© 2021 galina vedenskij_a_e_12

Открывая дверь в прошлое. Как все начиналось

Веденская Елена Александровна

Прадед священник Введенский Александр Васильевич (1888-1920)

У каждого, кто начинает заниматься генеалогией своего рода, есть своя история о том, почему в определенный момент возникает это желание узнать как можно больше о жизни своих дальних предков: кем они были, где учились, чем занимались. И каждый проходит свой путь в поиске ответов на целую вереницу вопросов. Для меня все началось с этого фотоснимка, который я получила несколько лет назад от двоюродного брата с подписью Введенские – прабабушка и прадедушка, на котором была запечатлена молодая пара: священник и его молодая супруга. К своему стыду я даже не знала как их зовут, а спросить было уже не у кого. Поэтому отправной точкой для поисков стал сайт «Память народа» . Мой дедушка Введенский Анатолий ушел на фронт летом 1941 года, а в январе 1942 года у него родился второй сын (мой папа). Дедушка скончался от ранения в 1-й Московской горбольнице им. Пирогова в сентябре 1942 г. и был похоронен на Преображенском кладбище в г. Москве. На сайте была выложена анкета с его краткими данными и медицинская карточка. Из них я узнала, что Введенский Анатолий Александрович, 1911 г.р., младший политрук 103 с/п, был ранен 03.05.1942 г., а также были указаны: место его рождения (ошибочное), дата смерти, место захоронения, ФИО жены и ее адрес. На сайте «Аллея славы» я тоже нашла карточку на своего дедушку, и местом его рождения было указано с. Егидерево Верхнеуслонского района ТАССР. Благодаря этим документам я узнала, что моего прадеда звали Александр, и в его честь моего отца тоже нарекли этим красивым звучным именем. А село с таким необычным названием Егидерево должно было быть одним из мест служения моего предка. Тщательное изучение фотографии тоже принесло определенные плоды. Внизу фотоснимка удалось прочитать надпись: «Художественная фотография И. Якобсон», Казань. Согласно справочнику А.П. Попова удалось обнаружить следующую информацию: «Иосиф Мейерович Якобсон, владелец фотографии на ул. Воскресенской в доме Алкина. получивший «Золотую медаль» на Казанской международной выставке 1909 г.» Вот так я узнала, что этот фотоснимок был сделан в фотоателье недалеко от Казанской Духовной Семинарии, которую (как выяснилось позже) успешно окончил прадед. Я очень внимательно всматривалась в снимок, в лица этих молодых людей и пыталась понять: когда могла быть сделана эта фотография, где училась спутница жизни моего прадеда, кто были ее родители? Вопросов было намного больше, чем ответов. По семейным рассказам свою красивую фамилию Введенский прадед Александр (или его предки) получили во время обучения в духовном заведении. Располагая столь скудной информацией, я решила извлечь максимум информации из интернета. На помощь пришли справочники по Казанской Епархии, газета «Известия по Казанской Епархии» и самые разнообразные сайты, посвященные теме духовенства. Мне повезло, что в годы обучения моего прадеда мне не попались его полные тезки, иначе это сильно сбило бы c пути. А позже были многократные поездки в наш Казанский архив (НА РТ, сейчас ГА РТ), где к моему удивлению и восторгу, сохранился просто кладезь документов 19 – начала 20 вв. К сожалению, далеко не все мне удалось изучить по причине их ветхого состояния (и, следовательно, невыдачи в читальный зал). Еще одним направлением стал поиск двоюродных сестер моего отца. Мне было известно, что одну из них звали Наталья Александровна, 1944 г.р., она проживала со своими родными в Казани возле Богоявленского Собора. Закончила КИСИ, и позже работала в Казани в проектном институте, а в 90-е годы стала преподавать в КИСИ. Задав в интернете поиск по слову КИСИ, мой взгляд зацепился за одну очень интересную статью, посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это был один из выпусков газеты Казанского Строительного института, где его сотрудники старшего поколения писали о своих близких и родных, участниках этой войны. Одним из авторов была Наталья Александровна Муратова, рассказывавшая о своих родителях: Введенских Александре Александровиче и Серафиме Ивановне, о своих преподавателях, которых тоже не обошла стороной война с фашистами, о послевоенной Казани и возвращении солдат и офицеров к мирной жизни. (газета «Молодой строитель» No 2 (1044), 7.05. 2015 г., Вспоминают дети войны, Низкий поклон ветеран войны и тыла). По ФИО я нашла номер телефона и адрес Натальи Александровны. Оставалось только надеяться, что она жива – здорова и никуда не переехала. С волнением я набирала ее номер телефона, приготовив ручку и лист для записи. Трубку взяла ее дочь , которая сказала, что Н.А. дома и сейчас подойдет к телефону. Я была так счастлива, и Н.А. тоже, что спустя 24 года мы снова нашлись и можем пообщаться. Наталья Александровна как всегда излучала море энергии и позитива. Она много рассказала мне о родных по линии Введенских , а самое главное дала мне координаты нашей дальней родственницы, которая вместе со своим супругом в течение 5 лет собирала фотографии, документы и др. информацию по линии Введенских – Бакулевских. Благодаря этому знакомству с Валентиной Федоровной Васильевой (ур. Бакулевской) и ее супругом Сушковым Виталием Михайловичем, мне удалось узнать невероятное количество информации о моих предках и о ныне живущих, увидеть много старинных фотографий, а самое главное, наладить давно потерянные связи с родственниками. Еще одним помощником для меня стал сайт ВГД, где я познакомилась с Владимиром Кирилловым (по Введенским родство в 7 колене), и узнала от него много полезной информации. Благодаря его тете, живущей в г. Чебоксары мне удалось ознакомиться с выписками из Метрических книг, хранящимся в ГИА ЧР. А походы в читальный зал НА РТ подарили мне встречу с хозяйкой этого блога Г.Ф. Соколовой, инициировавшей появление публикаций о священноцерковнослужителях на «Фотопрогулках», за что хочется поблагодарить ее от всей души.

