© 2014 galina Петропавловский собор Казань

Петропавловский собор города Казани

В историческом центре Казани между улицами Кремлевская и Баумана возвышается необычного вида красивейший собор во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла. В Интернете можно найти самые восторженные описания этого храма, так же, как и историю его. Потому не буду повторять здесь растиражированные во множестве тексты, порой грешащие ошибками и недостоверными легендами. Привожу текст протоиерея Е. Малова из книги «Историческое описание церквей г. Казани», отпечатанной в типографии Императорского Казанского Университета в 1884 году.

Церковь верховныхъ апостоловъ Петра и Павла, а другая церковь теплая Козмы Демьянъ, а поставленье и все церковное строеніе Петровскаго попа Василія да мірское. Такъ описывается Петропавловская церковь въ Писцовыхъ книгахъ г. Казани 1566—1568 г. [1]. Изъ этого открывается, что первоначальное основаніе этой церкви положено не Михляевымъ [а] при Петрѣ Великомъ, а за полтораста лѣтъ еще раньше того. Изъ Писцовыхъ книгъ 1566—1568 г. видно, что она была тогда приходская, а не ружная.
Изъ исторіи этой приходской церкви до времени посѣщенія Казани Петромъ I, т. е. отъ 1666 до 1722 г. мы знаемъ не много. Изъ жизни прихожанъ Петропавловской церкви древняго времени извѣстенъ одинъ отрадный фактъ. Когда въ Казани обрѣтена была чудотворная икона Божіей Матери, извѣстная теперь подъ именемъ «Казанской» и начали совершаться чудеса отъ новоявленной иконы пресвятыя Богородицы, тогда получилъ чудесное исцѣленіе отъ иконы Казанской Божіей Матери одинъ житель г. Казани по имени Исаакъ, по прозванію Быкъ. Этотъ Исаакъ былъ сынъ вдовы «именемъ Улиты, вѣрныя сущія и боящіяся Бога, на посадѣ проскурни [b] верховныхъ апостолъ Петра и ІІавла». Чудесное исцѣленіе Исаака произошло между 1579— 1593 г. [2].

Въ настоящее время Петропавловская церковь соборная, но по какому случаю и когда она сдѣлалась соборною, не извѣстно, едвали не со времени построенія ея купцомъ Михляевымъ.
Казанскій Петропавловскiй соборъ, который теперь существуетъ и находится между Воскресенскою и Малою Проломною улицами за духовной семинаріей, построенъ усердіемъ казанскаго купца Ивана Аѳанасьевича Михлява въ память пребыванія, въ 1722 г., Императора Петра I въ Казани, во время похода противъ Персіи. [d]

Церковь эта строилась дважды, потому что въ первый разъ по неискусству каменьщиковъ, она пала. Кончена и освящена была уже въ 1726 году [3].
Зданіемъ Петропавловскій соборъ каменный наипрочной архитектуры, двухъ-этажный; покрытъ бѣлымъ листовымъ желѣзомъ; съ высокою каменною же, нѣсколько отдѣльно поставленною отъ храма колокольнею. Наружность собора украшена многими священными изображеніями и разными орнаментами архитектуры. Архитектура этой церкви дѣйствительно замѣчательная. Иностранцы, посѣщавшіе Казань, обращали на нее свое наблюдательное вниманіе. Такъ наприм, знаменитый Гумбольдтъ съ своимъ спутникомъ Густавомъ Розе, посѣтившіе Казань въ 1829 г., въ своихъ дорожныхъ запискахъ оставили слѣдующее мнѣніе объ архитектурѣ Петропавловскаго собора. «И здѣсь (т. е. въ самой Казани), говорятъ они, много церквей и монастырей съ башнями, часто удивительпой архитектуры, какъ напримѣръ, церковь Петра и Павла, которая имѣетъ чисто японскую форму и снаружи испещрена множествомъ фигуръ, раскрашенныхъ самыми яркими цвѣтами. Эта пестрота однако пріятна для глаза; мы видѣли ее и въ другихъ большихъ русскихъ городахъ и проч. [4].

