© 2014 galina perm_intrukziya

Инструкція закащику. Матеріалы для исторіи Пермской епархіи

Предлагаемые инструкции интересны в нескольких пунктах особо. В частности, из нее можно узнать о порядке представления в епархиальные правления разного рода учетных ведомостей: Метрических книг, Исповедных ведомостей, Клировых ведомостей (или их аналогов), особых ведомостей о детях духовенства раздельно по возрастным группам. Впервые пришлось прочитать в этом документе о запрете на венчание в чужих приходах; о поборах при венчании, именуемых пошлинами с венечных памятей, различавшихся в зависимости от того, в какой по счету брак вступают брачующиеся. Также не знала, что с девиц и безмужных жен, рождавших детей в беззаконии, устанавливался штраф.

Матеріалы для исторіи Пермской епархіи.
№ 4.
Инструкція закащику.
(Архив. 1739, № 33, 1743 г. № 3).

Должность нынѢшнихіъ благочинныхъ въ прошломъ столѣтіи несли такъ-называемые закащики, которые опредѣлялись мѣстною епархіальною властію, (частію по ея собственному усмотрѣнію, частію по выборамъ отъ самаго духовенства извѣстнаго заказа, какъ это видѣли уже изъ № 2 матеріаловъ). Всякому новоопредѣленному закащику давалась отъ духоннаго приказа при архіерейскомъ домѣ [1] особая инструкція, въ которой излагались обязанности закащика. Въ дѣлахъ 1-й половины прошлаго столѣтія имѣемъ два образчика такой инструкціи, нѣсколько разнящіеся одинъ отъ другаго. Старшая по времеіни, относящаяся къ 1739 г., нѣсколько короче послѣдующей — 1743 г., данной Соликамскому закащику попу Іоанну Никифорову. Въ качествѣ образчика помѣщаемъ первую съ дополненіями изъ послѣдней. Дополненія эти печатаемъ курсивомъ.*
„По указу Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссійскія отъ духовнаго приказу преосвященнаго Кіпріана епископа Вятскаго и Велико-Пермскаго инструкція вотчинъ господъ бароновъ Строгановыхъ села Новаго- Усолья Спасской церкви попу Георгію Григорьеву, которому чинить слѣдующее:

1.

Сего ноября 17-го дня: По Ея Императорскаго Величества указу, и по приговору архіерейскаго дому управителей велѣно того Ново-усольскаго села Спасской церкви закащика попа Андрея за непорядочные и извѣстные его поступки отъ закащичества отрѣшить [который и отрѣшенъ], а вмѣсто его быть закащикомъ тебѣ попу Георгію [2].

2.

Всякія по присланнымъ Ея Императорскаго Величества указомъ и прочія дѣла отправлять тебѣ радѣтельно, какъ чистой совѣсти человѣку принадлежитъ.

3.

И у объявленнаго бывшаго закащика попа Андрея въ бытность его и прежде бывыхъ до него закащиковъ присланные Ея Императорскаго Величества указы и прочія имевшіяся у нихъ какъ вершеныя, такъ и невершеныя (ежели паче чаянія и по ныне по посланному къ тебѣ указу не приняты) дѣла тебѣ попу Георгію принять по описи съ надлежащимъ росписаніемъ что по тѣмъ указамъ и дѣламъ исполнено и чего не исполнено и за чѣмъ; и по нимъ всякое надлежащее отправленіе чинить, какъ тѣми указами повелѣно въ крѣпкомъ охраненіи, и тѣ  росписные списки за общими руками прислать въ архіерейскій духовный приказъ немедленно.

4.

А того Ново-усольскаго заказа десяти церквей, кои въ присмотрѣ у показаннаго попа Андрея находились, освященный чинъ и церковный причетъ вѣдать и надъ ними всякаго церковнаго благочинія надсматривать накрѣпко, дабы они жили во всякомъ благочиніи и трезвости, какъ правила святыхъ апостолъ и отецъ, и указы Ея Императорскаго Величества и духовный регламентъ повелѣваютъ, всегда безпреткновенно пребывали, и по присланнымъ же Ея Императорскаго Величества указамъ и по табели въ высокоторжественные дни Ея Императорскаго Величества и фамиліи, и викторіальные дни повелѣнное церковное празднованіе такожъ и по фамиліи Ея Императорскаго Величества по печатнымъ реэстрамъ поминовеніе исправляли непремѣнно и неотложно, также и дѣтей своихъ духовныхъ ко исповѣди и святому причастію приводили, дабы всѣ исповѣдывались и причащались повсягодно, и кто явится въ какомъ неисправленіи, о таковыхъ объявлять въ архіерейскій духовный приказъ безъ укоснѣнія; а по изобрѣтеніи винъ, таковыхъ безчинниковъ смирять тебѣ  закащику запискою точію за пьянство и за непослушаніе, а о неслуженіяхъ и о прочихъ винахъ писать.

