.

Церковь Андрея Первозванного с. Глухово. Утрачена [3]

Перемещен в село Мамонино Казанский уезд к Вознесенская церкви  2 января 1848 года.  В семействе у него: жена Александра Алексеева (1824 гр.), дети: Александр, родился 7 декабря 1845 в с. Глухово, и рожденные в селе Мамонино Надежда (1850 г.), Вера (1854 г.), Гавриил 17 мая 1861 г.р.

Церковь Вознесения Господня с. Мамонино Казанский уезд [4]

Села Чуры Мамадышского уезда Троицкой церкви [5] священник Василий Алексеев Кремков (1824 г.р., г. Лаишев). После окончания Казанской Духовной Семинарии  17 октября 1846 года был определен в село Абди Мамадышского уезда [6] в приходское училище учителем. 15 января 1848 года рукоположен во священника к Вознесенской церкви села Отары [7] этого же уезда. 6 февраля 1850 года переведен в с. Чура. В 1892 состоит священником при кладбищенской церкви Ярославских Чудотворцев г. Казани. В семействе у него жена Варвара Константинова и дети: Николай (1851 г.р.), Владимир (1853 г.р.), Анна (1858 г.р.), Геннадий (1860 г.р.), Клеопатра 1865 (г.р.).
Послужные списки в Клировых ведомостях не всегда содержат полные сведения о перемещениях членов причта за долгие годы их службы. Имела возможность убедиться в этом не раз за годы занятий в архиве. Вот и сейчас Метрические книги позволили установить, что в промежутке между 1846 и 1848 годами Василий Алексеев учительствовал в приходском училище села Кукмор [8], где и сочетался браком 15 сентября 1847 года с Варварой Константиновой Флюринской - дочерью настоятеля Петропавловской церкви села Кукмор священника Константина Иванова Флюринского. Совершил таинство священник села Глухово Николай Кремков с местным притчем.
Просматривая выписки из документов Первой Казанской духовной академии за 1816 г., обнаружила в списках ученика класса Информатории Константина ФлИоринского (в таком написании) 13 лет, сына города Казани Казанского монастыря диакона Ивана Михайлова. В академии обучался с 1812 г., понятия был изрядного, поведения доброго. Числилось за ним пономарское место, т.е. получал он доход с онаго.

В следующем 1848 году 4 октября у о. Василия Алексеева Кремкова и жены его родился в селе Отары первенец Николай. В восприемниках указан тесть его священник Константин Флюринский с дочерью Серафимой. Они же присутствуют и при рождении сына Владимира 4 сентября 1853 г. в селе Чура.

Из Ревизской сказки села Кукмор Мамадышского уезда Петропавловской церкви 1850 года известно, что на предыдущую 8-ю ревизию (1834 год) тесть Василия Кремкова Константин Иванов Флюринский  писан был священником в с. Алаты Казанского уезда 31 года (1803 г.р.).

Взглянем на карту Казанской губернии. Кликнув по изображению, получим карту в увеличенном масштабе.

Расстояние между селами Кукмор и Глухово не маленькое. Только по прямой оно в два с половиной раза превышает расстояние от Глухова до Казани, например. А это, последнее составляло 42 км. Если учесть, что дорога между селами не была проложена в 19 веке по линейке, возможно, что ехать пришлось через Казань. Получается очень и очень приличное расстояние, все 300 или даже больше километров. Но старший брат счел своим долгом присутствовать и даже лично совершить таинство брака (венчания).

Третье поколение
Николаевичи

Священник Александр Николаев Кремков (род. 7.12.1845 в с. Глухово), священнический сын. По окончании Казанской Духовной Семинарии в 1870 году 1 августа того же года посвящен во священника к Архангело-Михайловской церкви с. Ковали Цивильского уезда [9], 3 июня 1873 года переведен в с. Буртасы Цивильского уезда к  Покровской церкви [10].
В 1875 году в семействе у него: жена Елена Порфирьева 22 лет (1853 г.р.) и дети: Ольга 4 лет (1871 г.р., село Ковали), Марфа полугода (1874 г.р., село Буртасы). В 1875 году при своем старшем брате Александре Николаеве записан Гавриил Николаев Кремково бучающимся в Чебоксарском Духовном училище.