Во времена Михляева въ Петропавловскомъ соборѣ было четыре престола: во имя св. Апостоловъ Петра и Павла въ верхней соборной церкви. Внизу была церковь теплая Срѣтенія Господня съ двумя придѣлами: первый— Живоноснаго Источника, второй—Рождества Іоанна Предтечи. А теплая церковь во имя Безсребренниковъ Козмы и Демьяна существовала отдѣльно на вратахъ; она была освящена въ 1708 г. И вѣроятно Михляевъ ея не касался, потому что она, не задолго до построенія Петропавловскаго собора Михляевымъ, была кѣмъ либо тоже поправлена. При соборной Петропавловской церкви была одна богадѣльня каменная жъ, колокольня съ боевыми часами и ограда каменная. При оной же церкви домъ училищной каменной, именуемый семинарія, архіерейской, при немъ же и церковь о седьми таинствахъ Господнихъ. Тутъ же и домъ показаннаго Михляева каменной [5].
Петропавловскій соборъ не однократно горѣлъ во время казанскихъ опустошительныхъ пожаровъ, именно: въ 1742, 1749, 1774, 1815 и 1842. [6].

Въ настоящее время въ Петропавловскомъ соборѣ три престола. 1) Престолъ во имя апост. Петра и Павла, освященный 3 апрѣля 1726 г. митрополитомъ казанскимъ и свіяжскимъ Сильвестромъ, за ветхостью и распаденіемъ разобранъ и вновь сооруженъ и освященъ въ 1867 г. октября 10 дня Преосвященнѣйшимъ Антоніемъ [7], архіепископомъ казанскимъ совокупно съ бывшимъ викаріемъ казанскимъ, преосвященнымъ, епископомъ Гуріемъ. 2) Два престола въ нижнемъ этажѣ: а) главный во имя Срѣтенія Господня послѣ пожара 1815 года вновь освященный въ 1818 году. 3) придѣльный на сѣверной сторонѣ во имя Пресвятыя Богоодицы Неопалимыя Купины, освященный въ 1849 г. января 27 дня преосвященнѣйшимъ Григоріемъ, архіепископомъ казанскимъ. До пожара (1815 г.) въ семъ придѣльномъ храмѣ былъ престолъ во имя св. Іоанна Предтечи и крестителя Господня. Придѣлъ Неопалимыя Купины возобновленъ былъ въ 1848 году усердіемъ казанской купчихи Ирины Зайцевой. Былъ еще четвертый престолъ, въ придѣлѣ верхняго храма, во имя Богоматери Живоноснаго Источника, освященный въ 1829 г., но по причинѣ оказавшихся въ этомъ придѣлѣ стѣнныхъ трещинъ, по распоряженію епархіальнаго начальства, упраздненъ.

Внутренность Петропавловскаго собора отъ древности приходившая въ ветхость, въ недавнее время исправлена. Въ верхнемъ этажѣ, шестиярусный, украшенный отличною рѣзьбою, величественный иконостасъ, существующій съ самаго построенія собора Михляевымъ, сплошною позолотою высокаго достоинства возобновленъ, одновременно съ стѣнною живописью, заклиросными кіотами и трапезнымъ иконостасомъ, въ 1867 г., усердіемъ церковнаго старосты казанскаго 1-й гильдіи купца Василія Николаевича Унженина, употребившаго на все это какъ собственныхъ, такъ и пожертвованныхъ нѣкоторыми благотворителями болѣе 20.000 р. Въ нижнемъ этажѣ, въ Срѣтенской церкви послѣ пожара (1815 г.) иконостасъ сооруженъ въ 1818 г. на пожертвованную Святѣйшимъ Синодомъ сумму [8]; а на исправленіе и возобновленіе прочихъ частей церкви были дѣлаемы пожертвованія уже въ 1821 г. частными благотворителями [9]. Иконостасъ въ придѣлѣ Неопалимыя Купины въ 1870 г. перекрашенъ и перезолоченъ въ лучшемъ видѣ иждивеніемъ церковнаго старосты Василія Николаевича Унженина, употребившаго на сіе болѣе 500 руб.

