© 2014 galina prosvornya_2014

О просвирнях

В 2012 году написана была мной статья «О пользе клировых ведомостей в генеалогическом поиске». И состоялся короткий диалог.

Nathalie:
«… И вдруг возникает фигура просвирни, трудящейся женщины. К тому же, очень часто оказывается, что она чья-то вдова, мать, теща, свояченица. Появляется целый пласт ценной информации, так и хочется воскликнуть – да здравствует просвирня!»
galina (я):
«…Как хорошо ты подметила: просвирня – трудящаяся женщина – вдруг удостаивается некоторого внимания в Клировых. Но, приходится признать, что и здесь информация эта возникает как необходимость определить ее связь с конкретным мужчиной, т.е. опять превращает из субекта деятельности в объект, принадлежности конкретному представителю мужеска пола, даже если тот и давно скончался.
Впрочем, это не столь плохо с точки зрения генеалогического поиска, поскольку просто просвирня, записанная в качестве Марфы Ивановой, например, так и осталась бы Марфой Ивановой. Но появляющийся при ней отец, муж, брат, сват и т.д. уже дает возможность выстраивать семейные связи. Надеюсь в ближайшее время продолжить тему Клировых ведомостей. Она не исчерпана мною».

Увы, на дворе нынче 2014 год, да и тот к концу близится, а обещанная статья о присвирне мной так и не написана, не состоялась. В оправдание свое сошлюсь на рассказ о житье просфорническом, обнаруженный мной в «Известиях по Казанской епархии» и опубликованный на блоге [1]. Однако приходится признать, что рассказ этот за псевдонимом Заштатный (уж не священник ли писал), повествует именно о незавидной доле несчастных вдов или дочерей священнических, причетнических, проживавших век свой в девичестве. Нас же интересует в первую очередь генеалогический аспект вопроса. Не представлялось случая вернуться к этой теме, или просто забылась она. Но вот этой осенью попали мне в руки епархиальные известия Уральского края: Пермские и Екатеринбургские. И в официальном отделе этих газет ПЕРЕМЕНЫ ПО СЛУЖБЕ я с удивлением обнаружила сообщения о перемещении просфирнь. В Казанских епархиальных ведомостях  подобная информация не публиковалась.

Несколько примеров из Екатеринбургских епархиальных ведомостей:
1893 год № 7 13 февраля:
Перемены по службе
Священническая дочь Екатерина Горская утверждена в должности просфорни при церкви Глинскаго села Екатеринбургского уезда 7 февраля
1893 год № 51-2 от 18-25 декабря:
Определены просфорнями: к церкви Прошкинскаго села, Шадринскаго уезда, псаломщическая дочь Филицата Словцова; к церкви Шутинскаго села, Камышловскаго уезда, священническая вдова Александра Пьянкова, обе 12 Декабря.
Просфорня Ирбитскаго завода Лидия Первушина перемещена в Голубковское село Ирбитскаго уезда, 10 Декабря.
1895 года сообщение в части Перемещены:
Просфорня Меркушенского села Сусанна Словцова в Зырянское село Камышловскаго уезда по постановлению Епарх. Начальства от 30 Декабря-12 Января.

Наряду с сообщениями о свободных священнических и дьяконских местах Екатеринбургской епархии в ведомостях появляются сведения о таковых же просфорнических. В 1893 году в начале года имеются вакансии на просфорнические места в уездах Екатеринбургском, Шадринском, Верхотурском, Камышловском.
В № 4 от 23 января ведомостей читаем:
В Екатеринбургскомъ уезде съ 2-го Августа при Троицкой церкви села Карабольскаго; жалованья от прихожанъ 24 руб. въ годъ и 6 саж. дровъ.
В Шадринскомъ уезде съ 1 Ноября при Троицкой церкви села Песчано-Тавалжанскаго; от церкви просфорне выдается 24 руб. въ годъ и 4 саж. дровъ, а отъ прихожанъ пользуется хлебным сбором.
В Верхотурскомъ уезде съ 24 Ноября 1890 г. при Покровской церкви Николаевскаго села; на содержание просфорни выдается 36 р. и 6 саженъ дровъ въ годъ.
В Камышловскомъ уезде съ 6 Января 1893 г. при Петропавловской церкви Шутинскаго села; содержание просфорне положено: от ъ церкви 24 р. деньгами в год и 10 саженъ дров; а от прихода предоставлено пользоваться добровольными хлебными сборами.

Любопытной показалась мне статья [2] из Пермских епархиальных ведомостей, из которой можно узнать о требованиях, предъявлявшихся к просвирням в далеком XVIII веке.

