© 2016 galina porfirij_5

Протоиерей Порфирий Митрофанович Руфимский. Казанская епархия

Ольга Руфимская

Порфирий Митрофанович Руфимский
(прадед моего мужа Владимира Юрьевича Руфимского)

Порфирий Митрофанович Руфимский (1866 – начало августа 1923 г.) или как называли его племянники, дядя Порф, третий сын Митрофана Ивановича. По непроверенным данным родился в селе Бишеве Казанской губернии. Детство и юность его прошли среди чуваш. С особой теплотой вспоминал он о деревне Шор-касы Цивильского уезда, которая была приписана к приходской Воскресенской церкви села Воскресенские Шигали, где дьяконом служил его отец. И с самой деревней у него были связаны воспоминания, касающиеся послебрачного путешествия на хиротонию.
Закончив Чебоксарское духовное училище, когда он жил на квартире у «тётенек» и питался в основном «горошком и кашей» из общей чашки, почти ребёнком в 13 с половиной лет отправился Порфирий в Казань поступать в духовную семинарию. В то время там уже учились два его брата – Пётр и Павел. До Казани надо было плыть пароходом, и отец взял билеты на самый дешёвый — «Колчин», в то время как его товарищи плыли на скоростном пароходе общества «Самолёт».

Пароход Великий князь Владимир пароходное об-во «Колчин и Курбатов» [1]

Пароход об-ва «Самолет» [2]

Не было у отца денег на проезд до Казани на двоих. И уже в Козловке сошёл Митрофан Иванович с котомкой на плечах с «Колчина», а Порфирий поплыл дальше один, огорчаясь, что товарищи его раньше будут в Казани и поступят в семинарию. Но вот он и в Казани… Можно представить себе состояние маленького мальчика, который оказался совершенно один в большом незнакомом городе. Но он, как послушный сын, строго выполнявший наказ отца, сел в конку, заплатив 8 копеек, доехал до нужного места и нашёл Духовную Семинарию. Как Порфирий писал в своих воспоминаниях: в дырявых сапогах, грязном пиджаке и с холщовой сумкой, в которой лежали учебники, зашёл он в здание Семинарии. Сначала документы не хотели брать, так как был Порфирий слишком молод. Но каким-то чудесным образом был он допущен до экзаменов. Как и что сдавал — не отложилось в детской памяти. Остались в воспоминаниях лишь только смазанные сапоги, брюки «навыпуск», которые одолжил ему средний брат и экзамен по греческому языку. И был Порфирий принят в Семинарию на казенное содержание.

Казанская духовная семинария

В самом начале учёбы его ошеломило здесь все: и то, где он будет жить, и обстановка в семинарском корпусе, и убранство столовой. Но не только это… «новая обстановка, новые преподаватели, новые предметы преподавания, новое содружество, новое, наконец, звание семинариста, — все это такие новости, которые увлекли меня своей новизной. И в этом увлечении я, видимо, позабыл о своей учебе. Весь первый год валил, как говорится, через пень-колоду. А. если еще сюда прибавить, что примеры «старичков», задававших «тон» целому классу своим бездельем и своеобразным ухарством, так заразительны, то тогда и совсем будет понятно, почему семинарская наука, в первый год моего пребывания в Семинарии прошла мимо меня, не задела моего любопытства…
… Новые предметы преподавания и новые преподаватели, как-то выбивали нас из доселе проторенной колеи. И мы, выбитые из этой колеи, не скоро могли нащупать себе новую дорогу. А пока еще нащупывали эту дорогу, то успевали уже запастись достаточным количеством и «двоек» и «единиц»…
… Моя семинарская учеба, как и большинства моих сотоварищей, прибывших в Семинарию из разных училищ, наладилась не вдруг …» [3], и остался в первом классе по прошению еще на один год.

В 1886 году Порфирий Руфимский закончивает семинарию со званием студента и поступает в Казанскую духовную академию. Проучившись почти  два года, внезапно увольняется по прошению со второго курса. Что послужило причиной оставления академии, и по сей день неизвестно.  А только  в 1887 году он женится на Ломоносовой Евгении Александровне и в этом же году рукополагается в сан священника к  Владимирской  церкви села Малое Чурашево  Ядринского уезда.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери,
Малое Чурашево. Ядринский район Республика Чувашия [4]

Здесь же преподавал Порфирий в церковно-приходской школе и был избран председателем церковно-приходского попечительства. Жизнь шла своим чередом. Почти один за другим рождались дети: дочь Сусанна (1889), сын Александр (1891) и сын Николай (1892). И тут счастливая семейная жизнь закончилась: при рождении второго сына в ноябре 1892 года умирает жена – Евгения Александровна. Так в 26 лет с тремя детьми на руках остался Порфирий вдовцом.
3 сентября 1893 года Порфирий Митрофанович подал прошение об увольнении с должности в связи с поступлением в духовную академию. Дети жили в Казани вместе с бабушкой, которая и занималась их воспитанием.