Всѣ иконы въ иконостасѣ переписаны въ мастерской бывшаго иконописца казанскаго Гагаева [с]. Только 4 изъ мѣстныхъ иконъ оставлены не переписанными: иконы: 1) св. Ап. Петра и Павла, 2) Господа Вседержителя, 3) Іерусалимской Божіей Матери и 4) Успенія Божіей Матери. Стѣнную живопись исполнялъ живописецъ Мегунтовъ. [d] Къ числу замѣчательныхъ вещей относятся слѣдующія:
1) Евангеліе древнее 1717 г. Въ серебряномъ вызолоченомъ окладѣ. На застежкахъ, кажется, св. апост. Петръ и Павелъ. Это Евангеліе изъ прежней еще церкви.
2) Храмозданный деревянный крестъ, на коемъ написана лѣтопись освященія Петропавловскаго собора Сильвестромъ митрополитомъ казанскимъ, 3 апрѣля 1726 г.
3) Напрестольный св. крестъ. На рукояти его слѣдующая надпись: «ѣта /зсл (т. е. 1722 г.) мѣсяца мая 9 числа.
Состроилъ сей святый крестъ себѣ съ мощми усердною своею любовію и желаніемъ Іоаннъ Микляевъ во славу на немъ Распятаго Христа и во спасеніе вѣчное души своея и во избавленіе отъ бѣдъ и напастей поклоняющихся Ему, Аминь». Крестъ этоть серебряный вызолоченный, украшенъ камнями и жемчугомъ [10].
4) Св. Евангеліе въ серебряномъ вызолоченномъ окладѣ, со многими камнями и жемчугомъ. На средникѣ Спаситель, сѣдящій на престолѣ, по сторонамъ Его Божія Матерь съ Іоанномъ. На оборотѣ, на срединкѣ слова: Честное сіе и священнѣйшее Евангеліе построено во святую церковь въ Казани святыхъ славныхъ и первоверховныхъ Апостолъ Петра и Павла отъ пріиждивенія благоговѣйнаго и честнаго господина Иванъ Аѳанасьева сына Микляева въ лѣто Божія 1726 г. марта въ 25 день». Евангеліе печатано въ 1681 г.
5) Св. чаша, блюдечки, дискосъ и лжица. На дискосѣ въ срединѣ сидитъ за столомъ Іисусъ Христосъ. По сторонамъ его, внѣ стола, стоятъ св. Апостолы, одинъ изъ нихъ подошелъ къ Спасителю и, не много наклонившись, принимаетъ изъ руки Его хлѣбъ. Вверху Господь Саваоѳъ. Сосуды эти тоже жертва храмоздателя Іоанна Аѳанасьевича Михляева. На святой чашѣ надпись: „ во славу Христа богопостроены сія священныя сосуды въ церковь первоверховныхъ Апостолъ Петра и Павла отъ пріиждивенія боголюбезнаго господина Іоанна Аѳанасіева сына Микляева въ лѣто отъ воплощенія Христа Спасителя 1726 г. марта въ 25 день».
На лжицѣ, съ коротенькою рукоятенькою, латинская подпись: РЕТЕR МІСНLАОFF (Петеръ Михляовъ). Многіе неправильно передавали надпись на этой лжицѣ. М. С. Рыбушкинъ говоритъ, напр., что Петропавловскому собору принадлежитъ, какъ памятникъ благочестія Монарха Петра Перваго принесенная въ даръ (этому собору) Петромъ I лжица съ надписью: Реtrus Маgпиs (т. е. Петръ Великій) [11]. Послѣдняго слова Маgnus (великій) на лжицѣ нѣтъ, а только два вышепоказанныя слова: Реtег Місhlаоff. Посему намъ представляется, что Петръ I ложечку эту первоначально подарилъ вѣроятно Михляеву, а Михляевъ уже отдалъ въ построенный имъ соборъ Петропавловскій.