Гавриил Николаев Кремков родился 17 мая 1861 года в семье священника в с. Мамонино Казанского уезда. Окончил курс Казанской Духовной семинарии и 25 сентября 1879 года был определен псаломщиком в с. Кощаково Казанского уезда к Троицкой церкви.  24 февраля 1880 года Преосвященнейшим Павлом Архиепископом Казанским и Свияжским посвящен в стихарь.
29 апреля 1883 года перемещен в с. Чепчуги того же уезда [11], 6 июня 1884 года перемещен в с. Борисоглебское Казанского уезда к церкви во имя Св. мучеников Бориса и Глеба [12], 12 сентября 1885 года перемещен в с. Ключи того же уезда к церкви во имя Св. Ап. Иоанна Богослова [13]. 5 октября 1886 года рукоположен в дьячка. 31 января 1889 года перемещен в с. Подберезье Свияжского уезда к церкви во имя преп. Сергия Радонежского [14]. 27 снтября 1894 года перемещен к Введенскому собору г. Чебоксар [15]. 11 июня 1895 года перемещен к вновь образовавшейся самостоятельной церкви Михаила-Архангела г. Чебоксары [16] на должность псаломщика. Дата возведения в сан диакона не установлена, но известно, что в 1896-1899 годы Гавриил Николаев Кремков служил диаконом при Рождественской церкви села Высокая Гора Казанского уезда. [17]

В 1895 году в семействе у него жена Апфия Александрова 31 года (1864 г.р.). В Метрической книге с. Кощаково за 1881 год есть запись о рождении сына Ивана 11 июля, прожившего 4 месяца до 9 ноября; в восприемниках указана Вера Николаева Каменева жена купца г. Свияжска Захара Федорова. Можно предположить, что это родная сестра Гавриила.
В семье подрастали дети: Капитолина 12 лет (1883 г.р.), обучается в Казанском женском епархиальном училище [18], Герман 11 лет (1884 г.р., село Чепчуги), обучается в Чебоксарском Духовном училище, Клеопатра 8 лет (1887 г.р., село Ключи) обучается в Чебоксарском городском училище, закончила Казанское училище девиц духовного ведомства в 1903 году [19], Николай 4 лет (1891 г.р., село Подберезье).

В Памятной книге Казанской губернии на 1891 год в Частной женской гимназии С. Ф. Вагнер (на углу Лядской ул.) значится домашняя наставница Ольга Николаевна Кремкова. Возможно дочь Николая Алексеева Кремкова.

Третье поколение
Васильевичи

Владимир Васильев Кремков, Казанской городской управы помощник делопроизводителя в 1884 году. Был женат на Евдокии Платоновой. В этом году в семье родился сын Борис, о чем в Метрической книге города Казани Духосошественской церкви была сделана запись:

Борис 21 августа (крещен 26 августа); восприемники: 2-й гимназии 8-го класса воспитанник Александр Петропавловский (?) и Казанского духовного женского училища классная дама Клеопатра (?) Васильева Кремкова.

В Метрической книге Богоявленской церкви г. Казани сделана запись: 24 октября 1885 года рожден Игорь; родители:   священнический сын Владимир Васильев Кремков и Евдокия Платонова; восприемники: студент Императорского Казанского университета Геннадий Васильев Кремков и воспитательница Казанского женского училища девица Анна Васильева Кремкова.
В Метрической книге г. Казани Варваринской церкви имеется следующая запись: 6 декабря 1886 года рожден Леонид; родители: священнический сын Владимир Васильев Кремков и Евдокия Платонова; восприемники: студент Императорского Казанского университета Геннадий Васильев Кремков и классная дама Казанского женского училища девица Анна Васильева Кремкова.

Кремкова Анна Васильевна, дочь священника. Поступила в Казанское женское училище духовного ведомства в 1869 году в возрасте 11 лет и 7 месяцев, обучалась на содержании отца. С 1881 года трудится в Казанском женском училище духовного ведомства, состоящем под покровительством Государыни Императрицы Марии Федоровны. С 1875 году служит там же помощницей воспитательницы, затем   воспитательницей, имеет Мариинский знак отличия беспорочной службы за XXX лет. Последние сведения на 1915 год:  и.д. начальницы в должности воспитательницы Казанского училища девиц духовного ведомства; заведует образцовой при училище школой.

Геннадий Васильевич Кремков,  действительный студент (т.е. оконч. Императорский Казанский университет) служит:
-в 1891 году в Окружном суде (Воскресенская ул., собств. дом) г. Казани в Первом уголовном отделении в должности помощника секретаря;
- в 1897 году в чине тит. советника - судебным следователем при Чистопольском судебном ведомстве;
- в 1901 году – судебным следователем 3-го участка при Чистопольском судебном ведомстве.

