© 2019 galina ubimov_usadi_2

Любимов Петр Евграфович священник с. Усады

Веденская Елена Александровна

Предыдущая статья:
Любимов Евграф Петров. Семья


Петр Евграфович Любимов (1839-1917
Священник с. Усады Казанского уезда (1864-1916 гг.)

Священник Петр Евграфович Любимов родился 3 июня 1839 года в селе Берсут Мамадышского уезда в семье дъякона этого села Евграфа Петрова Любимова и его супруги Евдокии Якимовой (НА РТ МК за 1839 г. Ф. 7 оп.76 д.27А л.11). 6 июня 1839 года он был крещен в Троицком храме этого села, восприемниками новорожденного стали: г. Мамадыша купеческий сын Владимир Иванов и Мамадышского купеческого сына Ивана Алексеева Сухопарова жена Елизавета Иванова. [1] Крещение младенца совершил священник с. Берсут Иоанн Зороастров с дьяконом Евграфом Петровым Любимовым, дьячком Матвеем Григорьевым и пономарем Василием Муромцевым.

Из клировой ведомости Троицкой церкви с. Усады Казанского уезда за 1906 год (НА РТ Ф.4 оп.138 д 26 л.607) известно: в 1862 году Петр Любимов окончил курс в Казанской Духовной Семинарии по 2-му разряду; 2 февраля 1864 года был рукоположен во священника к Троицкой церкви села Усады Казанского уезда. Понимал разговорный татарский язык. Имел в те годы в Усадах собственный ветхий дом на усадебной земле Господ Журавлевых.
Верной спутницей Петра Любимова была Анна Семенова (ур. Меньшикова) 1845 г.р. В этом браке супруги воспитали детей:
- Николая Петрова Любимова 20.04.1865 г.р.,
- Анну Петровну Любимову 29.01.1873 г.р
- Елизавету Петровну Любимову 12.09.1879 г.р.
- Веру Петровну Любимову 12.09.1883 г.р.
Старшая дочь Любимовых Анна Петровна в этом документе не упоминается; а вот почему, это пока остается вопросом.

Протоирей Петр Евграфов Любимов, верно и преданно прослуживший в Усадском храме более 50-ти лет, много сил и внимания отдавал своим прихожанам. Не забывал он проявлять заботу о храме, в 1898 году был освящен Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Арсением, Архиепископом Казанским после обновления во время поездки его по некоторым селам Казанского уезда с посещением церквей в селах Каймары, Кадышево и Сухая Река.

Подробное описание столь знаменательного события, состоявшегося 16 августа 1898 года, нашло отражение в статье, опубликованной в газете «Известия по Казанской Епархии» (№ 19 за 1898 г. стр. 799- 823).

В 1914 г. было отпраздновано 50-летие служения Петра Евграфовича Любимова в сане священника Троицкой церкви села Усад. В газете «Известия по Казанской Епархии» № 39 за 1914 г. (стр. 1191- 1195) была опубликована статья, посвященная этому событию.

