© 2011 galina mediol_7

Медиоланские – священники земли Уфимской

АННА МИХАЙЛОВНА ГОРШКОВА. МОСКВА

«… И увидел народ светоносного мужа выехавшего на белом коне из врат церкви Илии пророка. И поразил муж сей слепотою орды рвавшихся к городу под предводительством Чики Зарубина разъяренных повстанцев…»*

Этим преданием вошел в историю один из самых древних храмов Уфы, построенный еще при основании города в диких степях стрельцами.

Белым лебедем он плыл по над городом несколько столетий, пока не был снесен в 1930-х годах … Но его облик до нас донесли удивительным образом пришедшие к нам в конце 20 века фотографии С.Прокудина-Горского и А.Зираха.**

Так сквозь дымку времени приоткрылся вид златоглавых холмов еще в 20 веке считавшегося немного провинциальным города. Смесь старых тряских мостовых и почти столичных театров удивляла приезжих, но обволакивала их сразу своей теплой атмосферой. И они прирастали к городу, который воспели его чада – М. Нестеров и С. Аксаков.

Ещё со времен, грозивших на каждом шагу опасностей то от набегов степняков, то от бунтовщиков, город жил общей жизнью. Престольные праздники справлялись сообща всем населением  независимо от того, к какому приходу они принадлежали. Тысячи горожан собирались  на всеобщую молитву, и  какой силы должны были взлетать в небеса самые простые прошения о мире, о близких и дальних…

В одном из таких древних приходов – Ильинском довелось в середине 19 века прослужить ровно тридцать лет и три года (1865-1898) одному из маститых священнослужителей города протоиерею Александру Петровичу Медиоланскому.

Храм был построен еще во времена первых поселенцев города – стрельцов – на высоком холме при ручье близ ворот деревянного острога, которые так и назывались по храму Ильинскими. Рядом находилась деревянная церковь Фрола и Лавра, впоследствии при постройке каменного храма в 19 веке вошедшая в него как предел со своими святынями. Вообще в Ильинском храме вплоть до века 20 хранились многие древности времен основания города, в том числе Евангелие напечатанное при Царе Алексее Михайловиче.

В приходе Ильинского храма жила издавна семья чиновника Петра Ивановича Федорова, сына священника Иоанна, служившего  на Верхоторском*** медеплавильном заводе в первой половине 19 века. Сам Петр Иванович  после окончании Семинарии сан не принял, но связь с духовным сословием не потерял – его братья и дети  также учились в семинарии. Они-то и познакомили свою сестру Анну с молодым выпускником Александром в 1854 году, незадолго перед тем приехавшим в Уфу вместе со своими братьями.

Четверо братьев Медиоланских – Григорий (Евлампий), Павел, Владимир и Александр остались круглыми сиротами во время эпидемии холеры, унесшей их родителей – иерея Петра и матушку Елизавету. Служил  о. Петр в древнерусском Нерехтском уезде Костромской губернии, который славился льном, солью и молитвами прп. Пахомия Нерехтского. Свою мелодичную фамилию о. Петр получил в 1820 году в Костромской Духовной семинарии в честь свт. Амвросия Медиоланского и по семейным преданиям однофамильцев у него никогда не было.

После смерти родителей заботливым опекуном сирот стал старший брат Евлампий Петрович, к тому времени  окончивший Московскую Духовную Академию. За ним, как за заботливой наседкой, и перемещались по стране все братья разом, куда бы его не посылал Синод. Так и пришлось им поучиться сразу в трех семинариях.

Поначалу Евлампия Петровича назначили преподавателем в Великий Новгород. Вслед за ним потянулось и все семейство. Здесь, у древнего камня прп. Антония Римлянина Евлампий Петрович принял постриг с именем Григория и был направлен инспектором в Оренбургскую Семинарию, располагавшуюся в то время в Уфе. **** Так все братья в 1850 году оказались на южном Урале. Впоследствии иеромонах Григорий стал ректором семинарии, архимандритом и настоятелем Успенского монастыря в Уфе. В 1867 году он был вызван в Петербург и хиротонисан во епископа сперва Ямбургского, а впоследствии Пензенского. В Пензу за ним уехал брат Павел, где они и оставались до кончины владыки в 1881 году. А младшие братья женились на местных красавицах, рукоположились и вросли всеми корнями в уфимскую землю.

Поначалу Владимир и Александр отправились служить в далекие уральские села Златоустовского уезда. Однако о. Александр оказался весьма энергичным батюшкой и начал организовывать на свои собственные средства школу, взялся за обновление храма и  за обучение грамоте местных детишек в далеком селе Ярославка. Вскоре его перевели уже гораздо ближе  – в Уфимский уезд, а в 1865 году поставили настоятелем Ильинского храма в самом городе вместо почившего протоиерея Михаила Архангельского. Его ревностный труд был отмечен бронзовым крестом в память войны 1853-56 гг.