Введенский Александр Васильевич (1888-1920)

Наш прадедушка Введенский Александр Васильевич родился 23 марта 1888 г. в г. Цивильске  Цивильского уезда  Казанской губернии (ныне Республика Чувашии) в семье псаломщика Троицкого Собора Введенского Василия Михайловича и Матроны Петровны. Таинство его крещения было совершено 25 марта 1888 г. в Цивильском Троицком соборе, восприемниками новорожденного стали: мещанин г. Цивильска Петр Александров Салмин (дедушка новорожденного) и Цивильского уезда деревни Тугаево крестьянина Степана Петрова Шишкина жена Фекла Петрова (ур.  Салмина, тетя малыша). (ГИА ЧР ф.557 оп.7 д.360, инф. от В.Кириллова).

Троицкий Собор г. Цивильск (источник)

Долгие годы г. Цивильск был центром распространения православия среди чуваш – язычников и в городе действовали Троицкий Собор (постройки 1734 г.), Тихвинский монастырь (постройки 1675 г.) и Казанско – Богородицкая церковь (постройки 1735 г.). В конце 19 века Цивильск имел статус уездного города и насчитывал чуть более 1500 жителей. Здесь жили купцы, ремесленники мещане, а также ясашные крестьяне и пахотные солдаты. 13 мая 1888 г. отец Александра, Василий Михайлович Введенский по прошению был перемещен псаломщиком к Воскресенской церкви с. Кошлауш Ядринского уезда Казанской губернии. Здесь 13 мая 1893 г. он был утвержден учителем пения в школе грамоты. В этом селе семья Введенских имела собственный деревянный дом на церковной земле. В этом селе появились на свет еще четверо детей четы Введенских Василия и Матроны: Павел (04.09.1889 – до 1890), Михаил (20.09.1891-1894), Анна (12.01.1893 г.р.- после 1936) и Василий (23.01.1895-1941). (НА РТ, ф. 4 оп.127 д. 9 л.1854, Клировые ведомости по Козмодемьянскому уезду за 1895 г., ГИА ЧР, ф.557 оп.9 д. 123, Метрическая книга о родивш. за 1887-92 г.г., ГИА ЧР, ф.557 оп.9 д.124, Метрическая книга о родившихся за 1893-1896 г.г.). Павел родился 04.09.1889 г., был крещен в храме в с. Кошлауш Ядринского уезда, где Василий Михайлович служил псаломщиком. Крещение состоялось 10.09.1889 г. и восприемниками стали : с. Русской Сормы псаломщик Михаил Евграфов Введенский (дедушка) и г. Цивильска крестьянина Степана Петрова Шишкина жена Фекла Петрова (тетя малыша по матери). Крещение совершил священник Александр Ломоносов и псаломщик Евстафий Евграфов Розов. (ГИА ЧР МК о родившихся в 1887- 1892 г.г. ф. 557 оп. 9 д. 123). Видимо,  ребенок умер в младенческом возрасте. Третьим ребенком в семье Введенских Василия Михайловича и его супруги Матроны Петровны стал Михаил, родившийся 20.09.1891 г. в с. Кошлауш Ядринского уезда. Крещение совершили 26.09.1891 г., восприемники малыша стали: Ядринского уезда с. Русская Сорма псаломщика Михаила Евграфова Веденского сын Константин Михайлов Введенский (дядя малыша) и с. Кошлауш псаломщика Евстафия Розова дочь девица Александра. Крестил священник Александр Ломоносов с псаломщиком Евстафием Евграфовым Розовым. (ГИА ЧР Ф.557 оп.9 д.123, МК о родившихся в 1887-1892 г.г. Анна родилась 12.01.1893 г. в с. Кошлауш Ядринского уезда. Ее крещение совершил 20 января 1893 г. священник Александр Ломоносов с псаломщиком Евстафием Розовым в сельской церкви . Восприемницей стала Кошлаушского Земского училища учительница Екатерина Александровна Архангельская, дочь умершего священника с. Большая Шатьма Ядринского уезда. Василий родился 23.01.1895 г. в с. Кошлауш Ядринского уезда (по офиц. документам в 1893 г.). Таинство его крещения состоялось в Воскресенской церкви этого села 01.02.1895 г., восприемниками стали: священник Александр Ломоносов и псаломщик Евстафий Розов. Совершили крещение младенца священник Александр Ломоносов и псаломщик Петр Розов. (ГИА ЧР, МК о родившихся в 1893- 1896 г.г., ф.557 оп.9 д.124) В 1899 г. безместный псаломщик Василий Михайлович был определен в с. Тетеево (Ильинское) Лаишевского уезда Казанской губернии к церкви во имя Ильи Пророка. (Эта деревянная церковь была построена в 1784 г. , до наших дней не сохранилась). А в сентябре 1899 г. в возрасте 11 лет старший сын Введенских Александр поступил в Чебоксарское духовное училище. Весной 1900 г. семью постигло большое горе, 9 мая глава семейства Василий Михайлович Введенский умер в возрасте 40 лет (газета «Известия по КЕ»,1900 г. ). Записи о его смерти в МК найти не удалось, поэтому причина случившегося пока так и осталась нераскрытой. Матрона Петровна осталась вдовой с тремя детьми, и ей удалось получить место просфирни при новом Рождественском храме с. Хырь – Касы (Коптарка тож) Козмодемьянского уезда.