О просвирницахъ въ первой половинѣ XVIII столѣтія

На должность просвирницъ опредѣлялись, какъ видно изъ дѣлъ консисторскаго архива 1), вдовы священно-церковнослужителей. Опредѣленіе на означенныя должности зависѣло отъ мѣстнаго преосвященнаго, къ которому посылались челобитья отъ имени причта и прихожанъ той церкви, при которой было празднымъ мѣсто просвирницы. По резолюціи преосвященного опредѣляемой давалась такъ называемая новоявленная или по нынѣшнему указъ. Такъ какъ въ озпаченной новоявленной опредѣлялись права и обязанности просвирницъ того времени, то мы считаемъ, умѣстнымъ познакомить читателя съ содержаніемъ новоявленной, данной просфорницѣ Акилинѣ Арефиной.
«По указу великаго господина преосвященнѣйшаго Алексія, архіерея Вятскаго и Великопермскаго дому его архіерейскаго секретарь Іаковъ Протодеевъ далъ новоявленную епархіи его архіеройской Перми Великой вотчинъ господъ бароновъ Строгановыхъ Обвенскаго порѣчья, Ильинской церкви умершаго попа Андрея Ареѳина женѣ его вдовѣ Акилинѣ, быти ей по правиламъ святыхъ апостоловъ и Богоносныхъ отецъ у той Ильинской церкви въ просвирницахъ, на место умершія просвирницы Зиновіи, по заручному челобитью той церкви поповъ Никифора да Захарія съ причетники, да мірскаго старосты Ларіона Дубровскаго съ приходскими людьми; а будучи ей у тоя церкви въ просвирницахъ житіе имѣти благочинное и къ церкви Божіей повинное, подобающее церковному прпчту, якоже новелѣша святіи отцы, а отъ піянства и всякихъ неподобныхъ дѣлъ удержаватися, ко іереомъ же и церковнымъ причетникомъ имѣти послушаніе, а мясныхъ ядей не ясти и съ женатыми мужи въ одномъ домѣ не жити и пребывати въ чистой совѣсти подъ паствою отца своего духовнаго безъ всякаго порока, а питатися сй отъ тоя церкви доходомъ церковнымъ и владѣти угодьи церковными своимъ просвирническимъ паемъ, чѣмъ владѣла означенная просвирница умершая Зиновія, и преосвященнѣйшаго архіерея въ домовую казну полоняничныя [2] деньги свои просвирнической пай платить повсягодно сполна безъ доимки. 1733 года февраля 26 дня. Подлинный за подписью секретаря Іакова Протодеева.
———————————–
[1] Житье просфорническое
[2] Пермские епархиальные ведомости 1875 г. №36 от 10 сентября стр.375-376
Фото Преподобные Спиридон и Никодим просфорники печерские (подвизались в XII веке в Киево-Печерском монастыре. Источник

 

Отзывов: 4

  1. Nathalie
    19.10.2014 в 20:59 | #


    Надо же, я совершенно забыла тот диалог о просвирнях. Но у меня действительно с ними связана не одна находка, и даже целый род предков образовался из-за упоминания, что просвирня – свояченица священника.
    Очень интересна приведенная тобой статья.
    «а мясныхъ ядей не ясти и съ женатыми мужи въ одномъ домѣ не жити»
    Я правильно понимаю, что просвирни должны соблюдать пост вечно?
    И второй вопрос: с неженатыми мужчинами в одном доме можно было жить?
    А моя просвирня жила в доме священника, который был мужем ее сестры.

  2. galina
    20.10.2014 в 08:05 | #

    Не мудрено было и забыть, столько времени прошло, Наташа.
    У меня тоже были интересные находки в связи с упоминание просвирнь в Клировых ведомостях. Правда, не столь значимые. Просто нашлась дочь с внучкой «моего» Гаврилы Федорова Тимонова, бывшая в замужестве за священником Лебедевым после смерти оного. И нашлась в совершенно неожиданном месте – при церкви на Высокой Горе, построенной моим свойственником Степаном Сергеевичем Сусловым.
    А вот ответы на вопросы о мясоядении и неженатых мужчинах мне нужно поискать. Сама ими задалась по прочтении статьи.

  3. Горшкова Анна
    23.10.2014 в 15:05 | #


    Здравствуйте, уважаемая Галина !
    Про пост все верно – все, кто имел отношение к совершению Таинств – иконописцы, просвирни и т.д. – должны были в то время, пока занимались этим делом, обязательно поститься (если завершали свои занятия совсем – могли пост и оставить, тут обетов не давалось).
    Про мужчин – в причте не могло быть неженатых мужчин, кроме самых юных пономарей (после – псаломщиков) лет 14-18. Для них вдовая просвирня опасности явно не представляла. Остальной же причт – священники, дьяконы, дьячки – только женатые. Если же им суждено было стать вдовцами – только монастырь. Этот порядок соблюдался примерно до конца 18 века. Было много разных дел в архивах со слезными просьбами разрешить вдовцам служение, но они, как правило, не удовлетворялись – только через монастырь. Поэтому и в официальной бумаге упоминалось только о женатых, дабы пресечь соблазн. С 19 века примерно вдовцам разрешалось продолжать служение на приходах.

    • galina
      23.10.2014 в 16:44 | #

      Спасибо, Анна, за подробные разъяснения.

Ваш отзыв на galina

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>