© 2012 galina PGT_1

Павел Григорьевич Таллако инженер путей сообщения

В Выпуске 2 (31) 2012 журнала Известия Петербургского университета путей сообщения опубликована статья Наталии Тахтамышевой и Ольги Ящуржинской «Инженер путей сообщения Павел Григорьевич Таллако».

Статья посвящена жизни и деятельности П.Г. Таллако (1878 – 1931), выпускника ИИПСа * 1902 года, крупного инженера путей сообщения, талантливого организатора, репрессированного в 1931 году. Приведены сведения и архивные документы, не опубликованные ранее, а также фотографии из семейного архива.

Следует сказать несколько слов о самом издании. Журнал издается с 1883 года, возобновлен в 2004 году, учредителем является Петербургский государственный университет путей сообщения. Известия Петербургского университета путей сообщения – журнал для инженерно-технических работников транспортной отрасли, научно-педагогических кадров высших учебных заведений, докторантов, аспирантов и студентов.

Достаточно привести рубрики его: проблематика транспортных систем, интеллектуальные технологии – транспорту, инноватика – производству, материалы и экология, информатика и технологии информатики, социально-экономические проблемы, история и общество. В редакционной коллегии трудятся специалисты технического профиля, причем, это доктора технических наук и один кандидат. Председателем редколлегии является заслуженный деятель науки Российской Федерации Валерий Владимирович Сапожников, доктор технических наук, профессор, проректор Петербургского государственного университета путей сообщения, город Санкт-Петербург.

И тем более отрадно, что редколлегия такого профильного, сугубо технического журнала уделила внимание материалам исторического, родоведческого характера.
Полагая, что далеко не всем пользователям Интернета будет доступно это научное издание, я сочла возможным очень кратко перечислить основные вехи жизненного пути инженера-путейца Павла Григорьевича Таллако.

«Авторы статьи принадлежат к поколению, родившемуся сразу после Великой Отечественной. Их обошли бомбежки, расстрелы, голод и разруха. Но и на них повлияли лишения (правда, косвенно), выпавшие на долю их предков. Были разорваны родственные связи и связь поколений. Авторы появились на свет через 16 лет после того, как их дед был расстрелян по ложному обвинению. Поэтому они не могли знать его лично, и только по семейным рассказам авторам известно, что Павел Григорьевич Таллако был выдающимся инженером путей сообщения, талантливым руководителем и организатором железнодорожного дела, замечательным человеком, без остатка отдававшим себя работе. По крупицам, путем долгих архивных поисков авторам удалось воссоздать биографию этого выпускника Института инженеров путей сообщения».

Павел Григорьевич Таллако родился 15 января 1878 г. в селе Далматовщина Минской губернии, в семье наставника народного училища, закончил гродненскую классическую гимназию. В 1897 году поступил в Институт инженеров путей сообщения императора Александра I (СПб), который и закончил в июне 1902 г. Далее авторы повествуют о профессиональном становлении молодого выпускника и его службе на Московско-Виндаво-Рыбинской и Северо-Донецкой железных дорогах (Харьков). И если первое место службы молодого инженера-путейца пришлось на относительно спокойно спокойное время, то служба на Северо-Донецкой железной дороге пришлась на годы первой мировой войны, а затем и революционный 1917 г. Но к этому времени перед нами уже вполне сложившийся профессионал и опытный специалист своего дела. В феврале 1917 года П.Г. Таллако занял пост 1-го заместителя управляющего Северо-Донецкой железной дороги, а позднее и управляющего. В нелегком 1920 году инженер Таллако принимает решение остаться в погруженной в хаос и разруху революционной России, отказывается от возможности выехать за ее пределы вместе с А. И. Деникиным.

И далее самоотверженный труд по восстановлению разрушенного за годы войн и революции железно-дорожного хозяйства страны сначала на Владикавказской, потом на Юго-Восточной железной дороге (Воронеж), затем в Сибирском округе путей сообщения (Омск) в 1921-1923 гг. Затем назначение в Москву в январе 1925 г. на должности начальника Московско-Казанской железной дороги и члена правления этой дороги. Но в 1930 году «ГПУ задумало грандиозное дело о контрреволюционной, шпионской и вредительской организации, состоящей из старых инженеров-путейцев на Московском железнодорожном узле. Инженеру Таллако была отведена главная роль «руководителя и организатора» этой (никогда не существовавшей) организации». Павел Григорьевич Таллако держался стойко, не признал своей несуществующей вины. Расстрелян 25 марта 1931 года и тайно захоронен в общей могиле на Ваганьковском кладбище, о чем долгих 60 лет родным не было известно.

Благодаря знакомству с одним из авторов этой публикации мне довелось в свое время прочитать более пространно написанную биографию П.Г. Таллако. Специфика издания и ограниченный объем статьи не позволили включить обширный биографический, исторический, краеведческий материалы, собранные автором за годы работы над темой. За рамками статьи также и рассказ о поисках в архивах, литературе, появляющихся Интернет-источниках, которые для нас – людей увлеченных генеалогическими исследованиями – представляют не меньшую, пожалуй, ценность. Однако хорошо уже и то, что появилась пусть и краткая, но документально подтвержденная биография замечательного человека, талантливого инженера-путейца, достойного гражданина. Желаю автору успешного завершения работы над книгой об инженерах-путейцах, которая будет интересна самому широкому кругу читателей, в чем я абсолютно уверена.
———————
* ИИПС – Институт инженеров путей сообщения, сайт журнала


Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>