© 2011 galina sergiev-posad_prod_15

Путь к Лавре

Сергиев Посад. Думается, мало найдется тех, кто не слышал названия этого городка, расположившегося примерно в пятидесяти километрах к северо-востоку от Москвы. Былинно читается ныне история начала его. Почти семьсот лет назад, около 1335 года отрок Варфоломей с братом построил келью и небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы на холме Маковец близ реки Кончуры. Само ВРЕМЯ запечатлелось в каждом имени собственном.

Имя отрока отсылает нас к временам Иисуса Христа. Так звали одного из двенадцати апостолов его. Название реки хранит память о первопоселенцах мест сих – угро-финских племенах меря и племенах балтов, живших здесь еще в I тысячелетии до нашей эры – I тысячелетии  нашей эры. Не каждый помнит, что слово «маковец» означает вершину горы.

Отрок Варфоломей, приняв постриг, стал именоваться Сергием. Постепенно вокруг него собралась братия и  вокруг церкви устроился Троице-Сергиевский монастырь. Одна из богослужебных книг, написанная в монастырском скриптории в XV веке донесла до нас его полное название «Живоначальные Троицы Сергиева монастыря, иже в Маковце Радонежском». Подлинник жалованной грамоты Великого Новгорода, данной между 1448 и 1454 гг. адресует ее «в дом святей Троицы и Сергиев монастырь в Маковець» .

Праведной жизнью своей, духовным подвигом, многими чудесами заслужил Сергий причисления к лику святых в качестве преподобного.

Вокруг монастыря возникали поселения. В начале XVIII века села Клементьево, Кокуево и Пушкарская, Стрелецкая, Иконная, Поварская, Конюшенная слободы, расположенные неподалёку от монастыря слились в одно торгово-промышленное селение — посад. 22 марта 1782 года по указу Екатерины II он был назван Сергиевым.

Вспоминаю свое первое посещение этих мест году в 1968-1969. Тогда на карте тщетно было бы искать Сергиев Посад, город именовался Загорском. В юности часто не задумываемся о многом. Вот и я не ведала тогда происхождения этого названия. Звучало даже поэтично – Загорск – вроде бы «За горами лежащий». А спрашивается, какие такие горы отделяют и от чего отделяют этот маленький провинциальный городок в самом сердце равнинной в общем-то местности. Много позже узнала истинное происхождение названия. Сразу изменилось восприятие его. Сказочное «за горами, за лесами» приобрело казенно-революционный (чуждый) оттенок. Позабавила найденная только что в Интернете статья о происхождении имен собственных географических названий Московской области. Ну, прямо обо мне двадцатилетней – в ней:

В 1930 году, одновременно с устранением двух других «религиозных» названий Подмосковья — Богородска и Воскресенска, Сергиев был переименован в Загорск. Новое название было дано по псевдониму Загорский В. М. Лубоцкого (1883—1919), секретаря Московского комитета РКП(б), который погиб в 1919 г. в результате террористического акта. Поскольку псевдоним Загорский имел в основе географический термин гора, образованное от него название Загорск хорошо вписалось в топонимическую систему и неподготовленными лицами обычно воспринималось не как мемориальное, а как префиксально-суффиксальное образование от географического термина, подобное таким названиям, как Приозерск, Междуреченск и т. п.

Невольно задумаешься о роли имени в восприятии названий, да и не только названий.

Однако вернусь в Сергиев Посад августа 2011 года. Кооперативная улица вывела нас к прудам, устроенным монахами в низовьях речки Копнинки перед ее впадением в реку Кончуру. Их два. На первой фотографии восточная часть Клементьевского,  сохранившего в названии своем память о некогда стоявшем здесь селе Клементьевском.

Справа от дамбы по ходу нашего движения Келарский пруд, что был «сряжен, или устроен, в 1552 году келарем Адрианом Ангеловым»,  отчего и получил свое название.


Вдали  за  прудом  над зеленью деревьев  белеет  колокольня монастыря,  красуются главы  соборов.

У  нас  за спиной   остаются  Успенская  и  Вознесенская  церкви.  Жаль,  времени  не  достало  подойти к ним.

Проходим перешейком, разделяющим два пруда, и поднимаемся по Пушкарской улице. Как и следовало ожидать, в названии запечатлелась память о бывшей здесь Пушкарской слободе.

Улица ведет в верх по  склону устья Копнинки. В слободе в 1765-1773 гг.

по просьбе прихожан была построена церковь Илии Пророка. Стоит она и сегодня на улице Ильинской. Сергей поведал нам, что здесь его крестили.
Вид на церковь со стороны Ильинской улицы.


Северный фасад церкви со стороны улицы Кузьминова.

В юго-восточной части церковной территории небольшой некрополь. На фотографии захоронение сергиево-посадской купчихи Анисiи Филипповны Пикуновой (1833-1912). Не удалось мне найти в Интернете сведений о ней и муже ее Пикунове. Живут ныне в Сергиевом Посаде Пикуновы, но вот установить связь их с Анисией Филипповной не представилось возможным.


Есть в Интернете сайт Ильинской церкви Сергиево-Посадского благочиния, с интересом прочитала статью по истории храма и места его расположения.

Неожиданно история этой церкви привела меня в Казанскую Епархию к судьбе приходского священника села, в котором жили мои предки в первой половине XIX века.

Один отзыв

  1. Tatiana
    29.08.2011 в 14:52 | #

    И так больно в душе отозвались события последних дней в таком прекрасном месте. Мир праху мэру этого города

Ваш отзыв на Tatiana

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>