В 1881 году в Казанском училище девиц духовного звания в должности помощницы воспитательницы служит Клеопатра Васильевна Кремкова – младшая из известных детей отца Василия Алексеева Кремкова, окончившая это училище.

В 1891 году в Военном госпитале г. Казани (Арское поле, собств. дом) младшим ординатором состоит Константин Васильевич Кремков н.с., (вероятно, надворный советник). Возможно, это еще один сын отца Василия Алексеева Кремкова.

Четвертое поколение
внуки Николая Алексеева

В 1909 году в с. Кукмар-Никольское Жемчужниково тож Казанского уезда, при церкви Николая Чудотворца просвирней состоит жена вдова умершего дьякона Гавриила Кремкова Апфия Александрова Кремкова 44 лет. При ней записаны дети: Капитолина 26 лет, состоит надзирательницей в Ольгинском приюте при Казанском женском епархиальном училище, Герман 24 года, исполняет должность учителя городского училища, Клеопатра 22 лет, состоит учительницей образцовой школы при Казанском женском училище девиц духовного ведомства, Николай 18 лет, обучается в 3-м классе Казанской Духовной семинарии, Елизавета 13 лет, обучается в 2-м классе Казанского женского епархиального училища, Иван 10 лет, обучается в 1-м классе Казанского Духовного училища.

После публикации данной статьи о Кремковых откликнулась двоюродная внучка Николая Гавриловича Кремкова по его супруге (комментарий ниже) Галина Ольхова с рассказом о его судьбе и любезно прислала две фотографии.

Николай Гаврилович Кремков (1891 г.р., с. Подберезье – 1938) окончил Казанскую духовную семинарию в 1913 году по 2 разряду. Был женат на Валентине Николаевне в девичестве Приклонской. Ее родители – священник из с.Абди Николай Неофитович Приклонский и Антонина Константиновна (Мудрова). Дед по линии матери – протоиерей Константин Никитич Мудров (г. Мамадыш). В 20-ые годы был уже офицером в Красной Армии. Как офицера его направили служить в г. Новосибирск, а затем в г. Петропавловск Казахской ССР, там у них родились три дочери. Семья осела в Омске, где Николай Гаврилович работал преподавателем русского языка и литературы в школе взрослых, учился в институте на заочном отделении. Попал в волну репрессий, 6 апреля 1938 года был арестован УНКВД по Омской области. В обвинительном приговоре, вынесенном Николаю Гавриловичу Кремкову на заседании тройки УНКВД СКО 17 октября 1938 года по статьям 58-1а, 58-10, 58-11 УК РСФСР, определена высшая мера наказания – расстрел. Реабилитирован он 20 января 1957 года Высшим Трибуналом Туркестанского Военного Округа за отсутствием состава преступления. [20]
Жена осталась одна с тремя дочерьми, работала кассиром в ФЗУ – фабрично-заводском училище. По ночам боялись, что придут и арестуют и ее. Из-за этого страха почти все документы и фотографии были уничтожены. Валентина Николаевна Приклонская – супруга Николая Гавриловича была родной сестрой Раисы Николаевны Приклонской – родной бабушки Галины Ольховой, чей несколько более пространный комментарий можно прочитать на этой странице ниже.

Николай Гаврилович и Валентина Николаевна Кремковы

На сайте «Жертвы политического террора в СССР» обнаружено имя младшего сын Гавриила Николаева Кремкова :
Кремков Иван Гаврилович
Родился в 1900 г., п. Кукмор; русский; статистик, райпродком. Проживал: п. Кукмор.
Арестован 12 января 1919 г.
Приговорен: Казанским ревтрибуналом 15 января 1920 г., обв.: («к/р агитация»).
Приговор: 6 мес. лишения свободы условно. Реабилитирован 9 сентября 1999 г.
Источник: Книга памяти Республики Татарстан

Кремковы Вятской губернии

В «ВЕСТНИКЕ Вятских епархиальных ведомостей» № 11 от ноября 2013 года прочитала рассказ о священнике Борисе Кремкове.  »Родился он в 1884 году в г. Казани в семье потомственного почётного гражданина. В 1907 году закончил Казанскую духовную семинарию. Вскоре после этого произошло его бракосочетание с Ольгой Васильевной Спасской, дочерью священника с. Русские Краи Яранского уезда.
Видимо, то обстоятельство, что супруга была вятской уроженкой, побудило Бориса подать прошение на назначение его в один из храмов Яранского уезда». 21 сентября 1907 года Борис Кремков был поставлен село Мушу Яранского уезда к Покровской церкви. Вскоре был рукоположен в диакона, а затем и во священника к церкви этого села. 18 февраля 1909 года был переведен в село Лебяжье к Николаевской церкви. Из послужного списка узнаем, что он знает татарский язык, чтение и пение в церкви исполняет, очень хорошего поведения. У Кремковых в 1910 году родилась дочь Людмила.