Тут и получил о. Александр возможность претворить свою кипучую энергию в активную деятельность в полной мере. В то время самым насущным для духовенства была организация образования для своих дочерей. По всей стране  появлялись женские епархиальные училища, готовившие достойных  матушек для духовенства и будущих учительниц церковно-приходских школ. В Пензе владыка Григорий стоял у основания подобной школы, а в Уфе его брат посвятил свою педагогическую деятельность епархиальным девочкам.
К тому же оба они, каждый на своём месте, очень жалели всех оставшихся сиротами, вдовами и бедняками, вспоминая свое детство. Свои усилия они отдавали бедным  из духовного звания, а о. Александр преподавал и в приюте для слепых детей.

В приходе у о. Александра жило много интересных людей.
Одним их них был статский советник Андрей Дмитриевич Дашков, с которым батюшка поддерживал теплые отношения – ездил с ним на освящения усадебных храмов его знакомых, поднимал огромный колокол на колокольню…  Можно представить каким громовым звуком оглашал окрестности этот колокол, если учесть, что храм стоял на высоком холме.
Андрей Дашков был владельцем Благовещенского медеплавильного завода, расположенного рядом с Уфой. При заводе он устроил учительскую семинарию, первое подобное  заведение в губернии.
Не перестаешь удивляться, какие были люди в старой России! Завод не приносил никакого дохода, и владелец поддерживал его на свои средства только ради того, чтобы дать работу местному населению.

Семейное гнездо с каждым годом увеличивалось на одного – двух птенцов. Матушка Анна вышла замуж ещё почти ребенком 16-ти лет, впрочем, это тогда было нормой. В этом возрасте обрели своих мужей и её дочь, и все знакомые.  Всего у них было 13 детей.

Однако увеличивалась не только семья, но прирастала и паства отца настоятеля. Батюшка жил единой семейной жизнью с приходом и, как потом писали о нем, за каждой Литургией горячо предстательствовал за всех своих духовных чад. И они платили ему такой же любовью.

В 1890 году летом всем приходом отмечали 25-летие непрерывного служения о. Александра в Ильинском приходе. На службу, которую совершал сам батюшка, прибыли губернатор Л. Норд и вице-губернатор А. Румянцев. После службы прихожане поднесли своему пастырю крест из уральских самоцветов…
В резолюции на прошении прихожан о поднесении креста Владыка Дионисий Уфимский начертал: «Желаю, чтобы хартия сия хранилась в делах Градо-Уфимской церкви в память союза взаимной любви пастыря и паствы, чтобы благодать и общение служения их Богу ведомы были их потомкам, да и потомки сделаются подражателями предкам своим.»
Этот крест пронесла через все невзгоды его внучка, которую когда-то окрестил сам о. Александр в 1894 году, Ольга Михайловна Источникова.

В конце торжества батюшке поднесли телеграмму от казанского губернатора П.А. Полторацкого, в которой он поздравлял о. протоиерея.
Вчитываясь в простые строки, посвященные этому торжеству, ощущаешь аромат той далекой от нас эпохи «…землекасательное поклонение», которым отвечал  батюшка своему Владыке, «лобызание своей любвеобильной паствы», «желание скончаться на служении своему приходу» (Господь исполнил это его желание). Церковное торжество закончилось тем, что по приглашению юбиляра все участники торжества отправились к нему домой «из боковых дверей храма, по ограде благоухающей зеленью деревьев и трав при пении хором тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…», а после разделили с ним трапезу. Так и чувствуешь в этих словах  неспешную жизнь уже недосягаемого спокойствия малого города.

Многие отмечали кротость, незлобие и любовь к миру о. Александра, который никогда не возвышал тона на своих подчиненных, что особо отмечалось ими. Этим он сплотил паству и причт в единое целое, что было редкостью во все времена.
Этот 1890 год стал для прот. Александра Медиоланского подарком от Господа за многолетние пастырские труды, когда один за другим следовали поздравления, праздники и торжества. Осенью был произведен при собрании всего города трезвон «во вся» по случаю избавления в 1888 году Царской семьи от опасности во время крушения поезда в Борках.
Той же осенью им был приглашен в свой хор молодой человек, только что приехавший в их город. Им оказался будущий золотой голос России Федор Иванович Шаляпин.

А семья о. Александра за один только этот 1890 год приросла тремя внуками… За этим годом следовали  награждения о. протоиерея орденом св. Владимира 4 степени, палицей и другие торжества, но кульминационным годом его жизни стал именно 1890-й.
К 1895 году силы о. Александра уже ослабели и в храме был поставлен ему в помощь второй священник.
До того дня, когда болезнь насовсем приковала о. Александра к постели, он непременно сам служил, несмотря на уже заметный упадок сил. Его не стало 1 сентября 1898 года, в день, когда православная церковь отмечает Новолетие церковного года. Этот день стал его приобщением   к вечности Нового круга бытия.
Матушке же его Анне Петровне  довелось не только встретить новый ХХ век, но и дожить до первых войн этого столетия,  почти до начала конца. Она скончалась в январе 1916 года, увидев внуков своих детей (правнуков).

А вот детям о. Александра, как и всему их поколению уже не довелось столь мирно окончить свои дни. Их разбросало по всей стране.