В августе 1897 года он, кандидат богословия, был определен  постановлением Епархиального начальства на второе священническое место  к Воскресенской церкви города Казани.

Иконостас Воскресенской церкви г. Казани

Это был довольно богатый приход. В 1898 году становится членом правления женского епархиального училища, с 1900 года – благочинный церквей 2 округа г. Казани, председатель съезда благочинных Казанской Епархии. Вся его дальнейшая жизнь была связана с Воскресенской церковью. Лишь в 1906 году на короткое время (нескольких месяцев) он был перемещён  к Софийскому собору г. Лаишева.

Софийский собор г. Лаишева [5]

В то время критиковали всё и вся и  в печати публиковались статьи, в которых нападкам подвергался  архиепископ Дмитрий. Создание этих статей приписывалось Порфирию Руфимскому.  Этот инцидент  так описывался в столичной газете «Колокол»(1906 год, №55): «В Казани наделала  много шуму история Архиепископа Димитрия со священником Воскресенской церкви о. Руфимским. Последний без суда и следствия, по одному лишь подозрению в «неблагоповедении», был переведен в уездный и захудалый город Лаишев… Прихожане Воскресенской церкви обратились к Архиепископу с просьбой об оставлении Руфимского, а когда просьба не была уважена, то демонстративно поднесли ему крест. В местных газетах был помещён протест  против распоряжения Архиепископа, подписанный многими казанскими интеллигентами. Преобладают подписи профессоров университета и адвокатов… Городское духовенство тоже вошло к Архиепископу с коллективной просьбой об оставлении Руфимского на прежнем месте. В конце концов Архиепископ отменил своё распоряжение, за что духовенство поднесло ему икону.»

Действительно являлся ли  Порфирий автором этих статей об архиепископе – неизвестно. Но то, что вся городская интеллигенция и многие священнослужители вступились за него, показывает, каким уважением пользовался Порфирий Митрофанович среди казанцев. Порфирий был очень добрым и хлебосольным человеком. Он по возможности помогал всем, кто нуждался в его участии. Племянники часто гостили в его доме при Воскресенской церкви. Не оставлял он без помощи  и вдову  младшего брата Владимира — Марию Петровну Руфимскую.

За время службы Порфирий Митрофанович  имел  много наград: 1898 г. — набедренник, 1899 г. — скуфья, 1902 г. — камилавка,1905 г. — наперстный крест, 1916 г. — «за усердную службу  в настоящую войну» награжден саном протоиерея.

Его статьи на различные темы печатались в «Известиях по Казанской Епархии». Особенно интересны были письма с фронтов первой Мировой войны, которые были объединены одним общим названием «На ратных полях». Известны его книги «Черемисский Михаило-Архангельский  мужской общежительский  монастырь» и  «Слова, поучения, беседы и речи».

Существует фотографии, на которых предположительно изображен Порфирий Руфимский. Первое  фото прислано нам из Австралии нашим родственником Виктором Сперанским с надписью «Порфирий Руфимский ?»
Второе фото получено в Национальном архиве РТ благодаря  помощи Галины Соколовой. Внук Порфирия больше склоняется к  тому, что именно на нем мы видим Порфирия Митрофановича.

П. Руфимский. Казань фотография Н.Соболева и А.Шумилова б/д

В 1914 году перед Первой мировой войной  исполнилось 25 лет служения Порфирия Руфимского в сане священника. Вот что писали  о нем в «Известиях по Казанской Епархии» ( 1914 г.): «Его постоянное участие в трудах Епархиальных съездов как депутата, а потом как бессменного председателя создало ему репутацию бескорыстного, самоотверженного священнослужителя и человека».

В этом же году сразу после начала первой мировой войны Порфирий Митрофанович Руфимский  отправляется полковым священником на Юго-Западный фронт, в Карпаты. Прощаясь с казанцами, он  публикует в «Известиях по Казанской Епархии» № 43 от 14 ноября 1914 года своё обращение:

К Духовенству Казанской Епархии

«Отбывая в действующую армию священнослужителем, убедительно прошу у Духовенства Епархии братских молитв за моё недостоинство. Просите Милосердного Господа, чтобы Он дал мне силу и крепость послужить страждущим, больным и раненым воинам без ропота, с терпением, с радостью, а не воздыхающе. Если суждено будет вернуться обратно целым и здравым, то с любовью примите опять в своё духовное братство. Если же Господь сподобит положит душу за други моя на поле брани, то помяните в молитвах своих многогрешного иерея Порфирия.

