© 2015 galina schestakov_monastiri

Древнiе монастыри Прикамкаго края

Древнiе монастыри Прикамкаго края
(Историческая справка)
Изданiя священника Iакова Шестакова
1912 год

ПРЕДИСЛОВІЕ

„Воспоминаніе прошлаго обыкновенно
ведетъ къ пониманію настоящаго».

Въ настоящее время въ предѣлахъ Пермской епархіи имѣются культурные центры, выросшіе въ короткій періодъ времени, благодаря мѣстнымъ условіямъ, какъ то: судоходнымъ рѣкамъ, желѣзно-дорожнымъ путямъ сообщенія и т. п. Началомъ этихъ центровъ были или монастыри, или келія отшельника сѣдой старины, или заброшенный лѣсной холмъ у берега свободно текущей рѣки, вблизи которыхъ появилась жизнь.
Монастыри прикамскаго края, существовавшіе до открытія епархіи въ Перми, были средоточіемъ христіанскаго просвѣщенія, питомниками благочестія и нравственности. Изъ нихъ выходили миссіонеры, несшіе ученіе Христа, не знающимъ его, дѣйствительно по призванію, по внутреннему неутолимому влеченію, съ лишеніями, не зная, гдѣ голову преклонить, что вполнѣ естественно: сынамъ Отца Небеснаго предрекаются страданія, гоненія, уничиженія… (2 Тимоѳ. 3, 12).

Обозрѣвая дѣятельность этихъ монастырей въ лицѣ ихъ основателей, дѣятельность ихъ въ духѣ Христовой любви къ просвѣщаемымъ инородцамъ, нельзя не придти къ заключенію, что дѣятельность ихъ была тождественна съ дѣятельностію основателя Троицкой Лавры—преподобнаго Сергія. Какъ дѣятельность преподобнаго Сергія съ своими учениками была плодотворна для всего Сѣверо-Западнаго края вплоть до береговъ Бѣлаго моря, какъ въ смыслѣ просвѣщенія христіанствомъ тѣхъ инородцевъ, которые населяли этотъ край, такъ и въ смыслѣ сплоченія ихъ въ одно могущественное государство, такъ и дѣятельность первопросвѣтителей Пермскаго края была направлена на просвѣщеніе ума и сердца инородцевъ, населяющихъ этотъ край вплоть до береговъ Ледовитаго океана на сѣверѣ и Уралъ на востокѣ. Просвѣтивши сѣверовосточный край свѣтомъ Евангельскаго ученія, они сдѣлали изъ этого края сильный оплотъ противъ нападеній татаръ, всегда склонныхъ въ то время нападать на слабыя окраины молодого Русскаго Государства.

Дѣйствительно, читая исторію Пермскаго края, невольно приходишь къ вышеуказанной мысли. Такъ, Св. Іона—пятый преемникъ Св. Стефана—основалъ монастырь ап. Іоанна Богослова въ Чердыни, крестилъ князя Пермскаго Михаила, строилъ по берегамъ рѣкъ Камы и Вишеры церкви. Преподобный Трифонъ Вятскій жилъ въ Пыскорѣ, принялъ здѣсь монашество и закалялъ свой духъ въ подвигахъ аскетизма подъ сѣнію этой обители, просвѣщалъ остяковъ на устьѣ рѣки Нижней Мулянки, у которыхъ, къ великой досадѣ ихъ шамановъ, срубилъ ихъ священную ель. Св. праведный Сѵмеонъ Верхотурскій пришелъ изъ Москвы на Уралъ, ходилъ изъ дома въ домъ и училъ народъ истинамъ христіанскимъ. Такимъ образомъ Святитель Іона, преподобный Трифонъ Вятскій и Сѵмеонъ праведный были піонерами христіанства и политики русской, которыя они по узкимъ тропамъ лѣснымъ занесли въ прикамскую страну [1].

На этихъ подвижниковъ въ дѣлѣ распространенія вѣры Христовой нужно смотрѣть не какъ на жертву общества, которую оно приноситъ Богу, какъ дань въ умилостивленіе Его правосудія, но какъ на людей, свыше вдохновенныхъ Самимъ Богомъ для прославленія Своего Святѣйшаго имени среди людей, не вѣдуюшихъ Его Имени.

Благовѣйною душою переносясь въ то далекое и великое прошлое, когда преподобный Трифонъ, ведя странническую жизнь, проповѣдывалъ христіанство по берегамъ рѣкъ Камы и Вятки, и молитвенно преклоняясь предъ симъ многострадальнымъ миссіонеромъ и насельникомъ прикамкихъ монастырей [2], 300-лѣтіе блаженной кончины котораго исполняется 8 октября 1912 года, находимъ благовременнымъ выпустить историческую справку о былыхъ монастыряхъ прикамскаго края, такъ какъ мы, отдѣленные вѣками, нерѣдко имѣемъ о нихъ лишь смутныя представленія [3].

Приводя тѣ данныя о прикамскихъ обителяхъ, какія мы читаемъ въ дошедшихъ до нашего времени трудахъ В. В. Звѣринскаго, А. А. Дмитріева, дополнивъ ихъ на мѣстахъ былыхъ монастырей преданіями и свидѣтельствами живыхъ людей, думаемъ, что эта историческая справка будетъ особенно цѣнна для тѣхъ лицъ, которымъ близки и дороги великія историческія святыни роднаго края—св. обители, эти нелицепріятные свидѣтели мощи христіанскаго духа и жажды Богоискательства нашихъ предковъ.

