© 2016 galina pomeranzevi_s_m

Братья Степан и Иван Померанцевы. 1920/30-е гг.

Благодарю краеведа и историка Алексея Федоровича Степанова, занимающегося не один год послереволюционной историей Казанской епархии, возглавляющего в настоящее время Казанское отделение Общества «Мемориал», за предоставленные материалы о судьбе братьев Померанцевых после октябрьского переворота 1917 г.

По архивным документам Эдуарду Шайхутдинову удалось проследить судьбу Померанцева Степана Михайловича до 1890 года.

Степан Михайлович Померанцев родился в 1872/73 г. в селе Ямаши. По увольнении из 1 класса Чистопольского духовного училища был определен послушником в Спасско-Преображенский монастырь города Казани 1 сентября 1885 года. В село Ямаши определен псаломщиком 11 августа 1890 года. Из Справочной книги по Казанской епархии за 1904 г. узнаем, что продолжает служить псаломщиком в том же селе. Холост.

Следующие сведения предоставлены А.Ф. Степановым.

Померанцев Степан Михайлович, 1873 г.р. уроженец и житель с. Ямаши Ерыклинской вол. Чистопольского кантона ТАССР, из духовного звания, русский, холост, образование нач. духовное (Чистопол. ДУ), не судим, лишенец, священник-тихоновец с 15.11.1929; до этого служил в церкви с.Ямаши псаломщиком. Налог – 137 руб. и столько же обложение. В 1929 г. оштрафован на 300/500 <нечетко> руб. за невыполнение контрольной цифры по хлебосдаче, в зачет чего было конфисковано имущество. Приход включал с.Ямаши, д. Соколка и пос. Алексеевский.

Арестован 28.12.1929 по обвинению («выступление против закрытия церкви» путем сбора подписей и назначения делегата для поездки в Казань с ходатайством о ее сохранении; церковь была закрыта постановлением общего собрания граждан с. Ямаши 12.12.1929, ее имущество было изъято 13.12.1929-л.55, 58-59).
Виновным себя не признал. Содержался в Чистопольском исправдоме с 28.12.1929. По делу № 423 проходят три чел.
Приговорен 5.02.1930 Тройкой ГПУ ТАССР (прот. N 44) по ст.58-10 к ВМН, конфискация имущества.
Расстрелян 23.02.1930 в г. Казани.
Семья выслана по 1-й кат. в мае 1930 г. через г. Чистополь. Реабилитирован 28.08.89.
Источники: Книга памяти Республики Татарстан.

Из документов:
14/XII -29 года в связи с состоявшимся постановлением граждан о закрытии церкви ФРОЛОВ Л.М., ПОМЕРАНЦЕВ и КАРЯГИН А.З. решили повести агитацию с целью вызвать массовое выступление против этого мероприятия, для чего 17/XII они обсуждали план своих действий, в котором предусматривали использование в этом выступлении и прилегающие к приходу с. Ямаши соседние деревни. 19/XII ПОМЕРАНЦЕВ и сагитированный им батрак НИКИФОРКИН снова собрались в доме ФРОЛОВА и решили послать делегатов в соседние села с целью проведения агитации за возвращение церкви и сбора подписей и денег под ходатайством о возвращении церкви, направляемом в г. Чистополь с батраком НИКИФОРКИНЫМ. 21/XII перед отъездом НИКИФОРКИНА в Чистополь, ФРОЛОВ, ПОМЕРАНЦЕВ и КАРЯГИН в доме НИКИФОРКИНА обсуждали вопрос о массовом выступлении граждан с целью возвращения церкви, но это совещание было прервано вмешательством сельсовета, потребовавшего в связи с заявлениями некоторых граждан списки [подписантов], т.к. подписи на ходатайстве учинялись фиктивные».

По архивным документам Эдуарду Шайхутдинову удалось проследить судьбу Померанцева Ивана Михайловича до 1913 года.

Иван Михайлов Померанцев (1875/76-после 1930). По окончании курса в Казанской псаломщицкой школе в 1893 году был определен исполнять должность псаломщика в одно из сел Казанской губернии. Затем служил в церкви села Алаты Казанского уезда. Посвящен в стихарь 15 ноября 1898 года. С августа 1901 года служил в Евдокийской церкви г. Казани, в декабре 1905 г. посвящен в сан диакона к этой же церкви. С 1911 года состоит псаломщиком при Богоявленской церкви города Казани. Затем перемещен на дьяконское место во Владимирский Собор 20 декабря 1913 года.

