© 2016 galina spasskie_9

Спасские, Любимовы. Казанская епархия

Основные сведения предоставлены Эдуардом Шайхутдиновым

Село Кощаково Казанского уезда Казанской губернии.
Священники:
Смирнов Василий Васильевич (27 апреля 1896 г. – после 1915 г.)
Азановский Евгений Антоньевич (20 июля 1892 – 20 февраля 1896 гг.)
Теплов Михаил Павлов (20 апреля 1883 г. – 10 апреля 1892 г.)
Четаев Виктор Петрович (28 апреля 1881 г. – 3 апреля 1883 г.)
Померанцев Иван Иванович (11 октября 1880 г. – 23 февраля 1881 г.)
Нечаев Николай Александрович (6 сентября 1878 г. – 28 августа 1880 г.)
Заболотский Петр Михайлович (1875 г. – 1878 г.)
Троицкий Василий Григорьевич (23 февраля 1872 г. – 7 марта 1875 г.)
Кубасов Петр Яковлев (23 декабря 1868 г. – февраль 1872 г.)
Спасский Михаил Федоров (1867 г. – 10 декабря 1868 г.)
Церковно служители села Кощаково:
Алфеев Евлампий Дмитриевич (25 апреля 1883 г. – 22 ноября 1913 г.)
Кремков Гавриил Николаев (25 сентября 1879 г. – 29 апреля 1883 г.)
Тихоплесский Григорий Иванов (14 октября 1867 г. – сентябрь 1879 г.)
Рябинский Василий Павлов (14 марта 1869 г. – ?)
Кубасов Александр Яковлев (10 августа 1845 г. - 9 ноября 1865 г.)
———————————————————————————-

Спасские

Первое поколение

Федор Ефимов (1802 г.р.) из послушников Царевококшайской Мироносицкой пустыни, в которую был помещен в 1815 г., в 1822 г. был поставлен дьячком к Спасской церкви села Цибикнур Царевококшайского уезда [1]. В стихарь был посвящен 25 ноября 1825 г.Так записано в Ревизской сказке этой церкви за 1834 г. А далее идет удивительная запись: «по 7-й ревизии нигде писан не был«. Возможно, забыли внести поданную справку в Ревизию.

Мне встречался один подобный случай. Будущий священник Казанской епархии Гаврила Федоров Тимонов, состоявший в учениках класса поезии Казанской Духовной Академии в 1812 г., обратился в Казанскую Духовную Консисторию с прошением, в котором «изъяснял», что был пропущен по сказкам нынешней ревизии, просил «о помещении его в оные».

В семействе у него жена Елена Васильева 31 (1803 г.р.) и дети Иван 6 (1828 г.р.), Михаил 3 (1831 г.р.), Елена 8 (1826 г.р.).

Спасская церковь с. Цибикнур Республики Марий Эл. Источник

В 1846 г. из Клировой ведомости той же церкви узнаем об изменении в семействе дьячка Федора Ефимова. До между 1839 и 1845 гг. он овдовел, женился вновь. И в 1846 г. семейство его выглядит так: жена Анна Васильева 35 (1831 г.р.), дети от 1-й жены: Елена 21, Иван Спасский 19, обучается в среднем отделении Казанской духовной семинарии, Михаил Спасский 17, обучается в низшем отделении Казанской духовной семинарии, Яков Спасский 11 (1835 г.р.), обучается в низшем отделении Чебоксарского уездного училища, Андрей 7 (1839 г.р.); от 2-й жены дочь Олимпиада 1 (1845 г.р.).

Вероятно, Федор Ефимов всю свою жизнь прослужил на одном месте. Возможно, не довелось ему побывать нигде далее своего села или округи его.  В 1860 г. находим его в том же селе. При нем жена его Анна Васильева и дочери: от 1-й жены Елена 35; от 2-й жены Олимпиада 15, Наталия 13 (1847 г.р.) и Прасковья 11 (1849 г.р.). Любопытно, что в первом браке у дьячка Федора рождены были три сына и только одна дочь. А во втором – все три дочери. Трудно было, вероятно,  рядовому дьячку прокормить такую семью. Обращает на себя внимание одинаковое отчестве обеих жен Федора Ефимова. Уж не на младшей ли сестре первой женился овдовевший дьячок.

Второе поколение

Священник Иван Федоров Спасский 31 (1828 г.р.) – старший сын Федора Ефимова в 1852 г. окончил богословский курс Казанской духовной семинарии и был определен в наставника наставника Сотнурского сельского приходского училища, 6 августа 1856 г. рукоположен в священника к Покровской церкви села Кокшайск Царевококшайского уезда [2].
В семействе у него в 1860 г. жена Александра Гаврилова 26 (1834 г.р.) и дети Александра 5 (1855 г.р.), Андрей 3 (1857 г.р.).

Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы Кокшайск Марий Эл. Источник

Священник Михаил Федорове Спасский (1831 г.р.) окончил богословский курс Казанской духовной семинарии около 1853 г. и 29 апреля 1853 г. был определен учителем в сельское уездное училище с. Шиньшией Царевококшайского уезда [3]. Здесь он женился на дочери приходского священника Александра Алексеева Любимова Ольге Александровой. До февраля 1858 г. был рукоположен во священника. 8 февраля 1858 г. поставлен священником в с. Крылай Казанского уезда [4].
В семействе у него в 1860 г. значатся жена Ольга Александрова 20 (1836 г.р.) и дочери Юлия 4 (1855/56 г.р.) и Ольга  полугоду (1859/60 г.р.).

Церковь Введения во Храм Пресвятыя Богородицы
с. Хохлово Высокогорский р-он РТ. 2009 г. Источник

В 1867 служит настоятелем церкви села Кощаково Казанского уезда в 1867 г. Короткий земной срок был отмерен среднему сыну дьячка Федора. 10 декабря 1868 г. в возрасте 38 лет он скончался от чахотки. Погребен был 13 декабря на приходском Кощаковском кладбище. В последний путь его проводил священник с. Пановка Григорий Чернышев с притчем с. Кощаково. Страдал батюшка слабостью к винопитию. Что тому было причиной – болезнь или душевный надлом – неизвестно. Вот и обязанности свои исполнял он не добросовестно. Сохранилась приписка благочинного священника Политова об отсутствии подписей под записями о целом ряде треб и нетрезвой жизни священника Михаила Спасского.
В 1895 г. вдова его Ольга Александрова 57 лет состоит просфорней при Никольской церкви с. Исменцы Чебоксарского уезда.

Диакон Андрей Федоров Спасский 64 (1839/40 г.р.) в 1904 г. состоит диаконом при церкви Преображения Господня с. Серда Лаишевского уезда [5]. Из высшего отделения духовного училища. Службу начал псаломщиком в 1858 г. В 1885 был возведен в сан диакона к церкви с. Серда. Из казны получает жалование 150 руб. в год, не считая прочих доходов. Женат, имеет дочь 22 лет.

Преображенская церковь с. Серда Пестречинский р-он РТ. 2008 г. Источник

Третье поколение

Андрей Иоаннов Спасский (1857/8 г.р.) в возрасте 46 лет в 1904 г. служит священником в 1904 г. в Михаило-Архангельской церкви г. Казани [6]. Из Памятной книги Казанской епархии за этот год известно, что он окончил полный курс Казанской духовной семинарии со званием студента. В 1882 г. был посвящен в сан и исполняет священническую службу. При Михаило-Архангельской церкви состоит с 1887 г. Исполняет обязанности законоучителя начальных училищ. В 1902 г. награжден камилавкой. Из казны получает жалование 300 руб. в год. В семействе у него жена, шестеро сыновей в возрасте от 5 до 15 лет (причем есть двойня) и 4 дочери в возрасте от 2 до 19 лет.

Храм Архангела Михаила г. Казань. Фото Аршаулова. 1879 г.

Священник Александр Андреев Спасский (1863 г.р.) окончил курс Казанской духовной семинарии по 2 разрядув и с 1884 служит в этом сане. В 1904 г. в возрасте 41 года находим его священником в с. Мараса Спасского уезда [7], куда он был переведен в 1885 г. Законоучительствует в церковно-приходской школе, исполняет обязанности помощника благочинного и духовного следователя. В 1900 г. был награжден камилавкой. В 1904 г. вдов, воспитывает сына 10 лет. Из казны получает штатное жалование 160 руб. в год.

Казанско-Богородицкая церковь села Марасы Спасского уезда (Алексеевский район РТ)

Младший брат Александра Андреева Леонид Андреев Спасский 39 (1865 г.р.). В 1904 г. по окончании курса духовном училище в 1885 г. служит псаломщиком. С 1882 г. состоит в этой должности при Воскресенском соборе г. Царевококшайска [8]. Кроме того работает учителем пения. Второбрачен. В семействе у него в 1904 г. жена, сын 15 лет и дочери 6 и 4 лет. Из казны получает жалование 100 руб. в год, не считая других доходов.

