© 2017 galina stepan_petrov_

Петр Степанов – дьячок с. Кощаково

Основные сведения предоставлены Эдуардом Шайхутдиновым

Село Кощаково Казанского уезда Казанской губернии.
Священники:
Смирнов Василий Васильевич (27 апреля 1896 г. – после 1915 г.)
Азановский Евгений Антоньевич (20 июля 1892 – 20 февраля 1896 гг.)
Теплов Михаил Павлов (20 апреля 1883 г. – 10 апреля 1892 г.)
Четаев Виктор Петрович (28 апреля 1881 г. – 3 апреля 1883 г.)
Померанцев Иван Иванович (11 октября 1880 г. – 23 февраля 1881 г.)
Нечаев Николай Александрович (6 сентября 1878 г. – 28 августа 1880 г.)
Заболотский Петр Михайлович (1875 г. – 1878 г.)
Троицкий Василий Григорьевич (23 февраля 1872 г. – 7 марта 1875 г.)
Кубасов Петр Яковлев (23 декабря 1868 г. – февраль 1872 г.)
Спасский Михаил Федоров (1867 г. – 10 декабря 1868 г.)
Световидов Михаил Германов (2 августа 1864 г. – 7 августа 1866 г.)
Евтропов Петр Васильев (30 апреля 1862 г. – 12 марта 1864 г.)
Виноградов Андрей Никифоров (12 мая 1847 г. – 30 марта 1862 г.)
Новосельский Иван Андреев (24 июня 1835 г. – 1845 г.), диакон
Гервасий Иванов (8 декабря 1829 г. – 20 июля 1848 г.)
Церковно служители села Кощаково:
Алфеев Евлампий Дмитриевич (25 апреля 1883 г. – 22 ноября 1913 г.)
Кремков Гавриил Николаев (25 сентября 1879 г. – 29 апреля 1883 г.)
Тихоплесский Григорий Иванов (14 октября 1867 г. – сентябрь 1879 г.)
Рябинский Василий Павлов (14 марта 1869 г. – ?)
Георгиевский Николай Павлович (4 марта 1868 г. – 14 марта 1869 г.)
Кубасов Александр Яковлев (10 августа 1845 г. - 9 ноября 1865 г.)
Архангельский Николай Павлов (26 ноября 1865 г. – 12 июня 1868 г.)
Грузинский Кронид Васильев (21 декабря 1865 г. – 17 октября 1867 г.)
Хотинский Василий Степанов (9 июня 1860 г. – 27 марта 1865 г.)
Петр Степанов (28 мая 1837 г. – 1860 г.)
Никольский Матвей Тимофеев (1835 г. – 1837 г.)

—————————————————

Первое поколение

Макар Данилов (1735- после 1816) служил диаконом, предположительно, в с. Изгары Чистопольского уезда [1]. В Ревизской сказке этого села 1815 г. записан заштатным диаконом, уволенным за старостию. Живет на пропитании у внука своего пономаря Тимофея Степанова.

Второе поколение

Имеется запись о единственном сыне (другие дети не выявлены) Макара Данилова Степане Макарове в Ревизской сказке с. Белая Гора Чистопольского уезда 1815 г., служившем пономарем на предыдущую Ревизию 1811 г. в том же с. Изгарь.

Белая Гора. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Чистопольский р-он РТ
[2]

Третье поколение

У Степана Макарова известны три сына. Старший из них Тимофей Степанов (1795-после 1826) в школах не обучался. В 1810 г. был определен в пономаря к церкви с. Изгарь, в 1816 посвящен в стихарь.
Жена Анна Михайловой, дети: сын Ивана Тимофеева (1822-?) и дочь Матрона (1825-?).

Второй сын Степана Макарова Степан Степанов (1799-после 1826), так же в школах не обучался. Службу начал в 1814 г. пономарем в с. Белая Гора Чистопольского уезда [3].
В семействе у него жена Евгения Михайлова (1799-после 1826) и дети: Мария (1819-?), Екатерина (1820-?), Александр Степанов (1822-?), Аксинья (1825-?).