5.

При томъ же накрѣпко смотрѣть, не дѣлаются ли гдѣ какіе суевѣрія, не проявляетъ ли кто для скверноприбыточества какихъ при иконахъ святыхъ, при кладезяхъ, источникахъ ложныхъ чудесъ, и мертвыхъ не свидѣтельствованныхъ тѣлесъ, не разглашаютъ ли къ почитанію ихъ за мощи истинныхъ святыхъ, не являются ли гдѣ кликуши, и притворноюродцы и босые, также и съ колдунами и прочая.

6.

Отъ опредѣленныхъ и выбранныхъ къ тому смотрѣнію десятоначальниковъ требовать тебѣ по прошествіи каждаго полугода въ послѣднихъ мѣсяцахъ о вышеписанныхъ суевѣріяхъ репорты, и изъ нихъ сочиня о всемъ вѣдомствѣ твоемъ потомужъ, подавать въ тѣхъ же мѣсяцахъ въ архіерейскій духовный приказъ для отвѣтствія въ святѣйшій правительствующій Сѵнодъ неотмѣнно.

7.

И въ оный заказъ, по требованію крестьянъ, для обвѣнчанія дѣтей своихъ въ церквахъ отпущать тебѣ отъ себя къ попамъ вѣнечныя памяти съ разсмотрѣніемъ и опасностію, чтобы гдѣ не произошло какихъ беззаконныхъ браковъ и вѣнчался бы всякъ въ своемъ приходѣ, [понеже въ духовномъ регламентѣ на листу 77-мъ въ 12-мъ пунктѣ напечатано: хотя бы и не сумнительный бракъ чіа мнится быть, обаче не подобаетъ вѣнчатися въ иномъ приходѣ, въ которомъ ни женихъ ниже невѣста живеть, кольми паче въ иной епископіи вѣнчатися не подобаетъ. Такоже и не звать изъ чужаго прихода или епархіи священника на вѣнчаніе, ибо сіе кромѣ укоризнъ своихъ пастырей еще являетъ, что такъ женящіеся въ подозрѣніи суть неправильнаго сочетанія; да въ кормчей книгѣ въ главѣ 51 на листѣ 523-мъ на оборотѣ въ чинѣ о брацѣхъ между прочимъ напечатано: вѣнчаніе же и брачное благословеніе ни отъ кого пріяти имъ достоитъ, точію отъ самаго своего приходскаго священника или повелѣніе отъ него имущаго, аще оба единаго суть прихода]; и собирать съ тѣхъ отпущенныхъ вѣнечныхъ памятей пошлинныя деньги, но прежде посланному Ея Императорскаго Величества печатному указу, и оныя сборныя деньги записывать въ посланныя при сей инструкціи приходныя зашнурованныя и запечатанныя двои книги, пошлинныя и на отвозъ—въ одну, а лазаретныя—въ другую, безъ всякія утайки; и съ вѣнечныхъ памятей сколько съ которой памяти лазаретныхъ, и въ домовую архіерейскую казну, такожъ за письмо и на отвозъ взято будетъ, писать именно порознь; а въ оныхъ лазаретнаго сбору книгахъ, для сущей вѣрности, кто вѣнечную память возьметъ, подъ каждою статьею велѣть росписываться [3].

8.

По прошествіи каждаго года вѣдомства своего всѣхъ церквей у поповъ съ причетники требовать, по силѣ Ея Императорскаго Величества указу и духовнаго регламента, о приходскихь тѣхъ церквей людяхъ—о раждающихся, бракосочетавшихся и умершихъ записныя книги и изъ ихъ сочиня краткій экстрактъ, по формѣ, присылать въ духовный архіерейскій приказъ безъ всякаго отлагательства къ сочиненію епаршескаго экстракта и отсылки въ святѣйшій правительствующій Синодъ.

