© 2018 galina osipova_i_6

Илария Осипова и загадка старого молитвослова

В середине января на блоге появился комментарий к давнему рассказу Анны Горшковой о ее прапрадеде священнике Михаиле Источникове:

Здравствуйте, Галина. У меня сохранился молитвослов, принадлежавший моей прабабушке с дарственной надписью. Привожу ее полностью: «Для постоянного напоминания и руководства к молитве дан сей краткий молитвослов воспитаннице Казанского Родионовского института Осиповой Иларии» и подпись – законоучитель, свящ. М. Источников 1904 г. Нет ли у Вас сведений о времени поступления и других данных об Осиповой Иларии, потому что я не знаю кто она, а спросить уже некого, все ушли. На сколько я помню, прабабушка молилась по этому молитвослову. Буду очень Вам благодарна, если ответите. Могу переслать фото надписи.

Конечно, я ответила автору этого сообщения, и обещанные фотографии были получены, за что приношу свою благодарность Елене Мельниковой. А далее я отправилась в архив, где мне сопутствовала удача. В фонде Казанского Родиновского института благородных девиц нашлось дело «О принятии дочери купца Иларии Осиповой своекоштною воспитанницею» от 1904 года.

Илария родилась 26 сентября 1892 года в купеческой семье. Ее отец Николай Иванович Осипов в 1904 г. состоял во 2-й гильдии купеческого общества г. Сарапула Вятской губернии. В первом браке с дочерью Оханского купца Евдокией Тимофеевной (урожденной Ветошевой) родились сыновья Григорий (1867/66-1912), Александр (1876/73-?) и дочери Мария (1871-1890), Екатерина (1878/72-?) и Вера (1877/76-?).

Во втором браке с Анной Михайловной (девичья фамилия неизвестна) родились сыновья Валентин (1886/85-?), Константин (1889/88-?), Николай (1899/98-?) и дочери Илария (1892-?), Александра (22.11.94-?), Наталия (1897/96-?), Елена (1901-?), Серафима (1904/03-?) и Анна (1905-?). [1]

Николай Иванович Осипов в свои 66 лет (на 1904 г.) был женат вторым браком и имел 12 детей. Любопытно, что вторая супруга Николая Ивановича Анна Михайловна была на год моложе его старшего сына от перового брака Григория.
Глава семьи вел дела своего торгового предприятия. Воспитанием детей занималась его супруга. Всю переписку и организационные вопросы по обучению старшей дочери Иларии вела мать.

В июле 1904 года она подает прошение в Совет Казанского Родионовского института благородных девиц об определении в оный дочери Иларии своекоштною пансионеркою. В сентябре Илария подверглась вступительным экзаменам. Три ученических листочка в полоску, сохранившиеся в Деле, позволяют узнать, какими были эти экзамены. На первых двух неустойчивым детским почерком написаны тексты двух басен – «Лисица и виноград» и «Птичка». На третьем листочке 6 строк на французском языке.
Любопытно, что французский текст написан более уверенно и практически без ошибок, всего с тремя помарками, что не скажешь о русском тексте. В нем довольно много того и другого. Но тем не менее испытание было выдержано, и 25 сентября 1904 г. Иларию зачислили в 7-й, младший класс Института. Определяя дочь в Институт, Анна Михайловна выражает желание обучать ее музыке и выбирает преподавательницу С.Д. Рейх.

Казанский Родионовский институт благородных девиц. 1841-1917

Домовая церковь Александры Римской при Родионовском институте благородных девиц

Девочка оказалась способной и прилежной. В 1911 году она оканчивает институт с аттестатом только с отличными отметками: закон божий, русский язык и словесность, французский и немецкий языки, математика, история, география, естествоведение с гигиеной, физика и космография, педагогика, рисование. Сверх обязательных предметов она обучалась чистописанию, рукоделию, хоровому пению, гимнастике и танцам.

На основании отметок по поведению и за успехи в науках при среднем балле по учебным предметам 11 и 33/38, Илария Осипова с Всемилостивейшего соизволения Августейшей Покровительницы Ведомства Императрицы Марии, признана достойной награждения золотою медалью.