«3-го февраля 1914 года в селе Усадах Казанскаго уезда происходило небывалое торжество: духовенство перваго благочинія Казанскаго уезда, хотя не в полном составе, и прихожане Троицкой церкви села Усад чествовали, первое своего духовника и старейшаго собрата, а вторые своего маститаго іерея о. Петра Евграфовича Любимова по случаю исполнившагося 2-го февраля сего года пятидесятилетія священнослуженія его в сане священника св. церкви.
Редкость, особенно в настоящее время, что достоуважаемый о. юбиляр прослужил эти полвека на одном приходе при Троицкой церкви в селе Усадах Казанскаго уезда, чему подивился наш Архипастырь, благословляя и разрешая празднованіе юбилея, и это полувековое служеніе юбиляра на одном месте лучше всяких слов характеризует личность его и свидетельствует о его высоких духовных качествах.
По свидетельству народной мудрости — «жизнь прожить не поле перейти»; тяжела жизненная ноша, особенно тяжела жизнь священника; по свидетельству святых отцов, священство — это подвиг, который едва ли могут нести св. ангелы, и этот подвиг нес о. юбиляр полвека со смиреніем.
Приходится дивиться его терпенію; он не искал и не бежал, как это обыкновенно принято, инуде [2], а со дня рукоположенія в сан іерея жил в одном предназначенном ему волею Епископа приходе.
Окончил курс о. юбиляр в Казанской Духовной Семинаріи в 1862 году; всех окончило в этом году 28 человек, и из них в настоящее время здраствует шесть, и из последних трое продолжают служить, двое уже отпраздновали свой полувековой юбилей, третьему кажется предстоит текущей осенью, а трое по слабости сил и расстроенному здоровью пребывают на покое. В теченіи своей службы о. Петр Евграфович удостоился получить за ревностное служеніе св. церкви присвоенные священнику знаки отличія до наперстнаго креста включительно.
Торжество началось 2-го февраля всенощным бденіем, отправляемым местным
о. благочинным – сыном юбиляра — в сослуженіи зятя — ключаря собора о. Петра Александрова Рождественскаго и ближайших священников села Каймар о. Лебедева, села Кадышева о. Кротова, села Борисоглебскаго о. Анонимова и села Красной Горки
о. Любимова, при четырех діаконах, с участіем местнаго хора. За литіей и поліелеем [3] духовенство возглавлялось самим о. юбиляром. Храм был полон молящихся; еще задолго до благовѣста ко всенощной прихожане из окрестных деревень спешили во храм помолиться со своимъ пастыремъ в настоящій знаменательный в их жизни день.
Всюду мелькали и двигались черныя точки по направленію к селу Усад— то спешили старые и молодые, мужчины и женщины ко всенощной. Эта была особая, выдающаяся всенощная: отправлялась она редкостным в наших сельских храмах собором священно-служителей при чтеніи о. іореями и особом настроеніи местнаго хора. За всенощным бденіем о. Павел Любимов выяснил молящимся настоящее редкостное торжество и приглашал их на следующій день собраться, в храм для единодушной молитвы о здравіи своего дорогого батюшки.
На другой день в 9 часов утра раздался праздничный звон, напоминающій прихожанам о настоящем знаменательном событіи, народ толпами спешил во храм к литургіи; сам о. юбиляр в притворе был встречен собором священнослужителей и со славой в сопровождении последних проследовал во храм. Торжественный это был момент, и при созерцаніи этой редкостной встречи сердце невольно как то исполнялось чувством умиленія и благоговенія (к маститому юбиляру). Торжественно отправлялась литургія собором священно-служителей во главе с о. юбиляром и на высоте своего положенія был и местный хор. Во время причастнаго стиха священник села Кадышева о. Кротов, бывшій по окончаніи Семинаріи псаломщиком в с. Усадах, в воодушевленном слове выяснил на основаніи слова св. Іоанна Златоуста о священстве присутствующим в храме высоту, трудность и ответственность пастырскаго служенія и охарактиризовал
о. юбиляра и спутницу его жизни— матушку Анну Семеновну; последняя поистине есть матушка своего прихода, по слову оратора.
По окончаніи литургіи, пред молебном о. благочинным была преподнесена о. юбиляру от духовенства 1-го благочинія икона Спасителя; священники о.о. Лебедев и Анонимов от лица того же духовенства приветствовали о. юбиляра с пожеланіем ему многих лет в надежде, что о. юбиляр продолжит свое ревностное служеніе св. Церкви, своим примером воодушевляя своих собратій. Прихожане своему достоуважаемому батюшке преподнесли икону св. апостола Петра, его ангела, с адресом, прочитанным Пашяным.
Другой из прихожан, Семен Ширяев, преподнес своему батюшке на молитвенную память св. евангеліе, которое о. юбиляр обещал взять с собой и в гроб. От земской школы, в которой законоучительствует о. юбиляр, приветствовала его завѣдующая, пожелавшая ему здравія и многих лет. Приветствовали и родственники с преподнесеніем ему в знак любви, уваженія и благодарности, сын — собранія акафистов и зять библіи.
Первый охарактеризовав его пастырско –приходскую деятельность, указал на его многочисленные заботы и труды по устройству храма, который есть свидѣтель и показатель простоты юбиляра. Второй— его отношенія к родным, подчеркнув присущія русским черты, гостепріимство и радушіе, которыми в трудныя минуты жизни в доме юбиляра пользовались его родные. Не без волненія и слез выслушаны были приветствія юбиляром и предстоящими. Благодарил он за вниманіе и честь духовенство и своих пасомых. В эту торжественную и умилительную минуту мысленно уносимся к тому времени, когда в первый раз вступал о. юбиляр в этот храм пятьдесят лѣт тому назад; тогда он был молод, бодр, полон энергіи и сил, жаждал деятельности, а теперь за пятидесятилетній період времени он согбен, убелен сединами и паритъ не горе, а долу.
По окончаніи молебна св. ап. Петру и празднуемым богоприимцу Симеону и пророчице Анне и благодарственнаго с провозглашеніем многолетія царствующему дому, Архипастырю, юбиляру с супругой, прихожанам, и провозглашеніем о. юбиляром вечной памяти Высокопреосвященнейшему Афанасію, от котораго воспріял о. юбиляр благодатъ священства, торжество было перенесено в дом юбиляра. Здесь юбиляру от прихожан с пожеланіем многих лет здравія преподнесены хлѣб-соль. Приветствовал юбиляра от лица Земства и своего семейства прибывшій во время литургіи местный прихожанин, уѣздный предводитель дворянства А. Н. Боратынскій. Хлебосольными хозяевами предложены были присутствуюшим чай и обед, в конце коего прочитаны были приветственныя телеграммы и письма, коих было не мало, и произнесены тосты за Государя Императора, за Архипастыря, юбиляра, юбиляршу, за дворянство и за совместную деятельность Земства и духовенства в дѣле просвѣщенія русскаго народа в духе Христовой церкви, и пропет был народный гимн, чем и закончилось торжество.
В мае месяце юбиляр по представлению Епархіальнаго Начальства был награжден саном Протоіерея.»