Храм Рождества Христова в с. Хырь-касы ныне Чебоксарского района ЧР (источник)

Однопрестольная деревянная церковь во имя Рождества и Спаса Иисуса в этом селе была построена на средства купца Чудакова. Освящение храма состоялось 20.07.1900 г. Причт храма состоял из священника Транквиллина Аполлинариевича Земляницкого (с 1900 по 1912 гг.) и псаломщика Никифора Аристарховича Охотина (с 19.09.1901 г.). Священноцерковнослужители проживали в деревянных церковных домах, построенных на средства прихожан. (НА РТ, ф.4 оп.132 д.59Б л. 988, Клировые ведомости по Козмодемьянскому уезду за 1900 г., НА РТ, ф.4 оп.138 д.26 л.1192, Клировые ведомости по Козмодемьянскому уезду за 1906 г.). Старший сын Матроны Петровны Александр как сын вдовы продолжил обучение в Чебоксарском Духовном училище за казенный счет и окончил его в 1903 г. В сентябре 1903 г. он был зачислен в Казанскую Духовную семинарию в 1 класс первого отделения, где также обучался за казенный счет. Александр окончил Казанскую Духовную семинарию 14 июня 1909 г. по 1-му разряду в звании Студента. (газ. «Известия по Каз.Епархии №27/28 ,15-22.07.1909 г). В первый разряд попадали семинаристы, имевшие высокие баллы за обучение и располагались в нем в порядке убывания, самые лучшие ученики стояли в начале списка. В списке выпускников Александр 8-ой из десяти учащихся, что свидетельствует о его усердии в учебе. Во 2-й разряд попадали те, кто учился средне, а из 3-го разряда отчисляли по причине малоуспешности и лености. Казанская духовная семинария располагалось на втором этаже в здании на ул. Воскресенская д.4 (ныне ул. Кремлевская), там же располагалась и церковь Иона Богословского, построенная в 1880 году на пожертвования горожан. Обучение в Семинарии длилось 6 лет (юношей брали в 14-18 лет) и учиться там было совсем непросто. В эти годы в семинарии изучались как специальные предметы: богословие, церковная история, священное писание, обличение раскола; и общеобразовательные предметы: гражданская история, математика , русская словесность и языки: греческий, латинский, французский, еврейский и другие. С учителем музыки семинаристы изучали литургии, гомилетику и церковное пение. Уделялось внимание и физической подготовке: занятия проводил учитель гимнастики. Система оценок была традиционной от 1 до 5 баллов, где 5 –это отлично , 4- очень хорошо, 3- хорошо , 2- плохо и 1- очень плохо. Итоговые оценки за четверть, за год и экзаменационные выглядели немного необычно – 2 ¾ , 3 ½ и т.д. Семинаристы жили в общежитии при Семинарии, а те, кто имел финансовую возможность, размещались на съемных квартирах в городе. Обучение было бесплатным, но необходимо было оплачивать проживание в общежитии, форму, учебники и прочее. Тем, чье финансовое положение было затруднительным, предоставлялась возможность получить финансовую помощь от Епархиального попечительства при подтверждении от благочинного состояния семьи ученика.

