© 2017 galina lipenskij_27

Липенский Николай Николаевич

Не столь давно на блоге была опубликована статья, написанная на основе собрания семейных фотографий,  Озмидовы. Семейная хроника в фотографиях. В числе других родственных фамилий в ней прозвучало имя Липенского Николая Николаевича – мужа Наталии Владимировны Озмидовой.

С одной из фотографий 1910-1911 гг. на нас смотрит молодой человек в форме студента Института инженеров путей сообщения ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I (ИИПС). Высокий лоб, сосредоточенный, уверенный взгляд  темных глаз, усы, коротко стриженные бакенбарды и бородка четко очерчивают красивый овал лица – интеллигентное лицо инженера, выпускника столичного, престижного института. И вторая фотография, сделанная 30 лет спустя, в 1944 г. Лоб стал выше благодаря появившимся залысинам. Меж бровей и на лбу пролегли морщины, в глазах читается напряжение, тревога. Юношеская гладкость кожи утратила свойственную молодости чистоту. Едва ли не старческое лицо смотрит на нас с этой фотографии.
Всматриваясь в лицо на этих двух фотографиях, захотела попытаться выяснить, кто же он был – Липенский Николай Николаевич.

Благодаря любезности исследователя из СПб Владимира Веллинга мне стали доступны фотокопии документов Николая Николаевич Липенского, хранящихся в фондах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. [1]

Николай Николаевич Липенский родился в 1885 г., возможно, в г. Сумы Харьковской губернии. Предположить это позволяет факт обучения в мужской гимназии им. ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III г. Сумы.

В XIX веке город Сумы был небольшим волостным центром Сумской волости и административным центром одноименного уезда Харьковской губернии, известен как крупный торговый центр. Город находится на берегу реки Псёл в месте впадения в нее реки Сумки (прежней Сумы), по которой и получил свое название.

«Александровская гимназия – самое старое учебное заведение города Сум. Оно располагается на одной из красивейших городских улиц – Троицкой. Свое название гимназия носит в честь российского императора Александра III, во время правления которого и была открыта. Главный корпус Александровской гимназии был возведен в стиле классицизма в 1873 г. Немного позже был сооружен пансион для иногородних учеников, который мог вместить 40 человек.
Величественное и строгое здание пансиона гимназии напоминает сказочный средневековый замок со стенами из красного кирпича, остроконечными башенками, зубцами, вытянутыми арочными окнами, окаймленными орнаментом необыкновенной формы и стрельчатым порталом». [2]

Здание Александровской гимназии

Здание пансиона Алексанровской гимназии

Гимназия находится на Троицкой ул., получившей имя по красивому Троицкому собору.

Сумы.Троицкая улица

Троицкий собор

В 1904 г. Николай Липенский окончил гимназию и подал прошение на имя директора Института инженеров путей сообщения (ИИПС) с просьбой о приеме в число студентов. К заявлению приложены были: аттестат зрелости Сумской Александровской гимназии, свидетельство о рождении и крещении,  формулярный список о службе отца, удостоверение о поведении во время пребывания в гимназии, свидетельство об отсутствии телесных недостатков и 3 фотографических карточки, из коих одна засвидетельствована полицией. Там же в прошении указан адрес проживания: г. Сумы Харьковская губерния Псельская ул. № 26.

Сумы, ул. Псельская

В 2014 г. вышла замечательная книга москвички Наталии Андреевны Тахтамышевой «ИНЖЕНЕРЫ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ. Три портрета на фоне времени». Эта книга – итог многолетнего, кропотливого труда исследовательницы – посвящена трем инженерам-путейцам, внесшим большой вклад в дело развития российских путей сообщения: Г.С. Тахтамышеву, Ю.А. Пешелю, П.Г. Таллако. Позволю себе пространную выдержку из книги, посвященную Институту путей сообщения:

«Своим возникновением Институт корпуса инженеров путей сообщения обязан реформам Александра I… В наше время пути сообщения ассоциируются, прежде всего, с железными дорогами, но тогда их еще не было и в помине. Традиционно основными путями сообщения в России служили реки и каналы, доступные только в летнее время. Вторыми по значимости были сухопутные дороги, но и они они в периоды осенней и весенней распутицы становились непроезжими. К началу XIX века стало очевидно, что нужно строить хорошие дороги, но делать это некому, — в России практически не было квалифицированных специалистов по проектированию, строительству и эксплуатации сухопутных и водных путей сообщения.
Институт был открыт 1 ноября 1810 г. … Институт, при всех изменениях, всегда оставался «особенным», у него было свое лицо.  Отличительной чертой Института, начиная с 60-х гг. XIX в. вплоть до 1917 г., становится доброжелательное, гуманное и деликатное отношение к учащимся со стороны преподавателей и администрации. Его не смогли поколебать даже строгости царствования Александра III, когда были введены правила для усиления надзора за учащимися высших учебных заведений, запрещено устройство в зданиях института каких бы то ни было публичных собраний, сходок, театральных представлений, балов, а также читален, столовых, кухмистерских. В ИИПС ухитрялись обходить эти запреты».
В конце XIX – начале XX вв. в Институте «существовала развитая система выборных студенческих организаций… В институте была учреждена студенческая библиотека, о которой с теплотой вспоминали многие поколения выпускников. При библиотеке работали литературный, философский, шахматный кружки, в буфете библиотеки продавались по доступным ценам чай и бутерброды; фактически, это была уже не просто библиотека, а студенческий клуб… В Институте существовали спортивные и музыкальные кружки, свой симфонический оркестр и хор.
Все это воспитывало будущих инженеров путей сообщения людьми разносторонними, подлинно интеллигентными, обладавшими чувством гражданской ответственности и причастности к делу общественного и научно-технического развития страны.
… Преподавание в Институте было полностью приведено в соответствие с уровнем технических знаний того времени и с требованиями жизни…. С развитием науки и техники программы обучения в Институте постоянно обновлялись.
В то время в Институте …работали замечательные профессора: М.Н. Герсеванов, Л.Ф. Николаи, Н.А. Белелюбский, А.А. Брандт, В.И. Курдюмов, Н.А. Богуславский, Я.Н. Гордеенко и многие другие. Все они не только обладали глубокими знаниями в своей области, незаурядным умом и выдающимся интеллектом, но были людьми высочайшей культуры, богатого внутреннего содержания, каждый представлял собой личность неординарную. Такой состав преподавателей обеспечивал исключительно высокий уровень преподавания в Институте.
В негласном рейтинге высших учебных заведений России того времени ИИПС занимал второе место после Александровского лицея. …Институт инженеров путей сообщения ценился больше, поскольку здесь студенты получали не только отличную научную подготовку, но приобретали полезные и многосторонние практические знания, позволявшие им сразу после выпуска работать совершенно самостоятельно в области проектирования, строительства и эксплуатации путей сообщения». [4]

Первое здание Института корпуса инженеров путей сообщения. Фото конца XIX в.

Здание института на Забалканском пр. Ныне-Московский пр. Фото конца 1890-х гг.

К сожалению, комплект документов в Деле «С прошениями лиц принятых в число студентов Ленинградского (так в подлиннике – примечание мое – ГС) Института Инженеров Путей сообщения с перепиской и указанием оставшихся подлинных документов» оказался неполным. Отсутствуют аттестат зрелости , свидетельство о рождении и крещении,  формулярный список о службе отца, удостоверение о поведении во время пребывания в гимназии, свидетельство об отсутствии телесных недостатков и 3 фотографических карточки. Год рождения узнаем из Свидетельства о пребывании Липенского Н.Н. студентом ИИПС.

Свидетельство. Большинство фотокопий документов кликабельно

20 августа 1907 г. на прошении о поступлении в институт от 1904 г. появилась карандашная надпись о подачи прошения на разрешение вступления в брак. Можно предположить, что в этом же году и состоялось бракосочетание.

Прошение о приеме в институт от 1904 г.

В 1910 г. студент Николай Липенский подает на имя директора института следующее прошение:

Честь имею покорнейше просить Вас, Ваше Превосходительство, разрешить мне отбывать воинскую повинность в 1910/11 учебном году, оставаясь студентом вверенного Вашему Превосходительству Института и заменить бумаги мои, необходимыя для поступления на военную службу, в канцелярии Института засвидетельствованными копиями, подлинные же документы получить на руки. Зачеты за 8 семестров мои все получены и начато исполнение дипломных проектов.

Студент приема 1904 г. Николай Липенский

Прошение Н.Н. Липенского от 17.02.1910 г.

Следующий документ свидетельствует о дате окончания обучения в институте в 1911 г.


Это последнее, что удалось достоверно установить о Николае Николаевиче Липенском. В собрании фотографий семьи Озмидовых сохранилась его фотография 1944 г., но никаких достоверных сведений более не известно о его судьбе.

Николай Николаевич Липенский 1944 г.