Священник Казанской Воскресенской церкви  Порфирий Руфимский».

В действующей армии он находился с ноября 1914 года по июль 1917 года. 24 февраля 1916 года по определению Священного Синода, находясь в 239 пехотном Константиноградском полку в качестве полкового священника, за усердную службу был награждён саном протоиерея. В июле 1917 года Порфирий Руфимский служил в 3 гвардейском стрелковом полку. Все тяготы воинской службы были переданы им в  письмах на Родину. В них Порфирий Митрофанович  подробно описывал подвиги  духовных пастырей  и простых солдат в годы Первой мировой войны. В благочинии его было несколько частей и о каждом батюшке он писал с теплотой и любовью. Два раза вместе с войском русским совершал Порфирий Митрофанович поход в Карпаты, много видел, много пережил и испытал вместе с простыми  солдатами: спал в окопах, вырытых в снегу, был под обстрелом  артиллерии. Но долг пастыря духовного звал его снова и снова на передовую. Вот что он писал в августе 1915 года в одном из своих писем:

«Разнообразие в чувствах, множественность в переживаниях приходится отмечать на этих ратных полях. То воодушевишься,  поднимешься куда-то на высоту, на страшную высоту духа и мысли, то опустишься куда-то в низины, в  засасывающие трясины. То порадуешься за победу, за славное дело пред сильным противником , за отбитую атаку, за захваченные в бою трофеи. А то и загрустишь пред видом крови, нечеловеческих  мучений, истерзанных тел человеческих и постоянной, почти ежедневной смерти. Война. Одно слово— война. Война мировая. А для нас, россиян, Отечественная война. Война до конца, до полного разгрома немецкого засилья вовне и внутри. В этой войне воинствуют не только воины, но на военном положении оказываются и те мирные жители, которых война захлестнула своим широким, размашистым районом».

Три долгих года находился Порфирий Митрофанович на ратных полях Юго-Западного фронта.

После революции 1917 года с приходом красных город не покинул, остался служить в Казани. В сентябре 1922 года вошёл в  состав  нового  обновленческого Епархиального управления.  Последней церковью, где служил Порфирий Митрофанович, была Георгиевская ( 1920-1923 гг.). В этой же церкви в должности диакона служил  отец его невестки Федор Иванович Ляпидовский.

Георгиевская церковь г. Казань

Георгиевская церковь была построена в 1717 г. Она  была одной из самых красивых в городе. К огромному сожалению,  в ноябре 1929 года храм  уничтожили. На его месте был разбит небольшой сквер, в центре которого установили памятник с бюстом К. Маркса. К этому памятнику долго ходил маленький Юра Руфимский- внук Порфирия- со своей мамой. Каждый раз они приносили к памятнику цветы. Мама плакала и Юра долго не понимал – почему?  Теперь можно предположить, что таким образом она чтила память Порфирия Руфимского- на последнем месте его служения. Сейчас уже нет ни памятника, ни сквера.

Бюст К. Маркса. На этом месте находилась Георгиевская церковь

Так выглядит место, где стояла Георгиевская церковь сегодня [6]

В период с 1918 по 1923 год казанцы пережили много горя. У одних были убиты родственники, близкие других находились у белых, и все трепетали за будущую судьбу. Порфирий Митрофанович, видимо, переживал двойственные чувства: с одной стороны — судьба детей (никак не хотелось сделать их «лишенцами», не имеющими прав в новом обществе), с другой стороны — чувство вины перед прихожанами за свое отступничество и переход в обновленчество. Но он все же отказался от сана архиерея, предложенного ему новым епископом Алексием.

По окончании церковной разрухи, в начале августа 1923 года Порфирий Митрофанович скончался от порока сердца в возрасте 57 лет. Погребение его 6 августа 1923 года осуществлял сам владыка Иоасаф. Трудно сказать, что было бы с ним, если бы он жил в тридцатые годы, когда расстреляли его племянников, арестовывали его зятя — мужа сестры Феоктисты — Александра Сперанского. Не постигла ли бы его такая же участь?
——————————–
[1] Источник
[2] Источник
[3] «Из семинарских воспоминаний»: Известия по Казанской Епархии, ноябрь 1910
[4] Источник
Церковь каменная, построена в 1830 г. на средства прихожан, двухпрестольная: главный, холодный, во имя Владимирской Божьей Матери, придел теплый во имя Архистратига божия Михаила. Сейчас в ней находится подворье Свято-Троицкого мужского монастыря.
[5] Источник
[6] Источник
[7] На фотографии, предпосланной статье Воскресенская церковь г Казань

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>