Церковь с. Лебяжье [21]

Однажды, в лютый мороз священника вызвали ночью к умирающему. Верный долгу он не мог отказать в совершении последнего таинства. Одет отец Борис был легко, а идти пришлось пешком далеко, по дороге он сильно застудился. По возвращении домой его бросило в жар, заболело горло, он потерял сознание и вскоре скоропостижно скончался. Прибывший фельдшер не успел даже поставить диагноз. Похоронили батюшку в ограде Николаевской церкви. Ему не было ещё и 30 лет… Указание года смерти разнится, но, вероятно, случилось это зимой 1913-1914 гг.

Священник Борис Кремов, супругой 23.12. 1907 Котельнич [22]

9 января, завершая работу над этой статьей о священно и церковно служителях Казанской губернии Кремковых, не знала, что у отца Василия Алексеева в 1884 году родился сын Борис. Но найденная статья в «ВЕСТНИКЕ Вятских епархиальных ведомостей» о Борисе Кремкове, заинтересовала, поскольку речь в ней шла о выходце из семьи Кремковых города Казани. Однако связать с родом Кремковых не было возможно из-за недостатка сведений. Но 12 января сего года получила от Эдуарда Шайхутдинова копию записи в Метрической книги Духосошественской церкви города Казани 1884 года, приведенную выше.
Итак, Борис Кремков – сын Владимира Васильева Кремкова, внук Василия Алексеева Кремкова и правнук Алексея Алексеева Голинковского. И можно смело говорить о четвертом поколении этой ветви.

Священник Борис Владимирович Кремков (21.08.1884-1913/14) служил в Вятской губернии. В семье у него жена Ольга Васильевна (ур. Спасская), дочь Людмила Борисовна (1910-31.12.1001). Ольга Васильевна родилась в 1884 в г. Костроме, в семье протоиерея Василия Спасского; похоронена в г. Севастополе в 1979 г.

Будущий священник Борис Кремков с супругой 21.08.1907 Русские Краи

Дочь Людмила о. Бориса Владимировича и Ольги Васильевны Кремковых

Игорь Владимирович Кремков (24.10.1885 -после 1915), младший брат Бориса Владимировича Кремкова. Сведения о рождении см. выше.

Игорь Владимирович Кремков с семьей. 1911 г.

