© 2016 galina sneznizkiy_1

Марья Алексеевна Снежницкая – мать диакона Александра Николаевича Снежницкого

В 2013 году на блоге была помещена статья Ольги Владимировны Дёгтевой, бывшей в то время директором Музея истории Нижегородской епархии, Снежницкий Александр Николаевич – нижегородский летописец. В статье прослеживается жизненный путь и труды этого педагога и подвижника «церковного летописания». В статье упоминается лишь имя отца Александра Николаевича Снежницкого. Сегодня, благодаря трехлетнему труду Эдуарда Шайхутдинова, его переписке с архивами и генеалогами Нижегородской области, мы можем представить несколько поколений предков матери о. Александра Снежницкого.

Особую благодарность приношу нижегородским краеведам и генеалогам Нине Васильевне и Владимиру Львовичу Успенским, поделившимися архивными документами, без которых не удалось бы связать имевшиеся у нас сведения о пономаре Горбатовской округи села Ворсма Николае Михайлове на 1832 год  с диаконом села Кемары Николаем Михайловичем Снежницким. Благодаря помощи четы Успенских появилась короткая, но важная справка о пономаре села Курлаково Михаиле Михайлове.

Материнская линия.
Первое поколение

Леонтий Савинов (1717-1802 гг.) – священник Нижегородской епархии Лукояновской округи церкви великомученика Никиты села Мамлеево на Рудне [1]. Первые сведения о нем восходят к 1745 году. В Исповедных ведомостях Залессного стана Арзамасского уезда Нижегородской епархии этого года записан «поп Леонтий Савинов, вдов, 31 года, сын его Яков 4 лет».
В 1780 году село записано во Владимирской епархии Лукояновского уезда Арзамасского духовного правления, в нем имелось «90 дворов и числился священник Леонтий Савинов 64 лет, вдов и дьячек Степан Васильев 27 лет, женат и сын его Петр 3 лет».
В 1782 году село вновь переходит в ведение Нижегородской епархии. Леонтий Савинов 65 лет за старостью уступил внуку своему священническое место.

Следующие сведения находим в Ревизской сказке 5-й ревизии 1795 года о священнослужителях села Мамлеево Лукояновской округи. Священник Степан Васильев 41 года, который в 4-ю ревизию (1782 г.) писан был штатным дьячком, жена его Прасковья Яковлева 40 лет,  дети их: Елисафета 19 лет,Татьяна 17 лет при отце; дети рожденные после ревизии  Иван 6 и Авдотья 2 лет, Алексей полугоду».
«У вышеписанного священника находится на пропитании родной его дед, престарелый священник Леонтий Савинов вдов 78 лет, который в 4-ю ревизию писан был штатным священником. У него сноха вдова находится на пропитании пономарица Настасья Гаврилова 54 лет, у ней дети написанные в 4-ю ревизию: Матрена 20 лет, находится в замужестве в селе Кержемок за пономарем Козьмой Михайловым, Пелагея 18 лет, находится в замужестве в селе Мадаево Починковской округи за праздо живущим поповым сыном Афанасием Захаровым, Александра 15 лет, находится в замужестве в селе Тагаево Починковской округи за священником Козьмой Даниловым».
Вероятно, Ревизская сказка в 1782 году составлялась ранее подачи Исповедных ведомостей и до того, как Леонтий Савинов уступил свое место внуку, выйдя за штат, чем и объясняется расхождения в двух этих документах 1782 года.

Остается открытым вопрос об отце священника Степана Васильева 1753/4 года рождения. Нам известен только один сын Леонтия Савельева Яков. Возможны две версии. Первая: у Леонтия Савельева был сын Василий скорее всего старше Якова и почему-либо не внесенный в Исповедную ведомость 1745 года.
Вторую высказал Эдуард Шайхутдинов:
«Вероятно, сын Леонтия Савельева пономарь Яков женатый на Настасье Гавриловой (помните сноху Леонтия Савельева в Ревизии 1795 года: «у него сноха, вдова находится на пропитании пономарица Настасья Гаврилова»), имел только дочерей. Умер он до 1767 года, и первая его дочь Праскевья Яковлева вышла замуж за дьячка Степана Васильева, которому и перешел приход, так часто практиковалось из-за отсутствия сыновей в роду. Подтвердить это предположение документально не могу, так как мало сохранилось документов за период с 1745 по 1782 гг., тем более женщин в то время не записывали».
У этой версии один минус. Прасковья Яковлева родилась примерно в 1755 году, когда предполагаемому отцу ее Якову Леонтьеву 1741 г.р. было всего 14 лет. Ранова-то для отцовства, прямо скажем. Однако Степан Васильев числится внуком Леонтия Савельева. Таким образом переходим сразу к третьему поколению.

