© 2013 galina shekarovр_13

«О сельском священнике замолвите слово». К 150-летию о. Иоанна Спиридонова Шекарова

Вера Николаевна Головина, одна из правнучек И.С. Шекарова. Если бы работала по полученному образованию, представляла бы собой четвертое поколение учителей, однако, ударный труд шестилетками протекал в стороне от школы. Зато юношеское увлечение историей семьи переросло в пожизненное служение истории рода. Самые невероятные находки и открытия произошли в последнее десятилетие, когда появился Интернет, и стали доступны прежде закрытые материалы архивов и спецхранов, и, самое главное, когда люди просто перестали бояться говорить о своих родных и близких.

Средь высоких лесов на севере Казанской губернии, в селе Петровское, Царевококшайского уезда родился в 1862 году наш прадед Иван. Его родителей Спиридона Петровича (1821 г.р.) и Татьяну Фирсовну (1824 г.р.) с тремя детьми, его дядю Никифора Петровича (1827 г.р.) с женой Матреной Андриановной (1830 г.р.), как и всех жителей этого села, помещик Алексей Дмитриевич Желтухин привез из поволжских губерний - Саратовской, Пензенской или Симбирской - «Чтоб жили там, плодилися и правили тягло».

Продукция товарищества «Наследник Желтухина и Ахметзян Сайдашев в Казани». 1890 г.

Природные условия этого места были весьма благоприятными для развития стеклоделия. Здесь имелись богатейшие месторождения мелкого кварцевого песка и извести. Повсюду стояли нетронутые лесные массивы, протекали многочисленные реки и ручьи. Здесь купил Желтухин себе лесную делянку (дачу). Рядом никаких инородческих поселений не было, и поэтому все население построенного его крепостными села Желтухино/ Воскресенское/ Петровское [1]  было чисто русским. Крепостные крестьяне выстроили 2 стекольных завода, едва ли не самых первых в крае, и сами же работали на них.

На Петровском стекольном заводе выпускалось стекло разных расцветок и размеров, посуда различных сортов – от 2х-ведерных бутылей до аптечных пузырьков. Продукция завода была известна по всей России, принося славу и доход помещику.

Первые сведения о семье Шекаровых появляются в Исповедных ведомостях села в 1855 году. В семье Спиридона Петровича кроме Ивана было еще два сына – Николай (1848 г.р.) и Спиридон (1855 г.р.), и три дочери – Феодосия (1850 г.р.) и две Вассы (1853 и 1860 гг.р.). Когда Иван подрос, он, как и положено, пошел работать на «стеклянную» фабрику. Интересен перечень некоторых специальностей рабочих-стекловаров: гончары (горшечники), шурали (газовщики), составщики шихты, стекловары, ученики-баночники, хлопцы (принимальщики), мастера-баночники. Пройдя все этапы работы в стекольном деле, к 23 годам он стал мастером-стеклодувом. Родители смогли дать Ванюше только домашнее образование, воспитав его в строгости и православной вере, но и это сослужило ему в дальнейшем хорошую службу.

Поразительное событие, изменившее его жизнь, произошло 6 марта 1885 г., когда по прошению он был определен псаломщиком в домовую церковь Желтухина. По семейному преданию, у Ивана был красивый голос и сильные легкие, благодаря чему на него обратили внимание.
Однако кроме этого были и объективные причины, по которым вся дальнейшая жизнь простого стеклодува оказалась неразрывно связана с церковью.  В результате церковных реформ 1860-х гг. дети духовенства, обучавшиеся в духовных семинариях и училищах, получили право избирать род деятельности не только духовный. Им предоставлена была возможность обучаться в светских учебных заведениях с тем, чтобы затем поступать на государственную службу или какую-то иную.

Столь благое для этого сословия решение привело, однако, к тому, что возникла катастрофическая нехватка сельских священников. 21 марта 1871 г. был принят указ, по которому, церковные должности отныне дозволено было занимать лицам всех сословий. Для занятия церковных должностей был  необходим некий образовательный ценз, ибо наряду со своими прямыми обязанностями чтеца и певчего псаломщик выполнял  часто и другие функции, например - учителя в церковноприходской школе.  Видимо, отвечал прадед этим требованиям, т.к. его прошение было удовлетворено и  9 нояб. 1887 г., он был посвящен в стихарь.

