Сергиев Посад. Думается, мало найдется тех, кто не слышал названия этого городка, расположившегося примерно в пятидесяти километрах к северо-востоку от Москвы. Былинно читается ныне история начала его. Почти семьсот лет назад, около 1335 года отрок Варфоломей с братом построил келью и небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы на холме Маковец близ реки Кончуры. Само ВРЕМЯ запечатлелось в каждом имени собственном.
Имя отрока отсылает нас к временам Иисуса Христа. Так звали одного из двенадцати апостолов его. Название реки хранит память о первопоселенцах мест сих – угро-финских племенах меря и племенах балтов, живших здесь еще в I тысячелетии до нашей эры – I тысячелетии нашей эры. Не каждый помнит, что слово «маковец» означает вершину горы.
Отрок Варфоломей, приняв постриг, стал именоваться Сергием. Постепенно вокруг него собралась братия и вокруг церкви устроился Троице-Сергиевский монастырь. Одна из богослужебных книг, написанная в монастырском скриптории в XV веке донесла до нас его полное название «Живоначальные Троицы Сергиева монастыря, иже в Маковце Радонежском». Подлинник жалованной грамоты Великого Новгорода, данной между 1448 и 1454 гг. адресует ее «в дом святей Троицы и Сергиев монастырь в Маковець» .
Праведной жизнью своей, духовным подвигом, многими чудесами заслужил Сергий причисления к лику святых в качестве преподобного.
Вокруг монастыря возникали поселения. В начале XVIII века села Клементьево, Кокуево и Пушкарская, Стрелецкая, Иконная, Поварская, Конюшенная слободы, расположенные неподалёку от монастыря слились в одно торгово-промышленное селение — посад. 22 марта 1782 года по указу Екатерины II он был назван Сергиевым.
Вспоминаю свое первое посещение этих мест году в 1968-1969. Тогда на карте тщетно было бы искать Сергиев Посад, город именовался Загорском. В юности часто не задумываемся о многом. Вот и я не ведала тогда происхождения этого названия. Звучало даже поэтично – Загорск – вроде бы «За горами лежащий». А спрашивается, какие такие горы отделяют и от чего отделяют этот маленький провинциальный городок в самом сердце равнинной в общем-то местности. Много позже узнала истинное происхождение названия. Сразу изменилось восприятие его. Сказочное «за горами, за лесами» приобрело казенно-революционный (чуждый) оттенок. Позабавила найденная только что в Интернете статья о происхождении имен собственных географических названий Московской области. Ну, прямо обо мне двадцатилетней – в ней:
В 1930 году, одновременно с устранением двух других «религиозных» названий Подмосковья — Богородска и Воскресенска, Сергиев был переименован в Загорск. Новое название было дано по псевдониму Загорский В. М. Лубоцкого (1883—1919), секретаря Московского комитета РКП(б), который погиб в 1919 г. в результате террористического акта. Поскольку псевдоним Загорский имел в основе географический термин гора, образованное от него название Загорск хорошо вписалось в топонимическую систему и неподготовленными лицами обычно воспринималось не как мемориальное, а как префиксально-суффиксальное образование от географического термина, подобное таким названиям, как Приозерск, Междуреченск и т. п.
Невольно задумаешься о роли имени в восприятии названий, да и не только названий.
Однако вернусь в Сергиев Посад августа 2011 года. Кооперативная улица вывела нас к прудам, устроенным монахами в низовьях речки Копнинки перед ее впадением в реку Кончуру. Их два. На первой фотографии восточная часть Клементьевского, сохранившего в названии своем память о некогда стоявшем здесь селе Клементьевском.
Справа от дамбы по ходу нашего движения Келарский пруд, что был «сряжен, или устроен, в 1552 году келарем Адрианом Ангеловым», отчего и получил свое название.
Вдали за прудом над зеленью деревьев белеет колокольня монастыря, красуются главы соборов.
У нас за спиной остаются Успенская и Вознесенская церкви. Жаль, времени не достало подойти к ним.
Проходим перешейком, разделяющим два пруда, и поднимаемся по Пушкарской улице. Как и следовало ожидать, в названии запечатлелась память о бывшей здесь Пушкарской слободе.
Улица ведет в верх по склону устья Копнинки. В слободе в 1765-1773 гг.
по просьбе прихожан была построена церковь Илии Пророка. Стоит она и сегодня на улице Ильинской. Сергей поведал нам, что здесь его крестили.
Вид на церковь со стороны Ильинской улицы.
Северный фасад церкви со стороны улицы Кузьминова.
В юго-восточной части церковной территории небольшой некрополь. На фотографии захоронение сергиево-посадской купчихи Анисiи Филипповны Пикуновой (1833-1912). Не удалось мне найти в Интернете сведений о ней и муже ее Пикунове. Живут ныне в Сергиевом Посаде Пикуновы, но вот установить связь их с Анисией Филипповной не представилось возможным.
Есть в Интернете сайт Ильинской церкви Сергиево-Посадского благочиния, с интересом прочитала статью по истории храма и места его расположения.
Неожиданно история этой церкви привела меня в Казанскую Епархию к судьбе приходского священника села, в котором жили мои предки в первой половине XIX века.
Один отзыв
И так больно в душе отозвались события последних дней в таком прекрасном месте. Мир праху мэру этого города