© 2016 galina ryabinskie_2

Рябинский Василий Павлов – псаломщик церкви с. Кощаково

Основные сведения предоставлены Эдуардом Шайхутдиновым

Село Кощаково Казанского уезда Казанской губернии.
Священники:
Василий Васильевич Смирнов (27 апреля 1896 г. – после 1915 г.)
Евгений Антоньевич Азановский (20 июля 1892 – 20 февраля 1896 гг.)
Михаил Павлов Теплов (20 апреля 1883 г. – 10 апреля 1892 г.)
Виктор Петрович Четаев (28 апреля 1881 г. – 3 апреля 1883 г.)
Иван Иванович Померанцев (11 октября 1880 г. – 23 февраля 1881 г.)
Николай Александрович Нечаев (6 сентября 1878 г. – 28 августа 1880 г.)
Петр Михайлович Заболотский (1875 г. – 1878 г.)
Псаломщики села Кощаково:
Евлампий Дмитриевич Алфеев (25 апреля 1883 года – 22 ноября 1913 года)
Гавриил Николаев Кремков (25 сентября 1879 года – 29 апреля 1883 года)
Григорий Иванов Тихоплесский (14 октября 1867 – сентябрь 1879 года)
Василий Павлов Рябинский (14 марта 1869 – ?)
———————————————————————————————-

В 1818 году при Троицкой церкви села Шумшеваш Ядринского уезда [1] состоит 2-м священником Михаил Спиридонов 60 лет (1759 г.р.), из необученных, женат. Произведен был во священника 14 февраля 1787 г. Пономарю Михаилу Михайлову отец родной.
В этой церкви служит в пономарях Михаил Михайлов 30 лет (1789 г.р.), из учеников 1-го Российского класса Первой Казанской духовной академии. Ставлен был на сие место 23 марта 1808 г. Священнику Михаилу Спиридонову сын родной.

В Клировой ведомости 1819 г. онаго села у пономаря Михаила Михайлова писаны дети: Иван 6 лет (1813 г.р.), Павел 4 лет (1815 г.р.), Ольга 7 лет (1812 г.р.), Аграфена 2 лет (1817 г.р.).
При священнике Михаиле Спиридонове в 1819 г. находится внук его, сын Николая Михайлова – умершего дьякона Василий 11 лет (1808 г.р.).

В 1823 г. церковный причт  с. Шумшеваши без изменений. Любопытно, что в Клировой этого года не указываются жены служителей церкви, но пишутся дочери их. О священнике Михаиле Спиридонове сказано, что он не вдов, то же и о сыне его, пономаре Михаиле Рябинском (в первый раз появляется фамилия в просмотренных документах). Отметим изменения в семье пономаря Михаила Рябинского. Старший сын Иван исчезает, возможно, умер или выбыл по какой-то иной причине из семьи, а запись об этом сделать забыли. Старшим записан сын Павел 10 лет (опять разночтения с предыдущей записью), обучается в Чебоксарском училище с 1823 г., дочери Ольга и Аграфена при отце, в замужество рано им еще. И появились новорожденные: Иван 1 года (1822 г.р.) и Авдотья 4 лет (1819 г.р.).

Церковь Троицы Живоначальной – Шумшеваши – Аликовский район – Республика Чувашия

Сведения о причте Троицкой церкви с. Шумшеваш на 1828 г.
В священниках продолжает служить престарелый Михаил Спиридонов 72 лет (1756 г.р.). Названа жена его Фекла Афанасьева 71 года (1757 г.р.).
Дьячок  Василий Николаев 20 лет (1808 г.р., внук священника Михаила Спридонова от сына последнего – умершего диакона Николая Михайлова; холост, обучался в Чебоксарском духовном училище во 2-м классе. Определен на настоящее место в 1828 г.
2-е пономарское место числится за сыном умершего пономаря Михаила Михайлова Рябинского Павлом Рябинским 14 лет (1814 г.р.), обучается в Чебоксарском духовном училище во 2-м классе.
Просвирня вдова, пономарская жена Марья Дормидонтова 38, (1790 г.р.), дети ее: Иван 5 лет, Сергей 4 лет, Аграфена 11 лет, Евдокия 9 лет, Елена 2 лет, все дети Михаила Михайлова Рябинского (см. выше).
Как видим, причт полностью семейный, что не было редкостью для того времени.