На Генеральном плане села 1931 г. еще указано место расположения церкви, в которой И.Шекаров начал свое служение. (Выкопировка из похозяйственной книги, 1931. Предоставлена М. и А. Валиевыми)

После смерти Алексея Желтухина его сын Сергей не смог должным образом управлять двумя стекольными фабриками и одна из них в с. Петровском была приостановлена, в 1889 г. имение было продано, церковь закрыта.

К этому времени Иван Спиридонович женился на дочери псаломщика Михаила Ивановича Невзорова – Матроне (1869 г.р.) и 20 февраля 1889 г. у них родилась дочь Антонина (наша бабушка впоследствии).

Матрона Михайловна с племянницей. Конец 19 в.

С закрытием церкви вынужден прадед был просить перевод в другое место, и в июле он был перемещен в с. Дигитли, Мамадышского уезда.

с. Дигитли РТВознесенская церковь с. Дигитли, Мамадышского уезда

Восемь лет верой и правдой прослужил он в Вознесенской церкви этого села. Здесь крестил своих детей – Клавдию (1891), Валентину (1892),  Бориса (1895)  и Николая (1896). Но уже с конца 1896 г. псаломщика Иоанна Шекарова, практически каждый год переводили в из одного прихода Казанской епархии в другой.

Некоторые церкви, как и в селе Петровском (разрушена в 1938 году), более не существуют, какие-то доживают свой век, открытые всем ветрам и непогодам, а иные открылись к  служению в наше время. Это: церковь Михаила Архангела в с. Красная Горка, Мамадышского уезда; церковь Дмитрия Солунского в с. Парат, Казанского уезда; церковь Ильи Пророка в с.  Ильинское, Казанского уезда; церковь Воскресенья Господня в г. Чебоксары;  церковь Тихвинской иконы Божией матери, г. Казань. [3]

Церковь Михаила Архангела село Красная Горка, Мамадышского уезда

На долю приходского к этому времени приходилось до 90%  всего духовенства России. Оно состояло из трех основных групп – священников, дьяконов и причетников. Заметно различались члены причта своими доходами, так как по обычаю они делились между священником, дьяконом и всеми причетниками в пропорции 4:2:1. [4.]

В  среде духовенства существовал предельно высокий естественный прирост, что объяснялось обязательным и ранним вступлением в брак и строгим запрещением любых способов ограничения рождаемости. Поэтому, понятно, что продвижение по службе главы семейства было как воздух необходимо все увеличивавшейся семье Шекаровых. 27 марта 1900 г. Резолюциею Высокопреосвященнейшего Арсения, псаломщик Иоанн Шекаров был перемещен в церковь с. Столбищи, Казанского уезда, на диаконскую вакансию. В сан диакона он был возведен Преосвященным Владыкой Антонием Волынским (в дальнейшем – основателем РПЦ за границей).

Служба, многообразные заботы и крайний недостаток в средствах при большом семействе не дали о. Иоанну возможности пополнить свое образование, поэтому совершенно удивителен факт, что 16 марта 1903 г. он был рукоположен во священника к церкви д. Тетвель, Чистопольского уезда Архиепископом Дмитрием (Одесским). Значит, было в этом диаконе что-то такое, что начальство ценило выше образования. Что же? Сила духа, верность церкви, крепкая крестьянская закалка, «незазорная нравственность»? Несомненно, одно, был он человек религиозный, искренно верующий.

Через год отец Иоанн был перемещен в с. Большие Ключи, где прослужил до 1908 года. В этом селе у Шекаровых появился самый младший сын Александр (1905 г.), восприемницей (крестной матерью) которого была его старшая сестра Антонина.

Церковь Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова села Большие Ключи

Однако всю жизнь оставался о. Иоанн все тем же крестьянином, каким родился, держал хозяйство, но при этом и службу правил.  В анкете сына Николая в 1937 г. указано, что «родители были крестьянского происхождения, а именно, середняками, имели одну лошадь и одну корову».

Интересные сведения как о священнике Иоанне, так и о месте его службы, обнаружились в Клировой Ведомости о церкви села Ключей Каз. уезда, Каз епархии 1906 года в Национальном архиве РТ.