9.

У оныхъ же поповъ, по силѣ состоявшагося Ея Императорскаго Величества печатнаго указа, о прихожанехъ же какъ о престарѣлыхъ, такъ и средовѣчныхъ до ссущаго младенца именныя, по чинамъ и по домамъ, съ показаніемъ коемуждо отъ рожденія ихъ лѣтъ, росписи, и кто изъ нихъ исповѣдывались и пріобщались, и кто испоиѣдывались а не причащались, и неисповѣдывались,—по примѣрнымъ печатнымъ формамъ,—требовать по прошествіи въ каждомъ году святой четыредесятницы, и оныя росписи потомужъ въ архіерейской же духовный приказъ додавать конечно въ Ѳоминой недѣлѣ.

10.

По прошествіи каждаго года всегда въ генварѣ мѣсяцѣ въ первыхъ, а по крайней мѣрѣ въ послѣднихъ числахъ, подавать въ архіерейскій духовный приказъ о имѣющихся въ вѣдомствѣ твоемъ на лицо церквахъ; и что при тѣхъ церквахъ священно-и-церковно-служителей по чинамъ противъ прежняго дѣйствительныхъ быть надлежало и нынѣ на лицо имѣется, и колико къ тѣмъ въ дополненіе потребно или сверхъ того излишнихъ есть, и которыя церкви безъ такихъ служителей находятся праздны, вѣдомости по посланной бывшему закащику попу Андрею при указѣ Ея Императорскаго Величества съ присланной изъ святѣйшаго правительствующаго Сѵнода формѣ—копіи.

11.

Къ дополненію той вѣдомости по вторичной формѣ вѣдомостижъ подавать въ показанный же срокъ, коликое число помянутыхъ церквей у священно-служителей и церковныхъ причетниковъ мужеска полу дѣтей [кромѣ находяшихся въ дѣйствительномъ церковномъ причтѣ], росписавъ по городамъ и уѣздамъ, и что въ числѣ тѣхъ дѣтей ихъ—такихъ, коимъ отъ рожденія до семи, отъ семи до двѣнадцати, отъ двѣнадцати до пятнадцати, отъ пятнадцати до двадцати лѣтъ и выше, и сколько въ томъ числѣ больныхъ и увѣчныхъ имѣется безъ росписанія лѣтъ, и чему кто обученъ и чему обeчаются.

12.

При томъ же тебѣ смотрѣніе имѣть надъ священно-церковно-служителями, не укрываютъ ли они дѣтей своихъ бѣжавшихъ изъ славено-латинской школы, которые обучаются въ надежду священства, и когда какой школьникъ явится въ домѣ своемъ безъ отпуску, таковыхъ ловить и кто укрывать будетъ, присылать въ Хлыновъ въ архіерейскій духовный приказъ за карауломъ.

13.

А ежели твоимъ небреженіемъ и несмотрѣніемъ, паче же понаровкою будутъ оные школьники жить въ домахъ своихъ подъ укрывательствомъ отцевъ ихъ и невысыланы въ школу и отъ того въ сыску ихъ въ посыланіи указовъ и нарочно посланныхъ произойдетъ архіерейскому духовному приказу затрудненіе, и за то позванъ ты будешь къ отвѣту и жестоко наказанъ неотмѣнно.

14.

Будучи же тебѣ при томъ, обидъ и налоговъ никому и ни подъ какимъ видомъ не чинить, подъ опасеніемъ, ежели же и выше поволѣнное отправлять будешь лѣностно, по указамъ Ея Императорскаго Величества, штрафованія непремѣнно.

15.  [4]

[Ежели въ вѣдомствѣ твоемъ являться будутъ какія безмужныя жены и дѣвки въ рожденіи беззаконно младенцовъ, таковыхъ сыскивая, по достовѣрнымъ изследованіи, наказыватъ и братъ штрафы, усматривая винъ ихъ; при томъ же наблюдать, чтобъ онѣ беззаконницы тѣхъ прижитыхъ ими беззаконно младенцовъ не убивали и воспитывали; ежели же, паче чаянія, имъ самимъ воспитатъ будетъ невозможно, то отдаватъ знаемымъ людямъ съ запискою; и дабы впредь таковыхъ богопротивныхъ дѣлъ отнюдъ въ вѣдомствѣ твоемъ не было; и изъ тѣхъ слѣдствомъ производящихся дѣлъ присылатъ ежемѣсячно краткіе экстракты, содержащіе силу тѣхъ дѣлъ].