Дочери Ольга и Елизавета вышли замуж за священников, и оба они пострадали после революции. Об о. Михаиле уже было рассказано, а Ольга вышла замуж за будущего протоиерея Захария Ясенева. Известно, что в 1921 году он был арестован в первый раз по обвинению в контрреволюции, в 1930-м –  во второй раз вместе со своим сыном священником Виктором Ясеневым.  Почти всей семье Ясеневых в 1930-х годах пришлось покинуть Уфу, несмотря на то, что ещё их прадеды  родились на сей земле. Самому протоиерею Захарии в 1934 году исполнилось 80 лет, когда судьба после долгих мытарств забросила его в Пошехонский район, где они с матушкой Ольгой голодали. Старики остались совсем одни, детей разбросало по городам, да и просто сообщаться между собой было весьма опасно. К сожалению, на этом следы их обрываются…

…А пророк Илия  доныне невидимо предстоит на том холме, где возносились ему молитвы в течение нескольких столетий и предстательствует за род «нестудных» жрецов Истинного Бога .
——————————
Примечания:
* «Уфимская епархия русской православной церкви». Справочник-путеводитель. Москва 2005 г. Приложение. стр. 66
** Зирах Аполлоний Александрович (1855—1919),  в Уфе 1896 году, страховым агент Губернской земской управы. С 1906 занялся фотографией. Им сделано было множество фотографий Уфы. Интересная статья «Кудесник светописи» в альманахе «Бельские просторы» № 12 2005 г.
*** Село Верхотор находится в Ишимбайском районе нынешнего Башкортостана, админинстративный центр Верхоторского сельского поселения. Это старинное село с большим храмом на центральной улице.  История Верхотора начинается во второй половине 18 века. В 1759 году предприимчивые симбирские купцы, Твердышев И.Б. и Мясников И.С., выкупили земли у башкир Бушман-Кипчакской, Тамьянской и Юрматынской волости Ногайской дороги на реке Тор и заложили здесь Верхоторский медеплавильный завод. Село Верхотор. История.
**** До 1859 года не существовало Уфимской губернии, была только Оренбургская. А семинария располагалась именно в Уфе, при этом называясь Оренбургской. Разделились в 1859 г.
—————————————–
Фотографии в статье:
Епископ Григорий Пензенский (Медиоланский) Пенза, 1868
Две фотографии Уфы фотографа С.Прокудина-Горского
Ильинская церковь, фотограф А.Зирах
Уфа. Бол. Усольская улица.
Уфа. Вид от Ильинской церкви.
Анна Петровна Медиоланская (ур. Федорова)
Дети о.Александра: сын Гавриил Медиоланский с женой Марией Яковлевной (ур. Ерандаевой) и дочь Елизавета Александровна Источникова (ур. Медиоланская).

Отзывов: 6

  1. Юрий
    17.02.2012 в 11:45 | #

    Спасибо Анна Михайловна, за интереснейший материал. Вечная память Ваши предкам.
    В Вашей статье я нашел очередные подтверждения своему излюбленному тезису, о том что «Мир тесен» (на этом же блоге есть небольшая одноименная заметка).
    Вот цитата из другого очерка: «Мария Эпенетовна была в дружеских отношениях со статским советником Андреем Дашковым. На их совместные средства в конце XIX века была открыта школа садоводства, пчеловодства и огородничества в селе Ляхово (близ Подлубово, под Уфой).»
    Екатерина Петровна Ляхова
    В том же очерке рассказывается о большом Никольском Храме под Уфой, который в безбожные годы был варварски разрушен. Пытаюсь найти фотографию этого Храма. Пока безуспешно.
    С огромным уважением к Вам, Анна Михайловна и к хозяйке этого сайта – неутомимой исследовательнице истории Галине Соколовой,
    Юрий Борисович Ляхов

    • Анна Горшкова
      17.02.2012 в 19:31 | #

      Здравствуйте,Юрий!Спасибо за отзыв! А Вашу статью я читала :)
      К сожалению, и эти фото (Ильинского, храма) я собирала по крохам в Интернете. Мои мне оставили только родственников. Очень приятно познакомиться с неравнодушными потомками когда-то знакомых друг с другом людей. Чувствуется, что они нас друг с другом сами сводят.

  2. Михаил
    18.02.2012 в 18:21 | #

    Анна Михайловна, спасибо.
    Очень хорошо написано!
    Михаил, Уфа.

  3. Юрий
    20.03.2012 в 10:02 | #

    Добрый день Анна Михайловна! Только вчера обнаружил эту Вашу запись и Ваше обращение ко мне на сайте старых фотографий. Там тоже ответил, но, к сожалению, я на том сайте пока редкий гость. Более того, даже не зафиксировал для себя адрес того сайта, и теперь и не могу вновь туда попасть. Вы уж простите меня, дайте пожалуйста ссылку.
    Юрий

    • Анна Горшкова
      20.03.2012 в 20:37 | #

      Русский альбом- rusalbom.ru

  4. елена
    01.11.2017 в 15:33 | #

    Очень поэтично и с любовью написано. Хорошо, что семьи хранят память и передают это своим детям. Ведь в конце концов делается это для них – своих и тех, кто рядом. Именно так сохраняется история.

Ваш отзыв на елена

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>