1. Церковь сия построена в 1832 г. на средства прихожан вместо ветхой деревянной, существовавшей с 1741 г. в селе Ивановском и упраздненной в 1832 г. Престолов в ней два.
2. Зданием каменная, с таковою же в одной связке колокольнею; прочная. В 1891 г. к ней пристроена деревянная, крытая тесом паперть. Главный храм до 1896 г. был холодный и отапливалась лишь трапеза, в коей помещается придел, а в 1896 г заботами местного попечительства в главном храме устроены печи и оный отапливается. Ограда вокруг церкви каменная с железною решеткой, сооружена в 1894 г. на средства прихожан. Колокольня должна бы быть увеличена в высоту накладкою целого яруса, на что имеется и план от 1843 г., но за неимением на это средств, остается в прежнем виде. Иконостас в главном храме пятиярусный.
3. Утварью снабжена достаточно.
4. Причт на основании Указа Св. Синода от 4 марта 1885 г. за № 3 состоит из священника, диакона и псаломщика.
6. Все члены причта помещаются в деревянных домах, принадлежащих церкви, построенных на средства прихожан. Дом для священника построен в 1885 г., для диакона в 1903 г, для псаломщика в 1891 г. Дома построены на церковной усадебной земле и застрахованы в Казанском земстве за 665 руб.
7. Причт получает жалование от казны: священник 300 руб., диакон 150 р. и псаломщик 100 р. в год. Кроме сего причт получает доходов за требоисправления по приходу считая средним числом за последние 5 лет до 350 руб. в год. Содержание причта удовлетворительное.
20. При церкви имеется библиотека, состоящая из 634 томов при 176 названиях книг. Библиотека ежегодно пополняется выписываемыми книгами и журналами. В отчетном году были выписаны «Православный собеседник» с «Известиями по казанской епархии», «Церковные ведомости» и «Церковно-общественная жизнь».
21. В селе существует с 1876 г. начальное мужское училище и с 1900 г. женское начальное училище, в минувшем 1905/6 учебном году в первом обучалось 130 мальчиков, кончило полный курс 5 мальчиков. Законоучителем в мужском училище состоит местный священник Иоанн Шекаров, учительницей дочь действительного статского советника девица Вера Николаевна Кремлева; помощницей кончившая в земской школе для образования учительниц казанская мещанка Нина Петрова Молочкова. В женском училище обучает Закону Божию диакон Николай Сузгин; учительницей, кончившая курс в Казанской Мариинской гимназии, дочь московскаго купца девица Анна Иванова Калачева. В минувшем 1905/6 уч.г. в нем обучалось 40 девочек, кончило курс 5 девочек.
22. В отчетном году причтом было совершено: браков 39, крещений 149, погребений 94. Отправлено богослужений – утрень 59, Б. Литургий 117, молебнов 94, панихид 14, великих вечерень с акафистами 28, Всенощных 84.
23. Приходское попечительство при церкви существует с 1885 г. Председателем онаго состоит местный священник Иоанн Шекаров. От прошедшего года осталось попечительских сумм к 1906 г. билетами 45 руб, наличными 286 р. 66 к. В течение 1906 г. попечительством приобретено наличными 1144 р. 96 к., из них израсходовано наличными 827 р. о5 к. В остатке к 1907 г. билетами 458 р. 76 к., наличными 190 р. 81 к.
26. В ноябре 1901 г. открыта в селе Ключах безплатная народная библиотека-читальня.

Создается совершенно благостная картина достойной жизни в крепком православном селе, в котором было в то время полторы тысячи жителей. Работы было много как в церкви, так и в самом селе. И со всем о. Иоанн справлялся, ибо не было в Клировой ведомости отмечено каких- либо нареканий в его адрес за неисправность по службе или немиролюбие.
В той же Ведомости за 1906 год имеются сведения о всех предыдущих перемещениях Ивана Спиридоновича, приведенные выше, который к тому же имеет свидетельство на звание учителя  приходского сельского начального народного училища, выданное 1896 декабря 21 дня. А также ценные сведения о всей его семье, включая родителей его жены.

В семействе у него жена Матрона Михайлова 36
Дети:
Антонина, кончила курс в Казанском Епахиальном Женском училище 17
Клавдия, обучается во 2 классе Епархиального училища, на содержании отца 15
Валентина, обучается в 3 классе Окружного духовного женского училища, на содержании отца 14
Борис, обучается в 1 классе Казанского Духовного мужского училища, на содержании отца 12
Николай 10
Феоктиста 8
Вячеслав 6 и 9 мес.
Глеб 2 и 8 мес
Александр 1 и 10 мес.
Теща его Симбирской губернии села Кияти, Буинского уезда умершаго псаломщика Михаила Иванова Невзорова жена Феоктиста Стефанова 57 лет.