Предположительно Васкресенский собор г. Царевококшайск. Источник

В Памятной книге Казанской епархии за 1904 г. значатся, по всей вероятности, два брата – сыновья неизвестного нам Гавриила Спасского, возможно, еще одного сына дьячка Федора Ефимова. Попробую высказать предположение, что сей дьячок уже носил фамилию Спасский, которую и передал своим сыновьям. Старшие Иван и Михаил Федоровы Спасские обучались в Казанской духовной семинарии. Младший – в духовном училище.

Псаломщик Петропавловской церкви с. Морки Царевококшайского уезда Михаил Гаврилов Спасский 35 (1869 г.р.). Из 4 класса Казанской духовной семинарии, службу начал в 1892 г. на настоящем месте, в стихарь посвящен. В 1904 г. холост. Жалования из казны получает 100 руб., не считая других доходов.

Диакон Смоленского собора г. Козмодемьянска Александр Гаврилов Спасский 31 (1873 г.р.), из 1 класса Казанской духовной семинарии. Службу начал псаломщиком в 1891 г. В 1898 г. был рукоположен во диакона. На настоящем месте с 1901 г. В семействе у него жена , 2 сына в возрасте 8 и 3 лет и дочь 5 лет. Штатного жалования не получает.

Любимовы

Свойственная связь объединила фамилии Спасских и Любимовых. Конечно, их было больше, ибо не все же дочери белого духовенства, к которому принадлежали Спасские, коротали свой век в девицах. Но установить эти связи не всегда представляется возможным. Нами такая задача не ставилась. Как уже написано выше, женой священника Михаила Федорова Спасского была дочь настоятеля церкви с. Шиньшей Александра Алексеева Любимова. Волей случая Эдуард сумел проследить родственные связи этой семь за определенный период, которые и представляем ниже.

В Клировой ведомости с. Красновидова Свияжского уезда [9] за 1833 г. в числе заштатных и сиротствующих записан «после исключенного из духовного ведомства умершего священника оного села Алексея Петрова Любимова сын Александр 22, обучается в Казанской духовной семинарии«.
Стало быть, в этом селе Красновидово служил священником отец Александра Любимова и дед Ольги Александровой, урожд. Любимовой. За неведомые нам грехи, как писали в то время – пороки был исключен он из духовного ведомства. Сын его Александр Алексеев Любимов (1810 г.р.) окончил курс богословия Казанской духовной семинарии и 4 января 1834 г. был рукоположен во священника к церкви с. Помьялы Чебоксарского уезда [10]. С 5 декабря 1836 г. служит в с. Шиньши Царевококшайского уезда настоятелем церки во имя Казанской Божией Матери.
В 1839 г. в семействе у него жена Елизавета Николаева 25 (1814 г.р.), дети: Ольга 3 (1836 г.р.) и Михаил 1 (1837/8 г.р.).
В сиротствующих числится бывшего при церкви с.Красновидово священника Алексея Петрова жена вдова Марья Николаева 49 (1790 г.р.), живет на пропитании сына священника.

В 1856 г. Александр Алексеев Любимов продолжает служить в с. Шиньши. Старшая дочь Ольга выдана в замужество за учителя Шиньшинского сельского училища Михаила Федорова Спасского. Судьба сына Михаила неизвестна. В семье о. Александра Любимова и матушки Елизаветы Николаевой записаны дети: Николай 12 (1844 г.р.), обучается в Казанском духовном училище; Евдокия 9 (1847 г.р.), Александр 6 (1851 г.р.).

В 1884 г. находим священника Александра Алексеева Любимова 74 лет настоятелем Николаевской церкви с. Исменцыо Чебоксарского уезда [11]. До перевода в это село служил он после села Шиньшей в с. Сизинер Чебоксарского уезда с 20 марта 1868 г. 31 августа 1871 г. был переведен в с. Помьялы, 1 декабря 1875 г. вновь перемещен в с. Помары [12] того же уезда.
Жена его Елизавета Николаева 70 лет еще с ним.
Просвирней с 1 декабря 1875 г. состоит вдова умершего священника с. Кощаково Михаила Спасского жена Ольга Александрова. При ней дочь ее вдова умершего Шакуловской школы учителя Михаила Алмазова жена Юлия Михайлова Алмазова (урожд. Любимова) 28 с дочерью ее Александрой 10 (1874 г.р.).