По сему аттестату Илария Осипова имеет право получить от Министерства Народного Просвещения, не подвергаясь особому испытанию, свидетельство на звание домашней наставницы предметов, по которым она оказала хорошие успехи.
Казань, Мая 28 дня 1911 года.

В 1911 году уже нет в живых Николая Ивановича Осипова, он скончался в 1910 году. Его вдова обращается с прошением в Совет Казанского Родионовского института за помощью в ходатайстве о помещении дочери в Класс учительниц французского языка при Санкт-Питербургском Сиротском Институте Императора Николая I. [2] Теперь материальное состояние семьи пошатнулось, сама Анна Михайловна называет его в прошении «затруднительным». И Совет института откликается на ее просьбу. В ведомство Императрицы Марии 6 июня 1911 года направляется ходатайство с приложением требуемых документов.

Окончившая в текущем году с золотой медалью курс учения в Каз. Род. Институте, дочь умершего Сарапульского купца Илария Осипова, вошла в Совет с прошением возбудить ходатайство о принятии ее казенною пансионеркою в классы учительниц французского языка при С.Питербургском Сиротском Институте Императора Николая I.

Принимая во внимание, с одной стороны, успехи, поведение, подготовку по французскому и состояние здоровья Иларии Осиповой, материальную необеспеченность с нынешнего года и семейное положение матери ее, Совет Казанского Родионовского Института, вследствие Циркуляра от 24 Мая сего года за № 20, имеет честь почтительнейше ходатайствовать пред Вашим Сиятельством о принятии Иларии Осиповой в Класс учительниц французского языка при С. Петербургском Сиротском Институте Императора Николая I на бесплатное содержание.

Ходатайство было удовлетворено. Классная дама Казанского Родионовского Института Лидия Николаевна Граве получила удостоверение в том, что доставленная ею воспитанница сего Института Илария Осипова по выдержании поверочного испытания зачислена воспитанницей Класса Учительниц французского языка. [3]

Обучение в этом Классе длилось два года. И 18 мая 1913 г. Илария Осипова успешно завершает курс с получением Свидетельства № 36 о среднем образовании. [4]

Первым местом службы молодой учительницы французского языка стала Сарапульская женская гимназия. Предложением Г-на Управляющего Казанским учебным округом от 25 сентября 1913 г. за № 23815 она была допущена к преподаванию 15 уроков французского языка в двух первых и II классах гимназии с платою 450 р. в год. В Памятной книжке Вятской губернии на 1914 г. в Списке преподавателей французского языка этой гимназии значатся Изабелла Фердинандовна Козицкая и Илария Осипова. Причем, обе указаны как допущенные, т.е. еще не утверждены штатными учительницами, а проходят испытательный срок.

А вот далее происходит не совсем понятное. В 1913 г. Иларии Осиповой 21 год. Молодая девушка только что завершила обучение, длившееся без перерывов 9 лет с 1904 года. Казалось бы, логично было оставаться жить в родительском доме или в родном городе. Но нет, 29 июня 1914 г. в канцелярии Попечителя Казанского учебного округа появляется Ордер, из которого следует, что по распоряжению Окружного управления «допущенная к преподаванию французского языка в Сарапульской женской гимназии Илария Осипова перемещена тем же званием в Вятское Александровское реальное училище с 1 июля 1914 г.».

Судя по всему, Осипова так и не успела побывать в Александровском реальном училище города Вятки. 4 авг. 1914 г. директор Чистопольской мужской гимназии получает уведомление о перемещении Осиповой И. из Вятского реального училища во вверенную его руководству гимназию тем же званием.
Чаще всего такие перемещения предпринимались по прошению переводимого или по причинам, связанным с какими-либо претензиями к работнику со стороны администрации. Но в данном случае мотивировка перевода в обоих случаях отсутствует, что не совсем характерно для такого рода решений. Возможно, причина в неполной сохранности документов.

