© 2012 galina troizkaj-zerkov_20

Троицкая церквовь Свияжска. Продолжение.

Первая статья о Троицкой церкви

Скромная по размерам и архитектуре Троицкая церковь  теряется рядом с торжественным византийского стиля храмом Богоматери всех скорбящих радости. Принято считать ее старейшей не только на острове, но едва ли не во всем Поволжье.

Первое знакомство с Троицкой церковью не запечатлелось в памяти. В далеком 2002-м на склоне жаркого августовского дня брела я в одиночестве пустынными улочками острова, совершенно не представляя, куда иду. Только завершилась праздничная служба в Успенском соборе, звучали в душе колокола Никольской церкви, плыли над сонными улочками, вели за собой…  Погруженная в себя,  добрела до строений бывшего женского Иоанно-Предтеченского монастыря, вошла в центральный храм, неспешно поднялась на хоры.

Прошло семь лет. Пасмурным августовским днем я вновь сошла с прогулочного судна на пристани «Свияжск». На этот раз у меня было целых два дня для настоящего знакомства с островом и его достопримечательностями. Подготовленная, иначе смотрела на скромное маленькое здание церкви, приютившейся в тени величественного храма – столько столетий прошумело над ее крышей!

Протоиерей Александр Яблоков так повествует о начале Иван-города – первое названия будущего Свияжска.

Въ томъ же 1550 году составленіе чертежей укрѣпленій будущаго города Свіяжска, а равно заготовленіе стѣнъ его было возложено на дьяка Выродкова, какъ лучшаго по тому времени инженера. Въ теченіе зимы Выродковъ рубилъ стѣны и церковь для будущаго Свіяжска въ Угличскомъ уѣздѣ, въ вотчинѣ князей Ушатыхъ, богатой лѣсомъ, а весной матеріалъ этотъ сплавленъ былъ по рѣвѣ Волгѣ къ устьго рѣки Свіяги. 16 мая 1551 года, наканунѣ праздника Св. Троицѣ, при солнечномъ закатѣ, воевода князь Серебряный первый распустилъ на вершинѣ Круглой горы русское знамя и расположился около нея лагеремъ. 18 мая рано утромъ, переправившись ночью черезъ рѣку Волгу, князь Серебряный ударилъ на Казанскій посадъ, истребилъ здѣсь болѣе тысячи спавшихъ Казанцевъ и въ числѣ ихъ до сотни князей и мурзъ, освободилъ множество русскихъ плѣнныхъ и, ограничившись этою удачею, снова переправился на устье рѣки Свіяги, гдѣ долженъ былъ дожидаться прибытія главныхъ русскихъ силъ, которыя и пришли 24 мая. Къ этому же времени были доставлены сюда срубленныя въ Углицкихъ лѣсахъ двѣ церкви и стѣны для будущаго города на Круглой горѣ. Войско приступило къ вырубкѣ дремучаго лѣса, покрывавшаго всю эту гору, и скоро вершина горы была разчищена и вымѣрено мѣсто для города. Послѣ молебствія совершенъ былъ крестный ходъ вокругъ площади, на которой предположили поставить городъ, и она была освящена св. водою. Затѣмъ начали собирать привезенныя изъ Россіи городскія стѣны: оказалось, что стѣнъ, срубленныхъ въ Угличскомъ уѣздѣ хватаетъ только на половину города. Дьякъ Выродковъ, распоряжавшійся всѣми постройками, недостающую часть стѣны приказалъ сдѣлать изъ мѣстнаго лѣса. Тогда же были поставлены церкви — Пресвятыя Троицы, находящаяся нынѣ при женскомъ Іоанно-Предтеченскомъ монастырѣ , и соборная Рождества Пресвятыя Богородицы, срубленныя также въ вотчинѣ Ушатыхъ. Постройки производились такъ успѣшно, что въ теченіе чегырехъ недѣль къ концу іюня новый городъ, былъ уже поставленъ.

Однако среди историков нет единодушия в отношении возраста Троицкой церкви. Некоторые считают, что построена она была из местного леса позже. Сторонники версии протоиерея Яблокова ссылаются на летописи, свидетельствующие, что на правобережье Волги, вокруг реки Свияги и на самой Круглой Горе (так именовалось место, где построена была крепость) рос лиственный лес (чернолесье) да молодой сосняк. А церковные стены, срублены из толстых бревен. И в отношении материала, из которого сотворена церковь, также высказываются разные мнения. Одни говорят о сосне, другие называют лиственницу. Поиск в Интернете показал, что в лесах в районе Углича в очень малом процентном соотношении лиственница произрастает, сосны больше. Видимо, окончательный ответ на спорные вопросы о времени постройки и материале могли бы дать  специалисты-хронодендрологи. Остается ждать.

