© 2012 galina sol_lozka_13

Соловецкая ложка

Помните рассказ мой о недавней поездке в Раифскую пустынь. Замечательное знакомство состоялось у нас с Владимиром там с Ольгой Михайловной Крестининой в издательском центре монастыря. Столько услышали и увидели мы интересного. Главный разговор был, конечно, о книгах старых и даже старинных. Ольга Михайловна снимала с полок одну, другую, чем-то примечательную и рассказывала о каждой. Да вот, хотя бы эта старая книга. Сегодня она единственная в собрании из бывшей некогда при Раифском

монастыре библиотеки, о чем свидетельствует надпись на внутренней странице – авантитуле:
Сiя Книга Раифскiя Богородицкiя Пустыни.
Ноября 1-го дня 1798-го года.

Смею преложить, что библиотека монастыря могла быть немалой. Издревле на Руси в монастырских кельях трудились монахи, переписывая книги, старинные рукописи. Наряду с физическим трудом это было одним из монашеских послушаний. И Раифский монастырь вряд ли был исключением.
Принес книгу эту кто-то из окрестных жителей. Какими путями оказалась она в крестьянском доме, бог знает. Но хочется надеяться, что и иные из древнемонастырского собрания сохранились и вернутся со временем в родные стены.

Однако запомнилась мне и еще одна вещица из коллекции Ольги Михайловны – соловецкая деревянная ложка. А в подтверждение происхождения ее показан был нам журнал «Православный паломник» со статьей кандидата исторических наук Е.В. Давыдовой «Резные и расписные деревянные ложки как паломнические реликвии» с

фотографиями этих самых ложек. Сравните изображение из журнала и показанную нам ложку на предваряющем статью фото .

Время состарило ее, выцвели краски рисунка, но неизменной сохранилась форма: яйцевидная лопасть, черен плоский, с кольцом у основания, конец вырезан в виде кисти руки, сложенной в благословляющем жесте. Рассматривая изображения подобных ложек, представленные в Интернете, рискну предположить, что  на внутренней стороне лопасти в центре была изображена сидящая чайка, по краям лопасти – растительный орнамент. Темное вытянутое пятно неправильной формы – след зеленого листа – все, что осталось от растительного обрамления по краю лопасти. В подтверждение своей гипотезы привожу следующие фото. На первом – показанная нам ложка, на следующих – из журнала и Интернета. Сравните их.

Любопытно происхождение традиции изготовления паломнических реликвий. Известно, что в средневековых городах Европы по заказу крестоносцев изготавливались ложки из свинцово-оловянистого сплава с изображением рыб, четырехконечных крестов и Небесного Иерусалима в обрамлении геометрического орнамента (XII-XIV вв).

Как известно, мы празднуем память св. Апостола Иоанна Богослова несколько раз в году. И вот день его памяти 21 мая (по новому стилю) установлен в честь того, что в этот день из могилы поднималась на воздух и оседала на могиле тонкая пыль («прах»), которую можно было собирать в коробочки для паломников и даже положить на язык. Для паломников изготавливали специальные небольшие ложечки, иногда с надписью «яждь манну», которой можно было принять в пищу эту удивительную манну «во здравие души и тела».

Источник

Сохранились ложки, происходящие из Египта, которые созданы из раковин, с железными ручками, с надписями на греческом языке: «Святой Иоанн, вкушай манну» («Благословение святого Иоанна». Мусин А.Е. «Паломничество в Древней Руси: исторические концепции и археологические реалии», М., 2009).

Благодаря новгородцам, бывавшим в Святой Земле, использование крестоносцами в качестве паломнических реликвий ложек было известно в древней Руси. Потому не удивительно, что в Средние века существовал моностырский обычай благословения деревянной резной и расписной посудой. Павел Алеппский, посетивший Троицкую обитель в 1656 году вместе с Антиохийским Патриархом Макарием вспоминает, что им подарили «разнообразные блюда и кубки из чудесного дерева, резные, позолоченные, с именем монастыря…». Подобная практика существовала в Кирилло-Белозерском и в Соловецком монастырях. В.Г. Кондратьева считает, что в силу удаленности Соловецкого монастыря эта традиция существовала в нем особенно долго.

В настоящее время известно несколько типов соловецких ложек: с плоским черенком и росписью лопасти, с резной рыбкой на черенке, с черенком, завершающимся благословляющей десницей. Ложки из музеев Архангельской области атрибутировала и подробно описала В.Г. Кондратьева в каталоге выставки «Наследие Соловецкого монастыря».

Остается предположить, что и наша современная традиция приобретения сувениров в поездках продолжает эту древнейшую.
———————
В публикации использована статья Е.В. Давыдовой «Резные и расписные деревянные ложки как паломнические реликвии» из журнала «Православный паломник» № 3, 2010 г..

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>