© 2016 galina ticopl_5

Тихоплесские – священно церковнослужители Казанской епархии

Основные сведения предоставлены Эдуардом Шайхутдиновым

Село Кощаково Казанского уезда Казанской губернии.
Священники:
Василий Васильевич Смирнов (27 апреля 1896 г. – после 1915 г.)
Евгений Антоньевич Азановский (20 июля 1892 – 20 февраля 1896 гг.)
Михаил Павлов Теплов (20 апреля 1883 г. – 10 апреля 1892 г.)
Виктор Петрович Четаев (28 апреля 1881 г. – 3 апреля 1883 г.)
Иван Иванович Померанцев (11 октября 1880 г. – 23 февраля 1881 г.)
Николай Александрович Нечаев (6 сентября 1878 г. – 28 августа 1880 г.)
Петр Михайлович Заболотский (1875 г. – 1878 г.)
Псаломщики села Кощаково:
Евлампий Дмитриевич Алфеев (25 апреля 1883 года – 22 ноября 1913 года)
Гавриил Николаев Кремков (25 сентября 1879 года – 29 апреля 1883 года)
———————————————————————————————-
Григорий Иванов Тихоплесский (14 октября 1867 – сентября 1879 г.)

Первые сведения по интересующему нас Григорию Иванову, а точнее, по предкам его восходят к 1795 году. В Ревизской сказке этого года узнаем, что служил в селе Клянчине Свияжского уезда [1] священник Егор Григорьев 47 лет (1748-1796). В семействе у него: жена Марья Иванова (1743-1785). Их сын Михаил 28 лет (1767 г.р.), состоит в оной же церкви дьячком, женат на Дарье Ивановой 30 лет (1765 г.р.), «взята из Казанской Адмиралтейской конторы матроса Ивана Афанасьева дочь». У них дети: Петр 9 лет (1786 г.р.), Василий 3 лет (1792 г.р.), Егор 2 лет (1793-1796 ).
Другие дети Егора Григорьева:
Стефан (1777 г.р.) в 1791 г. служит града Казани в Тихвинской церкви [2] пономарем;
Иван 12 лет (1783 г.р.) при отце;
Гликерия (1772 г.р.) выдана замуж в село Каинки Свияжской округи за дьячка Ивана Васильева;
Васса (1774 г.р.), Екатерина (1776-1783), Агрипина 17 (1778 г.р.)
Сам Григорий еще не родился. Но в семействе священника Егора Григорьева записан его будущий отец Иван Егоров 12 лет.

Церковь иконы Божией Матери Смоленская в Клянчино, Верхнеуслонский район РТ.
Вид с юго-западной стороны. 9 июля 2012

По сведениям Ревизии 1811 года села Клянчина в 1796 году священник Егор Григорьев был перемещен к церкви села Утякова Свияжского уезда [3], где и скончался в этом же году.

Его сын Михаил Егоров продолжает служить дьячком в с. Клянчино. Старший сын Михаила Петр Михайлов с 1806 года служит пономарем в том же Свияжском уезде в с. Русское Бурнашево [4]. Младший сын Василий Михайлов по разбору 1806 года был взят в военную службу.
В семействе Михаила появился еще один сын Иван 5 лет, вновь рожденный после предыдущей Ревизии в 1806 году.

Второй сын священника Егора Григорьева Иван Егоров (1783 г.р.) в Ревизии села Клянчина за 1811 года указан выбывшим «в 1799 году по желанию его в Свияжское духовное правление в сторожа«. В Ревизии того же 1811 года находим его в селе Тихий Плес Свияжского уезда [5] в пономарской должности. В Клировой ведомости этого села за 1815 год говорится, что в пономаря он был произведен 6 сентября 1804 г. в село Новоспасское Спасского уезда [6] к Благовещенской церкви, а на настоящее место, т.е. в с. Тихий Плес перемещен 16 марта 1808 г. [7]
В Ревизской сказке 1834 г. села Тихий Плес в семействе пономаря Иван Егорова значатся жена Ольга Яковлева 49 лет (1785 г.р.) и дети:
1-й пономарский сын Антон Иванов 25 лет  (1809 г.р.), в 1826 г. определен в оное село во дьячка (можно предположить, что обучался в Свияжском духовном уездном училище), жена его Александра Иванова 20 лет (1814 г.р.) и сын их Михаил 1 года (1833 г.р.).
2-й пономарский сын Григорий 13 лет (1821 г.р.) обучается в Свияжском духовном уездном училище; и дочь Акилина 17 лет, рождена 3 июня 1817 г.р. в с. Тихий Плес).