Священникъ Іаковъ Шестаковъ

Пыскарско-Лысвинский Спасо-Преображенскiй Ставропигiальный (прикамскiй) монастырь, переведенный в 1781 году в г. Пермь

МОНАСТЫРИ НЕСУЩЕСТВУЮЩІЕ.
Чердынскій Іоанно-Богословскій мужской монастырь.

Монастырь былъ основанъ пятымъ преемникомъ св. Стефана Пермскаго, Святителемъ Іоною, при которомъ и былъ построенъ храмъ въ честь апостола и Евангелиста Іоанна Богослова, а спустя нѣсколько лѣтъ и другой въ честь Вознесенія Господня. Основаніе послѣдняго преданіе относитъ къ первой четверти ХУІІ вѣка. Въ 1700 году оба храма сгорѣли. Вскорѣ сибирскій губернаторъ Гагаринъ, по просьбѣ чердынцевъ, построилъ вмѣсто двухъ сгорѣвшихъ храмовъ одинъ: верхній этажъ въ честь Вознесенія Господня, а нижній въ честь апостола Іоанна Богослова. До сихъ поръ этотъ храмъ сохранился и поражаетъ новаго человѣка красотой своей архитектуры. Храмъ этотъ, по преданію, строился шведскими плѣнниками въ 1718 году, затѣмъ нѣсколько разъ сгоралъ, но каждый разъ возобновлялся. Въ 1764 г. съ закрытіемъ монастыря храмъ приписанъ къ Богоявленской церкви. (Подробнѣе о храмѣ см. нашу брошюру „По поводу открытія женскаго монастыря при семъ храмѣ». 1912 г.).

Пыскорскій Спасо-Преображенскій ставропигіальный мужской монастыръ.

Монастырь былъ однимъ изъ богатѣйшихъ обителей въ Россіи, основанъ около 1560 года близъ рѣки Пыскора Соликамскаго уѣзда Іоанникіемъ Строгановымъ. Въ XVIII вѣкѣ монастырю принадлежали: а) вотчинныя земли на 50 вер. по берегамъ Камы, Кондаса, Сылвы, Сирьи и Лысвы, б) до 50 селъ и деревень съ 3528 ревизскими душами, в) нѣсколько солеваренъ, на которыхъ вываривалось соли до 1,300,000 пудовъ и г) три подворья—два въ Москвѣ и одно въ Соликамскѣ. Въ 1756 году онъ перенесенъ, по непрочности берега, на рѣку Лысву, отъ монастыря остались съ иконами и ризницею одна церковь (трапезная) что нынѣ единовѣрческая. Здѣсь и теперь еще видны фундаментъ зданій и канавы обители.
Въ этой обители принялъ монашество преподобный Трифонъ Вятскій.
Болѣе подробныя данныя о монастырѣ см. въ книгѣ священника Ип. Словцова „Пыскорскій ставропигіальный монастырь. 1867 г.»

Пыскорско-Лысвинскій Спасо-Преображенскій мужской монастырь.

Монастырь находился на правой сторонѣ рѣки Камы, въ 12 верстахъ отъ г. Соликамска и въ одной верстѣ отъ деревни Лысьвы, вблизи впаденія въ Каму. Основанъ монастырь на этомъ мѣстѣ въ 1756 году Архимандритомъ Пыскорскаго монастыря Іустомъ и въ томъ же году изъятъ изъ вѣдѣнія Преосвященныхъ Вятскихъ, имѣя степень ставропигіальнаго. Въ 1775 году по непрочности зданій монастырь былъ переведенъ въ заштатный Вознесенскій монастырь въ г. Соликамскѣ, а въ 1781 г. въ г. Пермь.

Насколько были колоссальны богатства этого монастыря— показываетъ тотъ фактъ, что преемникъ О. Іуста Архимандритъ Никифоръ принялъ отъ него три каменныхъ церкви, колокольнею въ 30 саженъ съ большими колоколами въ 1300, въ 700, въ 360, въ 120, въ 70 и въ 50 пудовъ, кромѣ малыхъ 18 колоколовъ, 174 кельи, болѣе 1000 богатѣйшихъ священническихъ облаченій, большею частью изъ золотой и серебряной парчи, 5 большихъ митръ: одну съ брилліантами—27,000 руб., другую съ алмазами—16,000 руб., третью съ жемчугомъ—9,000 руб. и проч. О митрахъ этихъ есть особая статья архиваріуса Вятской Духовной Консисторіи Вас. Ив. Шабалина, помѣщенная въ томѣ 1-мъ, страницы 70—87 за 1908 годъ трудовъ Вятской Архивной Комиссіи.
Въ 1764 году, при общемъ закрытіи монастырей, всѣ земли, крестьяне и солянные промысла были отобраны въ казну и ему оставлено лишь 8 десятинъ сѣнокоса, Соликамское подворье и 17 штатныхъ служителей и назначено 2311 руб. 90 коп. милостиваго жалованія отъ казны.
На мѣстѣ монастыря и доселѣ сохранились фундаментъ и прудъ обители.

Пыскорскій Введенскій дѣвичій монастырь.