Игорь Владимирович Кремков на воинской службе. Финляндия. Катка

Игорь Владимирович Кремков 8.04. 1915 Витебск

На этом ставлю точку хотя и располагаю сведениями о Кремковых, Казанской губернии, которых в настоящий момент не могу связать с выявленными представителями рода. Возможно удастся со временем восполнить данный пробел.
—————————————–
Пояснения и дополнения
Все сведения о церквях Казанской епархии приводятся по изданию Памятная книга Казанской епархии 1904 г., если не указано иное.
[1] В Казанской губернии на 1904 год известно два села с таким названием.
Корноухово Лаишевского уезда. Церковь во имя Св. Николая Чудотворца каменная, построена в 1891 году на средства купца Капитона Андреева Макашина, теплая, однопрестольная. В приходе с. Корноухово и селения Новоселки (в 2 в.), и Авдиевка в 1/2 в.). Упоминается в ст. Вадимовы Иоанн и Петр Иоасафовы – сященники. Казанская губерния
Корноухово Свияжского уезда. Церковь деревянная, построена в 1899 году на средства СПб купца Дмитрия Григорьевича Новоселова и прихожан, теплая, однопрестольная, во имя Казанской Божией Матери. Не сохранилась.
[2] Церковь Николая Чудотворца с. Корноухово Лаишевский уезд (ныне Рыбно-Слободской р-он РТ). Фото 22 июня 2012 Источник
[3] Церковь села Глухово во имя Ап. Андрея Первозванного, деревянная, построена была в 1775 году на средства местного помещика Андрея Ивановича Елецкого. В 1868 году приход церкви был упразднен, церковь была приписана к приходу с. Сунгурово (ныне Арский район). Источник сведений и фотографии Церкви Республики Татарстан. Каталог-справочник. Ч. 1. Казань. 2015
[4] Церковь Вознесения Господня села Мамонино, построена в 1734 году на средства местного помещика П. А. Татищева. Каменная, трехпрестольная: главный, холодный в честь Вознесения Христова, приделы теплые – с правой стороны в честь Введения во зрам  Пресвятыя Богородицы, с левой – во имя Свят. Николая Чудотворца. Приходские селения: Студеный Ключ, Маматово, Мишавка. Ныне Высокогорский р-он РТ. Фото от 20 мая 2012 Источник. Упоминается в ст. Ласточкин Александр Гурьевич. Священник Казанской губернии
[5] Церковь с. Чуры деревянная, построена в 1866 г. (приход существовал с 1731 г.) на казенные средства и прихожан., теплая, однопрестольная, во имя Св. Троицы. В приходе селения: Чура, Поршур (в 4 в.), Малая Чура (в 3 в.), Кушкетбаш ( в 2 в.), Лельвыж, Малмыжский уезд (в 6 в.).
Строительство нового храма взамен ветхого (1731 г. постройки) проводилось по инициативе священника В. Кремкова, которому удалось получить пособие от казны, пожертвования с благотворителей и некоторые суммы от прихожан. Подавляющее большинство прихожан составляли кряшены. Большинство священников задерживалось в селе надолго. Василий Алексеевич Кремков, служивший здесь в 1850–1870 гг. и построивший новый храм (затем он был переведен в казанскую кладбищенскую церковь), оставил по себе добрую память. Источник
[6] Села Абди церковь каменная, построена в 1819 г. на средства прихожан, теплая, двухпрестольная: главный во имя Св. Троицы, придел во имя Архистратига Божия Михаила. В приходские селения: Богдановка (в 5 в.), Ташлияры (в 5 в.), Покровка (в 4 в.), Тохтамышево (в 2 в.).
[7] Церковь села Отары во имя Вознесения Господня, как значится в старинных клировых ведомостях, была построена в 1750 году тщанием прихожан, но на самом деле она была построена на средства казны, как значится в храмовой грамоте, находящейся в библиотеке новой Верхне-Отарской Петропавловской церкви. Приход села Вознесенских или Верхних Отар до 1844 года состоял из селений: Вознесенских Отар, Янасал, Верхней Оштормы, Оштормы Юмьи, Старой Юмьи, Верхней Юмьи, Верхних Кукмор, Студеного Ключа и Живут-себе-Усадом (Сердеус тож). В 1844 году селения: Верхняя Ошторма, Ошторма Юмья, Старая Юмья, Верхняя Юмья, Верхние Кукморы, Студеный Ключ и Живут-себе-Усадом (Сердеус), с построением церкви в Ошторме Юмье отписаны в новый приход. С 1844 года по 1853 год приход с. Вознесенских Отар состоял из селений: Вознесенских Отар, Янасал и новой деревни, вновь заселенной, Новых Ключищ; в 1853 году прибавлена  вновь населенная деревня Новое Чурилино. В 1844 году приписана к приходу Вазнесенских Отар, упраздненная церквоь с. Вознесенского Поника с селениями: Вознесенским Поником и Починок Поником. В 1844 году Вознесенская церковь села Поника по ветхости была запечатана. Летом 1848 года сгорела от молнии Вознесенская церковь с. Вознесенских-Верхних Отар. По освещении в 1862 году местным благочинным протоиереем г. Мамадыша Д.В. Пеньковским в сослужении соседних священников Троицкой церкви деревни Нового Чурилина (ставшего с того времени селом), она заменила бывших церкви в селах В. Отары и Понике. В 1842 году в причте церкви села Вознесенский Поник состоял пономарь М.В. Кремков, переведенный в этом году по запечатании церкви в село Шихазду Казанского уезда. Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии. Вып. VI. Г. Мамадыш и Мамадышский уезд. 1904 г.