Здание Казанской Духовной семинарии на ул. Воскресенской,4, ныне ул. Кремлевской (источник)

Александр, как сын вдовы пользовался казенным содержанием. Вследствие этого после окончания Семинарии он был обязан продолжить служение по духовному ведомству, либо поступить на учебную службу в народную начальную школу. В случае отказа, Александр был обязан вернуть 525 руб. (за 4 года и 2,5 мес. обучения) Правлению Казанской Семинарии. (Для сравнения, жалованье Александра на его первом месте служения в сельском храме составляло 300 руб. в год). После окончания Семинарии по 1-му разряду семинаристам выдавали аттестат и присваивалось звание «Студент», а окончившим по 2-му разряду выдавались свидетельства об окончании. По завершении учебы, юноши должны были принять решение о вступлении либо в белое духовенство, либо в черное (монахи, которые отрекались от мирской жизни). Прадедушка выбрал белое духовенство и для рукоположения в сан священника Александр обязан был жениться. Избранницей Введенского Александра Васильевича стала Черкасова Варвара Прокопьевна, из семьи потомственных священноцерковнослужителей (первое фото). (Открывая дверь в прошлое. Семья Черкасова Прокопия Иоанновича) Она родилась 17.11.1890 г. в с. Соловцово Казанского уезда в семье псаломщика Черкасова Прокопия Ивановича и Нины Александровны (ур. Бакулевской). В мае 1907 г. Варя закончила Казанское Духовное училище для девиц духовного звания со свидетельством домашней учительницы, и планировала стать вольнослушательницей Казанских Высших Женских Курсов (КВЖК). Но в июне 1909 г. Варвара забрала документы, поданные на КВЖК. 7 октября 1909 г. в Казанско- Богородицкой церкви с. Савиново Казанского уезда состоялось таинство венчания. Варя, также как и Александр, рано лишилась отца, поэтому согласно традиции тех лет, бракосочетание состоялось в храме, где служил дедушка Варвары по линии матери. 21 – летний Александр и 18 – летняя Варвара дали обет верности, который скрепил священник церкви с. Савиново Александр Гавриилович Бакулевский. (Иоанн Федоров Бакулевский и его потомки. Продолжение) Поручителями по жениху выступили: Зиновий Матвеевич Лещин (надзиратель Казанского Духовного училища, сокурсник по КДС) и Евгений Александрович Артизанов (окончивший КДС). Поручителями по невесте выступили: Черкасов Константин (окончивший КДС, младший брат Варвары) и Анатолий Бакулевский (дьякон храма с. Высокая Гора Казананского уезда, родной дядя Вари по матери). После свадьбы, 22 ноября 1909 г., Александр был рукоположен в сан священника к храму с. Егидерево (Вознесенское) Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Верхнеуслонский района. (Газета «Известия по Казанской Епархии № 46 от 08.12.1909 г.) В те годы в селе была ветхая деревянная церковь во имя Вознесения Господня, построенная в 1740 г., и строилась новая каменная церковь во имя Всех Скорбящих радость. (Строительные работы начались в 1906 г., но из-за постоянных денежных трудностей закончились только спустя 10 лет в 1916 г.) Семья поселилась в ветхом деревянном доме, принадлежащим церкви и 17 июля 1910 г. у них родился первенец Александр. Его крещение в храме с. Егидерево совершил священник с. Уланово Свияжского уезда Феодор Аристовский с псаломщиком Константином Соловьевым. Восприемниками (крестными) стали: псаломщик с. Русская Сорма Ядринского уезда Михаил Евграфов Введенский (прадедушка новорожденного, 72 лет) и Введенская Матрона Петровна, вдова умершего псаломщика Введенского Василия (бабушка малыша). (НА РТ, ф.4 оп.176 д.1475, МК с. Егидерево Свияжского уезда, 1910 г.) 16 августа 1911 г. в с. Егидерево у Александра и Варвары родился второй сын Анатолий. Его крещение было совершено 10 августа 1911 г. священником с. Кильдеево Свияжского уезда Александром Охотиным с псаломщиком Константином Соловьевым. Восприемниками (крестными) записаны: Константин Прокопьевич Черкасов, бывший ученик Казанского духовного училища (младший брат Варвары) и Мария Николаевна Бакулевская (бабушка новорожденного) .(НА РТ, ф. 4 оп.176 д.1486 лл.352 об.- 353 МК с. Егидерево Свияжского уезда, 1911 г.) Отец Александр преподавал Закон Божий в местной Егидерьевской земской школе, открыта в 1869 г. На тот момент в ней обучалось 47 мальчиков и 16 девочек. Всего в с. Егидерево проживало чуть более 1 тыс. человек (176 дворов) и к приходу церкви относились три деревни: Сабуровка (5 дворов), Крестникова (48 дворов) и Николаевская Слобода (27 дворов). Александр состоял катехизатором церковно-исторического отдела 3-го благочинного округа Свияжского уезда.