Церковь Ризоположения с. Тихий Плёс, Верхнеуслонский район РТ. 11 августа 2011

Службу пономаря Григорий Иванов Тихоплесский начал в селе Карадули Лаишевского уезда [8].  В Клировой ведомости церкви этого села за 1838 г. впервые (в выявленных документах) появляется его фамилия, присвоенная, вероятно, при поступлении Григория Иванова в Свияжское духовное уездное училище, по исключении из которого он был определен в пономаря к Вознесенской церкви  села Карадули 15 декабря 1836 г. В стихарь был посвящен 5 ноября 1837 г. Совсем молодым юношей начал службу свою Григорий в возрасте 15 лет. В 1838 году он еще холост.

Церковь Вознесения Господня С. Карадули, Лаишевский район РТ. 14 июня 2014

В 1850 году Григорий Иванов Тихоплесский служит пономарем же в с. Старые Шигали Цивильского уезда [9], куда был перемещен 11 октября 1839 г. Женат, в семействе у него жена Марья Петрова 33 лет (1817 г.р.) и дети: Иван 6 лет (1844 г.р.), Анна 9 лет (1841 г.р.), Александра 5 лет (1845 г.р.), Агапия (22 января 1850 г.р.).

С августа 28 дня 1864 г. служит в церкви с. Багаево Свияжского уезда [10], а 14 октября 1867 года перемещен вновь и состоит дьячком при церкви с. Кощаково Казанского уезда. В этом же селе продолжает служить и в 1870 г. Такая вот неспокойная жизнь досталась Григорию Иванову. И не дано нам теперь знать, чем были вызваны эти частые перемещения. В 1870 году при родителях живет только дочь их Александра 21 года.

При этой же церкви с. Кощаково в 1870 г. состоит пономарь Василий Павлов Рябинский 20 лет (1850 г.р.), дьячковский сын. По исключении из Казанского духовного училища в 1866 г. был определен в … Пустынь в число послушников, где был до 1868 г. В этом же году определен в с. Салмани Спасского уезда [11]. С 14 марта 1869 г. служит в Кощаково. Жена Агапия Григорьева 19 лет, дьячку Тихоплесскому родной зять.

В родном для братьев Тихоплесских селе Тихий Плес в 1857 году служит диаконом старший брат Григория Антоний Иванов 48 лет, куда был определен по выходе из высшего отделения Казанского духовного училища 17 мая 1825 года (подтвердилось сделанное выше предположение об ученичестве). В семействе у него жена Александра Иванова 50 лет (1807 г.р.) и дети: Евдокия 23 лет (1834 г.р.), Дарья 22 лет (1835 г.р.), Надежда 18 (1839 г.р.), Василий 15  лет (1842 г.р.).

В Клировой ведомости Ионна-Предчественской церкви с. Ивановского Казанского уезда за 1885 г. обнаружена любопытная запись: «псаломщицкую должность исполняет почетный гражданин Григорий Иванов Тихоплесский 66 лет, состоявший до сего звания в должности штатного причетника в селах Казанского и Цивильского уездов, вдов».

В 1795 году в церкви с. Каинки Свияжского уезда [12] служил дьячок Иван Васильев 23 лет (1772 г.р.). В стихарь посвящен и грамоту имеет, во оное село Каинки в 789-м г. определен на праздно состоящее место из обучавшихся в Казанской новокрещенской школе учеников, в которой и в прежнюю 4-ю Ревизию показан был.
У него жена Лукерья Егорова 23 лет (1772 г.р.), коя в прежнюю Ревизию писана была при отце ее Свияжской округи с. Клянчина священнике Егоре Григорьеве в дочерях. У них рожденная после Ревизии дочь Анна 1 месяца.

Крестовоздвиженская церковь в Каинках Верхнеуслонского района РТ.
Общий вид с юго-запада. 4 июля 2012

Не все так уж однозначно в выявленных документах. Так Григорий Иванов во всех документах значился в пономарях. В этой должности перемещался из одной церкви в другую. И вдруг в Клировой ведомости церкви с. Кощаково за 1870 г. записан дьячком при этой церкви, а за одно уж и переименован в дьячки задним числом с первого дня службы. Любопытно также, что в 1870 г. причт Кощаковской церкви помимо священника включает еще и дьячка с пономарем. А вот в 1904 г. дьяческой вакансии нет при церкви.