Младший из детей Степана Макарова Петр Степанов (1805-?), из не обучавшихся. 10 сентября 1816 г. был определен дьячком в с. Куркуль Спасского уезда [4]. 11 ноября 1818 г. перемещен в с. Красный Яр Чистопольского уезда [5]. С 4 июня 1823 г. по 1826 г. служил в с. Смолдиярово Лаишевского уезда [6]. С 6 ноября 1826 г. служил в с. Кубас Чистопольского уезда [7], откуда 14 июля 1832 г. перемещен в с. Никольское Казанского уезда. 28 мая 1837 г. перемещен в с. Кощаково. В 1860 г. вышел в заштат, вероятно, передав свое место зятю Василию Стефанову Хотинскому.
В семействе у него жена Екатерина Михайлова (1804-?), дети: Николай Петров (1825-?), Иулиания (1834-?), Александр Петров (23.08.1837), Агриппина (21.06.1940-?).

Руины церкви с. Кубасы Чистопольского р-на РТ.
Вид с реки Камы. 2014 г. [8]

Четвертое поколение

Это поколение представлено детьми младшего из внуков Макара Данилова Петра Степанова.
Николай Петров Алексеевский (1825-после 1850) обучался в Казанском духовном училище, где и получил фамилию, вышел из низшего отделения в 1840 г. и того же года 15 декабря определен в был пономаря и в стихарь посвящен в с. Аксубаево Чистопольского уезда. В 1843 г. марта 17 дня был перемещен пономарем же в с. Ташевку Свияжского уезда.
Был женат на Зиновии Иосифовой (1826-после 1850) – дочери пономаря с. Ташевки Иосифа Иванова. У пономаря Иосифа Иванова известен так же сын Алексей Иосифов Митропольского – пономарь, был женат на Марье Яковлеве Кубасовой, упомянутой в статье о Кубасовых (см. Кубасовы – священно и церковнослужители Казанской губернии). Сведений о детях Николая Петрова и Зиновиии Иосифовой Алексеевых не найдено.

Второй сын Петра Стеранова Александр Петров Алексеевский родился 23.08.1837, был крещен 27 августа в с. Кощаково, где отец его Петр Степанов состоял дьячком. Восприемниками при крещении выступили: г. Казани Петропавловского собора диакон Петр Иванов Софроницкий и умершего дьячка с. Кощаково Яков Степанов (служил в селе в 1814-1820 гг.) дочь девица Татьяна. Молитствовал, имя нарек и крещение совершил священник Гервасий Иванов.
О нем известно, что в 1858 г. обучался в Казанской духовной семинарии, где и получил мвою фамилию.