с. Егидерево, церковь во имя Всех скорбящих радость. (источник)

Получив место священника в с. Егидерево в связи со строительством нового каменного храма отец Александр столкнулся со множеством проблем. Дело в том, что на период строительных работ на него возлагались обязанности (помимо его основных) по надзору за возведением здания: контроль правильности проводимых работ, их качества, составление отчетности о расходе денежных средств, изыскание денег и т.д. И Александр, не имеющий опыта не только в этой области, но даже и просто жизненного, явно осознавал всю сложность создавшейся ситуации. В Казанском архиве сохранилось дело «О построении нового каменного храма вместо деревянного старого в с. Егидерево Свияжского уезда (ГА РТ, ф.4 оп.133 д.2 б, нач. 09.1901 г., 78 лл.) . 4 мая 1906 г. было начато строительство храма под руководством священника Василия Ивановича Преображенского (1871 г.р.). Место было выбрано на горе недалеко от старой деревянной церкви. Строили из своего егидеревского кирпича, для его производства было построено несколько сараев, изготовлены станки и формы. Каждая крестьянская семья согласно твердому распорядку строительного комитета и указанию старосты села участвовала в строительстве церкви. Люди носили кирпич, ставили строительные леса. А ведь вечером дома их еще ждало личное хозяйство. В 1908 году строительство приостановилось из-за отсутствия средств. (источник: История села Егидерево) В ноябре 1909 г. В.И. Преображенский был перемещен к храму с. Каинки Свияжского уезда, а на его место был определен А.В. Введенский. В 1909-11 гг. кладка стен не производилась, осуществлялась только заготовка кирпича и сбор пожертвований на построение церкви по сборным книгам. В июне 1912 г. приходно-расходная книга по постройке церкви была передана новому священнику Иоанну Михайловичу Савосину. Благодаря ему внешняя постройка храма была завершена в 1916 г. В 1917 г. была завершена внутренняя отделка церкви, установлен иконостас. Освящение совершено в 1918 г. В декабре 1911 г. о. Александр Васильевич Введенский подал прошение о переводе его к храму с. Соловцово Казанского уезда (ниже приложена фотокопия этого прошения на 2-х страницах). Выбор этого села был не случайным, ведь здесь родилась и провела ранние годы Варвара Прокопьевна, его супруга. Однако главной причиной в прошении о переводе указано нездоровье о. Александра и большие затруднения при поездке из с. Егидерево в г. Казань, особенно весной и осенью. (НА РТ, ф.4 оп.1 д.127919, Дело о перемещении А. Введенского в с. Соловцово Казанского уезда от 12.11.1911 г.). В прошении от 15 декабря 1911 г. на имя Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Иакова Архиепископа Казанского и Свияжского от священника с. Егидерева Свияжского уезда Александра Введенского сказано следующее: «В недавнее время я утруждал Вас, Ваше Высокопреосвященство, просьбою перевести меня из села Егидерева в село Тогашево Казанского уезда, но Вашему Высокопреосвященству угодно был назначить туда священника села Соловцова Казанского уезда о. Альпидовского. Настоящим прошением я осмеливаюсь просить Вас перевести меня в село Соловцово на место переведенного оттуда священника о. Альпидовского . Причина моей просьбы о переводе, как я уже однажды докладывал и на словах и письменно – нездоровье. Из свидетельства выданного доктором Семинарии Ив. Ст. Рождественским, Вы Ваше Высокопреосвященство можете видеть подтверждение о моей болезни, свидетельство это приложено к прошению о переводе меня в с. Тагашево, в настоящее время оно находится в Консистории. При этом осмеливаюсь доложить Вам, что при переводе меня в с. Соловцово, я могу пользоваться врачебной помощью, которая мне так необходима – в Казани, сообщения с которой из с. Соловцова очень удобны, тогда как из с. Егидерева сообщения с Казанью никуда негодны, так как нужно переправляться через Волгу, что очень опасно и даже совершенно невозможно весной и осенью. Кроме того, село Соловцово, как мне известно отличается здоровым климатом, так как расположено около леса – здесь не так давно проживал дьяконом мой тесть и здесь родилась и жила первое время моя жена и ей также было бы приятно пожить на своей родине. Что меня заставляет просить о переводе именно нездоровье, а не материальные какие либо выгоды, то осмеливаюсь доложить Вашему Высокопреосвященству, что с. Егидерево по обезпеченности и содержанию причта считается лучшим в Свияжском уезде, тогда как с. Соловцово, чуть не из последних сел в Казанском уезде . Предлагая все вышеизложенное на Ваше Высокопреосвященство, благоусмотрение, я осмеливаюсь еще раз утруждать Вас просьбой перевести меня из с. Егидерева Свияжского уезда в с. Соловцово Казанского уезда».