В 1834 г. 20 сентября внук Михаила Спиридонова и сын Михаила Михайлова Павел Михайлов Рябинский 20 лет по увольнении из среднего отделения Казанской духовной семинарии был определен в пономаря и в стихарь посвящен к церкви с. Оточева Ядринского уезда [2]. Дьячку Петру Оточеву шурин.

Дьячек Петр Андреев Оточев 29 лет (1804 г.р.), дьячковский сын, после исключения из Первой Казанской Академии определен на сие место в дьячка 25 марта 1823 г., посвящен в стихарь. Пономарю Рябинскому зять родной. Сестра Павла Михайлова Рябинского Ольга Михайлова в замужестве за дьячком Петром Оточевым.
В семье подрастают двое сыновей: Александр 6 лет (1827 г.р.) и Семен 2 лет (1831 г.р.).
В сиротствующих числится бывшего в этом селе дьячка Андрея Степанова вдова Анна Федорова 50 лет (1783 г.р.), сын ее Григорий Оточев 25 лет (1808 г.р.), учится в Казанской духовной семинарии. Дьячку Петру Оточеву мать родная.

Из Ревизской сказки церкви с. Шумшеваши за 1834 г. узнаем о смерти священника Михаила Спиридонова, дата неизвестна.
Записаны внуки священника Спиридонова Алексей 19 лет (на предыдущую ревизию), обучался в Первой Казанской духовной академии. Вероятно, образование свое заканчивал уже в семинарии, т.к. академия была закрыта в 1818 г. В 1822 г. по окончании богословского курса произведен в с. Тараево Ядринского уезда в священника [4]; Василий 7 лет (на предыдущую ревизию),  в 1828 г. определен в дьячка оного села из Чебоксарского уездного училища.
Дьячек Василий Николаев 25 лет, в 1828г.произведен на настоящее место. По 7-й ревизии писан был при деде его священнике Михаиле Спиридонове 7 лет.
Мать дьячка Василия Николаева, умершего в 1809 г. Ядринского уезда с. Шуматова дьякона Николая Михайлова жена вдова Анна Петрова.
Дьячка Василия Николаева жена Евдокия Никитина 22 лет (1822 г.р.), дочь их Мария 1 года (1833 г.р.).

В 1870 г. при церкви с. Кощакова обнаруживается старший сын Павла Михайлова Василий Павлов Рябинский, где он состоит в пономарях. Проучившись в Казанском духовном училище до 1866 г., вышел из него и был определен в одну из Пустыней в послушники, где и пробыл до 1868 г. В этом году был поставлен дьячком к церкви с. Салмани Спасского уезда [5]. В марте 1869 года был перемещен в с. Кощаково Казанского уезда. 21 февраля 1869 г. девятнадцати летний дьячок с. Салмани Василий Павлов Рябинский вступил в первый брак с дочерью дьячка с. Кощакова Григория Иванова Тихоплесского Агапией Григорьевой семнадцати лет. Таинство совершали священник этого села Петр Кубасов и пономарь Григорий Тихоплесский. Поручителями по жениху выступили с. Красная Горка Казанского уезда дьячок Павел Иванов Понтовский и Ядринского уезда с. Устье Павел Петров Добронравов; по невесте: Свияжского уезда с. Турминово пономарь Василий Алексеев Соколов и с. Кощаково пономарь Николай Павлов Архангельский.

