© 2020 galina turin_9

Уроженец Арзамаса художник Василий Степанович Турин

Статья любезно предоставленная для размещения автором. [1а]

Впервые с работами В.С. Турина автору удалось познакомиться в 2006 году в Казани, приобретя в одном из книжных магазинов замечательную книгу-альбом О.Г. Вербиной «Живописное путешествие по старой Казани», которая тогда только появилась на прилавках [1]. В ней представлены копии всех восьми гравюр художника, вышедших в далеком 1834 году под названием «Перспективные виды города Казани, рисованные с натуры, литографированы и изданы В. Туриным». Кроме того, приведены три живописные работы, относящиеся к концу 20-х годов XIX столетия, и краткая биография Василия Степановича Турина. Но никаких упоминаний о происхождении художника там не было.

И более чем на десятилетие он оставался для меня казанским художником, гравером, одним из первых запечатлевших облик города начала XIX века. Его работы подкупали своей ясностью, простотой и особым обаянием. Пейзажи В.С. Турина безусловно имеют большую историческую ценность, поскольку некоторые изображенные на них здания и уголки Казани не сохранились до наших дней.

И только спустя несколько лет при детальном изучении биографии и творческого пути нашего земляка, основателя Арзамасской школы живописи Александра Васильевича Ступина (фотоо слева), я встретила эту фамилию «Турин» в качестве родственника жены. Сначала подумала − однофамильцы, но уточнив имя и отчество, неожиданно обнаружила, что это тот самый художник, который увековечил многие здания и строения старой Казани.

Немало написано о том, как повлияли на Ступина в период обучения в Академии художеств его учителя − Иван Акимович Акимов и Алексей Егорович Егоров (фото справа).

Иван Акимович Акимов         Алексей Егорович Егоров

Часто упоминается и том, какую роль в его судьбе сыграл президент Академии Александр Сергеевич Строганов [2; 3]. Эти люди действительно много сделали для него лично и для вновь образованной школы. Но, если вернуться в начало 1800 года, когда молодой, но уже женатый иконописец, отец сына Рафаила, решился ухать в Петербург на длительное время для получения фундаментального образования, мы увидим, что во многом это решение было подготовлено советами Василия Степановича Турина. В своих воспоминаниях, спустя почти полвека А.В. Ступин писал об этом так: «…двоюродный брат жены моей, Вас. Степ. Турин, и прежний мой приятель, жил в Петербурге и занимался приватно в Академии; зная страсть мою к художествам, писал и советовал мне ехать в Петербург и усовершить себя в академии, и хотя известно было мне, что там все дорого, но он, знавши мою твердость и терпение, уверял меня, что я содержать себя смогу и с малым состоянием… » [4, с. 381]».

Одним из первых информацию о жизни и работах Турина опубликовал известный собиратель гравюры и лубка Д.А. Ровинский в 1895 году во втором томе своего «Подробного словаря русских граверов XVI-XIX вв.» [5]. Немного позже к изучению его творчества обратился казанский искусствовед П.М. Дульский, обнародовав свои находки в 1914 году в работе «Памятники казанской старины» и 1915 и 1916 годах, напечатав отдельные очерки [6−8]. Если обратиться к исследованиям советского периода, то информацию об этом многогранном художнике можно найти у П.Е. Корнилова [9].

В.С. Турин родился в 1780 году в городе Арзамасе и происходил из мещан. Первоначальное образование получил в Малом народном училище. Это светское учебное заведение было открыто в 1787 году и располагалось с западной стороны Соборной площади Арзамаса. Кстати, это училище иногда посещал и юный Александр Ступин. А породнились они в 1895 году, когда Ступин женился на Екатерине Ивановне Селивановой, дочери небогатого арзамасского мещанина М.В. Селиванова [4, с. 48; 2, с. 8]. Мать Екатерины Ивановны Ступиной и отец Василия Степановича Турина были родными братом и сестрой.