Фрагмент прошения о. Александра Введенского

9 февраля 1912 г. согласно решению Духовной Консистории о. Александр Введенский был перемещен священником к Смоленско-Богородицкой церкви с. Соловцово Алатской волости Казанского уезда Казанской губернии (ныне Высокогорского р. РТ). (Газета Известия по Казазанской Епархии № 8, 22.02.1912 г.)

Словцово, церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери (источник)

В то время в с. Соловцово проживало около 700 человек и к церкви во имя Смоленской Божьей матери, построенной в 1735 г., относились три близлежащие деревни: Шуманы, Айша и Чурас-Барсуково. Также как и во всех селах, церкви принадлежала земля в размере 33 десятины (36 га). Она отдавалась местным крестьянам в пользование, и за это они были обязаны платить духовенству ругу. В селе Соловцово руга составляла 50 коп. с души. А в селе Егидерево прихожане платили ругу в размере 1 пуда ржи с души (мужского пола). Для взимания  руги, после сбора урожая зерновых, священник должен был объезжать все крестьянские дворы и собирать оговоренную плату за землю. Дело это было непростое. Неурожай, плохие погодные условия, невозможность многодетных семей платить ругу – все это осложняло жизнь священнику, которая и так была не сахар. Кроме выполнения своих прямых обязанностей (в том числе в любое время дня и ночи, при любой погоде лично причащать умирающего) священники в те годы выполняли ряд дополнительных обязанностей: сбор сведений для статистического учета в самых разнообразных аспектах, обеспечение мер по противопожарной безопасности, контроль по проведению ремонтных и строительных работ в церкви и т.д. Семьи о. Александра и псаломщика в с. Соловцово жили в домах принадлежавших церкви. Александр преподавал Закон Божий в Соловцовском и Шуманихинском земских начальных училищах, и получал за свои труды 40 руб. в год, что являлось подспорьем для его увеличивающейся с каждым годом семьи. 25(12) октября 1914 г. в семье родилась единственная дочь. Ее нарекли Ниной в честь матери Варвары Прокопьевны Нины Александровны Черкасовой (ур.Бакулевской). Крещение малышки совершил 19.10.1914 г. сам Александр Введенский с псаломщиком Георгием Гавриловым. Восприемниками (крестными) записаны: мещанин г. Казани Димитрий Васильевич Борисов и Мария Николаевна Бакулевская, жена священника с. Савиново Казанского уезда Александра Гавриловича Бакулевского (бабушка новорожденной). (НА РТ, ф.4 оп.176 д.1703 лл., МК с. Соловцово 1914 г.) В те годы на о. Александра были возложены дополнительные обязанности: с 1914 г. он участвовал в съездах духовенства, где обсуждались насущные проблемы духовных лиц и их семей, а также церковных владений. 14 июля 1916 г. Александр Введенский получил назначение о перемещении священником к Успенскому храму с. Алат Алатской волости Казанского уезда (газета «Известия по Казанской Епархии № 36/36, 22.09.1916 г.) Но в ноябре 1916 г. было издано распоряжение о перемещении его обратно в с. Соловцово. Однако, согласно метрической книге в период с августа по декабрь 1916 г. о. Александр проводил все церковные обряды в с. Соловцово. Из этого можно сделать вывод, что фактического перемещения в с. Алаты не произошло. 16(04) августа 1916 г. родился третий сын Виктор в с. Соловцово Казанского уезда. Его крещение совершил священник с. Потанихи Владимир Троицкий с псаломщиком Георгием Гавриловым. Восприемниками (крестными) записаны: Введенский Александр (старший брат малыша) и жена интендантского чиновника Зиновия Лещина, Надежда Лещина. (Зиновий Лещин 1886 г.р., сын священника с. Марьино Тетюшского уезда был сокурсником Введенского Александра по Казанской Духовной Семинарии, они вместе в 1909 г. окончили курс обучения). В апреле 1917 г. Александр был награжден скуфьею (второй наградой после набедренника). В 1919 г. в с. Соловцово Казанского уезда родился четвертый сын Владимир. Введенский Александр Васильевич умер в 32-летнем возрасте в 1920 г. После его смерти Варвара Прокопьевна осталась с 5-ю детьми на руках: старшему было 10 лет, младшему – год . Она работала учительницей в школе, в 30- е годы в школе дер. Берли Дубъязского района ТАССР. Она была очень доброй, заботливой матерью и отзывчивым человеком . Варвара Прокопьевна умерла от воспаления легких в 1936 г. в возрасте 46 –ти лет. Её смерть была зарегистрирована в дер. Берли Соловцовского сельсовета. Варвара Прокопьевна была похоронена в селе Соловцово. Сохранилась фотография, сделанная в 1930- е годы. На ней крайняя слева Введенская Варвара Прокопьевна, справа от нее предположительно Введенская Анна Васильевна (младшая сестра А.В. Введенского), крайний справа Введенский Анатолий Александрович (1911 г.р.).