16.

Ежели что въ государственныхъ дѣлахъ подлежать будетъ тайности, онаго отнюдъ въ партикулярныхъ письмахъ никому не писать,—ниже къ тому, отъ кого отправленъ, — кромѣ настоящихъ реляцій; а если какое препятствіе отъ кого въ томъ или иномъ будетъ твоему дѣлу, то писать вольно куда за благо ты разсудишь, только упоминая о врученномъ тебѣ дѣлѣ генерально, отъ чего оному поврежденіе есть; также ежели случатся дѣла постороннія тайнѣ подлежащія, а въ реляціяхъ ты отъ кого отправленъ писать будетъ за какимъ подозрѣніемъ невозможно, то вольно писать кому въ томъ повѣришь, а о врученномъ своемъ никакъ инакъ, только какъ выше писано, подъ жестокимъ наказаніемъ по винѣ преступленія.

ПРИЛОЖЕНІЕ.

Указъ Ея Императорскаго Величества, Самодержицы Всероссійской изъ правительствующаго Сената объявляется во всенародное извѣстіе. Понеже изъ давнихъ лѣтъ по опредѣленіямъ святѣйшихъ Патріарховъ съ вѣнечныхъ памятей положено и имянно до 1714 года пошлинъ съ первобрачныхъ по двѣнадцати копѣекъ, съ полуторобрачныхъ по осьмнадцати копѣекъ, со второбрачныхъ по двадцати пяти копѣекъ, съ троебрачныхъ по тридцати копѣекъ, а въ 1714 году іюня 3 дня по имянному блаженныя и вѣчно достойныя памяти Его Императорскаго Величества Петра Великаго указу велѣно сь вѣнечныхъ памятей на содержание лазаретовъ для пропитанія и леченія больныхъ раненыхъ солдатъ збирать противо прежняго положенія въ двое; а нынѣ Правительствующему Сенату извѣстно учинилось и изъ сообщенной изъ Святѣйшаго Синода вѣдомости усмотрѣно, что въ Москвѣ и въ прочихъ епархіяхъ съ вѣнечвыхъ памятей берутъ сверхъ указу собою многія излишнія деньги, отъ чего неровная, а паче маломощнымъ людемъ и крестьяномъ чинится не малая тягость, того ради по указу Ея Императорскаго Величества правительствующій сенатъ приказали какъ въ Москвѣ, такъ и во всѣхъ епархіяхъ съ вѣнечныхъ памятей пошлинъ и на лазаретъ брать по прежнимъ указамъ блаженныя и вѣчнодостойныя памяти Его Императорскаго Величества Петра Великаго и по опредѣленію снятѣйшихъ патріарховъ, а имянно съ первобрачныхъ по осми алтынъ, съ полутаробрачныхъ по двѣнадцати алтынъ, съ двоебрачныхъ по полтинѣ, съ троебрачныхъ по двадцати алтынъ, да сверхъ того во всѣхъ мѣстахъ кромѣ Москвы, за писмо и на отвозъ брать по алтыну съ вѣнчальной памяти со всѣхъ, равно и по силѣ выписаннаго 1714 году указу какъ въ синодальной области, такъ и во всѣхъ епархіяхъ накрѣпко смотрѣть, чтобъ у того збору были люди добрые и вѣрные и сбирали безъ всякой утайки, записывая въ приходъ имянно и сверхъ вышеписаннаго положенія излишняго отнюдъ ничего не брали и для того сколько съ которой вѣнчальной памяти взято будетъ настоящихъ и лазаретныхъ и за письмо и на отвозъ, о томъ въ приходныхъ книгахъ и въ вѣнечныхъ памятяхъ писать имянно, а ежели кто съ сего Ея Императорскаго Величества указу, съ тѣхъ вѣнчальныхъ памятей дерзнетъ брать излішнее, на такихъ бить челомъ, вь городѣ губернаторамъ и воеводамь, а имъ обще со опредѣленными отъ архіереовъ о томъ розыскивать накрѣпко и ежели тѣ сборщики явятся виновны и за то съ нихъ брать штрафу въ казну Ея Императорскаго Величества втрое и изъ того числа отдавать тѣмъ, у которьіхъ взято лишнее, а достальныя отсылать на содержаніе гошпиталей и для того Ея Императорскаго Величества указъ напечатавъ публиковать во всемъ государствѣ и при церквахъ, какъ въ городѣхъ, такъ и въ уѣздахъ по селамъ выставить, дабы всѣ о томь вѣдали и никтобъ невѣдѣніемь не отговаривался, а буде къ тѣмь сборамъ будутъ выбраны не добрые люди и явятся въ дѣлахъ своихъ не исправны, то на архіерейскихъ приказныхъ людей взяти будутъ штрафы не малые. — Печатанъ въ Москвѣ при сенатѣ іюня 10 дня 1730 году. (Архивъ Пермскаго Петро Павл. собора).