И последнее. В клировой ведомости церкви с. Клянчина Свияжского уезда за 1815 г. обнаружен Василий Егоров 27 лет (1888 г.р.), из 1-го Российского класса Первой Казанской духовной академии, посвященный в стихарь 12 декабря 1812 г. По возрасту он вполне может быть сыном Егора Григорьева (1748 г.р.). Но ни в одной Ревизии 1795 и 1811 гг. в этом качестве он не значится. Вопрос остается открытым.
——————
Все сведения о церквях Казанской епархии приводятся по изданию Памятная книга Казанской епархии 1904 г., если не указано иное.
[1] с. Клянчино Свияжский уезд, церковь каменная, построена в 1848 г. на средства помещика, полковника Лаптева, теплая, однопрестольная, во имя Смоленской Божией Матери. Приходские деревни: Ново-мало-Клянчино (1/2 в.), Мало-Клянчина (1/2 в.). Источник фото
[2] г. Казань, Тихвинская церковь построена неизвестно когда и на какие средства, каменная, теплая, трехпрестольная: главный во имя Тихвинской Божией Матери, приделы с правой стороны в честь Сретения Господня, с левой стороны в честь Сошествоия Св. Духа на Апостолов. Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери.
Приходские деревни: Ново-мало-Клянчина (1/2 в.), Мало-Клянчина (1/2 в.).
[3] с. Утяково Свияжский уезд, церковь деревянная, построена в 1864 г. на средства прихожан, теплая, однопрестольная, во имя Тихвинской Божией Матери.
Приходские деревни: Чулпаниха (1 в.), Черпаево (2 в.), Луковская (5 в.), Русския Наратлеи (7 в.), Русския Азалеи (9 в.), Утяшки (6 в.).
[4] с. Русское Бурнашево Свияжский уезд, церковь деревянная, построена в 1761 г. на средства прихожан, трехпрестольная: главный, холодный в честь Рождества Христова, приделы теплые с правой стороны во имя Св. Пророка Илии, с левой во имя Св. Николая Чудотворца. Прих. деревня Куралова (2 в.).
[5] с. Тихий Плес Свияжский уезд, церковь каменная, построена в 1882 г. на средства прихожан, трехпрестольная: главный, холодный в честь положения Ризы Господней, приделы теплые, с правой стороны в честь Благовещения Прасв. Девы Марии, с левой во имя Св. Филиппа митр. Московского. Приходские деревни: Ломовка (1 в.), Волкова (1 в.), Гордеева ((1 в.), Чухманка (1 в.), Крутой Овраг (1/2 в.). Источник фотографии
[6] с. Новоспасское Спасский уезд, церковь каменная, построена в 1737 г. на средства помещика Андр. Ив. Змеева, трехпрестольная: главный, холодный в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня, приделы теплые, с правой стороны во имя Св. муч. Андрея Стратилата, с левой во имя Св. Николая Чудотворца.
[7] Разночтения. В Ревизской сказкой с. Тихий Плес 1811 г. сказано, что в это село пономарь Иван Егоров был перемещен в 1805 г. из пономарей Спасского уезда с. Новоспасское.
[8] с. Карадули Лаишевский уезд, церковь каменная, построена в 1766 г. на на средства прихожан, трехпрестольная: главный, холодный в честь Вознесения Господня, приделы теплые, с правой стороны в честь Богоявления Господня, с левой стороны во имя Св. Равноап. князя Владимира. Приходские деревни: Караишево (1 в.), Панова (4 в.), Нармонка (2 в.). Источник фотографии
[9] с. Старые Шигали Цивильский уезд, церковь деревянная, построена в 1871 г. на средства прихожан, теплая, однопрестольная во имя Св. Ап. Петра и Павла. Приходские деревни Тегешева (3 в.), Житница смежна с селом.
[10] с. Багаево Свияжский уезд, церковь деревянная, построена в 1901 г. вместо обветшавшей на средства прихожан, теплая , однопрестольная, во имя Владимирской Божией Матери. В приходе дер. Салтыганово (3 в.).
[11] с. Салмани Спасский уезд, церквовь каменная, построена в 1795 г. на средства Сергея Федоровича Желтухина, трехпрестольная: главный, холодный в честь Нерукотворного Образа Спасителя, приделы теплые с правой стороны во имя Донской Божией Матери, с левой стороны во имя Св. Николая Чудотворца. Приходские деревни Аннина (4 в.), Танина (8 в.).
[12] с. Каинки Свияжский уезд, церквовь каменная, построена в 1903 г., вместо обветшавшей, деревянной, двухпрестольная: главный в честь Воздвиж. Креста Господня, придел во имя Казанской Божией Матери. Источник фотографии
* Статье предпослано фото Церковь Ризоположения – Тихий Плёс – Верхнеуслонский район – Республика Татарстан. Снято: 11 августа 2011. Источник

Отзывов: 2

  1. Виктор
    20.03.2016 в 13:36 | #

    Галина, хорошо, что Вы публикуете подобные исследования о составе причтов сельских церквей. Жаль, что сами церкви находятся в полуразрушенном состоянии, но даже в таком виде они прекрасно выглядят как архитектурные памятники прошлого.

    • galina
      21.03.2016 в 17:34 | #

      Виктор, рада Вам! Спасибо за отклик. Всегда приятно иметь обратную связь с читателями. Да, старые, разрушающиеся церкви и сейчас несут на себе печать красоты, торжественности. Жаль, что нельзя вернуть их к жизни.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>