Монастырь основанъ былъ на томъ самомъ мѣстѣ, подъ горою, гдѣ стоялъ первыя 10 лѣтъ мужской монастырь до перевода его на гору, въ городокъ Канкоръ въ 1570 году. Когда былъ основанъ дѣвичій монастырь въ Пыскорѣ— въ точности неизвѣстно, хотя предполагаютъ, что между 1579—1623 годами. Священникъ И. Словцовъ справедливо замѣчаетъ: „церковь Преображенія Господня, по перенесеніи монастыря, оставленная на старомъ мѣстѣ, быть можетъ, послужила основаніемъ посада и въ немъ дѣвичьяго монастыря въ видѣ общины».
Дѣвичій монастырь былъ въ полной зависимости отъ мужского. Вотъ подлинное свидѣтельство Кайсарова: „на посадѣ подъ горою въ дѣвичій монастырь церковь Зосимы и Саватія Соловецкихъ чудотворцевъ древяны клѣцки. Да въ монастырѣ 9 келей, а въ нихъ живутъ черныя старицы» [4].

Соликамскій Михаило – Архангельскій женскій монастырь.

Монастырь сгорѣлъ въ 1672 году. Вмѣсто него былъ основанъ Преображенскій женскій монастырь, спустя 11 лѣтъ въ 1683 г. Памятникомъ этого монастыря служитъ церковь Преображенія Господня. Основанъ монастырь на средства Московской купчихи—вдовы Евдокіи Никифоровой Щепоткиной, мужъ которой имѣлъ торговыя дѣла въ Соликамскѣ. Первою игуменіею была Капитолина, управлявшая обителью 20 лѣтъ. Монастырь былъ упраздненъ въ 1764 году и монахини съ игуменіею Еленою переведены въ г. Уфу, гдѣ на мѣстѣ монастыря стоитъ нынѣ церковь. (Путешествіе Берха въ городъ Соликамскъ и Чердынь).

Верхъ-Яйвенскій Введенскій монастырь.

Обитель была основана „на Сибирско – Верхотурской дорогѣ», т. е. на бабиновской [5] изъ г. Соликамска въ с. Ростесъ и далѣе на Уралъ, на волокѣ, при рѣкѣ Яйвѣ, на мѣстѣ села Верхъ-Яйвинскаго. Кайсаровъ впервые указываетъ монастырь-новую пустынь съ храмомъ Введенія, одной келіей и 5 иноками, да за пустынью 6 дворовъ бобыльскихъ и въ нихъ 8 человѣкъ, да однозаймища (заимку) на верховьяхъ Усолки, съ однимъ монастырскимъ дворомъ. Церковь Введенія построена въ Верхъ-Яйвинскомъ селѣ извѣстнымъ Артеміемъ Бабиновымъ въ 1616 году, какъ видно изъ Соликамскаго лѣтописца, изданнаго Берхомъ. (Путешествіе, стр. 207).

По свидѣтельству Кайсарова, пустынь Введенская при своемъ возникновеніи получила матеріальную поддержку отъ боярина Ивана Никитича Романова, благополучно вернувшагося изъ ссылки (Пелыма). Какъ извѣстно, въ ссылкѣ скончался Михаилъ Никитичъ Романовъ въ с. Ныробѣ и Василій Никитичъ—въ Пелымѣ, тѣла ихъ были перевезены впослѣдствіи въ Московскій Новоспасскій монастырь, гдѣ и покоятся въ усыпальницѣ бояръ Романовыхъ. Иванъ Никитичъ Романовъ и князь Иванъ Борисовичъ Черкасскій вернулись благополучно въ Москву, что и было для нихъ побужденіемъ основать тогда же Введенскую пустынь на Бабиновской дорогѣ, по которой приходилось возвращаться имъ изъ Сибири. Долго ли существовала Введенская пустынь на Бабиновской дорогѣ,— не извѣстно. Свѣдѣнія о ней до того скудны, что ни извѣстный знатокъ исторіи г. Соликамска г. Берхъ, ни составитель списковъ іерарховъ и настоятелей монастырей Россійской церкви—Строевъ совсѣмъ не знали о существованіи когда- то этой пустыни (Перм. старина—А. А. Дмитріевъ, стр. 61— 66 вып. 2-й).

Осинскій Преображенскій монастырь.

На правомъ берегу Камы противъ г. Осы существуетъ городище и возлѣ него по теченію рѣки—глубокій буерагъ, вблизи котораго находились монастырскія строенія, а самый монастьірь находился на берегу подъ городищемъ. Вблизи этого мѣста существуетъ деревня внизъ по теченію Камы подъ именемъ „слободы подъ Монастырской» остатокъ Осинскаго Преображенскаго монастыря. О постройкѣ монастыря мы встрѣчаемъ указанія въ писцовой книгѣ 1596 года «на Осѣ же слободы версты на двѣ за рѣкою Камой въ Казанскую сторону, на берегу подъ городищемъ часовня попа чернаго священника Іоны Прокофьева пошехонца да старца Арсенія Мезенца, а строитъ тотъ монастырь государевъ богомолецъ-монастырь во имя Преображенія Господня Бога и Спаса нашего I. X. да и Зосимы и Саватія Соловецких чудотворцевъ и подъ монастыремъ земли вдоволь и поперекъ по 50 саженей». Осинскій монастырь упраздненъ за малобратствомъ въ 1727 году. Построеніе монастыря Іоною и Арсеніемъ было въ 1551 году, слѣдовательно, монастырь существовалъ 166 лѣтъ. Теперь на мѣстѣ монастыря находится часовня во имя Преображенія Господня [6].

