Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) родился 4 февраля 1873 года в Елецком уезде Орловской губернии (ныне Елецкий район Липецкая область), в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным.
До недавнего времени известен был Михаил Пришвин исключительно как «автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей». Так написано в Википедия. Однако постепенно приоткрываются скрытые до поры до времени страницы прошлого. Вот и числившийся многие десятилетия едва ли не автором для детей писатель Пришвин однажды предстал мне в ином качестве. В Интернете встретилась ссылка на дневниковые записи его. В источниках разнятся указания на годы, в которые писатель вел Дневник. Крайние годы 1905-1954. Страницы тайного дневника приоткрывают иную сторону личности и жизни автора рассказов о природе. Поинтересуйтесь, найти легко во множестве опубликованные уже на сайтах фрагменты этих Дневников разных лет.
И еще одна сторона творчества Михаила Михайловича обрадовала и заинтересовала меня. В первом десятилетии минувшего века, примерно в 1905 году во время путешествия на Север Пришвин сделал первые фотоснимки одолженной у попутчика камерой. Из рассказа сына Пришвина Алпатова-Пришвина:
Фотографией отец начал заниматься еще в начале двадцатого века, когда он с громоздким фотоаппаратом бродил на Севере в “краю непуганых птиц” и иллюстрировал своими фотографиями книги. Но вот в 1929 году, при помощи А.В. Луначарского, мы получили из Германии два прекрасных аппарата новейшей конструкции “лейка”. Отец был буквально пленен портативностью и удобством аппарата и загорелся желанием заняться фотографией вплотную…
Фотографии Михаила Пришвина можно также найти в Интернете. Они разнообразны по жанру. Не всегда высокого качества эти черно-белые в большинстве отпечатки хранят черты ушедшего времени, неповторимые мгновения жизни, отделенной от нас уже сотней лет.
В 30-е годы жил Михаил Михайлович в Сергиевом Посаде. В 1930 г. в Лавре снимали колокола. Писатель ходил каждый день в Лавру с фотоаппаратом, фотографировал сброс колоколов, записывал в дневнике все происходящее. Сохранились, дошли до нас негативы сделанных им в январе 1930 года. Надпись на коробке из под чая сделана рукой писателя: «Когда били колокола». В 2011 году появилась книга под таким названием с малой частью фотографий, запечатлевших окончательное разорение Лавры.
В 2010 году мы с Владимиром побывали в Сергиевом Посаде. Посетили Лавру и даже поднялись благодаря нашему провожатому Сергею Гаврилову на колокольню ее. Постояли перед домом, в котором с 1915 по 1933 год жил, ученый, богослов священник Павел Флоренский. Прошлись по Вифанской улице до дома № 81. Именно в нем жил в 30-е годы прошлого века Михаил Пришвин, отсюда отправлялся каждое утро в неблизкий путь к Лавре.
Нечто страшное постепенно доходит до нашего обывательского сознания, это – что зло может оставаться совсем безнаказанным и новая ликующая жизнь может вырастать на трупах замученных людей и созданной ими культуры без памяти о них.
Михаил Пришвин. Дневник 24 января 1930 г.
Отзывов: 4
А в доме музей? Или кто-то живет?
Дом Михаила Пришвина жилой. На нем просто прикреплена мемориальная табличка. Музей-усадьба Михаила Михайловича Пришвина располагается в 50 км от Москвы в деревне Дунино на живописном берегу Москвы-реки.
А вот на доме, в котором долгие годы жил священник и ученый Павел Флоренский, нет даже и таблички. Объяснение встретила на одном из форумов: живущим ныне в этом доме помешает паломничество почитателей мученика Павла.
Но в Москве существует музей-квартира Флоренского (ул. Бурденко, 16/12) , в создании которого участвовал его внук игумен Андроник (Трубачев).
Галина, в этой Вашей публикации гармонично пересеклись жизненные тропы двух незаурядных людей. А третьей являетесь Вы. Сейчас мы приучены смотреть на события в жизни и в культуре как из космоса, без пристального внимания и деталей. Вы же позволяете услышать слово, подтолкнуть к осмыслению фразы или образа. Лет пять назад я была на выставке, посвященной Флоренскому, в храме Христа Спасителя. Очень хорошо был представлен мир семьи, в которой воспитывался отец Павел. Детей серьезно с малых лет, учили естественным и техническим наукам (геология, ботаника, физика, и д.р.), истории. Обучение вели родители через совместные прогулки и наблюдения природы, поделки и исследования, фотографию и археологию, беседы со взрослыми и образованными друзьями родителей. Но дети не получали даже простейших навыков церковной жизни. И, несмотря на это, отец Павел своей жизнью и творчеством, соединил науку и веру. Наверное, часто мы избавляем себя от духовной работы, говоря о том, что мы не получили детской веры, иные отговариваются «издержками» естественно-научного образования. Вот какие мысли вызывают, Галина, Ваши публикации. Спасибо.
Валентина, спасибо. Но право, я не заслуживаю такой оценки. Продолжая тему о Флоренском, размещаю рассказ о книге, вышедшей в конце 2012 года. Мне она видится особенно интересной для нас, погруженных в изучение своего прошлого в лице наших предков.