© 2011 galina paradzanov_1

Впечатления о выставке «Сергей Параджанов: коллажи, графика, куклы.

май 2002

В Казани была представлена выставка работ кинорежиссера Сергея Параджанова. На выставочной площадке НКЦ «Казань» можно было увидеть часть экспонатов музея Параджанова в Ереване, привезенных в наш город по инициативе армянской общины: коллажи, графика, куклы.
Я – не искусствовед. И эти заметки – попытка выразить впечатление от увиденного рядовым зрителем – дань удивления даром, гениальностью скорее человека, чем художника.
Оценка таланта художника и его работ это – привилегия соответствующих критиков с их специальными знаниями и языком. Но, мне думается, что талант художника – явление более широкое и всеобъемлющее, чем просто набор неких специфических способностей.

Человек приходит в этот мир голым, беззащитным и неумелым. И только в этом и в самом миге прихода и существует единственное равенство всех перед богом, природой или вселенной – на выбор. Начиная жить, постигая жизнь, люди становятся неравными в силу данных им качеств, способностей и условий жизни. Это – не категорическое утверждение, а предположение. С ним, естественно, можно не согласиться.
Но я попробую предположить еще, что каждый может стать гениальным человеком, во всяком случае, попытаться. В чем суть такой гениальности? Если коротко, то – в умении видеть и понимать красоту жизни во всех ее проявлениях, осознать единственность и неповторимость жизни, научиться любить жизнь и радость, стремиться быть счастливым. Как всякая гениальность, такое полное проявление человеческой гениальности встречается редко и трудно достижимо. Вы не согласны со мной? Возможно. Но я, как и вы, имею право на собственное видение.

Первые шаги, первые экспонаты. «Автопортрет в готическом стиле» – рыцарь со шпагой, бабочкой на берете, перо и бабочка на полях – как символы рыцарского герба. Изящество, легкость, простота материала, фантазия.
Рядом – кукла «Параджанов в раю». Лицо – лев Бонифаций из мультфильма, стопроцентное сходство. Темный вельвет пальто, цветы в левой руке, настоящие маленькие калоши, и – цепь, на которой подвешена кукла. Символы, символы.
Первые же минуты и впечатления просто выдернули меня из мира «сегодня» и «сейчас» и подняли над землей, как влюбленных у витебского художника, Шагала. Ведь не только любовь способна на это.
Я ощутила дуновение озарения, как предчувствие открытия, движения, жизни, прикосновение к удивительному. Оно не конкретно – это предчувствие, но возносит над повседневностью, заставляет остановиться, сосредоточиться, добавляет остроту зрению, восприятию, мыслям. Приходит понимание простых вещей, не доступных ранее.
А потом – шаг за шагом, от работы – к работе. Графика игральных карт, выполненных на листе в клетку из ученической тетради в тюрьме, в 1982 году. «Тайная вечеря. Киношкола XX века». Коллаж 1983года: узнаваемые лица апостолов от кино и сам мастер – в центре. Неоднократное обращение к образу Джиоконды: от плачущей – до блудницы и – в Аду Босха.
Жизнь Параджанова, его время – в работах – таких разных по содержанию, настроению, материалу.

Коллаж 1989 года «Карабах» – на черном фоне опаленная по краю карта Армении с храмом в центре, рыцарем-защитником, женский образ – Софико Чиаурели в фильме «Исповедь», и маленький цветок мака – кровь (?), любовь (?), жизнь (?). Символы.
Коллаж 1985 г. «Я продал дачу» – веселье, радость, свобода от ненужной собственности, чуть иронии.
Потрясающее владение материалом. Бедность используемых средств подчеркивает богатство фантазии и умение художника распорядиться ими.
Эскизы к фильму «Цвет граната» 1967 года. Два листа фанеры. На одном наклеены кусочки черной ткани – Охотник, на другом – белое шитье – Монахиня. Монашеское звание символизирует условное изображение церкви из черной ткани в верхнем левом углу.
Трудно передать впечатление, испытанное в первые же минуты и не покидавшее до конца, до последней работы. Но – удивление, почти детское, и радость от увиденного, и желание смотреть, наслаждаться, видеть – одни из.
Я делала зарисовки особенно понравившихся вещей. Хотелось сохранить память об удивительном человеке, воплотившем себя столь непосредственно, разнообразно, нестандартно, неожиданно в каждой работе;
человеке, свободном внутренне вопреки этой проклятой жажде черни унизить, растоптать, перекроить под себя гения с душой ребенка, добрыми глазами мудреца из сказки, так и не ставшего взрослым на столько, чтобы принять жизнь, как серое, скучное, никчемное существование. Творившего эту жизнь заново своей фантазией и руками волшебника из осколков стекла, обрезков дешевой ткани, раковин, пуговиц, на фанере, на бумаге из амбарной лагерной книги;
человеке, сказавшего о себе, своем отношении к красоте:

Может, я болею как искатели жемчуга, как искатели золота. Я ищу красоту в людях, в жизни, в портрете.

И еще:

Режиссер – как ни абсурдна эта формулировка – рождается в детстве, проявление его первых наблюдений, первых, хотя и патологических чувств – это все детство.

Человеческая гениальность Параджанова – любовь к красоте, жизни, умение радоваться им вопреки всему, выразить и передать эти чувства и отношения ярко, неожиданно – заразительна.

Возможно, мерой гениальности художника (если она нужна) служит способность вызывать ответное движение, сопереживание, сотворчество у зрителя. И откликом может оказаться пробуждение фантазии, рождение новых мыслей, жажда переосознания действительности, переоценки собственных взглядов.

 

Один отзыв

  1. luche
    09.07.2011 в 16:54 | #

    Вы вызвали в моей душе тот отклик, который у Вас вызвал Параджанов! Спасибо. Очень интересно, и главное, что я с вами согласна!
    Удачи вам во всем!

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>