С 1797 года В.С. Турин жил в Санкт-Петербурге и четыре года учился в Императорской Академии художеств. Проживал он вместе со своим отцом Степаном Ивановичем Туриным, который служил «по городским земляным делам» [4, с. 383]. Когда Ступин прибыл в Петербург, то он остановился и первое время жил вместе с Туриными на квартире у Казанского моста (мост на Невском проспекте через Екатерининский (ныне Грибоедовский) канал). Будущие художники тесно общались, позже Ступин так охарактеризовал человеческие качества В.С. Турина: «человек был искренний, независтливый и доброжелательный…».

Занимался Турин сначала у Ивана Акимовича Акимова, российского живописца, представителя классицизма, академика и в тот период адьюнкт-ректора (1796—1799) Императорской Академии художеств. Кстати, приехавший в столицу весной 1800 года А.В. Ступин тоже начнет свое обучение у Акимова.

Продолжал Василий Турин свое академическое образование у исторического живописца и портретиста Григория Ивановича Угрюмова. Этот педагог дал образование многим знаменитым российским художникам. Среди его учеников В.К. Шебуев, А.Е. Егоров, О.А. Кипренский. Последний учился в Академии в одно время с В.С. Туриным, и, возможно, по этой причине годы спустя некоторых из своих учеников Турин отправит учиться именно к Кипренскому.

Григорий Иванович Угрюмов

По окончании Академии художник выехал в Казань. Там он прожил с 1802 по 1833 годы. Но не будем забегать вперед и попробуем  изложить факты его творческой биографии в хронологической последовательности.

Молодой художник приехал в этот красивый город на Волге для выполнения живописных работ по иконостасу холодного храма Казанского женского Богородицкого монастыря и связал свою судьбу с Казанью более чем на тридцать лет.

Турин. Казанский Богородицкий монастырь

Поначалу он занимался преимущественно религиозной живописью, но не оставлял свою мечту о деятельности педагогической. Вскоре он подал прошение о принятии его учителем в казанскую гимназию. Но на этом пути возникло труднопреодолимое препятствие. Турин принадлежал к податному мещанскому сословию.

Турин. Казанская гимназия

Принадлежность к данной категории людей предполагало не только уплату подушной подати, но и выполнение рекрутской и других повинностей, и даже ограничение в свободе передвижения. И резолюция на его прошении была следующей: «Впредь не приглашать в службу людей, не исключенных из подушного оклада» [9, с. 126]. Возможно, это было связано с тем, что в гимназиях начала XIX века контингент учащихся гимназий был представлен в основном дворянством. И только в 1810 году, будучи исключенным из мещанского сословия, он смог поступить учителем рисования в Казанское Главное народное училище и прослужил там более двадцати лет.

Это учебное заведение было открыто еще в 1786 году. Такие училища были по одному в каждом губернском городе. Главное училище являлось четырёхклассным с пятилетним курсом обучения (в последнем классе обучение было двухгодичным). На подобные учебные заведения возлагалась задача подготовки учителей для малых (уездных) училищ. Основным источником финансирования училищ являлись средства местных благотворителей, так как расходы государства на содержание учебных заведений были минимальными [10]. Позже Турин организовал свою школу живописи и рисования, выпускники которой стали учителями в средних учебных заведениях Казанского учебного округа.

В 1815 году он был признан «назначенным» в академики за картину «Св. ап. Андрей, ведомый на пропятие». Но получить это звание ему было не суждено. Два раза присылал он свои картины в Академию (последний раз в феврале 1817 года), оба раза ему было отказано.

В 1817 году он послал в Академию картину на звание Академика по заданной от Совета программе, представляющую «Явление Иисуса Христа Марии Магдалине по его воскресении». На что было определено: «поручить Г. Конференц-Секретарю отвечать учителю Турину, что в нынешнем году не было торжественного собрания Академии, а потому и производств в Академические чины не было же; дав притом ему на замечание, что работа его не была найдена Советом таковою, чтобы он мог по оной иметь нужду когда-либо получить звание Академика» [11, с. 82, 83.]. Безусловно, это был сильный удар по самолюбию художника.