В семействе у него жена Анна Якимова, рождена 8 декабря 1881; дети: Валентина 1899 г.р., Евгений 1901 г.р., Александр 1904 г.р., Вера 1905 г.р., Иван 1909 г.р.

Следующие сведения предоставлены А.Ф. Степановым.

До закрытия Кизического монастыря служил в нем диаконом. С 15.07.1928 состоял 1-м диаконом (Ново)-Троицкой церкви в Слободе Восстания, жил: ул. Б. Проломная, д.72, кв.3; затем – по адресу: Слобода Восстания, Троицкая ул. В списке священнослужителей-лишенцев в 1920-е гг.

Ново-Троицкая церковь располагалась в Пороховой слободе (Слобода Восстания). Весной-осенью 1930 г. на ряде предприятий Казани были инспирированы собрания трудовых коллективов, на которых обсуждались вопросы закрытия Троицкой и Макарьевской церквей города. Кожзавод № 1 им. Ленина  (23 марта, в количестве 383 человек; требование: «указанные церкви закрыть и просить Райсовет срочно переделать на общественные нужды района»). Завод «Серп и молот» (25 марта, 100 человек посчитали закрытие целесообразным, а Троицкую церковь предложили, закрыв, передать под амбулаторию). 31 марта 5-я пошивочная фабрика (церковь надо «закрыть, а здание использовать под культурные учреждения»). 4 апреля столярный цех Шорно-Седельной фабрики № 3 «Большевик» (31 человек единогласно «отдали» две церкви Макарьевскую и Троицкую – первую под столовую, а вторую под амбулаторию). «Текстильная фабрика им. Ленина 7 апреля собрала 1025 своих рабочих и работниц, которые слушали об антирелигиозной кампании в связи с предстоящим религиозным праздником Пасхи». После выступления докладчика «в едином порыве постановили: «организовать 12 апреля, т.е. в первый день Пасхи субботник». … по окончании работ провести массовую политучебу по цехам; просить закрыть все церкви, имеющиеся в районе; одобрить антирелигиозную кампанию, проводимую на фабрике, увязав ее с борьбой за выполнение промфинплана».

«12-го (апреля, т.е. на Пасху) ответственный секретарь Райсовета Шаймухаметов переслал подлинники постановлений собраний заводов и фабрик не менее ответственному секретарю ТЦИКа. Бумаги, как им и положено, пошли по инстанциям разных уровней и ведомств, и в ноябре 1931 года Троицкая церковь стала общежитием рабочих строек в слободе Восстания (так теперь именовали Пороховую слободу)». Ново-Троицкая церковь была закрыта в ноябре 1931 г.

Служил ли диакон Иван Михайлович Померанцев в 1931 г. в Ново-Троицкой церкви не известно.
————————————-
На фото Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля. Нач.XX в. Источник

Отзывов: 3

  1. Анна Горшкова
    23.12.2016 в 17:08 | #

    А вот Алексей Федорович Степанов ничего не мог бы прояснить по поводу событий вокруг братьев Источниковых? Ведь не только о. Михаила расстреляли, но точно известно, что в 1918 году или в 1919 году о. Иоанн Источников был арестован. Может, этот исследователь располагает сведениями об том ?

  2. Алексей Степанов
    23.12.2016 в 21:52 | #

    Здравствуйте! Увы, ничего сообщить о судьбе священников-братьев Источниковых не могу. В 1918-1920 гг. людей расстреливала не только ЧК, но и все, кто попало. Могли красноармейцы убить без всякого оформления бумаг. Про бандитов и говорить нечего. В книгах Памяти жертв политических репрессий зафиксированы только те люди, о судьбе которых принималось решение судебными или квазисудебными властями. Документы мне не попадались…
    Алексей Степанов.

  3. Анна Горшкова
    24.12.2016 в 01:48 | #

    Спасибо! Вот и мне документы не попадались – а воспоминаний богато.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>