В Чистополе в 1915 г. помимо обязательных уездных властных учреждений, как то: Предводителя дворянства, Земских начальников, Уездной земской и Городской управ и проч., и проч., действовали Школа скотоводства, сыроварения и маслоделия, Мариинский детский приют для девочек сирот и полусирот, мужская и женская гимназии, высшее начальное училище, ремесленное училище, духовное училище. И были следующие церкви: Николаевский собор, Спасская, Казанско-Богородицкая, Воздвиженская кладбищенская, тюремная Спасо-Преображенская церкви. Кроме того в Успенском женском монастыре – собор Успения Пресвятой Богородицы, домовая церковь Сергия Радонежского. Из культурных учреждений ничего в Справочной книге Казанской губернии в уездном Чистополе не значится. Как видим, духовные потребности жителей города удовлетворялись почти исключительно силами православного духовенства. На 5 учебных заведений приходилось 7 храмов. [5]

Чистополь. Общий вид

Чистополь. Мужская гимназия

Чистополь. Женская гимназия

Чистополь. Техническое (ремесленное?) училище

Чистополь. Духовное училище

Любопытно сравнить здания приведенных учебных заведений дореволюционного Чистополя. Здесь явно отдавалось предпочтение образованию мальчиков светскому и духовному. Здания мужской гимназии и духовного (несомненно, мужского) училищ в три этажа каждое рассчитаны на значительно бОльшее число учеников, чем женская гимназия и техническое училище.

Здесь Иларии Осиповой предстояло жить и работать 4 года. Долгими ли были они для девушки, судить не нам. Трудно сейчас представить, как жилось в те не простые, переломные годы Первой мировой войны и последующие революционных брожений и трагедий в глубинке Казанской губернии учительнице французского языка, воспитанной в достатке купеческой семьи с ее патриархальными нравами и обычаями.
Впрочем, следует иметь в виду 7 лет пребывания в Казанском Родионовском институте, а затем 2 года в Санкт-Питербургском сиротском институте с их дисциплиной и достаточно спартанскими бытовыми условиями.
Возможно, именно эти годы закалили и сформировали характер девушки, в котором, несомненно, просматриваются чувство собственного достоинства, независимость, стремление к самостоятельности.
Как ни мало известно нам об Иларии Осиповой, есть основания предполагать, что обладала она сильным характером. Возможно, что вдали от родительского дома оказалась она по собственной воле, желая освободиться от родительской опеки.

Но пора, наконец, представить Иларию Осипову возможным читателям блога. Установить, где сделано фото, не представляется возможным, поскольку карточка наклеена на стандартное паспарту без каких-либо реквизитов владельца фотоателье. Вглядимся в лицо девушки на фотографии. Думается, оно вполне отвечает моему представлению о ее сильном, волевом, целеустремленном, независимом характере.

Илария Николаевна Осипова. Предпол. 1916 г.

В архиве сохранилось Дело Канцелярии Директора Чистопольской мужской гимназии «О перемещении допущенной к преподаванию французского языка в Вятском реальном училище Иларии Осиповой на уроки французского языка в Чистопольской гимназии», в котором отложились документы о годах службы ее в Чистополе. Эти ветхие, выцветшие порой листочки только укрепляют наше представление о волевом характере молодой учительницы.
Вот один из таких, датированный 4 апреля 1916 года – прошение преподавательницы И. Осиповой об освобождении «от посещения богослужений, вследствие сильного переутомления и необходимости полного отдыха в течение всех настоящих каникул». К прошению приложена справка Чистопольского думского врача надв. советника Александра Куприяновича Скоробогатова:

«Выдано преподавательнице Чистопольской мужской гимназии Иларии Николаевне Осиповой, что она страдает малокровием с головокружением и невростенией, для поправления здоровья ей необходимо: продолжительное пребывание на чистом воздухе, освобождение от занятий, хорошее питание и освобождение от посещения богослужений».