ПОКОЛЕННАЯ РОСПИСЬ ВВЕДЕНСКИХ

1. Федор Степанов (священник храма с. Сотниково Чебоксарского уезда, 1745-?, супруга ?)
1.1. Василий Феодоров (1780-?) (2-я супруга Мария Максимова, 1783 г.р.-?)
1.1.1. Екатерина Васильева (1804-?)
1.1.2. Григорий Васильев Введенский (1810-?) (супруга Анна Петрова, 1807-?)

1.1.2.1. Александра Григорьева Введенская (1828-?, на 1867 г. девица)
1.1.2.2. Стефан Григорьев Введенский (1830-?) (супруга Евдокия Афанасьева (ур. Жемчужникова, 1832-?)
1.1.2.3. Николай Григорьев Введенский (1832-?)
1.1.2.4. Иоанн Григорьев Введенский (1837- 10.12.1912) (супруга Олимпиада Андреевна (ур. Никольской, 1835 – 21.01.1913)
1.1.2.5. Елена Григорьева Введенская (1838-?)
1.1.2.6. Александр Григорьев Введенский (1841- 18.05.1909)
1.1.2.6.1. Клавдия Александровна Световидова (ур. Введенская, 1867- ?, супруг Иосиф Михайлов Световидов (1869 – после 1906, фельдшер) 1.1.2.6.2. Евлампия Александровна Петрова (ур. Введенская, 1869-?, супруг Наум Петров (1871- после 1904, дьякон)
1.1.2.6.3. Анна Александровна Филиппова (ур. Введенская, 1871-? , супруг Кирилл Филиппов (1873- после 1904, псаломщик)
1.1.2.6.4. Григорий Александрович Введенский (1880- после 1911) (супруга Серафима Иванова, 1884- после 1911)
1.1.2.6.5. Юлия Александровна Введенская (1882-?)
1.1.2.6.6. Мавра Александровна Воскресенская (ур. Введенская (1887-?, супруг Леонид Васильев Воскресенский, 1890- после 1911)

1.1.2.7. Клавдия Григорьева Громова (ур. Введенская, 1844-?)
1.1.2.8. Анна Григорьева Любимова (ур. Введенская (1848- после 1878, супруг Вонифатий Васильев Любимов, 1845-?)
1.1.2.8.1. Петр Вонифатиев Любимов
1.1.2.8.2. Евлампий Вонифатиев Любимов
1.1.2.8.3. Иван Вонифатиев Любимов (1878 – после 1922)

1.1.3. Евграф Васильев Введенский (1811- 27.03.1875) (супруга Татьяна Васильева, 1812- после 1875)
1.1.3.1. Евстафий Евграфов Розов (1832- 14.03.1893) (1-я супруга Анна Ивановна Воронцова, 1840- до 1867, 2-я супруга Анисья Феодоровна, 1847-?)