Шерьинская пустынь, нынѣ село Шерья, Оханскаго уѣзда состояла въ вѣдѣніи Вятскихъ Епископовъ, крестьянъ при ней было 770 душъ, данныхъ Строгановыми. По свидѣтельству Архимандрита Макарія, пустынь была основана въ 1675 году, просуществовавъ 89 лѣтъ, при составленіи штатовъ 1764 г. была упразднена. Храмъ и рѣзныя иконы сохранились и понынѣ. (В. В. Звѣринскій. Матеріалы для описанія монастырей).

Кайгородскій Успенскій монастырь, что на рѣкѣ Камѣ, былъ основанъ въ 1705 году, строителемъ его былъ Зосима. Въ уѣздѣ Кайгородскомъ упоминается Кайгородская Стрѣтенская пустынь, строителемъ  ея въ томъ же 1705 году былъ Питиримъ. Когда уничтоженъ монастырь—неизвѣстно. (В. В. Звѣринскій. Матеріалы для описанія монасіырей).

Трифоновъ Успенскій Чусовской мужской монастырь, нынѣ село Успенское-Чусовское, Пермскаго уѣзда, въ 81 версте отъ г. Перми, на правомъ берегу Чусовой. Основанъ во 2-й половинѣ XVI столѣтія преподобнымъ Трифономъ Вятскимъ, поселившимся среди язычниковъ на горѣ, которая считалась обиталищемъ злого духа и на которую никто не осмѣливался входить.
Около 1580 г. преподобный вслѣдствіе пожара долженъ былъ оставить монастырь, поручивъ его ученику Іоанну. Упраздненъ въ 1764 году.

Монастырь переименованъ въ село Успенское, и теперь носящее это названіе. Въ церкви этого села есть иконы съ изображеніемъ препод. Трифона, очень древняго письма и происхожденія. Въ половинѣ горы, между двумя оврагами, на томъ мѣстѣ, гдѣ былъ сброшенъ святой съ горы, давно уже построена деревянная часовня, въ ней есть замѣчательно древній образъ преподобнаго, писаный на каменной доскѣ размѣромъ 2 арш. х 1 1/2 арш (два аршина на полтора аршина). На иконѣ изображенъ фактъ низверженія Преподобнаго съ горы и спасеніе его въ лодкѣ. Ежегодно 18 октября, въ день кончины Преподобнаго, при большомъ стеченіи народа бываетъ въ эту часовню крестный ходъ изъ с. Успенскаго. На рѣкѣ Чусовой преп. Трифонъ прожилъ 9 лѣтъ. (Житіе преп. Трифона.—П. Д. Шестакова).

Богородицкая-Успенско-Введенская мужская пустынь, нынѣ церковь въ г. Оханскѣ. Вѣроятно, основана XVII стол. при устроенномъ селѣ Оханскомъ Строгановыми; въ 1764 году упразднена (тамъ же).

Зосимо-Савватіевская мужская пустынь, нынѣ часовня и мѣсто, называемое «монастырьковымъ» при г. Оханскѣ, уже существовала въ XVII стол., что видно изъ надписи на иконѣ Зосима и Саватія, сдѣланной въ 1710 году. Упразднена въ 1764 году, на мѣстѣ былого монастырскаго храма поставленъ каменный столбъ, съ крестомъ и надписью «сей памятник на мѣстѣ св. престола древнѣ монастырскаго храма во имя преподобныхъ о. о. Зосима и Савватія Соловецкихъ Чудотворцевъ, соорудилъ усердіемъ купецъ Ал. Ив. Мрачковскій въ 1910 г.»
Мѣстность, гдѣ была пустынь, далеко царитъ надъ округой и достойна кисти художника.

Спасо-Преображенскій мужской, нынѣ архіерейскій домъ въ г. Перми, на горѣ, называвшейся Слудка [7], улица, на которой стоялъ монастырь и доселѣ называется Монастырской. Существуетъ съ 1781 г., основанъ съ цѣлью перевода сюда братіи Пыскорскаго монастыря, помѣщавшейся въ Соликамскомъ Вознесенскомъ монастырѣ, и положенъ тогда же во 2-мъ классѣ, а съ 1799 года обращенъ въ архіерейскій домъ. Характерно, храмъ здѣсь сначала былъ построенъ Вятскимъ игуменомъ Евсевіемъ алтаремъ на сѣверъ, а затѣмъ его перестроили на востокь. Прежде онъ былъ во имя святителя Стефана Пермскаго, а затѣмъ освященъ, послѣ перестройки, въ честь св. Митрофана Воронежскаго (см. очеркъ 100-лѣтія Перм. епархіи. 1899 г.). Церковь Преображенія Господня каѳедральнаго собора заложена 25 мая 1793 года.
Подробнѣе о немъ см. наше описаніе существующихъ монастырей Пермской Епархіи 1907 г.

Верхъ-Язвинскій Богородицко-Успенскій мужской, нынѣ село Обвинской Монастырь или село Верхъ-Язвинское, Соликамскаго уѣзда, въ 210 верстахъ отъ г. Соликамска при рѣкѣ Язвѣ. Основанъ въ 1686 году по случаю явленія здѣсь иконы Божіей Матери и упраздненъ въ 1764 году. Отъ него остались двѣ церкви: Успенія, построенная въ 1686 году, и Введенія въ 1706 году. Находящееся около него село въ 1781 году сдѣлано уѣзднымъ городомъ подъ именемъ Обвинска, при Императорѣ Александрѣ І-мъ снова обращено въ село. (В. В. Звѣринскій. Матеріалы для описанія монастырей).