[8] Церковь села Кукмор Мамадышского уезда каменная, построена в 1844 году на средства помещика г. Ярцева, теплая, трехпрестольная: главный во имя Св. Ап. Петра и Павла, приделы – с правой стороны в честь Вознесения Господня, с левой – в честь Рождества Христова. В приходе состоял Жилой Рудник (в 3 в.).
[9] Церковь села Ковали деревянная, построена в 1757 году на средства прихожан, теплая, однопрестольная, во имя Архистратига Божия Михаила. В приходе деревни: Ново-Муратова (в 8 верст.), Старые Щелканы (в 3 верст.), Ближне-Юмашева (в 3 верст.), Азбиби (в 5 верст.), Старо-Муратова (в 4 верст.), Сунчелеева и Акзигитова.
[10] Церковь села Буртасы каменная, дата постройки неизвестна, двухпрестольная: главный, холодный в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, придел теплый, во имя Св. Николая Чудотворца. По этому приделу село именовалось Никольское. В приходе деревни: Ихра-Сирмы (в 3 в.), Карык-Сирмы (в 3 в.), Атаево (в 4 в.), Шибулаты (в 2 в.), Орнары (в 4 в.), Саруи (в 5 в.), Яниково (в 5 в.). Упоминается в ст. Четаевы – священнослужители Казанской губернии.
[11] Церковь села Чепчуги деревянная, построена в 1856 г. на средства прихожан, двупрестольная: главный, холодный во  имя Св. Троицы, придел теплый во имя С. Архистратига Божия Михаила. Приходские деревни: Тагашево (в 6 в.), Сосновка (в 3 в.), Кириловка (в 3 1/2 в.). Упоминается в ст. Тепловы – священнослужители Казанской губернии
[12] Первая церковь села Борисоглебского, судя по некоторым источником, могла быть построена в 1600 году. Последний, каменный храм построен был в 1897 году после того, как 19 декабря 1888 года сгорел прежний деревянный. Вновь построенная церковь однопрестольная, во имя св. мучеников Бориса и Глеба. Имеет молитвенный деревянный дом с престолом во имя Свят. Николая Чудотворца. Приходские деревни: Щербаково (в 3 в.), Бол. Дербышки (в 7 в.). Упоминается в ст. Храмоздатель казанский купец Степан Сергеевич Суслов
[13] Церковь села Ключи каменная, построена в 1832 году на средства прихожан, теплая, двухпрестольная: главный во имя Св. Ап. Иоанна Богослова, придел во имя Владимирской Божией Матери. В приходе числился (Хутор) Выселки (в 6 в.).
[14] Церковь с. Подберезье деревянная, построена в 1854 г. на средства прихожан, теплая, двухпрестольная: главный во имя преп. Сергия Радонежского, придельный во имя Владимирской Божией Матери. В приходе числилась деревня Малое Подберезье (в 8 в.).
[15] Введенский собор г. Чебексары каменный, построен в 1651 г. на средства неизвестных лиц, четырехпрестольный: главный, холодный в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы, приделы теплые – с правой стороны во имя преп. Сергия Радонежского, с левой – во имя преп. Алексия человека Божия и во имя Священномуч. Харлампия. В приход входят селения: Протопопиха, Маложданова, Свечкина, Селиванова, Завражная, Новоиларионова и Аникеева (от 3 до 5 в)
[16] Михаило-Архангельская церковь г. Чебоксары каменная, построена в 1702 г., холодная, однопрестольная во имя Архистратига Божия Михаила. Второй храм каменный построен неизвестно когда, теплый, однопрестольный, во имя Св. муч. Параскевы. Входит селение Кнутиха (в 1 1/2 в.).
[17] Церковь Рождества села Высокая Гора
[18] Разрядные списки ученицъ Епархіальнаго женскаго училища 1898-1899 учебнаго года
[19] XXIII выпуск в Казанском училище девиц духовного ведомства. 1903 г.
[20] Сайте «Жертвы политического террора в СССР»:
Кремков Николай Гавриилович
Родился в 1891 г., Казанская губ., Подберезье с.; русский; образование среднее; учитель русского языка и литературы, взрослых школа. Проживал: Омская обл. Омск..
Арестован 6 апреля 1938 г. УНКВД по ОМской обл.
Приговорен: Заседание тройки УНКВД СКО 17 октября 1938 г., обв.: 58-1а, 58-10, 58-11 УК РСФСР..
Приговор: ВМН Реабилитирован 20 января 1957 г. ВТ ТуркВО за отсутствием состава преступления
Источник: Сведения ДКНБ РК по Северо-Казахстанской обл.
[21] Источник рисунка: О церкви с. Лебяжье
[22] Источник фото – сайт Вятка: православное прошлое. Там же можно увидеть и другие фотографии о. Бориса, его супруги Ольги Васильевны Спасской, ее отца протоиерея Василия Спасского, служившего в церкви села Русские Краи.