1.1.3.2. Анна Евграфова Введенская (1835-?)
1.1.3.3. Стефан Евграфов Введенский (1837- после 1865), супруга Анастасия Алексеевна (ур. Макарьевская, 1833–?)
1.1.3.4. Михаил Евграфов Введенский (1840- после 1910) (супруга Анна Герасимова (ур. Тайбинская, 1839- до 1893)
1.1.3.4.1. Любовь Михайлова Дьяконова (ур. Введенская, 1858- после 1900)
1.1.3.4.2. Василий Михайлов Введенский (1860- 09.05.1900) (супруга Матрона Петрова (ур. Салмина, 1862 – после 1910)

1.1.3.4.1.1. Александр Васильевич Введенский (23.03.1888- 1920) (супруга Варвара Прокопьевна (ур.Черкасова, 1890- 1936)
1.1.3.4.1.2. Павел Васильевич Введенский (04.09.1889- до 1890)
1.1.3.4.1.3. Михаил Васильевич Введенский (20.09.1891-1894)
1.1.3.4.1.4. Анна Васильевна Введенская (12.01.1893- после 1936, девица)
1.1.3.4.1.4. Василий Васильевич Введенский (23.01.1895 – 1941) (супруга Клавдия Петровна Китайцева, 14.02.1884- после 1953)

1.1.3.4.2. Александр Михайлов Введенский (05.01.1869- после 1915) (супруга Зинаида Александровна (ур. Флоренцева, 1868 – после 1884) 1.1.3.4.2.1. Александр Александрович Введенский (1899-?)
1.1.3.4.2.2. Ксения Александровна Введенская (1901-?)
1.1.3.4.2.3. Тамара Александровна Введенская (1905-?)

1.1.3.4.3. Константин Михайлов Введенский (11.08.1870- после 1935) (супруга Елизавета Порфирьевна (ур. Смирнова, 1866- после 1911) 1.1.3.4.3 1. Анатолий Константинович Введенский (02.04.1900-?)
1.1.3.4.3.2. Платонида Константиновна Введенская (1901-?)
1.1.3.4.3.3. Валентина Константиновна Введенская (1904-?)
1.1.3.4.3.4. Авенир Константинович Введенский (1906-?)
1.1.3.4.3.5. Адриан Константинович Введенский (14.12.1910- ?)

1.1.3.4.4. Николай Михайлов Введенский (06.04.1873-?)

1.1.3.5. Лариса Евграфова Соколова (ур. Введенская, 1844 – после 1879) (супруг Данила Александров Соколов, 1844 – после 1900 псаломщик)
1.1.3.5.1. Александра Даниловна Соколова (1868– после 1900, девица)
1.1.3.5.2. Михаил Данилович Соколов (1869- после 1937, священник)
1.1.3.5.3. Евгения Даниловна Соколова (1874- после 1900)
1.1.3.5.4. Клавдия Даниловна Соколова (1875– после 1900)
1.1.3.5.5. Анфия Даниловна Соколова (1876– после 1900)
1.1.3.5.6. Гурий Данилович Соколов (1878– после 1912, священник)
1.1.3.5.7. Александр Данилович Соколов (1880– после 1930, священник)

1.1.3.6. Василий Евграфов Введенский (1846-?) 1.1.3.7. Александра Евграфова Введенская (1848-?)
1.1.3.8. Николай Евграфов Введенский (1846- после 1875) 1.1.3.9. Елизавета Евграфова Введенская (1853- после 1875)

1.1.4. Анна Васильева (1814- после 1884, девица)
1.1.5. Иоанн Васильев Введенский (1815- после 1884) (супруга Прасковья Фоминична, 1821- после 1884)

1.1.5.1. Василий Иоаннов Введенский (12.04.1838- после 1884 )
1.1.5.2. Надежда Иоаннова Ильинская (ур. Введенская, 18.09.1839- после 1884) (супруг Николай Ильинский, ?- до 1884 )
1.1.5.3. Параскева Иоаннова Мари (ур. Введенская, 1842/43- после 1884, супруг Александр Николаев Мари)
1.1.5.4. Ольга Иоаннова Введенская (1849- после 1884, девица)
————————————–
РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА
Определены. Крестьянин Матвѣй Памфилов и. об. Псаломщика ко вновь построенной церкви в дер. Нечасовой, Тетюшскаго уѣзда, 4 сентября. Студент духовной семинаріи Александр Никонов — на псаломщическое мѣсто к Чебоксарскому Введенскому собору, 5 сентября. Рукоположены. Надзиратель Чебоксарскаго духовнаго училища Леонид Любимов — во священника в с. Левашево, Спасскаго уѣзда, 19 августа. Діакон пригорода Старошешминска, Чистопольскаго уѣзда, Иоанн Степанов — во священника въ с. Ачи, того же уѣзда, 29 августа. Діакон с. Болгар, Спасскаго уѣзда, Иоанн Савосин — во священника к новоностроенной церкви в дер. Удѣльном Нечасове, Тетюшскаго уѣзда, 1 сентября. Известия по КЕ № 35 за 1907 г. стр. 1057-1058 Источник
——————-
Егидерево
Церковь Божией Матери «Всех скорбящих радость»
В 1936 году церковь закрыли, местный поп Савосин Иван Михайлович уехал. Источник

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>