© 2016 galina shestakov_10

Шестаков Алексий Иванович, протоиерей

В нынешнем марте на блоге появился рассказ Анны Горшковой о связи двух священнический семей Казанской губернии Источниковы и Пандиковы. Казанская епархия. В ней упомянута была фамилия протоиерея Алексия Ивановича Шестакова. У себя в архиве обнаружила, к своей радости, материалы об этом священнике, присланные мне его потомком Валерием Исаевым, которые считала утерянными по причине малой техногенной катастрофы, случившейся с моим компьютером. Предлагаю этот материал.

Протоиерей Алексий Иванович Шестаков
(21.02.1884-31.08.1960)

Алексий Иванович Шестаков родился 21 февраля 1884 года в деревне Этюково Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в крестьянской семье.

Фотокопия метрической записи о рождении Алексея, будущего протоиерея Шестакова

Родители крестьяне из черемис Иван Максимов и законная жена его Устинья Петрова, оба православные. Будущий священник получил неплохое образование: в 1897 году окончил церковно-приходскую школу, в 1901 — Михаило-Архангельскую второклассную учительскую школу, 8 сентября 1907 года –Казанскую Духовную семинарию.
Поскольку у крестьян фамилий в то время не было, при поступлении в семинарию Алексей получил фамилию Шестаков в честь очень почитаемого в это время священника Шестакова, а поскольку он был первым грамотным в семье (и в деревне), то и все родные тоже приняли эту фамилию от него.

С 1 октября 1907-го по 1 августа 1908 года А.И. Шестаков работал учителем Пертнурского двухклассного училища. 10 августа 1908 года епископом Чебоксарским Михаилом он был рукоположен во священника и в 1909 году назначен настоятелем Троицкой церкви села Емелево. Помимо исполнения священнических обязанностей отец Алексий преподавал в школах и училищах, занимал различные общественные должности. С 1 сентября 1908-го по 1 января 1918 года он был законоучителем трех церковно-приходских школ, а с сентября 1909-го — еще и двух земских училищ. Кроме того, с января 1909-го по 1 января 1918 года батюшка был председателем приходского попечительства, с 13 июня 1912-го по 1918 год — депутатом по церковно-земельным делам, во время Первой мировой войны — председателем Мало-Карачкинского волостного попечительства по призрению семейств мобилизованных воинов и беженцев, с 1 мая 1922-го по 1937 год благочинным церквей Козьмодемьянского кантона и Еласовского района.

В начале 1920-х годов, как и другие священнослужители, батюшка был лишен избирательных прав. В 1923 году отец Алексий был арестован и провел в заключении 6 месяцев. Впоследствии он рассказывал, что был арестован как член комиссии по переводу богослужебных книг на горномарийский язык. Эта комиссия была зарегистрирована в Отделе управления Козьмодемьянского кантона, этим же отделом было разрешено отпечатать переведенные книги в местной типографии. Однако в итоге комиссия была распущена, а тираж подготовленного и отпечатанного перевода Всенощного бдения конфискован ОГПУ.

В условиях гонений на церковь благочиние, которое возглавлял отец Алексий, вело себя очень активно. Верующие протестовали против закрытия храмов, проводили крестные ходы, молебны. В 1935 году по поручению Шестакова на горномарийский язык были переведены Часы. Батюшка был человеком образованным. Об этом свидетельствует и то, что при обыске в 1937 году у него были изъяты богословские книги в количестве 28 штук. Отец Алексий имел авторитет не только среди своих прихожан, за советом и утешением к нему приходили из других мест Горномарийского района, из соседней Чувашии. Батюшка ходил по деревням, исполняя требы, причащал верующих.

Однажды его обвинили в том, что после исповеди и причащения в деревне Варшангер увеличились заболеваемость и смертность. В ответ батюшка ответил: «Вы не можете запретить приходить как врачу к больным. … По конституции разрешено свободное отправление религиозных культов». В проповедях отец Алексий призывал верующих к терпению. «По учению Божию, братие, мы должны терпеть всякие муки и невзгоды, кто будет терпеть до конца, тот будет спасен. Раньше святых мучеников тоже мучили всячески … но Бог спас их. … Нам надо тоже всем быть терпеливыми, ибо Бог увидит, и будете спасены, а кто предастся в руки антихриста, те будут на веки прокляты»,— говорил он. Обращаясь к прихожанину Максиму Спрянову в день его именин, батюшка наставлял: «Рекомендую тебе, как и твой святой, терпеть все плохое и хорошее, не предаваться в руки антихриста, строго соблюдать учение Божие, ибо скоро мир будет разделен на два лагеря грешных и не грешных и всем грешным предстоит вечная мука, а терпеливым надгробная духовная хорошая жизнь».

На предложения оставить службу отец Алексий ответил: «Нет, я уж от своих убеждений не хочу передаваться в руки антихристу, потому что такой порядок и такая власть, которая не признает Бога … силою Божией будет наказана». «Я от своих убеждений не могу ни под какими силами отказаться, если мне сейчас отказаться, то это значит предаться в руки антихриста». За труды на ниве Христовой в 1933 году отец Алексий был награжден крестом с украшениями, а в 1936 году митрополитом Сергием (Страгородским) — палицей.