Дочь Петра Степанова Иулиания Петрова (в замужестве Закамская) 21 июля 1858 г. была выдана замуж за мещанина Тихона Иванова Закамского (1837-?). Бракосочетание состоялось в церкви с. Кощаково.
Поручители по жениху: 6-го округа путей сообщения писарь Семен Иванов Зиновьев и казанский мещанин Андрей Тимофеев.
Поручители по невесте: казанский мещанин Михаил Павлов Турчанинов и деревни Званка господина Ростовского дворовый человек Егор Степанов.
Совершил таинство священник Андрей Виноградов с дьячком Петром Степановым и пономарем Александром Кубасовым.
————————————–
[1] Село Изгары Чистопольский уезд. Церковь деревянная, построена в 1870 г. на средства помещика Жукова и прихожан, теплая, трехпрестольная: главный в честь Рождества Христова, приделы – с правой стороны во имя Архистратига Божия Михаила, с левой – во имя Св. Благ. князя Александра Невского. В приходе селения: Елтань 9в 5 в.), Токмаклак (в 10 в.), Ивановка (в 7 в.), Васильевка и Поречье (в 8 в.), Михайловка и Федоровка (в 6 в.), Николаевка (в 5 в.). Источник: Справочная книга Казанской епархии за 1904 г.
[2] Источник
[3] Село Белая Гора Чистопольский уезд. Церковь каменная, построена в 1834 г. на средства прихожан и помещика Евграфа Ал. Лебедева, теплая, двухпрестольная: главный в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, придел с правой стороны – в честь Богоявления Господня. В приходе селения Сосновый Враг (в 5 в.), Вотяково и Николаевка (в 3 в.), Перепутье (в 6 в.).
[4] Село Куркуль Спасский уезд. Церковь деревянная, построена в 1873 г. на средства прихожан, теплая, двухпрестольная: главный во имя Св. Троицы, придел в честь Рождества Христова. Село это существует и ныне, но числится уже в Алексеевской районе РТ. Любопытно, что в сегодняшнем номере (22.04.2017) газеты РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН опубликована статья под заголовком «Куркульцы – люди особого склада». В статье весьма интересно рассказана история села. И восходит она к середине XVIII века. Но точная дата не известна. «…первое официальное упоминание о нем отмечено на атласе Казанской губернии 1745 года. Там уже немаленькое село обозначено как Каракуль — в переводе с татарского «Черное озеро». По другой версии — Кыркул, то бишь «Степное озеро». Видимо, поначалу село было чисто татарским, а впоследствии «обрусело». Русским стало и название — Куркуль. Сегодня здесь дружно живут и русские, и татары, и мордва. В отличие от большинства окрестных сел Куркуль никогда не был помещичьим. И это — предмет гордости куркульцев. Мол, мы всегда были вольными, жили без помещичьего надзора и указа, сами себе хозяева. Как говорится, все в дом, все для себя! Куркули… По некоторым данным, село было основано беглыми крестьянами. В 1750-х годах Куркуль был приписан к казенному Вознесенскому медеплавильному заводу, что возник на Урале в середине XVIII века. Сразу оговоримся, Урал — это не горы, разделяющие Европу и Азию. Это другой, местный Урал, что в трех километрах от нынешнего села. Видимо, назвав так эту местность, хотели подчеркнуть удаленность ее от самого Куркуля — мол, далеко, как до Урала. Тяжелый труд на заводе считался отработкой и практически не оплачивался. Не случайно же работные люди этих «уральских» заводов первыми поддержали Пугачевское восстание… Со временем завод приказал долго жить, а куркульцы так и остались вольными и начали платить обычные подати». Далее читать ЗДЕСЬ
Храм в честь Святой Живоначальной Троицы (на фото слева) освящен 2 ноября 2003 года архиепископом Казанским Татарстанским Анастасием. До революции, на месте где сейчас находится храм стояла деревянная двухпрестольная церковь с приделом в честь Рождества Христова, построеная в 1868-1873 гг. на средства прихожан. Старый храм, закрытый после Октябрьского переворота, за ветхотью был разобран и возведен вновь в точном соответствии с сохранившимися чертежами. Источник
[5] О селе Красный Яр Чистопольский уезд см. статью «Грузинские. Священно церковнослужители Казанской губернии».
[6] О церкви с. Смолдиярово см. статью «Кубасовы – священно церквонослужители Казанской губернии».
[7] Село Кубас Чистопольский уезд. Церковь каменная, построена в 1846 г. на средства купцов Леонтия Москвичева и Алек. Плаквсина, теплая, однопрестольная, во имя Св. Николая Чудотворца. В приходе селения Березовка (в 1/2 в.) и Байтеряково (в 3 в.).
[8] Источник
[9] Источник фото, предпосланного статье

 

Отзывов: 2

  1. Сергей
    12.11.2017 в 00:57 | #

    К примечанию 4: в дореформенных (1918 г.) источниках название села писалось с «ер» (ъ) на конце – КУРКУЛЪ, в современных публикациях по какой-то причине появился мягкий знак.
    Мой прадед, Иван Иванович Анонимов, был, очевидно, первым священником в селе Куркул. Он окончил Казанскую духовную семинарию в 1872 г., и 5 ноября того же года был рукоположен во священника (еще недостроенной?) Свято-Троицкой церкви, в коей служил до середины 1877 года.

    • galina
      12.11.2017 в 10:04 | #

      Сергей Федорович, на сколько мне известно, священника назначали с момента принятия решения о строительстве церкви. Ведь для этого трудоемкого дела необходимо было лицо, постоянно занимающееся данным вопросом. Как правило, церкви строились по решению мирских, т.е. сходов жителей деревни, в которой предполагалось строительство, или даже нескольких соседних деревень. На сходе избирались уполномоченные – несколько человек – из среды будущих прихожан в качестве ходатаев, своего рода инициативный комитет. Усилиями этих лиц и осуществлялся проект.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>