© 2016 galina tugarinov_2

Иди и смотри… Статья Галины Тулузаковой

Иди и смотри….
Дмитрий Тугаринов.
Четыре всадника Апокалипсиса
Кандидат искусствоведения Галина Тулузакова

1. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.
2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
3. И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
4. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
5. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
6. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий и три хиникса ячменя за динарии; елея же и вина не повреждай.
7. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
8. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными.

Откровение Иоанна Богослова, глава 6

Апокалипсис (откровение) – это перевод в словесную форму видений, ниспосланных Богом апостолу Иоанну Зеведееву (Богослову). Открывавшиеся святому Иоанну великие тайны Бытия – глобальные законы мироздания, глубинные смыслы земной истории, наступление конца света, – сложно выразить словами. Язык откровения часто было невозможно переложить на человеческий, он в большей степени оперировал образами, допускающими бессчетное количество комментариев и интерпретаций. Толкования Апокалипсиса начались практически сразу после его появления, и будут продолжаться, видимо, вплоть до Судного дня.

Это касается и четырех всадников. Что обозначает снятие печатей? Раскрытие общих законов земной истории рода человеческого, или связаны с конкретными историческими периодами, или исключительно с последним эсхатологическим этапом истории человечества, или символизирует состояния человеческой души в разные периоды ее земной жизни? Что именно олицетворяет собой каждый из четырех всадников? Во всаднике на белом коне видели Христа, Святого духа, Завоевателя, но и Антихриста, Чуму, Болезнь, на рыжем – Войну, на вороном – Голод, на бледном коне – Смерть или Мор, современные концепции пытаются связать Всадников с политическими или социальными реалиями XX-начала XXI в. Но ни одна из трактовок не позволяет согласиться, что наконец-то получены исчерпывающие объяснения.

Смыслы экстатичных картин Откровения открываются скорее на чувственном, иррациональном уровне и больше должны поддаваться языку искусства. Темы и сюжеты Апокалипсиса – одни из постоянных в искусстве от Средневековья до начала ХХI века, но не так много произведений, которые можно назвать выдающимися. Слишком грандиозны образы, слишком много уровней смыслов, чтобы вместить их в конкретные формы зримого мира. Среди самых знаменитых произведений – средневековые миниатюры Бамбергского и Сен-Северского Апокалипсисов, великая гравюра «Четыре всадника Апокалипсиса» Альбрехта Дюрера, неожиданный «Всадник на бледном коне» Уильяма Тёрнера [1].

Одну из самых необычных трактовок эсхатологической мистерии, как смысловой, так и пластической, можно найти у Дмитрия Тугаринова в его складне «Четыре всадника Апокалипсиса» (1981). В этой работе в равной степени обнаруживаются и реминисценции разных периодов истории европейского и русского искусства, и нервные импульсы современности. Скульптор хорошо знает традиции, но исключительно свободен в их интерпретации.

Дмитрий Тугаринов так описал идею создания этого произведения «Складень на тему «Четыре всадника Апокалипсиса» я задумал в конце 1970-х, а воплотил в жизнь в 1981 году. Тогда я увлекался апокрифами, а из канонических Евангелий больше всего мне было интересно Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Я собирался сделать складень на каждую из глав Евангелия, но руки не дошли. Данный вариант уже четвертый. Каждая из частей складня входит в следующую, не оставляя пустот, т.е. все вместе – это единый кусок металла. С точки зрения скульптуры мне было интересно сделать наоборот – не изображение снаружи, а изображение внутри. В результате получилась вещь для индивидуального созерцания, а экспонировать ее практически невозможно».