Копія съ записи объ отпускѣ вѣнечной памяти закащикомъ попомъ Георгіемъ Кашинымъ въ 1742 году № 1. Генваря 6 дня. Отпущена память Верхо-муллинскаго села Николаевской церкви попу Іакову о вѣнчаніи отрока тогоже прихода деревни Егошихи Кузмы Лукина сына Баландиныхъ съ дѣвкою Гликерьею тогожъ приходу деревни Захарьева съ Ѳедоровою дочерью Пятковскихъ; пошлинъ взято двѣнадцать копѣекъ (Архивъ 1742 г. № 8). Пошлинныя деньги, собираемыя съ вѣнечныхъ памятей, по распоряженію преосвященнаго Веніамина, должно было представлять ежегодно по истеченіи года къ 6 числу декабря съ тѣмъ, если кто изъ закащиковъ оныхъ денегъ въ срокъ не представитъ, съ тѣхъ взыскивать штрафъ за каждый просроченный день по 30 копѣекъ. Почему въ силу этого распоряженія и опредѣлено взыскать съ закащика Нижнемуллинскаго заказу попа Георгія, представившаго пошлины съ памятей 25 февраля, за каждый просроченный день по 30 копѣекъ, всего 24 рубля 30 копѣекъ. (Архивъ 1742 г. № 8).

Членъ коммисіи
Св. Василій Удинцовъ.

—————————————
[1] При архіерейскомъ домѣ (по крайней мѣрѣ Вятскаго преосвященнаго въ это время, о другихъ незнаемь) находилісь:
1)Духовный приказъ, вѣдавшій дѣла административныя и судебныя, 2) Казенный приказъ, вѣдавшій денежныя дѣла епархіи и 3) Семинарская контора.
[2] Пунктъ этотъ въ инструкціи 1743 г. состоитъ изъ слѣдующаго: „Понеже по справкѣ въ архіерейскомъ духовномъ приказѣ оказалось, что при опредѣленіи тебя марта 12-го дня сего года въ закащики надлежащей инструкцін недано, а посланъ къ тебѣ точію указъ; того ради по Ея ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА указу и по приказанію въ архіерейскомъ духовномъ приказѣ велѣно о поступкѣ дать тебѣ [таковая и прочимъ закащикамъ дается] инстр у кці ю,—о чемъ сія и дается».
[3] Для выясненія этой статьи, вслѣдъ за инструкціей, прилагаемъ выииски из документовъ, касающихся этихь сборовъ.
[4] Пунктъ этотъ в подлинникѣ в скобках.
* Мной курсив для большей наглядности выделен цветом.
Источник: Пермские епархиальные ведомости 1870 г. №33 от 19 августа неофициальный отдел стр.394-401

Отзывов: 2

  1. Валентина
    01.11.2014 в 20:25 | #

    Галина, спасибо за очень интересный материал. Я теперь буду иметь ввиду и эти сведения при чтении метрических книг, они пополнят картину жизни как крестьян, так и лиц духовного звания. Нагрузка на священнослужителей была очень велика, кроме служб и треб, много статистической обработки, и даже контроль за воспитанием незаконнорожденных младенцев. А скольких трудов требовала финансовая отчетность!

  2. galina
    02.11.2014 в 15:50 | #

    Валентина, благодарю за отклик. Особенно важно для меня Ваше мнение, так как общие интересы давно объединили нас, сделали единомышленниками. Последние статьи о просвирнях и эта открыли и мне некоторые незнакомые прежде моменты из жизни духовенства в прошлом.

Ваш отзыв на galina

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>