Протоиерей Алексий Шестаков был арестован 2 октября 1937 года по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности. Конечно, никакой контрреволюции в его действиях не было. К примеру, листовки «Скорби ведут на Небо», «О необходимости посещать храм Божий», «Проклятье родительское», «Божественный Учитель труда», «Доброе слово земледельцу», «Покаяние и исповедь», «Слово святого Иоанна Златоуста о играх и о плясании», «О благоговейном поведении и стоянии в церкви во время богослужения», которые были вывешены на паперти храма, имели вероучительный характер, в них отсутствовала политическая направленность.
На единственном допросе 5 октября 1937 года протоиерей Алексий Шестаков своей вины не признал. 11 октября 1937 года состоялось заседание тройки НКВД по МАССР, на котором он был приговорен к 10 годам заключения. Отбывал наказание батюшка в Устьвымском исправительно-трудовом лагере. Условия там были очень тяжелые – кормили плохо, тяжелая работа, постоянные издевательства… По статистике в этом лагере среднее время жизни было три месяца. Батюшка уже прощался с жизнью, но однажды ему приснилась Богородица и сказала, что проживет он еще столько-же сколько он уже прожил (а было ему в это время 38 лет) и нужно терпеть. Он безропотно сносил все издевательства, выполнял все, что требовали, не роптал, и, увидев, что он не противоречит, за послушание его поставили хлеборезом, и он остался жив.

В связи с потеплением отношений между государством и Церковью в ходе Великой Отечественной войны на основании определения Судебно-уголовной коллегии Верховного Суда Коми АССР от 21 июня 1943 года он был освобожден и направлен к избранному месту жительства в Козьмодемьянск.

Протоиерей Алексий Шестаков. Март 1950 г.

После возвращения из заключения с 1 мая 1945-го по 1 мая 1946 года батюшка нес послушание настоятеля Петропавловской церкви села Кузнецово Горномарийского района. В 1946 году епископом Горьковским Зиновием он был назначен в храм села Емелево, в котором с 1 мая стал настоятелем и председателем церковного совета. В 1947 году Святейшим Патриархом Алексием (Симанским) батюшка был награжден митрой, а 23 февраля 1950 года назначен благочинным VI округа Горьковской епархии и настоятелем Воскресенского собора Йошкар-Олы, но 31 марта по болезни был оставлен в селе Емелево. В проповедях в этот период отец Алексий говорил, чтобы колхозники своевременно убирали урожай и не ленились работать. В 1956 году в ходе пожара в Емелево сгорело 10 дворов, из средств церкви в пользу пострадавших было передано 3 тысячи рублей.

Протоиерей Алексий Шестаков на склоне лет

О дальнейшей судьбе отца Алексия известно немного. 1 января 1960 года согласно личному прошению он был уволен за штат. 31 августа того же года протоиерей Алексий Шестаков скончался и по имеющимся сведениям был похоронен в селе Емелево.

За пределами приведенной статьи осталась семейная жизнь священника Алексия Ивановича Шестакова. Знаю лишь из комментария к одной из статей блога уже названного выше потомка его Валерия Исаева, что супругой священника Шестакова была Зоя Ивановна урожд. Пандикова.

На обороте фотографии надпись «С приветом из Ильинки..» Очевидно, фото было сделано по поводу отьезда на учебу Люленьки (Пандикова Людмила Ивановна, в центре, в кофточке с черными бантами) в Уфу и прислано кем-то из оставшихся в Ильинке.
Из известных на фото: Шестков Алексей Иванович (каникулы во время учебы в Казанской семинарии, задний ряд, слева), Пандикова (впоследствии Шестакова) Зоя Ивановна (каникулы во время учебы в Казанском институте благородных девиц, старшая сестра, ниже и правее Шестакова), Пандикова Серафима Ивановна (младшая сестра, в нижнем ряду в белом платье), Пандикова (Богоявленская в девичестве, второй ряд справа от Серафимы).

Шестаковы Алексий Иванович и Зоя Ивановна (урожд. Пандикова)

Оборотная сторона предыдущего фото

Надпись на обороте: Дорогой Симе от сестры Зои Шестаковой и глубоко уважающаго … Алексея Шестакова на добрую память. 1908 года августа 14 дня.

Чета Шестаковых в разные годы

—————————————
На фото, предпосланном статье протоиерей А.И. Шестаков
Два последних фото предоставлены Юрием Исаевым

 

Отзывов: 3

  1. Екатерина
    02.06.2016 в 17:10 | #

    Стойкий и в вере и в характере человек! Достойный!

  2. андрей
    28.01.2017 в 18:48 | #

    Это мой прадед, первое фото лично держал в руках несколько лет назад.

    • galina
      28.01.2017 в 19:31 | #

      Замечательно, Андрей! Быть может, внесете свою лепту в рассказ о своем прадеде. Понимаю, Вы его вряд ли знали. Но, возможно, есть в семье те, кто помнит его или рассказы о нем.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>