Фото из музея в Свияжске

Вернемся к описанию церкви, составленному протоиереем Александром Яблоковым.

Троицкая церковь построена изъ толстыхъ деревъ лиственницы, внутри стесанныхъ, имѣетъ форму креста, въ два яруса; нижній четыреугольный, а верхній—восьми-угольный. Съ восточной стороны церкви выступаетъ четырехгранное алтарное полукружіе; съ сѣверной, южной и западной сторонъ прежде существовавшія крытыя галлеріи замѣнены въ 1819 г. крыльцами съ колоннами, между которыми вставлены рамы съ стеклами. Въ 1821 г. стѣны совнѣ обшиты тесомъ и выкрашены масляною краскою; желѣзная крыша на ней съ 1836 года. Храмъ съ одною главою въ видѣ осьмиграннаго фонаря, на которомъ разныя священныя изображенія написаны въ 1885 г. Храмъ небольшой: длина 10 сажень ширина 4 сажени.
Внутри храмъ раздѣляется на три части: алтарь, средній храмъ и трапезу.

Троицкая церковь с восточной стороны. Август 2009.

Старые гравюры показывают, что первоначально  церковь имела шатровое завершение, свойственное самым давним церковным постройкам на Руси. К трапезной примыкает равная ей по ширине и высоте паперть,  пристроенная позже. Некоторое представление о первоначальном облике Троицкой церкви можно составить по церкви Успения села Курицко 1595 г. Новгородской области. Внешний вид Свияжской Троицкой церкви был самым рядовым, типовым – сказали бы мы сейчас.

Источник

В XVII-XIX вв. церковь не раз перестраивалась. Шатер был заменен восьмискатной железной крышей, сняли лемехи с главки, покрыли и ее железом. Утрачена гармоничность форм, пропорциональность, созданная талантом и архитектурным чутьем народных мастеров.

В конце XVIII века, после пожара 1775 года вокруг монастыря была отстроена высокая деревянная ограда с башенками по углам. В северной стене около Троицкой церкви были устроены Святые врата позже замененные каменными.

Уголок монастырского двора.

Царские врата. Август 2009.

Внутренний интерьер церкви лаконично прост. Главным его украшением можно по праву считать красоту природного материала – бревенчатых стен, широких половиц.

Контрастирует с простотой интерьера резной четырехъярусный тябловый иконостас*.

Протоиерей Александр Яблоков.

Древній бревенчатый иконостасъ имѣетъ четыре яруса: въ нижнемъ ярусѣ иконы мѣстныя, — по правую сторону царскихъ вратъ икона св. Троицы, на лѣвой сторонѣ Казанская икона Божіей Матери; на южной двери иконостаса изображенъ архид. Стефанъ, а на сѣверной—благоразумный разбойникъ Рахъ, каковое изображеніе довольно распространено въ западной иконографіи. Особенно обращаютъ на себя вниманіе царскія врата, досчатыя гладкія съ необычными латинскими надписями надъ изображеніями Пресвятой Дѣвы, Архангела Гавріила и евангелистовъ.

Южные двери иконостаса. Август 2009.

Северные двери иконостаса. Август 2009.

Царские врата. Август 2009.

Евангелисты с Царских врат. Август 2009.

Протоиерей Александр Яблоков.

Въ Троицкой церкви сохранилось много старинныхъ иконъ: Деисусъ безъ оклада, Рождества Христова, мученика Ѳеодора Стратилата, Воскресенія Христова, св. Николая Чудотворца, Тихвинскія Богородицы, Скорбящія Богородицы, Знаменія Богородицы, св. мученицы Параскевы. Нѣкоторыя изъ этихъ иконъ украшены, кромѣ серебрянаго оклада и вѣнцовъ, драгоцѣнными камнями и жемчугомъ. Риза на иконѣ Скорбящія Богоматери, по преданію, шита царицей Анастасіей Романовой, первой женою Грознаго.

Фрагменты царских врат и иконостаса. Апрель 2009.

Стена над южными вратами.

Конечно, это не те иконы, что перечисляет протоиерей А.Яблоков.

Протоиерай Александр Яблоков.

Въ средней части храма нѣтъ купола, надъ ней гладкій потолокъ безъ сводовъ. Здѣсь четыре небольшихъ окна. Трапеза соединяется съ средохраміемъ аркою въ капитальной деревянной стѣнѣ. Въ южной стѣнѣ два старинныхъ волоковыхъ окна**, вдоль стѣнъ боковыхъ — деревянныя лавки.

Трапезная. Август 2009.