Троицкая Варлаамова Плесенская мужская пустынь въ 295 верстахъ отъ города Чердыни при рѣкѣ Камѣ, нынѣ село Монастырь, существовала въ 1611 году, когда разбойники предали смерти строителя ея Варлаама и разграбили церковное имущество. Послѣ разграбленія въ ней поселился старецъ Александръ, а въ 1639 году её занялъ чернецъ Іона. Около 1756 года пустынь была подчинена Пыскорскому монастырю и содержалась ея доходами.

Деревянный полуразрушенный храмъ пустыни сохранился до нашихъ дней. (Берхъ. Путешествіе въ Чердынь и Соликамскъ; Уст. грам. 1639 г. о разсмотрѣніи спора о земляхъ пустыни съ крестьянами Гаинской волости).

Трифонова Мулянская мужская пустынь [8] въ 13 верстахъ отъ Перми при рѣкѣ Нижней Мулянкѣ, вблизи впаданія ея въ Каму. Здѣсь подвизался 2 года (около 1570 года) преподобный Трифонъ, основатель Трифоновскаго монастыря въ Вяткѣ. Здѣсь онъ проповѣдовалъ остякамъ и вогуламъ христіанство. (Памятная книжка Пермской губерніи за 1863 г.)

Тихвинскій женскій монастырь, нынѣ церковь во имя Тихвинской Божьей Матери съ предѣломъ Іоанна Богослова въ г. Кунгурѣ, основанъ въ началѣ XVII стол. преосвященнымъ Вятскимъ и Великопермскимъ Діонисіемъ (1700—1718), упраздненъ до штатовъ. Еще въ 40-хъ годахъ XIX столѣт. у церкви оставался каменный домъ, въ которомъ жило нѣсколько лицъ, носившихъ черное платье, но уже въ видѣ богадѣленныхъ. (О. Ев. Попова—Великопермская и Пермская епархія).

Тохтаревъ Богородицкій мужской монастырь, нынѣ село Тохтаревское, Красноуфимскаго уѣзда, на лѣвомъ берегу рѣки Сылвы, основанъ въ 1645 году. Въ церкви особенно чтится по всему уѣзду древняя икона Божіей Матери Неопалимая Купина, писанная будто бы для монастыря самимъ Вятскимъ Архіепископомъ Іоною въ концѣ XVII стол. (Памятная книжка Пермской губ. за 1868 годъ).

Чердынскій Успенскій женскій монастырь сушествовалъ въ г. Чердыни при церкви Успенія Божіей Матери. По закрытіи монастыря въ 1764 году инокини были переведены въ Уфимскій монастырь. А оттуда, какъ упоминается въ описаніи слободскаго женскаго монастыря 1905 года, были приведены въ Слободской монастырь въ виду наступленія Пугачева на г. Уфу.

Успенскій Лихоткинъ въ Арзамазкѣ мужской монастырь, нынѣ село Арамакъ или Арамаскъ, Сарапульскаго уѣзда, въ 5 верстахъ къ сѣверу отъ г. Сарапула на правомъ берегу Камы, при впаденіи въ неё рѣчки Арамаски. Основанъ около половины XVII стол. жителями города и упраздненъ въ 1764 году [9]. (В. В. Звѣринскій).

Спасскій Усть-Сарапульскій мужской монастырь, нынѣ деревня Усть-Сарапулька, Сарапульскаго уѣзда, въ 12 верстахъ отъ г. Сарапуля на правомъ берегу рѣки Камы, при впаденіи въ неё рѣчки Сарапульки, основанъ жителями города около половины XVII столѣтія и упраздненъ въ 1764 году. Земли его приписаны къ Сарапульской Покровской церкви. (В. В. Звѣринскій).

Троицко-Каменскаго городища Елабужскій мужской, совсѣмъ уничтоженный, гдѣ нынѣ Чертово городище, въ 2-хъ верстахъ отъ г. Елабуги на правомъ берегу рѣки Камы, при впаденіи въ нее рѣчки Тоймы. По преданію монастырь былъ основанъ царемъ Іоанномъ Грознымъ, проѣзжавшимъ по Камѣ въ 1552 году и здѣсь тогда заболѣвшимъ. Монашествующіе его являлись первыми проповѣдниками въ здѣшнемъ краѣ. Въ 1616 году приписанъ къ Казанскому архіерейскому дому, упраздненъ въ 1764 году. Въ немъ было двѣ церкви: а) Святой Троицы, перенесенная на кладбище г. Елабуги и б) Успенія Богородицы, перенесенная въ с. Танайку. Рычковъ, посѣтившій Чертово Городище въ 1769 году, уже не нашелъ никакихъ слѣдовъ отъ монастыря. (В. В. Звѣринскій). Слѣдовательно, монастырь просуществовалъ 212 лѣтъ. Подъ горою расположена деревня Подмонастырская.
Отчего бы не построить на мѣстѣ былого монастыря часовню съ образомъ Святителя Николая на стеклѣ, обращенномъ къ рѣкѣ Камѣ, и освѣщать сію икону по ночамъ электричсствомъ, дабы всякій ѣдущій могъ помолиться покровителю путешествующихъ.

Существующій Свято-Троицкій мужской второклассный монастырь, въ г. Соликамскѣ.