Послесловие

Когда статья уже была написана, в Интернете обнаружилось упоминание инженера Липенского, бывшего производителем работ на одном из шлюзов реки Дон в 1913 г., но без инициалов. На сайте Konstantinovsk.ru опубликовано сочинение «Дон на костылях» практически забытого ныне литератора Вениамина Алексеевича Краснушина (псевдоним Виктор Севский). [5] В этом сочинении действует инженер Н.И. Липенский. Но инициалы не позволяют отождествить героя сочинения с «нашим» Н.Н. Липенским. К тому же неизвестно, кто был прототипом героя, выведенного на этих страницах под именем Н.И. Липенский.

—————————–
[1] ЦГИА Фонд 381 Опись 1 Дело 594
[2] Источник
[3] Источник
[4] Тахтамышева Н.А. ИНЖЕНЕРЫ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ. Три портрета на фоне времени. М., 2014
«В книге рассказывается о жизни инженеров путей сообщения и их семей на Родине и за рубежом на фоне событий в России на переломе веков XIX – XX и в первые десятилетия прошлого века. В книге широко представлены сохранившиеся в семейном архиве и не публиковавшиеся документы, фотографии, воспоминания, письма, а также материалы из государственных архивов и библиотек, российских и зарубежных».
[5] Вениамил Алексеевич Краснушин родился в 1891 г. в зажиточной казачьей семье, глава которой выслужил дворянство.
Учился в Московском университете.
Профессиональным литератором стал с 1908 года.
Редактируя газету, имел более тысячи публикаций в местных и центральных изданиях.
Им написаны роман «Кровавая слава» (1911) и биографическая книга «Генерал Корнилов» (1919).
Работая в Петербурге, написал о Бунине статью «Внук Тургенева».
В период гражданской войны издавал известный в 1918—1919 годах журнал «Донская волна». Был его главным редактором.
Согласно выводам израильского филолога-исследователя Зеева Бар-Селла, в 1913 году начал писать роман о роковом любовном треугольнике (Степан, Григорий, Аксинья), после начала Первой мировой войны замысел романа расширился, однако в 1920 году автор с незаконченной рукописью романа был захвачен красными в Ростове-на-Дону и расстрелян.
По мнению Зеева Бар-Селлы, рукопись романа была в ВЧК прочитана, оценена и издана под авторством Шолохова под названием «Тихий Дон».
Большинство биографов также утверждает, что Севский был расстрелян в 1920 году в Ростове, однако достоверных документов о его расстреле пока не обнаружено. Известно, что в апреле 1920 он вернулся в захваченный красными ещё в январе Ростов и поступил на службу литсотрудником Военного издательства Кавказского фронта Красной Армии, однако через несколько дней был арестован по доносу как «известный белогвардейский фельетонист». Севский обвинялся в том, что он вернулся в Ростов для подпольной работы против Советской власти. Последний известный документ о его судьбе — о передаче дела Севского из ДонЧК на рассмотрение в Особый отдел Кавказского фронта от 28 июня 1920 года.
[6] На фото, предпосланном статье, Николай Николаевич Липенский в форме служащего Министерства путей сообщения Российской Империи.

© Г.Ф. Соколова

Отзывов: 6

  1. Ольга
    17.09.2017 в 14:19 | #

    Галя, какое интересное получилось исследование, надеюсь со временем прояснится дальнейшая судьба Николая Николаевича Липенского. Не устаю удивляться, как порой незримыми нитями из прошлого мы связаны в настоящем времени, сами порой того не осознавая.

    • galina
      17.09.2017 в 16:26 | #

      Да, Оля, прошлое прорастает в настоящем порой неожиданно для нас. И это свидетельствует, что вопреки всему не исчезают из памяти имена, судьбы, деяния живших до нас.

  2. Екатерина
    17.09.2017 в 17:43 | #

    Очень интересно! Всегда ассоциировала «Пути сообщения» исключительно с железной дорогой! – как я ошибалась, оказывается!!! – спасибо и за это.

    • galina
      17.09.2017 в 17:47 | #

      Катя, ты верно подметила: у меня тоже всегда пути сообщения ассоциировались с железными дорогами. И потому я недоумевала, почему на форменных фуражках этого ведомства Российской Империи присутствовал якорь. А все дело в истории нашего Отечества, в истоках.

  3. Ольга
    17.09.2017 в 19:53 | #

    Галя, фамилия нашего Николая Николаевича, самая что ни на есть коренная в Сумах: Сумы основаны выселившимися из-за Днепра малороссами в 1658 г., до тех пор место это называлось Липенским городищем.

    • galina
      19.09.2017 в 09:40 | #

      Оля, я это нашла, конечно. Но в других источниках это городище именуют ЛиПЕЦким, а не Липенским. Потому я и не упомянула эту информацию на блоге. Не знаю, как правильно на самом деле.

Ваш отзыв на Екатерина

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>