Возможно, зарекомендовал себя прадед крепким и убежденным ревнителем веры, потому что в 1908 году Резолюциею Высокопреосвященнейшего Арсения он был перемещен в с. Подберезье, Свияжского уезда, значительную часть жителей которого составляли старообрядцы Белокриницкой иерархии. Ввиду этого, приход был бедным, несмотря на то, что село было самым большим в Свияжском уезде. Уже в 1866 году там проживало более 2,5 тысяч жителей.

с. Подберезье, церковь Сергия Радонежского

«В нач. 20 в. в Большом Подберезье функционировали церковь св. Сергия Радонежского, земская школа, 3 кузницы, водяная и 11 ветряных мельниц, казённая винная и 7 мелочных лавок; базар по понедельникам». Источник Село отметилось в истории 20 века бунтом во времена проведения П. Столыпиным реформ по переустройству России.

22 января 1907г. Известные беспорядки… произошли вследствие понуждения к выделу из общины тридцати домохозяев. Общество, не соглашаясь, требовало удаления станового пристава и земского начальника, прибывших с целью способствовать ускорению дела о выделе. Пристав и земский удалились, но через два дня прибыл исправник с 29 конными стражниками для уговора несогласных. После ареста шести крестьян ударили в набат. Поднялось почти все село, вооруженное кольями. Убитых и раненых крестьян насчитывают около двадцати. Исправник убит. Арестовано свыше шестидесяти человек. Источник

В этом мятежном селе и отношения между людьми были, по-видимому, другими. Не всегда и служба шла гладко. Священники – люди, и как все люди они могут оступаться и даже падать, и ни один такой проступок не оставался незамеченным. Удивительно писал об этом в «Дорожном посохе» новомученник Василий Никифоров-Волгин;

«не особенно ублажает священника деревенский народ: насмехается, грубые слова ему вслед бросает, песни нехорошие про него поет, но заболей священник – народ душу свою отдаст, чтобы вернуть его, помочь ему… Одинокий он, русский человек, и только священник еще “отцом” ему является… Хоть и недостойным зачастую, но все же родным и нерасстанным…».

«Зависть ли тайная, злоба ль открытая» взыграли в товарищах по службе, а может быть непростой характер прадеда и требовательность к причту были тому причиной, но по наущению псаломщика написали на о. Шекарова донос. В архивных фондах за 1910-1912 гг. нашлось объемное следственное дело «о неблаговидных поступках» прадеда
Простой крестьянин пишет об оплошностях батюшки во время исправления служб и что он, как законоучитель, объясняет уроки неправильно, несогласно с церковным учением, позволяет себе неуместные сравнения и выражения из крестьянской жизни. Кроме того, о. Иоанн высказывает претензии к диакону, что тот «без благоговения» правит службу, а староста к службе выдает малый потир.
Много еще нелицеприятного написано в этих документах, но нам интересна объяснительная самого о. Шекарова, в которой он выражает недовольство своим приходом, жалобы его на малую обеспеченность в связи с бедностью прихода. Говорит о несправедливости возводимых на него обвинений. Иван Спиридонович признает свою малую образованность, но считает, что за грубость принимают его правдивость и настойчивость в правом деле, отвергает обвинение в гордости. Говорит, что он выступает против зачинщиков беспорядков, которые имели место в селе. Отвергает обвинения в неблаговидных поступках. Жалуется на многодетность семьи – 13 человек. В 1910 году у него будут обучаться 5 человек в разных учебных заведениях. Просит назначить повторное следствие и оставить его в том же приходе.
За другой проступок, неправильно составленное завещание, он был «подвергнут монастырскому подначалию», т.е. был отправлен в монастырь для очистки своей совести. Однако, в обоих случаях жалобщики принесли ему свои извинения, признав зряшность и несправедливость обвинений.

Решение Епархиального начальства было вынесено в его пользу, а своим, принятым ровно сто лет спустя, мы и подавно его оправдали, относясь с сочувствием к человеку, которому нелегко было управляться с такой большой семьей и такими неспокойными приходами. Несмотря на все трудности, Иван Спиридонович продолжал служить в с. Подберезье, оставаясь, согласно данным Адрес-календаря Казанской губернии 1915 г., настоятелем местной церкви.
Где бы ни служил прадед, он преподавал в школах своих приходов. Насколько нам известно, был учителем Петровской церковно-приходской школы, законоучителем Бизюгбургского и Тетвельского земских училищ, Ключинского мужского училища, а также Петропавловской двухлетней школы.
Здесь, в селе Петропавловская слобода, Чистопольского уезда, его застало известие о Февральской буржуазной революции 1917 г. В документах Центрального гос. архива историко-политической документации РТ хранится донесение от 16 марта 1917 г. заведующего Петропавловским двухклассным училищем Чистопольскому уездному комиссару Временного правительства:

«Явившись на занятие, он (Иван Спиридонович) ужаснулся, что в школе убраны портреты и учащиеся не пели молитву за царя и гимн. По окончании молитвы я вошел в класс и объявил ученикам, что завтра будем петь «Спаси господи люди твоя», но вместо слов «Победы благоверному императору нашему Николаю Александровичу» будем петь «Победы великой державе Российской и воинствуя ея на сопротивныя даруй». Услышав это, о. Шекаров побледнел, затрясся весь, вбежал в этот класс, затопал ногами и неистово закричал на меня, что я не имею права, и у меня нет официального разрешения. … назвал меня атеистом, выкрикивал, что я не имею права быть учителем». Источник

Февральский переворот был для прадеда потрясением. Разрушались все жизненные устои России – вера в Бога и Царя, служению которым он посвятил более 30 лет! Он страдал и не имел права молчать. Хотелось защитить и себя и этих детей, которых столько лет он обучал и воспитывал в духе Закона Божьего. Многое ему приходилось в жизни терпеть, но такого краха Иван Спиридонович никак не ожидал. Единственной опорой оставалась только семья.

Бог дал Шекаровым девятнадцать детей, однако большую часть их и взял в детском возрасте, оставив родителям лишь девятерых. Надо ли говорить, с какой любовью и заботой относились Иван Спиридонович и Матрона Михайловна к детям. До самой смерти Матрона Михайловна жила с дочерьми в Сибири и помогала, чем могла.
Именно родители были первыми учителями грамоты и слова Божъего всех своих детей. По словам бабушки, все девочки Шекаровы учились в духовных женских училищах, а мальчики пошли в военную службу. Видимо, это были самые доступные способы, которыми прадед, вышедший из крестьян, мог обеспечить своих детей, чтобы могли они зарабатывать себе на жизнь и добиться достойного положения в обществе.

Возможно, выслужив положенные 35 лет, вышел Иван Спиридонович в отставку в 1920 году, но мы можем только делать предположения, ибо не располагаем такими данными. Когда в 1921-22 гг в России разразился голод и началось разграбление государством церквей и храмов, Шекаровых уже больше ничто не удерживало в Поволжье и всем семейством они подались в Сибирь.

Революционный плакат

По другой версии, батюшка был выслан из Казани со всем семейством. Как бы то ни было, два месяца добирались они в теплушке до «Сибири». В дороге Иван Спиридонович заболел тифом и умер, а осиротевших детей раскидало по всей стране.

Матрона Михайловна с крестницей. начало 20го века

На этой фотографии Матрона Михайловна, по-видимому, в трауре, но родился очередной потомок Шекаровых и … жизнь продолжается. Матрона Михайловна прожила 78 лет и, по воспоминаниям внучек, никогда ничем не болела.

Перематывая клубок истории рода с желанием добраться до самого начала, встречаешь потраченные временем места, и какая тихая радость приходит, если вдруг удается незаметным узелком связать воедино все ниточки, какими бы корявыми и короткими они ни были. Вот и прадеда, о котором мы ровным счетом ничего не знали, любим мы теперь «странною любовью», которую не победить рассудком, уже за это выстраданное знание о нем и за само то, что он у нас был, заботился о своих детях, а, стало быть, и о нас. Такое обретение дорогого стоит.

Трудно удержаться от того, чтобы не привести высказывание историка церкви И.К.Смолича [2], которое характеризует жизнь приходского духовенства в целом и Ивана Спиридоновича, как малой его частички,  в частности:

«Именно благодаря приходскому духовенству и несмотря на его труднейшие материальные условия - под двойным гнетом иерархии и государственной власти, Церкви синодального периода удалось сохранить главное назначение - свое пастырское служение. Положение приходского духовенства оказалось гораздо тяжелее, чем иерархии и монашества, и тем не менее именно на его плечах в эпоху государственной церковности лежало бремя ответственности за духовное служение Церкви. Влачащий скудное существование, малообразованный, угнетенный сельский священник принял на себя это бремя смиренно, как свой естественный долг, и с молчаливой кротостью нес его в течение всего синодального периода. И если духовное окормление народа было далеко от совершенства, то виной тому был не он, а система, жесткие рамки которой ограничивали его деятельность. По сути дела, русский народ именно сельскому священнику обязан тем запасом положительной духовной силы, который был сохранен благодаря крепкой традиции и вопреки всем разлагающим влияниям».