Петр Евграфов Любимов верно и преданно, в течение 52-х лет прослужил священником в Усадском храме (с 1864 по 1916 г.г.).  Скончался протоиерей Любимов 16.01.1917 года в возрасте 77- ти лет от старости. Он был погребен 20.01.1917 года, в церковной ограде Усадского храма против алтаря. Обряд погребения проводил священник с. Каймар Василий Лебедев. (НА РТ Ф. Р-1172 оп.4 д. 58 л 333, МК с. Усады за 1917 г.). После смерти Любимова требы прихожан до назначения нового священника исполняли священники: с. Мамонина Алексей Дворянский, с. Васильево Николай Любимов, позже иеромонах Сергий, Василий Кротов и Михаил Шулаев.

Годы борьбы советской власти с православными храмами не обошли и село Усады. Храм был превращен в склад. В начале 30-х г. церковь хотели разрушить, но до конца дело так и не довели, испугавшись Божьей кары. Чтобы стащить с купола храма огромный крест, запрягли несколько лошадей, но те даже с места тронуться не смогли. А один из помощников Камкалина, первого председателя колхоза, образовавшегося на базе журавлевского имения, получившего задание порушить церковь, сломал ногу. Вот и отступились, чтобы не гневить Господа, а крест до сих пор гордо венчает купол храма. На церкви был еще малый крест, но его стащил один из местных жителей. Усадцы даже знают, кто, но молчат. Дескать, членов семьи, совершившей сей неблаговидный поступок, и так преследует тяжелый рок – несчастья следуют одно за другим. Предполагают, что крест, приносящий беду, давно продан или закопан в могиле главы семейства, который был убит при загадочных обстоятельствах. С незапамятных времен в Усадах сохранилась и чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Ее обретение состоялось в стародавние времена в соседней деревне Толмачи. Святой образ спрятали у себя от гонений богоборцев местные жители. Инициатива по сохранению иконы принадлежала рядовой сельчанке Анастасие Егоровой, которая впоследствии передала ее своим детям и снохе, а те – другим родственникам. Ныне нетленный образ Владимирской Божией Матери занимает достойное место в храме и привлекает к себе множество страждущих. [4]
В 2008 году Усадский храм был передан Казанской епархии. 15 июня 2008 года, в праздник Святой Троицы было совершено первое богослужение. В марте 2016 года дом помещика Ивана Журавлева, построенный в XIX веке, передали Усадскому приходу храма Святой Троицы Казанской епархии, для обустройства в нем воскресной школы.
В настоящее время при активной помощи местной администрации ведутся восстановительные работы (фото храма 2018 г.). Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни.
———————————————
Примечания и дополнения
[1] Тщанием г. Мамадыша купца 2 –й гильдии Алексея Иванова Сухопарова с участием прихожан в 1820 г. была построена каменная Троицкая церковь в с. Берсут Мамадышского уезда.
[2] Инуде – В другом месте, где-нибудь. Источник
[3] Полилей – (греч. Πολυέλεος; др.-греч. πολύ — «много» + ἔλεος — «милость, сострадание») — наиболее торжественная часть Всенощного бдения или праздничной утрени. Совершается перед пением канона. Начинается с торжественного выхода духовенства из алтаря через Царские врата на средину храма при пении псалмов 134-го и 135-го (в греческой нумерации): 134-й начинается со слов «Хвалите имя Господне». В некоторых случаях, например в Богослужебных указаниях на каждый год, полиелеем называются только эти два псалма. Источник
[4] Источник
[5] На фото, предпосланном статье, Троицкая церковь с. Усады.


Отзывов: 2

  1. Сергей
    22.03.2019 в 21:21 | #

    Здравствуйте, уважаемая Елена Александровна!
    Очень интересная публикация! Мной ранее было пропущено упоминание моего двоюродного дедушки о. Феодора Анонимова (1.1.4.9.2), участвовавшего в праздновании юбилея о. Петра Любимова. Благодарю Вас за эту находку!
    По Вашим фотографиям видно, что храм в Усадах быстро восстанавливается. Очень этому рад!
    Сергей (1.1.4.9.6.1.4)

  2. Елена
    26.03.2019 в 13:30 | #

    Сергей, добрый день!Я тоже очень рада, что благодаря публикации, Вы получили еще один привет из прошлого.
    По поводу Усадского храма, действительно, проделана огромная работа по его восстановлению. И она продолжается, что очень радует.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>