Посылая свое произведение В.С. Турин не учел, такой немаловажный факт, что время было более чем неблагоприятное. Именно в период c 1811 по 1817 годы Академия функционировала без президента. А.С. Строганов на тот момент был уже покойным, а А.Н. Оленин станет президентом только в мае 1817 года. Возглавлял Академию вице-президент П.П. Чекалевский (1811–1817), и при нем она пришла в упадок, а количество лиц, ежегодно избираемых в академики, в среднем уменьшилось в три раза, по сравнению с тем временем, когда во главе стоял А.С. Строганов [12, с. 159].

Это сейчас нам доступна статистика по присвоению академических званий, а художник, проживавший в то время в Казани, В.С. Турин вряд ли был в курсе. В первой половине 1817 года происходила смена власти, и работавшим в Академии людям было просто не до Турина, почему в тот год не создавалась специальная комиссия и никого не производили в академики. Кроме того, возможно, одной из причин являлось и то, что профессор Иван Акимович Акимов к тому времени уже умер, а ведь именно он, имея большой авторитет в Академии, обычно активно и успешно хлопотал за своих воспитанников. В целом 1817 год был очень тяжелым для Василия Степановича, в этом году скончался его отец. Но художник с головой уходит в работу, прежде всего в реставрацию Собора Петра и Павла.

Собор Петра и Павла

Собор Петра и Павла в Казани – памятник барокко начала XVIII века, возведенный в честь пребывания в городе Петра I. Этот красивейший храм в центре города украшен снаружи растительным орнаментом и выглядит ярко и празднично. Петропавловский собор и его шестиярусная колокольня доминируют над городом даже сейчас, при наличии высотных зданий [13, с. 66]. За историю существования храма он и его убранство неоднократно повреждались пожарами. Естественно, что после них собору требовалась реставрация, и Турина, уже снискавшего известность мастера церковной живописи, приглашали ею заниматься.

Храм сильно пострадал во время страшного городского пожара 3 сентября 1815 года, в результате чего была серьезно повреждена нижняя часть собора – Сретенский храм: сгорели иконы малого иконостаса. Начиная с 1817 года в восстановительных работах принимал активное участие коллежский регистратор Василий Степанов Турин. Он подновил 20 икон в иконостасе нижнего храма [14]. Реставрация проводилась несколько лет. Торжественное освящение обновленного храма состоялось 19 июня 1821 года, но в 1824 случится еще один пожар.

После пожара 1824 года Василий Степанович снова привлечен к реставрационным работам. Он восстанавливал некоторые поврежденные иконы в иконостасе и трапезной части храма. Но главное – «титулярный советник Василий Степанов сын Турин» занимался восстановлением внешней росписи, украшающей собор, а точнее, многочисленных наружных икон на железных листах снаружи храма.

Говоря об иконах, выполненных В.С. Туриным, нельзя не сказать о Крестовоздвиженской церкви Казанского университета, расположенной внутри здания университета, на втором этаже, над главным входом. Этим он занимался в 1822-1823 годах. Художник написал для нее несколько икон и хоругви с иконами Казанской Божией Матери, св. Антония, св. Александра Невского и Воздвижения Честного Креста.

Внутреннее убранство алтаря университетского храма

Кроме того, как было упомянуто ранее, он расписывал иконостас Холодного храма Богородицкого монастыря. Это православный монастырь Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери.

В 20-х годах Василий Степанович начинает работать как гравер. Например, он принимает участие в подготовке к изданию альбома «Архитектурные чертежи развалин древних Болгар. Сняты с натуры в 1827 г. архитектором А. Шмитом» [15, с. 32]. Кстати, «этого редчайшего издания известно всего только два экземпляра» и один из них находится в Национальном архиве Республики Татарстан [16]. В данном проекте он создавал эстампы по рисункам, чертежам и планам, подготовленным казанским губернским архитектором А. Шмитом, последующие работы в технике литографии он выполнял уже по собственным рисункам.