Далее рассказ о его детях

————————–
[1]  Село Петровское в 1825 году основал гвардии прапорщик Алексей Дмитриевич Желтухин. Первоначально поселение называлось Желтухино, затем – Воскресенское. В 1827 году построили и освятили церковь в честь св. Петра. С этого времени поселение по правую сторону р. Рырься называлось Петровское, а по левую – Воскресенское. Ныне – единое село Петровское расположено в 25 км северо-восточнее поселка Морки. Источник
[2] И.К. Смолич «История Русской Церкви. 1700–1917 гг.». Источник
[3] С.А.Егоров Дипломное сочинение студента V курса КазДС «История Большеключищинского прихода». 2008. Источник
[4] Миронов Б. Н. «Социальная история России. Т. 1. Духовенство» СПб, 2000. Источник
На фото Тихвинская церковь г. Казани.

Отзывов: 6

  1. Любовь Шейкина
    21.01.2013 в 21:36 | #

    Я, Любовь Шейкина, тоже правнучка Ивана Спиридоновича, моя бабушка – его старшая дочь Антонина Ивановна. К своему стыду, я никогда не интересовалась историей своего рода, да и времена были такие, что не все можно было рассказывать малолетним детям, в детстве и юности даже не предполагала, что прадед был священником. Благодарна В.Н.Головиной, за то, что она смогла по крупицам собрать весь этот материал, рассказать, какой это был замечательный человек, порядочный, заботливый отец, ревностный христианин, педагог. Иван Спиридонович оставил многочисленное потомство, думаю что число может быть в неск. сотен. И никто из потомков не взялся за то, чтобы восстановить образ деда. Спасибо.

  2. Вера
    22.01.2013 в 08:50 | #

    Люба, cпасибо за отзыв и оценку моей работы. Только, мне кажется, был наш Иван Спиридонович обычным человеком, со своими недостатками и немалыми, я думаю. Ведь наряду с нейтральными документами встречались и не особенно положительно его характеризующие. Конечно, «радость ползет улиткою» и то доброе, что, скорее всего, он делал, пока в документах нам не попалось, да и было ли отражено? Должно быть, самое верное отражение, которое мы имеем – это его дети, а среди них не было подлецов и предателей. Поэтому, мы можем лишь надеяться, что хорошего в нем было гораздо больше, хотя идеалом наш прадед не был.

  3. Александр Пушкарёв
    28.01.2013 в 21:11 | #

    Грамотно. Добросовестно. Своевременно. По-хорошему, в каждой бы русской семье надо взяться за подобное родословие, а то недруги и ненавистники наши вообразили, что нас уже «НЕТ».
    Все бы вот так-то, с интересом к своей родословной и чувством долга по отношению к детям и внукам, написали бы хоть что-нибудь.
    Не растеряем последних крупиц достоверной, прочувствованной информации – обеспечим мощную источниковую базу для серьёзных научных обобщений, вроде «Истории русской семьи» или «Народной истории ХХ века».

  4. Вера
    29.01.2013 в 11:04 | #

    Саша, тебе и карты в руки. Ведь у тебя-то «источниковая база» как раз имеется, надо только немножко углубиться. Стоило бы начать, поверь, а дальше уже и остановиться трудно. Желаю успехов.

  5. galina
    28.03.2013 в 09:56 | #

    Просматривая днями подборку газеты Известия по Казанской епархии за 1918 год. В объединенном номере 7-8 от 8-22 апреля внимание мое, как и всегда в подобных случаях, привлек опубликованный Список духовных лиц, удостоенных награждения к 1-му дню Св. Пасхи.
    В числе награжденных «За отлично-усердную службу Церкви Божией и за труды по обстоятельствам военнаго времени» набедренником был отмечен Петропавловской слободы, Чистопольского уезда священник Иоанн Шекаров.
    Возможно, это последние сведения о службе о. Иоанна в Петропавловской слободе Чистопольского уезда Казанской губернии.

  6. Вера
    28.03.2013 в 11:35 | #

    Галина, большое спасибо за неизменный интерес к Иоанну Шекарову. Наконец, нашлось и то «положительное», о котором мы подозревали. Надеемся, это было не единственное, чем прадед был отмечен.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>