В 1884 г. предположительно в с. Шихазаны Цивильского уезда [13] при Казанской Богородицкой церкви состоит настоятелем сын священника Александра Алексеева Любимова Александр Александров Любимов 33 (1851 г.р.). По окончании курса Казанской духовной семинарии 30 ноября 1875 г. был рукоположен во священника к церкви с. Морки Царевококшайского уезда [14], 30 апреля 1877 г. переведен на настоящее место.
В семействе у него жена Агрипина Иванова (урожд. Знаменская) 25 (1859 г.р.), дети : Капитолина 7 (1877 г.р.), Александра 4 (1880 г.р.), Антонина 2 (1882 г.р.), Марья 1 (1883 г.р.).
В сиротствующих записана вдова умершего священника с. Анат-Кинар Козьмодемьянского уезда Ивана Знаменского жена Анфиса Константинова Знаменская 46 (1838 г.р.). Теща священнику Любимову.

Алмазовы

Статья была уже написана, когда пришло новое сообщение от Эдуарда со сведениями о носителях фамилии Алмазов. Вроде бы, удалось обнаружить отца и деда по материнской линии рано умершего учителя Михаила Алмазова – мужа Юлии Михайловой урожд. Любимовой.

В 1862 г. в с. Яндобы Ядринского уезда [15] при Воскресенской церкви состоит священник Алексей Филиппов Алмазов 37 (1825 г.р.), дьяконский сын. По окончании курса Казанской духовной семинарии с 24 февраля 1847 г. проходил должность учителя Цивильского уезда в Шакуловском поселенском училище три года. 12 февраля 1850 г. посвящен в священника к Воскресенской церкви с. Яндобы.
В семействе у него жена Елена Порфирьева 32 (1830 г.), дети: Михаил Алмазов 11 (1851 г.), обучается в среднем отделении Чебоксарского духовного училища, Василий Алмазов 9 (1853 г.р.), обучается там же, Серафима 7 (1855 г.р.), Иван 2 (1860 г.р.).
Заштатные: священник Порфирий Васильев Петропавловский 59 (1803 г.р), с 1852 г. по болезни находится на пропитании у зятя своего священника Алексея Алмазова, вдов.
—————————————————-
Все сведения о церквях Казанской епархии приводятся по изданию Памятная книга Казанской епархии 1904 г., если не указано иное
[1] Село Цибикнур Царевококшайский уезд. Церковь каменная, построена в 1765 г. на средства купца Ивю Андр. Пчелина, двухпрестольная: главный холодный в честь Нерукотворного Образа Спасителя, придел теплый в честь Благовещения Пресвятыя Девы Марии. В приходе селения: Кюшнур (в 4 в.), Пуланур с околотком Куптюр (в 1 в.), Энер-Умбал (в 1 в.), Пюкшерма (в 2 в.), Эсекейкина (в 3 в.), Шихмаматкова (в 3 в.), Нюхта с околотком Пэлеждюр (в 4 в.), Сосновая (в 6 в.), Савкино Поле (в 12 в.), Ашламучаш (в 10 в.).
[2] Село Кокшайское Царевококшайский уезд. Церковь каменная, построена в 1793 г. на средства купца Ив. Фед. Ганешева, двухпрестольная: главный холодный в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, придел теплый во имя Свят. Николая Чудотворца. В приходе селения: Шимшурга Царевок. уезда (в 8 в.), Кокшамары Чебоксар. уезд (в 7 в.).
[3] Село Шиньши Царевококшайский уезд. Церковь деревянная, построена вместо сгоревшей  в 1888 г. на средства прихожан, теплая, однопрестольная во имя Казанской Божией Матери. В приходе селения: Варангуши (в 4 в.), Нуж-Ключи (в 5 в.), Шор-Шиньши (в 1 в.), Новый Юот (в 3 в.), Чедроял (в 2 в.), Починок Березовый в (6 в.).
[4] Село Крылай (Хохлово) Казанский уезд. Церковь каменная, построена в 17о4 г. на средства помещика Петра Евгр. Озерова, двухпрестольная: главный холодный в честь Введения во Храм Пресвятыя Богородицы, придел теплый во имя Свят Николая Чудотворца. В приходе селения: Бимери (в 4 в.), Садилова (в 2 в.), Красенская (в 2 в.), Бирлякова (в 4 в.).
[5] Село Серда Лаишевский уезд. См. Кубасовы- священно церковнослужители Казанской губернии
[6] Город Казань. Церковь Архангела Михаила построена неизвестно когда и на какие средства, каменная, теплая, трехпрестольная: главный во имя Архистратига Божия Михаила, приделы с правой стороны во имя Казанской Божией Матери, с левой стороны во имя Свят. Николая Чудотворца. В приходе леревни: Ометьево, Горки, Архангельские Выселки.