12 декабря того же года в церкви с. Кощаково была крещена Евгения – дочь пономаря Василия Павлова Рябинского  и жены его Агапии Егоровой. В восприемниках: г. Казани фельдшерской школы ученик Сергей Павлов Рябинский и с. Кощаково дьячка Григория Тихоплесского дочь девица Александра. Совершил таинство крещения приходской священник Петр Кубасов с дьячком Тихоплесским.

К 1875  г. Павел Михайлов Рябинский прошел путь от пономаря до помощника настоятеля Покровской церкви с. Тимерчи Чебоксарского уезда. 22 июня 1853 г. он был перемещен к Николаевской церкви с. Красная Горка Казанского уезда[3]. 25 августа 1867 г. был рукоположен во диакона к Богородицкой церкви с. Малая Шатьма Ядринского уезда [4]. 26 сентября 1875 г. рукоположен во священника к Покровской церкви с. Тимирчи Чебоксарского уезда [6].
В 1860 г. в семье Павла Михайлова и Александры Яковлевой Рябинских подрастали дети: Василий 10 лет (1850 г.р.), Сергей 8 лет (1852 г.р.), Елизавета 13 лет (1847 г.р.), Марья 3 лет (1857 г.р.), Афанасий 1 года (1859 г.р.).
В 1875 г. при родителях состоят только младшие дети: Марья 10 лет и Афанасий 8 лет.

При этой церкви в 1875 г. состоит дьякон на псаломщицкой вакансии племянник Павла Рябинского Сергей Арсеньев Громов 28 лет, (1847 г.р.), дьячковский сын. По увольнению из среднего отделения Казанской духовной семинарии в январе 1869 г. был определен наставником начального уездного училища в с. Тимирчи, с 8 мая 1873 г. определен в дьякона к сей церкви.
В семействе у него жена Апполинария Алексеева 26 лет (1849 г.р.) и дочери Апфия 2 (1873 г.р.,  Евдокия полугода.
У Михаила Михайлова сына по имени Арсений нам неизвестен. К тому же в 1847 г. ему было бы 58 лет, возраст мало вероятный для рождения ребенка. Скорее всего, это сын одной из сестер о. Михаила.

В Памятной книге Казанской епархии на 1904 г. обнаружила вероятного брата дьякона Сергея Громова – псаломщика Рождественской церкви с. Чутеево Цивильского уезда [7] Александра Арсеньева Громова 43 лет (1861 г.р.), из высшего отделения духовного училища. Службу начал в 1878 г., в село Чутеево был перемещен в 1886 г.
В этом же издании указан возможный сын Сергея Арсеньева Громова – священник Николаевской церкви с. Тулба Мамадышского уезда [8] Викторин Сергеев Громов 27 лет (1877 г.р.), окончивший курс семинарии по 2 разряду, занимает должность законоучителя, вероятно, в сельской школе, женат, имеет 3-х детей: сына 2 лет и дочерей 4 лет и 1 года. Службу начал в 1898 г., на настоящем месте с 1902 года.