 

Отзывов: 15

  1. Владимир
    10.01.2016 в 12:03 | #

    Ничего не скажем – воистину энциклопедическое повествование! Надо сказать, что все логически обосновано, и это в ситуации, когда удается оперировать большим объемом знаний. Автор молодец!

  2. Галина
    17.01.2016 в 09:16 | #

    Спасибо большое за очередную интересную статью!
    Дополнение.
    Николай Гаврилович Кремков был женат на Валентине Николаевне в девичестве Приклонской. Ее родители – священник из с.Абди Николай Неофитович Приклонский и Антонина Константиновна (Мудрова). Дед по линии матери – протоиерей Константин Никитич Мудров (г. Мамадыш).
    Николай Гаврилович – выпускник Казанской духовной семинарии (окончил ее в 1913 году по 2-му разряду). Точных данных на тот период нет, но В 20-ые годы однако был уже офицером в Красной Армии. Как офицера его направили служить в г. Новосибирск, а затем в г. Петропавловск Казахской ССР, там у них родились три дочери. А затем его служба, а значит и местожительство семьи, протекало в разных местах: г. Карши, г. Термез, г. Сталинабад, г. Ташкент. В Ташкенте одна из дочерей заболела «тропической» лихорадкой. Семья по этой причине перебралась в г. Омск. Там Николай Гаврилович работал преподавателем русского языка и литературы в школе взрослых, учился в институте на заочном отделении. Летом призывался на военные сборы. Попал в волну репрессий, 6 апреля 1938 года был арестован УНКВД по Омской области. Репрессии того времени проводились как против работников народного образования, так и по национальному признаку. Протоколы следуют друг за другом. Почти все обвинения были одинаковы для всех: «обвинение в шпионской и вредительской деятельности» поляков, немцев, латышей, эстонцев, и здесь же создание диверсионных групп учителями – « … проводил вредительскую и подрывную работу в школе. Систематически проводил контрреволюционную агитацию, призывая население к вооруженному восстанию. Через завербованных лиц готовил повстанческие кадры”.
    В обвинительном приговоре, вынесенном Николаю Гавриловичу Кремкову на заседании тройки УНКВД СКО 17 октября 1938 года по статьям 58-1а, 58-10, 58-11 УК РСФСР, определена высшая мера наказания – расстрел. Реабилитирован он 20 января 1957 года Высшим Трибуналом Туркестанского Военного Округа за отсутствием состава преступления.
    Валентина, оставшись с тремя дочерьми, продолжала работать (работала кассиром в ФЗУ – фабрично-заводском училище) и выживать. По ночам боялись, что придут и арестуют и Валентину. Из-за этого страха почти все документы и фотографии были уничтожены. Осталось только две фотографии с Николаем Гавриловичем.
    Валентина Николаевна – родная сестра моей бабули Раисы Николаевны Приклонской.
    С уважением, Ольхова Галина.

  3. galina
    17.01.2016 в 16:11 | #

    Галина, благодарю за такое подробное и важное дополнение к нашей с Эдуардом публикации. Не могли бы Вы прислать фотографию Николая Гавриловича и, если имеется, его супруги Валентины Николаевны, для этой статьи?

  4. Горшкова Анна
    09.02.2016 в 02:57 | #


    Собор Казанских святых:
    сщмч. иерей Николай Неофитович Приклонский 1871 г.р.,
    Рукоположен в 1897 г.
    Священник села Абдей Мамадышский уезд Казанская губерния
    Убит в с. Абдей вместе со священником Василием Афанасьевичем Лузиным 20 октября 1918 г.
    Источник: Журавский А. Жизнеописание новых мучеников Казанских. Год 1918-й. Казань, 1995. (Материалы к истории Казанской церкви ХХ в.; Сб.1). С.101.
    Источник

    • galina
      09.02.2016 в 12:56 | #

      Спасибо за дополнение.

  5. Горшкова Анна
    10.02.2016 в 00:08 | #

    У меня за 1825 по с. Ачи Лаишевского уезда числится иерей Семен Иванович Флюринский (с 1818 г.). Не брат ли священнику Константину Ивановичу?
    Вообще то, формально, эта фамилия на современный русский переводится и читается как и Флеринский и Флёринский, и даже Флоринский. В дореволюционном исполнении пишется как Флioринский (причем i- с двумя точками). Посему многие Флориские, Флёринские и Флеринские (чтение Флюринские вижу в первый раз) почти все родственники.

    • galina
      10.02.2016 в 18:43 | #

      Весьма интересный анализ написания фамилии. Мне тоже казалось, что я встречала написание именно ФлЕринские чаще всего. Посмотрела сейчас Памятную книгу Казанской епархии за 1904 год. В ней тоже такое написание.