Вслед за этим, буквально через месяц 10 мая И. Осипова пишет прошение на имя директора гимназии о допущении ее к дополнительному испытанию по латинскому языку за восьмой класс. Несмотря на описанное в справке нездоровое состояние она находит в себе силы подготовиться к экзамену и сдает его успешно. Быть может, именно на подготовку к данному экзамену и потребовалось получить освобождение от посещения богослужений, бывших всего лишь формальной обязанностью, но не потребностью верующего человека, как знать.

Судя по всему, отношение к Иларии Осиповой в гимназии было вполне благожелательным. Вероятно, молодую, целеустремленную учительницу ценили. Через неделю была собрана представительная испытательная комиссия в составе: директора гимназии Н.Н. Неверовича, исп. обязанности инспектора В.А. Оберюхтина, преподавателей А.А. Югеева, К. И. Горишовского, А.А. Ягупова, и было произведено испытание. В качестве экзаменационной предложена тема из Цицерона из II-й речи против Катилины (параграфы), глава 8-я. Началось испытание в 9 часов утра; работа подана исполненной и переписанной начисто в 12 час. Протокол проведения испытаний заверен подписями всех перечисленных участников.

2 июня 1916 г. Илария получает свидетельство за № 559 о том, что, подвергшись испытанию за 8 классов мужской гимназии по латинскому языку, она оказала познания отличные и аттестована баллом 5.

Подтверждением нашему предположению, что молодую учительницу ценили и уважали, служит следующее обращение директора Чистопольской мужской гимназии к Его Превосходительству Господину Попечителю Казанского Учебного Округа, в котором говорится:

В течение более чем 2-х летней службы в Чистопольской мужской гимназии Илария Осипова зарекомендовала себя весьма усердной и опытной преподавательницей французского языка во всех классах.
Начиная с января месяца 1915 г. И. Осиповой было поручено исполнение обязанностей классной наставницы в VI, а ныне VII классах Чистопольской гимназии. Это новое дело И. Осипова выполняла и выполняет вполне отвечая своему назначению.

На основании изложенного имею честь почтительнейше просить ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО об утверждении И. Осиповой в должности штатной преподавательницы французского языка Чистопольской мужской гимназии, а также почтительнейше прошу разъяснения ВАШЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА как уплачивать И. Осиповой поурочную плату.
При сем прилагаю нижеследующие документы…

8 ноября 1916 г. из канцелярии Попечителя Казанского учебного округа директору Чистопольской мужской гимназии поступило распоряжение, что И. Осипова допускается к преподаванию французского языка в гимназии с правами службы по закону 10 мая 1912 г. (отд. II, стр. II). Уроки г-жи Осиповой должны оплачиваться по 60 руб., как лиц с средним образованием.

В апреле 1917 г. Илария подает прошение о разрешении пройти дополнительные испытания в объеме курса 8 классов мужской гимназии по словесности и математической физике. Таковое разрешение она получает. В качестве экзамена по словесности она пишет сочинение на тему: Обломовщина, как общественное явление. Общая оценка за эту двухстраничную работу 4 (хорошо) сопровождена следующим комментарием: Сочинение дает ответ на тему. Указаны существенные свойства оболмовщины и ее представители в литературе. Стиль работы заслуживает внимания. План детально не разработан.
А вот с алгеброй и физикой она явно не в ладах, судя по попыткам решить соответствующие задачи. Впрочем, оценку 3 ей все-таки поставили и выдали свидетельство.

СВИДЕТЕЛЬСТВО

Дано сие дочери купца, преподавательнице мужской гимназии Иларии Николаевне Осиповой в том, что она в апреле месяце 1917 года в Чистопольской мужской гимназии подверглась дополнительному испытанию за курс мужской гимназии и на испытании этом оказала нижеследующие познания:
Из русского языка – 4
Математики – 3
Физики – 3
Что удостоверяется подписью с приложением казенной печати
1917 года мая 16 дня № 486

Подписи.