В архиве Казани обнаружен интересный документ - Дело о назначении пособия заштатного священника Павла Рябинского Ядринского уезда с. Ямашево за 1884 г.
В нем содержится прошение о. Павла, обращенное к начальству Казанской епархии, о назначении ему пенсии по причине преклонного возраста его (70 лет) и неимения физических сил и возможностей на собственное содержание. В это время заштатный священник с. Ямаша Павел Рябинский живет в Казани в церковном доме Тихвинской церкви. В семье у него жена Александра Яковлева 64 лет. При нем живет на содержании сестра его жена умершего священника с. Шумшеваш Беляева Агриппина Михайлова. Его сын Леонид содержит аптеку в г. Слободском Вятской губернии. Сын Афанасий живет у своего брата Леонтия при аптеке на его содержании. О. Павел за труды свои по служению в Тихвинской церкви получает небольшое вознаграждение с бесплатным проживанием в церковном доме. Материальная помощь нужна, потому что оба с женой слабы здоровьем, и прибегают к медицинской помощи докторов. От детей своих помощи не получают, так как не богатое существование у его сына Леонида. В помощи ему было отказано и о. Павел Рябинский переехал жить к сыну в г. Слободской в июне 1884 г.
———————–
[1] с. Шумшеваши Ядринский уезд. Церковь каменная, построена в 1881 г. на средства прихожан, теплая, трехпрестольная: главный во имя Св. Троицы, приделы – с левой стороны в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, с правой – стороны во имя Свят. Николая Чудотворца. В приходе селения: Большая Выла (в 8 в.), Есмендери (в 4 в.), Мал. Паши (в 3 в.), Ямаши (в 5 в.), Шор-кася (в 6 в.), Мал. Атмени (в 3 в.), Тохтамыши (в 5 в.), Шораси и Серь-касы (в 8 в.), Испуханы (в 4 в.), Бол. Паши (в 4 в.), Бол. Атмени (в 3 в.), На торжке Выла (в 3 в.).
См. статью Старая фотография. Епархиалочки
[2] с. Оточево Ядринский уезд. Церковь каменная, построена в 1785 г. на средства прихожан, двухпрестольная: главный холодный в честь Богоявления Господня, придел теплый в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. В приходе селения: Хора-касы (в 4 в.), Мал. Торханы (в 4 в.), Янышева (в 5 в.)- Козмод. уезд.
[3] Церковь этого села упоимнается в следующих статьях блога:
Красная Горка. Казань
Символи креста
Священник Гавриил Федорович Тимонов
Кавалеры ордена св. Владимира за период 1801-1917 г. Казанская епархия
[4] Село Малая Шатьма Ядринский уезд. Церковь каменная, построена в 1890 г. на средства прихожан, двухпрестльная: главный, холодный в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы, придел теплый воо имя Св. Равноап. царей Константина и Елены. Приходские селения: Исаково с околот. Тухур-Тоси, Кумагалы, Оч-касы и Пшунки (в 3 в.), 1-е Янгильдино с окол. Шупос, Вурман-касы, Тонагаши и Таныши (в 5 в.), 3-е Янгильдино с окол. Передние Задние Кароки, Отланы, Хазан-касы и Ванюшина (от 5 до 8 в.), Байгулово с около. Яманаки, Яшкильдино и Тватта-Пюрти (от 3 до 5 в.).
[5] Село Салмани Спасский уезд. См. статью Тихоплесские – священно церковнослужители Каханской епархии
[6] с. Тимирчи Чебоксарский уезд. Церковь деревянная, построена в 1784 г. на средства прихожан, двухпрестольная: главный, холодный в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, придел теплый в честь Св. Николая Чудотворца. В приходе селения: Аккозина (в 7 в.), Шопки и Акши  (в 4 в.), 1-е Чекуры смежная с селом, Шобашкареин и Чикмесина (в 3 в.), Верхн. и Нижн. Карабаш (в 3 в.), Кизюрт (в 4 в.), Падюш-касы и Урат-касы (в 4 в.), Синьялы, Аксарина и Шибчик-касы (в 3 в.), Сятры-касы и Кузнецова (в 2 в.), Бол. Тимирчи (в 5 в.), Кужмары и Сатышева (в 6 в.).
[7] Село Чутеево Цивильский уезд. Церковь деревянная, построена в 1902 г. на средства прихожан, теплая, однопрестольная, в честь Рождества Христова. В приходе селения: Хозесанова (в 2 в.), Амалыкова (в 4 в.), Ишина (в 1/2 в.), Александровка (в 1 в.).
[8] Село Тубла Новопоселенная Мамадышский уезд. Церковь деревянная, построена в 1888 г. на средства Розенблат, теплая, однопрестольная, во имя Свят. и Чудотворца Николая. В приходе селения: Постников Починок (в 1 в.), Новостроицкий Починок (в 2 в.).
[9] На первом фото церковь с. Оточево. Эта и фото церкви с. Шумшеваш с сайта Соборы.ру


Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>