Это бывшій Вознесенскій, потомъ называвшiйся Соликамскимъ – Истобенскимъ, потомъ Спасо-Преображенскимъ, съ 1781 г. снова Вознесенскимъ, а нынѣ Свято- Троицкимъ.
Монастырь этотъ весьма старинный. Когда именно построенъ, неизвѣстно; но уже существовалъ до 1579 года и въ 1608 году перестроенъ при вологодскомъ архіепископѣ Іоасафѣ [10]. Въ писцовыхъ книгахъ г. Соликамска и Соликамскаго уѣзда, составленныхъ при царѣ Михаилѣ Феодоровичѣ, (1623—1624 г.) Михаиломъ Кайсаровымъ, находится подробное описаніе этого монастыря, изъ котораго видно, что и тогда онъ былъ уже не новый, такъ какъ владѣлъ уже землями, купленными и жертвованными. Вознесенскому монастырю принадлежала тогда одна торговая лавка въ Соликамскѣ. Впослѣдствіи монастырь сталъ богаче: въ 1654 году, грамотою царя Алексѣя Михайловича, ему пожаловано было значительное пространство земли въ Кунгурскомъ уѣздѣ по р. Сылвѣ. Вскорѣ является тутъ подвѣдомая Вознесенскому монастырю Воздвиженская пустынь.

По переписи 1715 г. монастырь имѣлъ 443 душ крестьянъ, дворовъ 53, монаховъ 48, свѣтскихъ 173. По штатамъ 1764 года монастырь былъ упраздненъ. Въ 1771 г. въ него переведенъ третьекласный Троицкій – Истобенскій монастырь Вятской губерній; а въ 1775 году Пыскорскій Спасо- Преображенскій Лысьвенскій монастырь, который, въ 1781 г., при открытіи Пермской губерніи, переведенъ въ губернскій городъ Пермь. Нынѣ Вознесенскій монастырь, состоящій по штатамъ во 2 классѣ, именуется Соликамскимъ Свято-Троицкимъ, получаетъ отъ Святѣйшаго Синода штатнаго жалованія 711 руб. 42 коп., имѣетъ сѣнокосной земли 370 дес. 1996 саж., пожертвованной посадскими людьми въ прежнее время, участокъ лѣса въ 150 десятинъ и мельницу, данныя отъ казны. Монастырь огражденъ каменною стѣною и имѣетъ двѣ каменныхъ церкви: Свято-Троицкую лѣтнюю и при ней Благовѣщенскую теплую и подъ колокольнею Вознесенскую лѣтнюю и Скорбященскую теплую. Въ монастырѣ находится древняя икона Божіей Матери Скорбящихъ Радости, особо чтимая жителями г. Соликамска и окружныхъ селеній.

Въ монастырѣ хранился драгоцѣнный сборникъ монастырскихъ документовъ, въ двухъ частяхъ, подъ заглавіемъ: „Книга Соликамскаго Вознесенскаго монастыря, а въ ней писаны списки Великихъ Государей съ жалованныхъ грамотъ и проч.» Во 2-й части заключается „Сборникъ записей, кабаллъ, купчихъ и закладныхъ Соликамскаго монастыря«.

Видъ села Усть-Выма

ЗАКЛЮЧЕНІЕ

Монашество—
жертва общества Богу.
Епископъ Феофанъ
(начертаніе христіанскаю
нравоученія.
494 стр.)

Просматривая описаніе былыхъ монастырей Прикамскаго края, мы видимъ, что они были основаны аскетами-монахами для религіознонравственнаго просвѣщенія прикамскихъ инородцевъ. Такъ, Чердынскій Іоанно-Богословскій монастырь оказалъ большую услугу христіанскому просвѣщенію вишерскихъ вогулъ, съ какою цѣлью игуменъ этого монастыря Іовъ Токмачевъ построилъ храмъ въ селѣ Говорливѣ, преподобный Трифонъ Вятскій для просвѣщенія вогулъ и остяковъ основалъ Мулянскую пустынь, съ просвѣтительною же цѣлью былъ основанъ имъ Успенско-Чусовскій монастырь. Иноки прикамскихъ обителей входили въ самыя живыя сношенія съ народомъ. Ясно и просто выясняли они простому народу сущность православнаго ученія; живымъ примѣромъ и наставленіями въ высшей степени благодѣтельно дѣйствовали на раскрытіе и укрѣпленіе наилучшихъ сторонъ въ глухомъ прикамскомъ инородческомъ краѣ.

Забредетъ какой-нибудь отшельникъ въ глубину лѣса или на высокій холмъ [11], поставитъ себѣ келью и ведетъ здѣсь одинокую жизнь свою въ тяжкомъ трудѣ и непрестанной молитвѣ. Провѣдуютъ объ этомъ другіе благочестивые люди, богомольцы, селятся нѣкоторые изъ нихъ подлѣ подвижника, стараются уподобляться ему. Кельи огораживаются тыномъ, ставится деревянная церковь и звонъ колоколовъ впервые нарушаетъ лѣсную тишь. Разрастается обитель: строится тутъ и новая ограда, и болѣе просторная церковь и новыя кельи. Пройдутъ годы и тутъ явится монастырь, возникнетъ и подлѣ него людное село, и лишь преданіе гласитъ, что нѣкогда на этомъ мѣстѣ былъ темный непроходимый лѣсъ и спасался одинокій отшельникъ.