Вероятно, крепким здоровьем Илария Осипова все-таки не обладала. 19 сентября 1917 г. она подает прошение о разрешении быть в Казани две недели для лечения. В Свидетельстве, выданном тем же врачом Скоробогатовым, названы едва ли не профессиональные заболевания преподавателей – хронический катар гортани и голосовых связок. Однако, действительно ли требовалась консультация врача-специалиста в г. Казани и лечение там?
Через три недели, 6 октября 1917 г. на имя директора поступает телеграмма из Томска с прошением И. Осиповой об отставке.
Илария Осипова подает прошение о зачислении в Томский университет на медицинский факультет. И в январе 1918 г. она уже курсистка этого университета.

Томск. Университет

На этом мои сведения об Иларии Осиповой исчерпаны. Как сложилась дальнейшая ее судьба неизвестно.
——————————————

Но вернемся к тому, с чего начался этот рассказ – к молитвослову. Статью предваряет его внешний вид. Ниже разворот с автографом отца Михаила, бывшего настоятелем Родионовской институтской церкви во имя Св. Мученницы Царицы Александры в годы учебы в нем Иларии Осиповой.

Отчетливо прочитывается автограф отца Михаила

К сожалению, разгадать связь между Иларией Осиповой и прабабушкой Елены Мельниковой не удалось. Иванова Дарья Ивановна родилась в 1878 году в городе Орле. С Казанской и Вятской губерниями никак не была связана. Можно строить предположения. Одно из них, что судьба забросила учительницу французского языка из далекого Сарапула на Орловщину. Но это самое простое предположение, так сказать, лежащее на поверхности. А что было в жизни, ответ на это можно и не найти.
—————————————–
Дополнения
[1] Сведения о детях Николая Ивановича Осипова уточнены и дополнены двумя именами, дочерей Марии и Анны благодаря сведениям предоставленным Светланой Борисовной Русских, главным библиотекарем отдела редких и ценных документов Национальной библиотеки Удмуртской Республики. Через слеш указаны годы рождения, предоставленные С.Б. Русских, которые расходятся с приведенными в Купеческом Свидетельстве второй гильдии, выданном Н.И. Осипову Сарапульской Городской Управой 16 декабря 1903 г.
[2] Николаевский сиротский институт СПб. Это женское учебно-воспитательное заведение Ведомства учреждений императрицы Марии. Основано на базе открытого в 1834 по повелению Николая I сиротского отделения Санкт-Петербургского Воспитательного дома. В 1837 преобразовано в Сиротский институт. Заведение располагалось в комплексе зданий Воспитательного дома на наб. реки Мойки, 48–50 – в бывшем дворце гр. К. Г. Разумовского. Архитектор П. С. Плавов расширил старое здание дворца и построил трехэтажную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Сиротский институт Императора Николая I в СПб

В институте содержалось 480 сирот и полусирот 6-12 лет – дочерей «недостаточных» младших офицеров, чиновников военной и гражданской служб, а также, дочерей лиц, имевших ученые степени, умерших на действительной службе, не выслужив положенных пенсией лет. Сирот принимали на бесплатные вакансии, обходившиеся казне в 300 рублей в год, а полусирот – по баллотировке.
В состав института входило малолетнее отделение, первоначально размещавшееся в институтском здании, а в 1847 переехавшее в деревянную дачу кн. Куракина на Шлиссельбургском тракте (ныне пр. Обуховской обороны). Здесь дети призревались с 5-6 до 10-12 лет. Затем в зависимости от способностей девочки обучались в институте 6 лет (на высшем отделении) или 4 года (на низшем отделении) и получали право быть учительницей или воспитательницей.
В 1843 к институту был присоединен Александринский сиротский дом, учрежденный в 1834 для детей разночинцев, который переехал с Петроградской стороны и разместился в доме графа Бобринского. В 1856, после смерти Николая I, институту было присвоено наименование «Николаевский». Источник
[3] В 1871 был открыт высший класс учительниц французского языка (Казанская ул., 3), куда принимали «девиц преимущественно из губернских институтов отличнейших по успехам и благонравию». В программу входили истории европейских литератур, особенно французской, география, декламация и методика преподавания, латинский язык. Источник