Кромѣ дорогихъ вкладовъ, сдѣланныхъ храмоздателемъ Иваномъ Аѳанасьевичемъ Михляевымъ есть въ Петропавловскомъ соборѣ вклады другихъ лицъ. Такъ напримѣръ:
6) Серебряный вызолоченный ковшъ, на которомъ имѣется надпись: „1768 г. въ соборъ Петра и Павла приложилъ Анисимъ Сатиринъ. Вѣсу 49 зол. Внутри ковша изображены рыбки.
7) Древній напрестольный крестъ съ надписью: „построенъ сей пречестный и святый крестъ златосребромъ и ма(р)гариты украшенный въ церковь первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла тое же церкви священник Григорей Еремевъ Петръ построили церковною казною». Крестъ этотъ съ разными мощами [12].
8 ) Серебряный вызолоченый, гладкій крестъ съ накладнымъ распятіемъ. На оборотѣ по косому поперечнику надпись: „сей честный крестъ приложенъ въ Срѣтенскую, при казанскомъ Петропавловскомъ соборѣ церковъ послѣ пожара, бывшаго 3 сентября 1815 г. казанскаго военносиротскаго отдѣленія начальникомъ подполковникомъ Алексѣемъ Андреевичемъ Копыловымъ.
9) Предъ четырьмя мѣстными иконами въ Петропавловскомъ соборѣ повѣшены четыре серебряныя вызолоченныя лампады. На каждой лампадѣ одинаковая надпись слѣдующаго содержанія: „1761 г. мѣсяца генваря 10 дня сія ланпада подана отъ казанскаго суконнаго фабриканта Ивана Ѳедорова Дряблова въ соборную церковь святыхъ первоверховныхъ апостолъ Петра и Павла».
10) Къ 1867 г., ко времени окончательнаго внутренняго возобновленія Петропавловскаго собора, церковнымъ старостою Василіемъ Николаевичемъ Унженинымъ, возобновителемъ собора, пожертвованы праздничные и повседневные (т. е. большіе и малые): два напрестольныхъ креста, два евангелія въ окладахъ прекрасной сазиковской работы, двои сосуды со всѣмъ приборомъ и все это серебряное вызолоченное и частію подъ чернью. Особенно хорошо малое. евангеліе 1863 г. На нижней доскѣ очень хорошо сдѣлано по гладкому фону выпуклое изображеніе Рождества Христова. Но не можемъ не высказать сожалѣнія, что на крестѣ довольно тяжеловѣсномъ, гладкомъ подъ чернью, на поперечной линіи у предстоящаго съ Іоанномъ Богословомъ Логина сотника поднято старообрядческое двуперстіе. Едва ли даже и сами старообрядцы могутъ доказать, чтобы Логинъ сотникъ – уже молился двуперстно при крестѣ голгоѳскомъ. Такая неправильность, по нашему мнѣнію, должна быть непремѣнно исправлена. Тоже слѣдуетъ сказать и о большихъ сосудахъ подъ чернью. Они старообрядческой же работы: на св. чашѣ Іоаннъ Предтеча изображенъ съ дву перстиемъ. Если бы старообрядцы припомнили, когда послѣдовала смерть Іоанва Крестителя, тогда навѣрно не стали бы изображать Іоанна Крестителя съ двуперстіемъ.

Изъ иконъ можно указать а) на древнюю икону Божіей Матери живоноснаго источника. Эта икона вся въ окладѣ; открытыя мѣста подъ слюдою. b) За лѣвымъ клиросомъ новая живописная икона Божіей Матери „Споручницы грѣшныхъ». Это—списокъ съ одной иконы [13], находившейся въ недавнее время (1847 г.) въ домѣ московскаго подполковника Дмитрія Николаевича Бонческула (родомъ грека). Бывши въ Казани, Д. Н. Бонческулъ обѣщалъ прислать изъ Москвы списокъ съ чудотворной иконы, а исполнивши свое обѣщаніе, просилъ не накладывать на икону ризы. Церковный старосга В. Н. Унженинъ сдѣлалъ для этой иконы серебряную золоченую кіоть.

Погоста при Петропавловскомъ соборѣ 83 сажени. Планъ и фасадъ имѣются, составлены 1824 г. Къ 1867 г. во время возобновленія собора составленъ планъ или чертежъ иконостаса, на выполненіе котораго далъ благословеніе еще преосвящейнѣйшій Аѳанасій, архіепископъ казанскій.
Причтъ въ настоящее время состоитъ изъ протоіерея, діакона и двухъ причетниковъ.
Для помѣщенія священно-церковнослужителей Петропавловскаго собора на церковномъ погостѣ имѣются два каменныхъ дома, но одинъ изъ нихъ ветхій, требующій неотложнаго исправленія. Петропавловскому собору принадлежатъ каменныя двухъ-этажныя лавки въ 4 раствора на сѣверной сторонѣ ограды. Лавки эти отдаются въ арендное содержаніе въ пользу причта.