  6. Горшкова Анна
    10.02.2016 в 21:08 | #

    Мню, что столкнувшись с этими буквами iо, тот, кто просматривал подлинники, решил, что тут просто не хватает поперечной палочки для полноценной буквы Ю. :) )

    • galina
      10.02.2016 в 21:27 | #

      Склонна с Вами согласиться. Выписку делала не я, а Эдуард Шайхутдинов.

  7. Алексей
    01.08.2016 в 06:17 | #

    ШИРДАНЫ, Петропавловская церковь. Священник КРЕМКОВ Иван Александрович, 1875 г.р., житель с.Ширданы Нурлатского р-на ТАССР, обр.: гор. уч-ще, священник с 1919 г. наперсный крест с 1932 г., священник Петропавловской церкви РПЦ МП. Сведения на середину 1936 года.

    • galina
      10.08.2016 в 07:19 | #

      Спасибо за дополнение ценной информацией.

  8. Ольга
    11.03.2017 в 14:15 | #

    Уважаемая Галина! Вам пишет из г. Севастополя Денисова Ольга Владимировна – правнучка Бориса Владимировича Кремкова и Ольги Васильевны Кремковой (в девич. Спасская). Сердечное спасибо за вашу интереснейшую публикацию, очень значимую для моей семьи. Многие годы я периодически возвращалась к поиску «корней» в интернете, т.к. не было возможности работать непосредственно в архивах. Но, например, о Б.В. Кремкове, находила только краткие упоминания в списках священников Уржумского уезда. Тем не менее, эти скудные данные помогли совместить их с тем, что мне было известно с детства из немногословных рассказов бабушек. Дополнив все это информацией с оборотов старых фотографий из семейного архива, я в 2009-м отослала письмо и оцифрованные фото на сайт «Священники Уржумского уезда» Дмитрию Козакову. С одной стороны, я очень признательна Дмитрию за активное участие в размещении моих материалов с целью продолжить поиск. С другой – Дмитрий интерпретировал мою информацию без согласования со мной, хотя и выполнил мою просьбу – указал, что все фотографии о семье Бориса Кремкова предоставлены из семейного архива Денисовой О.В. У Дмитрия прекрасно оформленный сайт, но зная о его загруженности, я в свое время не посчитала возможным просить его внести уточнения и исправления в некоторые комментарии. Поэтому и в тексты публикаций о Б.В. Кремкове, размещенных в Вестнике Вятской епархии, в газете с. Лебяжье, на сайте и в книге о священниках Уржумского уезда, которую издал Дмитрий, есть досадные неточности. На данный момент я хочу внести одно уточнение, а именно: супруга Б.В. Кремкова – Ольга Васильевна Кремкова родилась в 1884 в КОСТРОМЕ в семье протоиерея Василия Спасского; похоронена в г. Севастополе в 1979 г. Обо всех остальных сведениях биографии семьи и потомков Б.В. Кремкова я вам напишу позже и с надеждой, что найдутся потомки Игоря Владимировича Кремкова, которого также с любовью вспоминали мои бабушки и о судьбе которого после 1915 года ничего не известно. О Леониде я узнала впервые из вашей статьи. О Клеопатре и других женщинах семьи Кремковых слышала от бабушек, но кем они приходились моему прадеду – поняла только из вашей статьи. Вчера, 10 марта, перечитывали вашу публикацию до поздней ночи. Потрясающе кропотливая работа! Постараюсь следующее сообщение, которое я планирую подготовить для вашего сайта, сделать более информативным. Надеюсь, что это поможет вам (вы краевед, историк?) и нашей семье в дальнейшем поиске. Еще раз благодарю вас и Эдуарда Шайхутдинова (e-mail ?) за уникальную информацию. Надеюсь на дальнейшую переписку и возможные интересные комментарии ваших читателей. С уважением и признательностью О.В. Денисова, искусствовед, кандидат философских наук.

    • galina
      11.03.2017 в 18:20 | #

      Ольга Владимировна, благодарю за такой пространный отклик! Нас с Эдуардом радует каждое, полученное сообщение от потомков священнических родов. Подробно отвечу Вам письмом.

  9. Ольхова Галина
    17.03.2017 в 19:59 | #

    Обнаружила в метрических книгах Кладбищенской церкви в разделе умершие:
    1889 г.
    №46 29-30 декабря служивший в Казанской Губернской Городской Управе Владимир Васильев Кремков 36 лет от чахотки
    1893 г.
    №43 8-10 августа г.Казани Кладбищенской церкви священник Василий Алексеев Кремков 68 лет от водянки

    • galina
      19.03.2017 в 10:04 | #

      Галина, благодарю за ценное дополнение.

Ваш отзыв на galina

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>