Класс учительниц французского языка. Казанская ул., 3 (не сохранилось)

Служебный корпус Воспитательного дома построен в 1817 г. В этом доме до 1924 г. жила Судейкина, у неё часто гостила Ахматова.
С конца 1923 по весну 1924 в доме жила А. А. Ахматова. В 1849 г. здесь жил А. И. Герцен. Источник
[4] В интернете есть замечательный сайт ВЕНЕВСКИЙ УЕЗД. По счастливой случайности в семье, эвакуированной из Варшавы в 1914 году, сохранился семейный архив с фотографиями учениц Николаевского сиротского института и открытки с его видами. См. здесь
[5] Имелись, правда, библиотеки. Чистопольская центральная библиотека была открыта 1 января 1876 г. в здании городской думы. В библиотеке был читальный зал, книги выдавались и на абонемент, пользование библиотекой было платным. Малосостоятельным горожанам и учащимся всех учебных заведений города управа разрешала пользоваться библиотекой бесплатно. В библиотеке были все сочинения русских классиков, произведения тех писателей, которые были популярны в то время. Бесплатные духовные библиотеки были в Никольском соборе и в Духовном училище.
Уже в XIX веке в городе появился кружок любителей театрального искусства, возглавил его Николай Робертович Порман – человек увлеченный, целеустремленный, притягивающий к себе талантливых людей, представителей местной интеллигенции. Репертуар этой творческой труппы составляли в основном произведения классического характера. Были поставлены спектакли А.Н.Островского «Бедность не порок» (где Н.Р.Порман прекрасно играл роль Торцова), «Коготок увяз – всей птичке пропасть». На любительской сцене с успехом шла комедия Гоголя «Ревизор». Активное участие в спектаклях принимали дочери Пормана: Зинаида, Мария, Людмила. Спектакли ставились в частных домах. Например, в доме Вяткиных (ул Л Толстого) Первый театр был выстроен в 1908 году в городском парке.это было деревянное вместительное здание с большой сценой, партером галереей. До 1931 года чистопольский театр не имел постоянной актерской труппы,В августе 1914 г. Илария Осипова приезжает в Чистополь – уездный город Казанской губернии. Источник

Отзывов: 11

  1. горшкова анна
    28.01.2018 в 20:20 | #

    Э-э-э очень приятно получить весточку от о.Михаила.Только почему в тексте статьи он назван о.Иоанном? ;) - «Ниже разворот с автографом отца Иоанна, бывшего настоятелем Родионовской институтской церкви во имя Св. Мученницы Царицы Александры в годы учебы в нем Иларии Осиповой»

    • galina
      29.01.2018 в 15:44 | #

      Исправила! А о. Иоанн появился, возможно, потому, что я приготовила для Вас выписку из Клировой за 1911 год о диаконе Иоанне Источникове.

  2. горшкова анна
    29.01.2018 в 15:43 | #

    А вообще-спасибо за статью! Весьма интересно!

  3. Елена
    30.01.2018 в 13:15 | #

    Здравствуйте, Галина. Огромное Вам спасибо за то, что не остались равнодушными к моей просьбе и написали очень интересную статью. Я и не думала, что столько удастся узнать об Иларии. И дай Бог, чтобы на этом наша история не закончилась. Возможно, кто-нибудь из гостей сайта что-нибудь к ней добавит. Ведь у купца Осипова было 11 детей. А прабабушка моя пережила две войны и революцию. Умерла она в 1972г.
    Ещё раз огромное Вам спасибо и низкий поклон.

    • galina
      31.01.2018 в 07:51 | #

      Елена, благодаря Вам прикоснулась к новой для себя теме – купечеству Вятской и Пермской земель. Осиповы – фамилия известная, как оказалось в дореволюционной истории этих мест. И сама Илария Осипова человек не менее интересный. Надеюсь пополнить данную статью новыми выявленными сведениями о ней в ближайшее время.
      С благодарностью, Галина Соколова.