Съ западной стороны Петропавловскаго собора, на оградной чертѣ и на церковномъ погостѣ издавна находится каменный двухъ-этажный домъ вышеупомянутаго храмоздателя Ивана Аѳанасьевича Михляева. Въ этомъ домѣ въ настоящее время трактиръ и свѣчной заводъ съ квартирами для постояльцевъ. Домъ этотъ, по смерти храмоздателя Михляева, принадлежалъ Петропавловскому соборному причту, какъ видно изъ указа казанской консисторіи 1820 года (№ 4869). Въ этомъ указѣ говорится, что палатки Козмодемьянскія и Петропавловскiя церкви (Козмодемьянская церковь, о которой извѣстно нѣсколько изъ выше писаннаго, послѣ пожара 1815 г. уже не возобновлялась, а обращена въ протоіерейскую квартиру), какъ и каменный домъ, примыкающій съ западной стороны къ симъ церквамъ, собору отданы на вѣчное поминовеніе [14]. Но по какому случаю перешелъ домъ этотъ во владѣніе купеческаго общества, достовѣрно не извѣстно; палатки же донынѣ состоятъ въ вѣдѣніи собора. Еще въ 1826 г. былъ домъ этотъ протестованъ, а съ 1838 г. производилось исковое дѣло, возбужденное приснопамятнымъ іереемъ того собора Iоанномъ Петровичемъ Лепоринскимъ о возвращеніи дома собору, но за всѣмъ тѣмъ домъ и по сіе время остается въ рукахъ градскаго общества.
————————————–
[1] См. Обширн. извлеченіе изъ Писцовыхъ книгъ г. Казани и его уѣздовъ (изъ вотчиннаго Ш архива). Рукоп. Кап. Ив. Невоструева, въ библ. каз. акад. хр. кат. № 13, стр. 97 обор и 100.
[2] Подробное описаніе чудеснаго исцѣленія Исаака см. въ «Сказаніи о явленіи чудотворн. иконы пресвятыя Богородицы во градѣ Казани». Казань 1871 г. стр. 11.
[3] Казан. Губ. Вѣдом. 1845 г. № 29, стр. 294.
[4] Казан. Губерн. Вѣд. 1847 г. № 15, «Иностранцы въ Казани», стр, 199.
[5] Матеріалы для лѣтописей градскихъ казан. церквей. Извѣстія по каз. епархіи 1871 г., стр. 556.
[5] Сборн. древностей каз. епархіи, Платона Любарскаго. Казань 1868 г. стр. 100 и 101. Казан. Исторія, Н. Баженова, ч. II, стр. 71, 72, 85 и 115.
[7] См. Извѣст. по казан. епарх. 1867 г. № 20, стр. 558.
[8] Указъ каз. дух. консисторіи 1816 г.
[9] Указъ той же консисторіи отъ 13 іюня 1821 г.
[10] Извѣст. по каз. епархіb 1871 г. стр. 556.
[11] Исторія Казани, ч. I, стр. 108. Казанская исторія, Н. Баженова ч. II, стр 57. Каз. Губ. Вѣдом. 184 5 г.№ 29. Опытъ каз. исторіи П. Рычкова, стр. 179. Таже ошибка и вь указателѣ историческихъ достопримѣчательностей г. Казани, С. М. Шпилевскаго. Казань 1873 г. стр. 61.
[12] Объ этомъ крестѣ упоминается въ Ивѣстіяхъ по каз. епарх. 1871 г. стр. 556.
[13] Подлинникъ иконы Споручницы грѣшныхъ находится въ Николаевскомъ Ординѣ монастырѣ, орловской епархіи, карачевскаго уѣзда (Душеп. Чтен. 1872 г. іюль), а списокъ съ нея, снятый для Д. Н. Бонческула, находится въ Москвѣ, въ церкви св. Николая въ Хамовникахъ.
[14] Это видно еще изъ прилагаемаго далѣе духовнаго завѣщания Ив. Аѳ. Михляева.

Примечания мои:
[а] Высказывается мнение, что фамилия купца Ивана Афанасьевича писалась МиКляев, а не МиХляев. Но будем придерживаться написания фамилии, принятого автором публикуемой статьи – примечание Г.С.)
[b] проскурня – женщина, занимавшаяся выпечкой проскур или просвир.
[d] Есть основания полагать, что строительство церкви купцом Михляевым было начато до пребывания императора Петра I в Казани, в доказательство чего приводятся ссылки на архивные документы.
«Это произошло не позднее 1720 года, когда Микляев заключил два договора о поставке извести и камня «к строению церкви Петра и Павла». Первый был заключен с помещичьими крестьянами села Ключищи Свияжского уезда, которые обязались поставить в Казань «извести 400 кадей, самой доброй, кипелки, до 400 камени степенного» в декабре 1720 года, второй – с крестьянами того же помещика из деревни Завражной о поставке в декабре же 200 кадей извести и 200 штук камня».
[c] Гагаев Тимофей Терентьевич (1827-1889). Иконописец, владелец иконописной мастерской в Казани.
[d] Мегунтов Николай Алексеевич (?). Живописец. Ученик Московского училища живописи и ваяния.

 

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>