Традиция складных икон на Руси имела долгую историю. Деревянные или металлические, они могли быть нательными, нагрудными, киотными (поставными). В большинстве своем они являлись путными, так как их брали с собой в путь-дорогу на богомолье или в поход. Используя назначение и принцип организации традиционного складня, Тугаринов кардинально изменил форму и заключенное в ней содержание. Икона, какому бы событию Священного писания или святому она не была бы посвящена, всегда заключала в себе надежду на Спасение, мрачные же картины Апокалипсиса убеждают, что надежды нет. Снаружи тугариновский складень похож на каплевидный, неправильной формы камень-голыш, обточенный временем. Не открыв, невозможно понять, что складень не двустворчатый, а трехстворчатый, и что средняя пластина-створка имеет двусторонний рельеф. Предполагаешь, что открывая створки, как бы снимая печати, художник развернет во времени появление всадников. Но то, что видишь, ошеломляет. Раскрываясь, складень взрывается, как вселенная из точки. В бешенном космическом вихре из хаоса проявляются кони, крылья, лица, череп, шлемы-каски. В небольшом куске металла сжата энергия монументальных росписей сцен Страшного суда средневековых храмов, неотвратимость нарастающего ритма всадников гравюры Дюрера, фантасмогория заключительных сцен булгаковского «Мастера и Маргариты». В размере, ограниченном высотой в 15 сантиметров, непостижимым образом соединяются все виды рельефа: от контр – до горельефа, удивляющее разнообразие обработки металла, где художник соединяет отполированную, гладкую поверхность с пластичной или грубо фактурной. Точность подгонки деталей, которые в закрытом состоянии должны намертво соединиться, без просветов, не мешает ощущению общей спонтанной естественности и динамичности. Каждая из четырех композиций абсолютно точно вписана не только в двухмерное, но и трехмерное пространство. Трудно, или скорее, невозможно, найти более точное соотношение пропорций, позволяющих в миниатюрном пространстве соотнести объемное и плоское, целое и деталь так, чтобы возникала вполне читаемая реальная форма (лошади, лица, руки и т.д.) Пластика тугариновского складня несет в себе генетическую память о Вратах баптистерия Лоренцо Гиберти и Вратах Ада Огюста Родена. Одухотворенная форма проявляется из хаоса материи, дышит, живет, пульсирует и опять растворяется в ничто. Парадоксальная трансформация и текучесть формы сюрреалистичны, но и сам сюжет сверхъестественен и лежит за пределами нашей реальности.

Символы Тугаринова конгениальны слову Апокалипсиса. Их невозможно трактовать однозначно, они изначально полиассоциативны. Что именно значит конкретный образ не так важно, важна эта визуализация нерасторжимого сцепления жизни и смерти. В крошечном пространстве четырех рельефов пульсирует образ истории человечества как нескончаемых войн,- от Александра Македонского и Чингис-хана до Гитлера и далее, – бесконечных страданий, голода, болезней, которые и приводят к Светопреставлению,

Конструкция складня сцеплена фаллосом. Древний и естественный символ всепобеждающих жизнетворящих сил природы, причина начала новой жизни, а следовательно, и ее конца. Как это не странно, но языческий образ органично вписывается в христианский сюжет, также, как когда-то в эпоху Возрождения, христианская и языческие концепции мироздания непостижимым образом сливались в органичное, непротиворечивое целое. При этом невольно вспоминаемые теории Зигмунда Фрейда придают глобальному символу болезненное научное обоснование.

Микрокосм отражает макрокосм. В миниатюрном складне Дмитрия Тугаринова вместились образы, знания и представления многих поколений. Но его произведение уникально, никого не повторяющее и неповторимое. Сложность и глубина темы, оригинальная пластическая концепция, высочайшая степень технической виртуозности поражают, но душевный резонанс вызывает в первую очередь выплеск эмоциональной экспрессии. Из глубины, из самого нутра вырывающийся вопль расплавляет холодную жесткость металла, растворяет материальность формы, заставляя переживать состояния первородного ужаса, боли, беспомощности перед неизбежным. Это уже та высота свободы творческого акта, которая называется большим искусством. И не всем удается ее достичь.

Имеющий глаза – увидит.

Примечания
[1] Бамбергский Апокалипсис, между 1000-1200; Сен-Северский Апокалиисистр, 1028 в.; А.Дюрер. Четыре всадника Апокалипсиса. Ксилография. Из серии Апокалипсис, 1497-1498; У. Тернер. Всадник на бледном коне, 1825-1830.

© Г.П. Тулузакова, 2012 г.

Все изображения кликабельны [2].

Створки складня

Створки складня. Вторая сторона средней пластины-створки

——————————————
[2] На фото, предпосланном статье, складень в собранном виде.
[3] Фотографии складня предоставлены автором статьи Г.П. Тулузаковой

Отзывов: 2

  1. Екатерина
    04.12.2016 в 13:26 | #

    Нахожусь в раздрае чувств: на перепутье от желания восхищенно трепетать до невнятного ощущения кощунства. Сложно. Хочу увидеть, «посмотреть» руками, подумать.

  2. Татьяна
    07.12.2016 в 07:04 | #

    Добрый день! Работа очень понравилась! Необычный замысел, складень на фото похож на сердце. Сердце которое хранит и Библейские темы развития и конца мироздания, и надежду каждого человека на свет. Отразить сразу столько информации конечно сложно. Мне кажется, автору удалось показать многогранность мира. Я не критик, а простой обыватель, возможно, многих вещей не знаю. Но работа удивила! Спасибо за возможность увидеть мысли и чувства другого человека. После этой работы хочется посмотреть в свое сердце, понять какие же чувства собраны у тебя, что находит отклик, как же всё там сложено.

Ваш отзыв на Татьяна

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>