Третье поколение

Степан Васильев (1754  - 1803 гг.), в   1780 г. был штатным дьячком Лукояновской округи села Мамлеево на Рудне, женат, в семье подрастает сын Петр 3 лет (1777 г.р.). В 5-й Ревизии (1795 г.) уже состоит священником в этом же селе. При нем записаны жена Прасковья Яковлева 40 лет (1755 г.р.) и рожденные после 4-й Ревизии дети: Иван 6 лет (1789 г.р.), Авдотья 2 лет (1793 г.р.) и Алексей полугоду (1794/95 г.р.), а так же старшие дочери Елисафета 19 лет и Татьяна 17 лет.

На пропитании у священника, как мы помним, находится родной дед его, престарелый священник Леонтий Савинов 78 лет, вдов со снохой вдовой Настасьей Гавриловой 54 лет.

Четвертое поколение

Из всех детей Степан Васильева нас интересует младший – Алексей 1794/5 г.р. В Ревизской сказке 6-й Ревизии на 1811 год Алексей Степанов 18 лет состоит дьячком при Христорождественской церкви села Аря Лукояновской округи [2]. В 1815 году он уже посвящен в сан диакона и служит при Вознесенской церкви села Бритова Арзамасской округи [3]. В 1815 году в семействе у него жена  Пелагея Михайлова 23 лет (1792 г.р.), сын Федор 4 лет (1811 г.р.), дочь Марья 3 лет (1812 г.р.). В 1850 году Алексей Степанов   Смирнов  (пишется уже с фамилией) состоит священником при Петропавловской церкви села Костянка  Арзамасского уезда [4].

27 января 1832 года в селе Костянка (Петропавловское тож) Арзамасского уезда бракосочетались села Курлакова Княгиниской округи пономарь Николай Михайлов, умершего пономаря этого же села Михаила Михайлова сын и священническая дочь девица Мария. Таинство совершал отец брачующейся иерей церкви села Костянки Алексей Степанов.  В поручителях указаны: Арзамасской округи села Спасское священник Иосиф Михайлов, села Вечкусова дьячок Иван Осипов, Лукояновской округи села Ивашевка дьячок Петр Андреев и села Петропавловского диакон Дмитрий Васильев Костров и дьячок Федор Алексеев Констанцев (брат невесты).

В следующем 1833 году 1 января в этом же селе Костянка родилась и была крещена дочь Анна у пономаря Горбатовской округи села Ворсма Борисоглебской церкви Николая Михайлова и его жены Марьи Алексеевой. Восприемниками были: Московского карабинерного учебного полка штабс-капитан Иван Антонов Войцеховичев и жена генерала Кутлубицкого-Авдотья Савельева. Молитствовал и имя нарек и крещение совершил приходской священник Алексей Стефанов Смирнов дед новорожденной.

В селе Ворсма Николай Михайлов прослужил 7 лет с 1832 г. по 1839 г. В 1839 году он был рукоположен во диакона к церкви в честь иконы Знамения  Божией Матери села Кемары Княгининского уезда, где и прослужил до выхода за штат в 1892 году. В этом селе 13 апреля 1846 года у Николая Михайловича и Марии Алексеевой родился сын Александр – будущий известный нижегородский летописец, священнослужитель и неутомимый архивист своего времени.

В Клировой ведомости Христорождественской церкви г. Перевоз Княгининского уезда за 1898 год в числе заштатных и сиротствующих записан заштатный диакон Снежницкий Николай Михайлович 84 лет и его дети: Анна 65 лет, Ольга 44 лет, дочь Евпраксия 43 лет живет у брата Алексея. Сыновья: Алексей 54 лет, состоит на гражданской службе, Александр 52 лет, служит диаконом Нижегородского Ярмарочного Собора.
При этой церкви служит диакон Михаил Алексеев Святицкий 29 лет. В графе о родстве у Н.М. Снежницкого записано: Анна Васильева – жена диакона Святицкого – внука заштатного дьякона Снежницкого. А т.к. у Снежницкого не было сына Василия, то Анна Васильева была дочерью одной из дочерей Н.М. Снежницкого, записанных в Ревизской сказки 1850 года: Аполлинарии 1840 г.р. или  Александры 1848 г.р.
Еще был сын Александр 1838 гр, но он в ревизию 1850 года уже не писан.