Сейчас ведутся большие восстановительные работы на острове. Довелось в апреле прошлого года побывать вновь в Свияжске. Далеко не однозначно отношение искусствоведов, архитекторов, историков к тому, что и как делается на острове-памятнике. Встретила в Интернете фотографии Троицкой церкви, на которых видна воссоздаваемая галерея. Снят тес, обнажились древние бревна. Остается надеяться, что нынешним строителям достанет умения и такта не испортить этот редкий памятник народного зодчества.

Троицкая церковь. Апрель 2011.

——————————————

*) Тябло́ (греч.  τέμπλον — темплон, алтарная преграда, неверно от лат. — доска) — деревянный брус алтарной преграды, использующийся для установки икон. Википедия.

**) Волоковое окно – небольшое окно, вырубленное в двух расположенных друг над другом бревнах деревянного сруба. Изнутри закрывается (заволакивается) тесовой задвижкой, выполненной из доски. Википедия.
Эти окна не сохранились.
——————————————–

В публикации использована статья протоиерея А.Яблокова «Город Свияжск Казанской епархии и его святыни». Известия по Казанской епархии. 1906 г.
Троицкая церковь Свияжска после реконструкции.

Отзывов: 4

  1. Галина
    22.03.2012 в 19:20 | #

    Галя, переношу обсуждение проблемы в эту тему. Убеждена, что Ваша знакомая-искусствовед не совсем права. Вы предлагаете вниманию читателей не научный трактат, а художественный текст, сопровождаемый множеством чудесных фотографий. И если бы не Вы, то мы, Ваши читатели, никогда бы не узнали о существовании столь дивного храма. И если в данный текст закрались неведомые Вам ошибки, то они извинительны. Ваша роль более узкого назначения: ознакомительно-просветительная. Если кого-либо заинтересуют частности, то пусть этот человек приложит собственные усилия для уточнения интересующих его событий и деталей.

    Г.М.

  2. galina
    23.03.2012 в 20:16 | #

    Галя, только сейчас завершила статью о Казанском архиерейском хоре. Есть в ней несколько моментов, которые могут Вам быть интересны. Отвечу Вам по обсуждаемой нами теме завтра. Сегодня уже выдохлась. Извините.

  3. galina
    25.03.2012 в 08:31 | #

    Вот и статья написана, даже две получилось в итоге. А я не отвечаю на предложенные Вами для обсуждения вопросы, Галя, но не по забывчивости или невниманию. На самом деле я размышляю на заданную тему.
    Вы преувеличиваете мои заслуги. В Интернете можно при желании найти не одно описание этой и остальных церквей Свияжска. Остров-памятник не обойден вниманием туристов. Выкладывают не только фотографии, но и более или менее пространные описания сохранившихся церквей, к сожалению, обычно без ссылок на источники. Впрочем, это и понятно. Видимо, в большинстве это услышанные рассказы экскурсоводов.
    Я же предпочитаю в своих скромных заметках опираться на конкретные источники, а не множить анонимные пересказы фактов, описаний, оценок.
    Написала об источниках и поймала себя на противоречии. Ведь мы уже пришли к выводу, что полагаться на любые нужно осторожно и с оговорками. Именно по-этому в моих заметках столь часты выдержки из первоисточников со ссылками на их авторов. Это утяжеляет текст, делает его порой громоздким, но все-таки читатель получает сведения об авторе мысли, гипотезы.
    Многие, занимающиеся родоведением и пишущие о своих предках, начинают размышлять о поднятых нами вопросах. Ведь даже рассказывая о самых близких людях мы вынуждены заниматься реконструированием прошлого, додумывать многое, фантазировать.
    Я помню Ваши интересные, содержательные рассуждения на эту тему, Галя – реконструкция, воссоздание… Жаль, что они остаются за рамками нашей беседы здесь.
    Вывод: каждый из занятых описанием прошлого находит свой путь, соответствующий своей индивидуальности в широком смысле.
    Вообще, Галя, у меня было появилась мысль написать статью в ответ на Ваш комментарий. Возможно, и сделаю это со временем.

  4. Галина
    13.08.2012 в 13:33 | #

    К сожалению, ранее не видела Ваш ответ-рассуждение. Что можно сказать? Лучше всего приведу мысль чужую, высказанную давно, но полностью мной разделяемую:«Мы, конечно, только вкладчики будущего, но также должно помнить и то, что для составления в будущем полной и верной истории настоящих событий необходимы «наши» отрывочные труды, «наше» слово. Кто знает, может быть, если вы не скажете «вашего» слова, его уже никто не скажет, и в этом месте останется навсегда пустая страница. И потому должно записывать все, что знаешь, откинув всякую робость и не боясь, что напишешь мало».

    Берг Николай Васильевич.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>