Край оживалъ: глухія дебри расщищались, пришлые люди селились на новяхъ, возникали промыслы. Прикамье давало такой широкій просторъ для самой разнообразной дѣятельности. Тутъ всякій могъ найти себѣ дѣло: и пахарь, и рыбакъ, и торговецъ. Неудивительно, что прикамскія земли очень рано стали привлекать къ себѣ новгородскихъ поселенцевъ. Кама и Вишера кишѣли рыбой, густыя лѣсныя чащи богаты всякимъ звѣремъ и птицей, да и земля была по притокамъ Камы гораздо плодороднѣе, благодаря естественному удобренію во время весенняго разлива рѣкъ.

Теперь легко работать на готовомъ основаніи и пути, по прочищенной дорогѣ. А легко-ли полагать начало и пролагать пути?!
Вотъ почему нужно бережно собирать и хранить осколки старины, чтобы, подбирая кусокъ за кускомъ волшебнаго зеркала времени, составить одно обще цѣлое—исторію былыхъ монастырей Прикамскаго края, въ которыхъ отобразилось лицо древней святой Руси. Чтобы современнымъ монастырямъ пользоваться тѣмъ же обаяніемъ, какое выпало на долю былыхъ монастырей Прикамья, имъ нужно быть очагами любви, являть собою примѣръ аскетизма и отреченія отъ всего земного, чувственнаго и совершенной преданности высшимъ духовнымъ интересамъ. Аскетизмъ—душа монашества, или, иначе сказать, аскетизмъ есть стремленіе къ истинѣ и осуществленіе ея въ дѣятельности принесеніе личной жизни на алтарь человѣческихъ страданій и нуждъ.
Вотъ эту то дѣятельность и показалъ въ своей жизни Св. Трифонъ Вятскій, жизнь котораго подробно охарактеризована въ изданныхъ нами Вятской Лептѣ и Пермскомъ Патерикѣ.