[7] Село Мараса Спасский уезд. См. Померанцевы – священнослужители Казанской губернии
[8] Город Царевококшайск Воскресенский собор каменный, построен в 1759 г., теплый, двухпрестольный: главный в честь Обновления Храма Воскрсения Христова, придел в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. Местно-чтимый Образ Спасителя, по преданию, принесен стрельцами из г. Москвы при основании Царевококшайска. Приписная кладбищенская Тихвинская церковь В приходе семения: Медведева (в 5 в.), Мышина (в 4 в.), Корякова (в 1/2 в.), Березова (в 3 в.), Чихайдарова (в 2 в.), Аленкина (в 5 в.), Гомзова (в 2 в.).
[9] Село Красновидово Свияжский уезд. Церковь деревянная двухэтажная, построена в 1777 г. на средства прихожан, двухпрестольная: в верхнем этаже холодный в честь Богоявления Господня, в нижнем этаже теплый во имя Св. Пр. Илии.
[10] Село Помьялы Чебоксарский уезд. Церковь деревянная, построена в 1865 г. на средства прихожан, теплая однопрестольная в честь Вознесения Господня. В приходе селения: Помьялы (в 6 в.), Кожважи (в 4 в.), Курда-Мучаши (около 6 в.), Вележи (в 5 в.), Поян-Сола (в 2 в.), Нуктужи (в 6 в.).
[11] Село Исменцы Чебоксарский уезд. Церковь деревянная, построена в 1875 г. на средства прихожан, теплая, однопрестольная во имя Свят. Николая Чудотворца. В приходе селения: Отары (в 5 в.), Исменец (в 4 в.).
[12] Село Помары Чебоксарский уезд. Церковь деревянная, построена в 1754 г. на средства прихожан, холодная, однопрестольная во имя Св. Безсребр. Козьмы и Дамиана. Вторая церковь каменная, построена в 1889 г. так же на средства прихожан, теплая однопрестольная во имя Св. Троицы. В приходе селения: Польки (в 10 в.), Луговой Выселок (в 10 в.), Параты (в 5 в.), Общияры (в 6 в.), Березник (в 3 в.).
[13] Село Шихазаны Цивильский уезд. Церковь каменная, теплая, построена в 1792 г. на средства купца Ив. Степ. Клюева, трехпрестольная: главный во имя Казанской Божией Матери, приделы – с правой стороны во имя Св. великом. Варвары, с левой – во имя Св. Николая Чудотворца. В приходе селения: Мокры (в 6 в.), Багильдина (в 3 в.), Асхва (в 4 в.), Изъянгильдина, Мал Кибечи и Чол-касы (в 7 в.), Нюргечи (в 4 в.), Сиделева (в 2 в.), Ожанараво (в 4 в.), Бол. Бикши (4 в.), Атнашева (в 4 в.), Атыкова (в 8 в.), Лапры (в 5 в.), Семенова (в 5 в.), Кармамеи (в 6 в.), Шугурова (в 6 в.), Новопоселенные Мамеи (в 2 в),
[14] Село Морки Царевококшайский уезд. Церковь каменная, построена в 1819 г. на средства прихожан, трехпрестольная: главный холодный в честь Богоявления Господня, приделы теплые – с правой стороны во имя Св. Ап. Петра и Павла, с левой – во имя Св. муч. Софьи, Веры, Надежды и Любови. В приходе селения: Яснитова (Старый завод) (в 7 в.), Чедроял (в 8 в.), Починок Испаринский (в 12 в.), Мазикова (Русск. Кужеры) (в 6 в.), Мал. Иры (в 6 в.), Нижний Юплан (в 10 в.), Золотые Ключи (в 15 в.), Верхн. Адымаши с околот. Луканкиной и Токсариной, Другие (Тыгды) Морки (в 6 в.), Починок Ельник (в 7 в.), Барские Кужеры (в 6 в.), Починок Ислеть (в 8 в.), Кинерь (в 12 в.).
[15] Село Яндобы Ядринский уезд. Церковь деревянная, построена в 1801 г. на средства прихожан, двухпрестольная: главный холодный в честь Обновления храма Воскресения Христова, придел теплый в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. В приходе селения: Малые Яндобы (в 5 в.), Туты (в 3 в.), Чол-касы (в 2 в.).
* Статье предпослано фото деревянной церкви села Ходяшево Свияжского уезда. Деревянная церковь эта была построена в 1729 г. на средства прихожан, двухпрестольная: главный холодный в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя, придел теплый, во имя преп. Варлаама Хутынского. Эта церковь никак не связана с фамилиями, рассматриваемыми в данной статье. Но часть церквей, в которых служили Спасские и Любимовы, были деревянными, а такие практически не дожили до наших дней, их фото найти в сети не удается. Потому мной взято фото этой церкви, чтобы можно было представить, какими были деревянные храмы.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>