  4. Елена
    31.01.2018 в 17:09 | #

    Здравствуйте, Галина. Я очень рада, что смогла Вас заинтересовать и сама очень удивлена, что старый молитвослов, который столько лет лежал у нас дома, вдруг «заговорил» и рассказал (только благодаря Вам) столько интересного о человеке, который, я надеюсь, всё-таки был каким-то образом связан с нашей семьей. Я очень, очень жду продолжение статьи об Иларии и с огромным интересом прочитаю её. И ещё раз благодарю Вас, что не оставили моё письмо без внимания.

  5. Елена
    11.03.2018 в 20:42 | #

    Здравствуйте, Галина. Я также поздравляю Вас и Ваших близких с праздником весны. Желаю всего самого наилучшего, что только можно пожелать. Но самое главное,конечно здоровья. Огромное спасибо за статью. Вам даже удалось найти фото Иларии!!!!! У меня просто не хватает слов, чтобы выразить Вам свою благодарность. С огромнейшим интересом буду ждать продолжения статей об Иларии, ее близких.

  6. Галина
    02.09.2018 в 18:11 | #

    Галочка, здравствуйте! Давно не была у Вас в гостях. Как жаль, что не видела ранее этой прекрасной статьи, не оставила отклика по «горячим следам». Думаю, правда, что и сейчас не поздно.

    Как обычно, Вы логически расположили материал, переплетая данные архивных документов с иными находками и большим иллюстративным фоторядом. Все получилось взаимосвязано, и… интересно. Во всяком случае, я читала с остановками и раздумьями. Чужая судьба, а заставила поразмышлять над многими вопросами. Какая целеустремленная была девушка! Из провинциальной купеческой семьи и такая оказалась у нее тяга к знаниям, получению достойного образования. И знаете, внешний облик как бы соответствует ее внутреннему миру. Лицо строгое, гордое, без всякого кокетства. Даже имя – Илария – подходит ей, несомненно. Из всех его значений я бы выбрала – «ясная». А ведь корни любого человека, его характер и воспитание идут из семьи. Значит, уклад жизни купца Осипова был такой. Отразилось ли это на судьбах других его детей?

    Жаль, что не удалось проследить перипетии ее жизни в последующие годы. А возможно, что Вы все же завершите это исследование и порадуете новой публикацией. И мы узнаем, почему прабабушка Вашей знакомой молилась по молитвослову Иларии Николаевны Осиповой. Ведь не могло это оказаться чистой случайностью, поскольку дело связано с верой.

    Во всяком случае – очень бы хотелось увидеть продолжение этой истории. Остается пожелать Вам успехов.

    • galina
      02.09.2018 в 18:26 | #

      Галя, неизменно рада Вам и здесь, на своем блоге.
      Совсем не поздно Вы откликнулись, поскольку судьба Иларии Осиповой не оставляет не только меня. В далекой Вятке, то бишь в Кирове заинтересовался ею опытный, профессиональный архивист Сергей Шишкин и прикладывает усилия в надежде прояснения судьбу этой купеческой дочери.
      Я так же не оставляю надежды узнать что-то дополнительное о семье Иларии. Знаю, что ее братья и сестры обучались в разных учебных заведениях Казани. Но пока по причине ремонта в архиве не могу продолжить свои занятия там.
      Кстати, чаще употребимо имя Иллария с двумя «л», но наша писалась в документах с одной буквой.
      Мне тоже хотелось бы продвинуться в знакомстве с судьбой этой неординарной девушки. Остается надеяться на помощь неравнодушных энтузиастов и удачу.

  7. Галина
    03.09.2018 в 08:42 | #

    Галя, посмотрела «Алфавитный список имен святых, упоминаемых в месяцеслове», так там написано именно Илария, мученица (март 19 числа день памяти). Имя в переводе с греческого обозначает «тихая», «радостная» и «ясная». Очевидно именование с двумя «л» есть более новое написание.

    • galina
      03.09.2018 в 09:04 | #

      Спасибо, Галя!
      А я не догадалась заглянуть.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>