Пономарь Михаил Михайлов – дед  А.Н. Снежницкого

Михаил Михайлов (1793-1827) – дед А.Н. Снежницкого – служил пономарем в Николаевской церкви села Курлаково Княгининского уезда с 1811 по 1826 г. [5] Место свое уступил сыну Николаю, возможно, уйдя за штат по болезни, т.к. скончался в 1827 году. Женат Михаил Михайлов был на Агафье Никифоровой (1788-1850) дочери пономаря этого же села Курлакова Никифора Григорьева. Можно предположить, что Никифор Григорьевич обучался в Нижегородской духовной семинарии или в одном из уездных духовных училищ, где и получил свою фамилию по месту рождения и/или службы отца. Как видим, пономарское место церкви села Курлакова в продолжении четырех поколений принадлежало членам одной семьи, переходя сначала от тестя к зятю, а затем от отца к сыну, порядок вполне привычный для 18 – начала 19 века, и продолженный уже в веке 20-м, перейдя опять к зятю (см. ниже).
В семействе у Михаила Михайлова и Агафьи Никофоровой известны дети:
Федор 1811 г.р.
Николай 1813 г.р. - будущий отец А.Н. Снежницкого
Евгения 1814 г.р., в 1841 г. жила при матери
Александр 1814 г.р., последнее место службы 1863 – 1880 гг. – священник Похвалинской церкви г. Нижнего Новгорода.
Мария 1820 г.р., жена дьячка с. Курлакова Алексея Максимова. В 1843 году уже вдова, жила у брата Николая.
———————————-
Примечания и дополнения
Сведения о церквях Нижегородской епархии даны по Адрес-календарю Нижегородской епархии, составленному диаконом А. Снежницким, издания 1888 г.
[1] Образование села Мамлеево тесно увязывается с походом Ивана Грозного на Казань. Среди участников похода числился татарский мурза Мамлей. За преданность и верность московский царь пожаловал ему земли в Лукояновской округе у реки Теша, которая берет начало у села Большое Мамлеево и протекает по Приволжской возвышенности, в Окско-Тешинской низине. Устье реки находится ниже города Мурома.
Села Мамлеева Лукояновского уезда церковь каменная, в честь Казанския Божия Матери, построена в 1870 г., двухпрестольная.
[2] Село Аря Лукояновский уезд, церковь каменная, в честь Рождества Христова, построена в 1805 г., однопрестольная.
[3] Село Бритово Пречистинское тож находится около села Костянки, где находится громада сильно разрушенного древнего Вознесенского храма 1758 г.постройки. Его стены помнят императрицу Екатерину Вторую, остановившуюся здесь у Петра Михайловича Ермолова в 1767 г.при возвращении из путешествия по Поволжью. Бытует мнение, что Бритово получило такое название, что обривали каторжан по дороге в Сибирь именно здесь, хотя я думаю, что их могли стричь в любом месте. Во второй половине 19 века около храма располагалась усадьба Николая Петровича Ермолова-большого знатока псовой охоты, автора охотничьих рассказов, кторый занимался выведением одной из лучших в те времена породы борзых.
[4] Село Костянка Петропавловское тож Арзамасского уезда, здесь рядом со старинной дорогой стоит хорошо сохранившийся до наших дней большой двухэтажный барский дом. Он был построен не позднее 1813 года Николаем Осиповичем Кутлубицким – офицером гатчинской артиллерии, бывшим комендантом Михайловского замка во время свержения императора Павла I в 1801 году. После этого Кутлубицкий удалился в свое имение где и занялся разведением вишневого сада. Второй достопримечательностью села был великолепный Петропавловский храм, построенный в 1813-1825 гг. по проекту архитектора М.П. Корфинского, имевший 60-метровую колокольню. В 1957 году храм был уничтожен.
Села Костянки Арзамасского уезда церковь каменная во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла, трехпрестольная. Вторая церковь под колокольней, каменная, в честь Успения Пресвятыя Богородицы, построена в 1870 г. Третья церковь кладбищенская, каменная, в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, построена в 1817 г., однопрестольная.
[5] Село Курлаково Княгининского уезда, церковь деревянная во имя Св. и Чудотворца Николая, построена в 1772 г., двухпрестольная.
[6] На фото, предпосланном статье, церковь иконы Божией Матери Знамение, вид с южной стороны. 29 апреля 2007 г.Источник

 

Отзывов: 2

  1. Владимир Успенский
    18.02.2016 в 22:15 | #

    Отличная, познавательная для краеведов и генеалогов работа! Поздравляем! Желаем дальнейших открытий и успехов!
    Семья Успенских, Нижний Новгород.

    • galina
      18.02.2016 в 23:04 | #

      Спасибо за добрые слова в адрес нашей с Эдуардом Шайхутдиновым работы. Она не могла бы состояться без помощи Татьяны Грачевой, Марины Ивановой и вашей, Нина Васильевна и Владимир Львович. Все-таки замечательно, что существует такое виртуальное содружество увлеченных общими интересами исследователей.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>