© 2016 galina rufimskij_v_9

Владимир Руфимский – священник Казанской губернии

Ольга Руфимская

Четвертый сын в роду Руфимских Владимир Митрофанович (ок. 1869 г.- 6 мая 1906 г.) родился в селе Бишеве Чебоксарского уезда. Как и его старшие, братья поступил сначала в Чебоксарское духовное училище, затем в 1888 году в Казанскую духовную семинарию, которую закончил по первому разряду и получил звание студента. 11 января 1889 года по старому стилю был определен псаломщиком к Георгиевской церкви г. Казани. В августе 1889 года рукоположен в священника к Петропавловской церкви села Старые Шигали Цивильского уезда. Через два года, 10 ноября 1891 г. Владимир Митрофанович был перемещен в село Сарсасы (теперь это село Русские Чистопольского уезда Сарсазы, Чистопольский район РТ) к церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Известно это село с 1678 г. В дореволюционных источниках упоминается также как Покровское, Чистое Поле по речке Сарысаз. В начале XX в. здесь была действующая Покровская церковь, земская школа, 9 ветряных мельниц, 2 кузницы, 1 казённая винная и 4 мелочные лавки. Церковь эта насчитывала более 2 с половиной тысяч прихожан. В настоящее время в селении проживает всего около 30 жителей.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Русские Сарсазы, Чистопольский район, РТ

Приход возник в XVIII в. Церковь каменная, построена в 1879 г. (вероятно, на месте прежней деревянной) на средства елабужского купца Ивана Ивановича Стахеева (на фото справа [2]) и прихожан, теплая, двухпрестольная: главный в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, придел во имя Св. Пр. Илии. Храм воздвигнут по проекту архитекторов П.И. Романова и Александрова. В 1907 г. перестраивался. Здесь находилась местночтимая икона Божьей Матери «Скоропослушницы». На фото выше – современное состояние церкви в селе Русские Сарсазы, 2015 год. Церковь находится в плачевном состоянии, разрушается. Ветшают и чудесные фрески, которые еще можно увидеть на внутренних стенах. [1]

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Русские Сарсазы, Чистопольский район, РТ

На поклонение к местно чтимой иконе Божией Матери «Скоропослушнице»,  стекалось много богомольцев. До поступления о. Владимира в с. Сарсасы богомольцы хотя и являлись туда, но в незначительном числе. При отце же Владимире число богомольцев стало громадно. Длинной вереницей тянулись они из окрестных селений и дальних, шли даже из других губерний. Это произошло от того, что о. Владимир шел в храм для служения молебнов по первому требованию, бросая в это время все, служил всегда истово, неторопливо, хотя бы он пред тем и устал и хотя бы богомольцев был всего только один человек.

Великое значение имеет при богослужении пение. Отец Владимир сознавал это и позаботился о нем. Руководитель Сарсасского хора был обучен пению самим о. Владимиром. А пение, сопровождавшее службы, так же привлекало паломников. Храм был расписан на собранные пожертвования прихожан (около 2000 руб.) благодаря настойчивым убеждениям священника Владимира Руфимского. На фотографиях выше видим остатки этих росписей.

Владимир Митрофанович был глубоко верующим человеком, всю жизнь положил служению Богу. Он успевал везде: сам благоустраивал храм, был законоучителем Сарсасского земского училища и Сарсасского женского училища. Однажды инспектор народных училищ на экзамен в Сарсасскую школу привез учителя из Чистопольского городского училища с тем, чтобы показать ему, каких результатов может достигнуть прекрасный законоучитель, несмотря на все неудобства преподавания.

В 1894 году о. Владимир был избран в члены Правления Чистопольского духовного училища. Владимиру Митрофановичу неоднократно объявлялись благодарности за образцовое ведение дела по преподаванию Закона Божьего. В 1897 году он был награжден набедренником, в 1901 году – скуфьею за помощь пострадавшим от неурожая. Как честный и энергичный человек, отец Владимир не прошел незамеченным у духовенства и даже у светских людей. Духовенство 3-го округа второй раз избрало его помощником благочинного, а Чистопольский окружной училищный съезд несколько лет подряд избирал его членом ревизионного комитета по проверке экономических отчетов Чистопольского духовного училища.

Пользовались его услугами и светские люди. В голодный 1898 год в с. Сарсасах земской управой был устроен перевалочный пункт по перевозке казенного хлеба в Елабужский уезд Вятской губернии. Перевалкой хлеба заведовал особый приказчик, а наблюдение над приказчиком и расчет денег по поручению управы производил Владимир Митрофанович. Денег тогда прошло через его руки более 25000 рублей. Дело это отец Владимир вел честно и умело, и земская управа принесла ему за его труды глубокую благодарность. В апреле 1906 года он получил свою последнюю награду: камилавку. В тот же год он скончался, оставив сиротами 5 детей, а свою жену Марию Петровну – вдовой.

Вот как писал о нем муж его сестры Феоктисты – Александр Иванович Сперанский:
«Владимир Митрофанович прожил совсем недолгую, но яркую жизнь. Отмерено ему было всего 37 лет. Но жизнь его была – ежедневный огромный труд. И в зной, и в стужу, и больной, и здоровый, он шел к прихожанам по первому требованию или просьбе. Его поучения были понятны простому человеку. Отец Владимир шел к больному или умирающему, чтобы принести утешение или напутствие в вечную жизнь. И за это его любили и верили ему. Прихожане несли отцу Владимиру свои заботы, печали и радости. Этот чрезмерный труд – и физический, и умственный, подкосили его жизненные силы» [3]. (Источник: о).

Впервые он заболел в 1902 году, затем в 1904 году случился у отца Владимира упадок сил, он почти не мог говорить, потерял голос. Немного оправившись, он опять продолжал служить, но болезнь уже прочно закрепилась в нем. В январе 1906 года Владимир Митрофанович обратился к врачу, который строго приказал ему отдохнуть 2-3 месяца. Но отец Владимир не мог бросить своих прихожан. Кроме того в марте того же года он был приглашен на съезд духовенства и землевладельцев для избрания уполномоченных в Государственную Думу. В зале было очень душно, окна и двери открыты. Владимир Митрофанович получил жестокую простуду, которая перешла в воспаление легких. Затем присоединился брюшной тиф. Два месяца он пролежал в больнице, жена Мария Петровна все время находилась возле него. После кратковременного улучшения Владимиру Митрофановичу стало немного лучше, но потом наступило ухудшение и 6 мая 1906 года он скончался.

Но даже на смертном одре он думал о своих прихожанах. 6-го мая, в день смерти, он упросил своего отца ехать в Сарсасы и отправить там церковные службы в праздничные дни 7,8, 9, 10 и 11 мая, чтобы прихожане не остались в эти праздники без богослужения. Митрофан Иванович поехал исполнить последнее желание своего сына и больше живым его уже не застал. Детей своих Владимир Митрофанович воспитывал в строгости, любви к богу и послушании. Перед смертью он обратился к мальчикам со словами, чтобы они «слушали и почитали мать, и сделались честными людьми». Этот наказ, как показало время, сыновья выполнили и каждый прожил достойную жизнь. Похоронен Владимир Митрофанович на сельском кладбище в селе Русские Сарсазы.

———————————-
Примечания
[1] Источник фото церкви и росписей в тексте, а также предпосланного статье.
[2] Купец И.И. Стахеев 1881 г. Источник
[3] Священник В.М. Руфимский некролог, написан Александром Ивановичем Сперанским. Известия по Казанской Епархии, № 28 от 22 июля 1906 год, стр.868-874.

 

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>