Священникъ Іаковъ Шестаковъ

——————————-
[1] Любителямъ старины при проѣздѣ по Камѣ слѣдуетъ остановиться въ с. Пентегѣ для осмотра древняго храма, въ с. Бондюгѣ, гдѣ имѣется древній крестъ на берегу Камы. Крестъ этотъ—памятникъ попеченія Вологодских іерарховъ о Пермской странѣ съ надписью на немъ: „Іисусъ Христосъ, лѣта 7127 (1612) мая въ 30 день поставленъ сей крестъ при благовѣрномъ царѣ нашемъ князѣ Михаилѣ Ѳеодоровичѣ всея Руси и при великомъ господинѣ Вологодскомъ архіепископѣ Макаріи».
[2] Мощи преподобнаго Трифона покоятся подъ спудомъ въ Успенскомъ храмѣ Вятскаго Трифонова монастыря, тамъ же покоится преп. Прокопій, Христа ради юродивый, представившійся въ 1628 году 21 декабря. Въ монастырѣ хранятся желѣзныя вериги преподобнаго ‘Грифона вѣсомъ 8 3/4 фунта и его деревянный посохъ, употребляемый при службахъ. Келейное Евангеліе преподобнаго съ его факсимилле находится у старообрядческаго іерея г. Москвы Петра Никифорова.
Евангеліе преп. Трифона. Внизу по листамъ на этомъ Евангеліи имѣется подпись двухъ рукъ.
Первая подпись, какъ видно, писана кѣмъ-либо изъ монастырскихъ, по приказанію святого Трифона. Она начинается на 73-емъ листѣ, а кончается на 342-омъ, и писана не по порядку, а черезъ нѣсколько слово отъ слова листовъ, что видно изъ прилагаемой здѣсь копіи.
А вторая подпись—это собственноручное рукоприкладство преп. Трифона. Эта подпись помѣщается на четырехъ листахъ.
Первая подпись (Листъ 73-й): Успенія Пресвятыя (Л. 88-й) до Благовѣщенія. (Л. 142-й) до Николы Чудотворца. (Л. 161-й на оборотѣ) лѣта 7101. (Л. 162-й на об.) Іюня въ 27-й день. (Л. 164-й на об.) На память преподобнаго отца. (Л. 165 на об.) Нашего Самсона, страннопріимца. (Л. 166-й на об.) Книга глаголема Святое Евангеліе. (Л. 168-й на об.) Игумена Трифона Келейная. (Л. 169-й на об) Адокамитъ азъ игуменъ живъ. (Л. 171-й на об.) И мне то Евангеліе держати. (Л. 173-й на об.) До своея смерти въ келіе. (Л. 174-й на об.) И мне игумену Богъ пошлетъ смерть. (Л. 175-й на об.) И после моея смерти то Евангеліе (Л. 176-й на об.) Успенію Святей Богородицы на престолъ. (Л. 177-й на об.) Ввятскій монастырь. (Л. 179-й на об.) В Хлыновъ городъ па кладбищо. (Л. 180-й на об.) Вобщой монастырь (Л. 181-й на об.) А это то евангеліе продаетъ или составляеіъ отъ престола. (Л 182-й на об.) не буди мое Благословленіе отъ дому. (Л. 183-й на об.) а это служитъ Святей Богородицы. (Л. 184-й на об.) поминали прокуровмисальной. (Л. 190) вяцково монастыря. (Л. 264) Старца Строителя. (Л. 342) Трифона строеніе келейное.
Вторая подпись: рукоприкладство преп. Трифона. Собственноручное: (Л. 162) Игуменъ. (Л. 163) Трифонъ. (Л. 164) руку. (Л. 165) приложилъ.
[3] Чѣмъ почтитъ Пермская епархія память преподобнаго Трифона,—вопросъ открытый. Было бы цѣлесообразно открыть въ г. Перми епархіальный церковно-археологическій комитетъ съ наименованіемъ его „Трифоновскимъ», чѣмъ и оттѣнить дѣятельность пренодобнаго въ Прикамьѣ. Проектъ устава комитета нами уже напечатанъ.
Независимо отъ сего слѣдовало бы расширить существующую желѣзно-дорожную часовню, что вблизи пароходныхъ пристаней г. Перми, съ устройствомъ въ ней храма во имя преподобнаго Трифона Вятскаго. Въ окнѣ храма цѣлесообразно помѣстить образъ преподобнаго, писанный на стеклѣ. Неугасимая лампада предъ этой иконой будетъ освѣщать ликъ того, кто первый посѣялъ сѣмена христіанства но Камѣ. Истовое же богослуженіе съ чтеніемъ акафиста Святителю Стефану Пермскому, коему особаго храма въ г. Перми, къ сожалѣнію, не имѣется (преподобному Трифону акафиста пока нѣтъ), будетъ привлекатъ массу народа, особенно служащихъ пароходовъ, гдѣ они могутъ отдохнуть душою отъ неспокойной скитальческой жизни и пріобрѣсти книги духовнаго содержанія.
Вопросъ объ открытіи мужской богадѣльни для престарѣлаго духовенства необходимо снова поставить на очередь. Въ виду того обстоятельства, что преподобный Трифонъ Вятскій просвѣщалъ инородцевъ—вогулъ и остяковъ, слѣдуетъ чрезъ епархіальный съѣздъ 1912 года провести проектъ преобразованія Юсвинской второклассной женской церковноучительской школы въ учительскую церковную школу по примѣру Нижегородской. Это былъ бы вѣковой памятникъ просвѣтительной дѣятельности апостола прикамскаго края, преподобнаго Трифона. Въ память этого юбилея слѣдовало бы издавать журналъ „Сотрудникъ братства Святителей Пермскихъ Стефана, Герасима, Питирима и Іоны». Средства получатся безъ обремененія церквей, если каждую часовню обложить 3 руб. взносомъ. При наличности часовенъ собранной суммы будетъ вполнѣ достаточно. Каждая часовня будетъ безплатно получать этотъ журналъ.
[4] Въ прежнее время нерѣдко иноки и инокнни спасались вмѣстѣ. Такъ родители препод. Сергія жили въ одномъ монастырѣ и похоронены вмѣстѣ. Но соборнымъ опредѣленіемъ 1504 года запрещено жить въ однѣхъ обителяхъ инокамъ съ инокинями: „а что въ монастыряхъ жили въ одномъ мѣстѣ чернецы и черницы, и мы уложили, что отъ сего дня впредь чернецамъ и черницамъ въ одномъ монастырѣ не жити». Акт. Экспед. т. I № 383.
[5] Бабиновская дорога открыта Артеміемъ Софоновымъ Бабиyовымъ въ 1597 году чрезъ Соликамскъ, село Верхъ Яйвинское, Ростеское, наводъ Павдинскій и г. Верхотуръе.
[6] Очевидно, названія деревень и селъ даны по совѣту иноковъ,—такъ вблизи слободы Монастырки находится деревня „Боголюбово» и село „Богомягково»; рѣчки около дер. „Слободы Монастырки» носятъ характерныя названія „Монастырки и Трапезихи». Видъ изъ деревни Слободы Монастырской на гор. Осу и села Богомягково, Горы и Устиново-чарующій, что, въ связи съ чуднымъ воздухомъ и купаньемъ, привлекаетъ сюда не мало дачниковъ изъ гор. Перми, Осы и даже поволжскихъ городовъ—Казани и Астрахани. Это своего рода „прикамская Ялта», имѣющая общее съ крымской то, что здѣсь съ запада тоже примыкають горы, съ Востока р. Кама, съ синеватыми закамскими далями лѣсовъ и горъ, въ перспективѣ напоминаетъ синеву Чернаго моря.
[7] Слудка—высокій берегъ.
[8] По свидѣтельству исторіи около нынѣшней Перми на Нижней Мулянкѣ находилось идольское капище и исполинская ель, предмотъ общаго поклоненія и остяковъ п вогуловъ. Въ житiи преп. Трифона Вятскаго о томъ мѣстѣ говорится: „Бѣ бо ту ихъ агарянъ и многихъ языкъ идольское жертвище, и отъ всѣхъ странъ и рѣкъ съ Печоры, Сылвы и съ Обвы, и съ Тулвы князи ихъ: остяцскій Амбалъ, вогульскій Бебякъ и иніи мнозіи языцы со всѣми своими улусы, остяки и вогуличи со всѣхъ ловель своихъ ту во едино мѣсто съѣзжахуся». Около этого мѣста расположено Глядѣновское городище, раскопки котораго дали очень цѣнный матеріалъ.
[9] Св. Евангеліе изъ монастыря хранится въ Сарапульской едивовѣрческой церкви, отпечатанное въ 1654 году.
[10] Семеновъ. Географическій словарь Россійской Имперіи.
[11] Надо замѣтить, что былыя прикамскія обители (Пыскорская, Успенско-Чусовская, Оханская, Осинская, Крестовоздвнженская, Спасо-Рождественская на рѣкѣ Сылвѣ) занимали высокія при рѣкахъ мѣста, далеко царящія надъ окружностью, что вполнѣ естественио: иноки— основатели монастырей были эстетиками въ душѣ, помышляя о мирѣ горнемъ.

 

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>