В.С. Турин создает 14 литографий под общим названием «Собрание разных священных изображений в церковной живописи употребляемых», которые позже в 1834 году издаст в Санкт-Петербурге как альбом. Он был многогранным художником и его творчество не ограничивалось исключительно православной тематикой. Например, им были созданы «8 гравюр, в лист, в вышину, которые гравированы рулеткою и лависом», с изображением греческих богов Меркурия, Психей, Фавна, Геркулеса, Флоры, Меркурия, а также воина и человеческого скелета [5, с. 1034]. Но наиболее известной серией литографий Турина является «Перспективные виды города Казани», напечатанные в Москве в литографии А.С. Ястребилова.

В 1833 году В.С. Турин покидает Казань. Причины, побудившие или вынудившие его покинуть ставший родным город, нам не известны, как и дальнейшая судьба.

Итак, мы рассмотрели основные вехи жизни и творчества художника начала XIX столетия Василия Степановича Турина. Его работы тематически можно разделить на иконопись, картины греческой мифологии и городские пейзажи. В свое время Турин был достаточно широко известен, не случайно достоинства его работ были отмечены Обществом поощрения художеств.

Интерес к творчеству этого мастера у наших современников не угас. Например, в 2014 году казанская художница Вера Карасева издала альбом «Перспективные виды города Казани, рисованные с натуры в 1834 и 2014 годах», в котором воспроизведены листы XIX века и ее собственные работы, выполненные с использованием глубокой печати. Кроме этого, в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан была организована выставка «Диалог. Василий Турин – Вера Карасева», на которой представлены как литографии В.С. Турина, так и офорты В. Карасевой и прошла презентация нового альбома [17]. Все эти мероприятия были приурочены к 180-летию со дня выхода альбома В.С. Турина.

Обратим внимание на то, что с «легкой руки» искусствоведа П.М. Дульского, т.е. сто лет тому назад и по сей день, − его называют казанским художником. Да, действительно казанский период его жизни был не только продолжительным, но и очень плодотворным. Как художник он состоялся именно там и поэтому, прежде всего, в Казани он не забыт. Но хотелось бы, чтобы и жители Арзамаса знали о своем земляке и гордились им.

—————————–
[1а] Пакшина Н.А. Уроженец Арзамаса художник Василий Степанович Турин // Вопросы исторического и экологического регионоведения. Сборник статей участников Региональной научно-практической конференции (5 декабря 2019 г.) / Отв. ред. В.И. Грубов; науч. ред. А.А. Исаков; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2020. – 289 c., С. 245−251.
1. Вербина О.Г. Живописное путешествие по старой Казани – Казань: Заман, 2006.
2. Филатов Н.Ф. Арзамасская школа живописи академика А.В. Ступина: 200-летию открытия шк. посвящ. / Н. Ф. Филатов; Арзамас. гос. пед. ин-т им. А. П. Гайдара. − Арзамас: АГПИ, 2002.
3. Помыткина Л.И. Президент Академии художеств А.С. Строганов и его роль в судьбе А.В. Ступина // История и культура Нижегородского края; I Музейные научные чтения 2000 г.; 200-летие Арзамасской школы живописи; II Музейные научные чтения 2002 г. Сборник материалов. − Н. Новгород, 2003.
4. Собственноручные записки о жизни академика А.В. Ступина. // Щукинский сборник. Вып. III. М., 1904. − С. 392−482.
5. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. Ровинский Д.А. 1895. Том 2. K-Я.; 1895. − С. 1034−1036.
6. Дульский П.М. Памятники казанской старины – 1914.
7. Дульский П.М. Василий Турин, казанский художник XIX века // Старые годы. – 1915. – №12 – 37 с.
8. Дульский П. Василий Турин, казанский художник начала XIX века. – Казань: Типо-лит.Имп.Ун-та, 1916. – 24 с.
9. Корнилов П. Арзамасская школа живописи I половины XIX в. − М.-Л: Искусство, 1947. − С. 126−127.
10. Ибнеева Г.В., Кинзябулатова Г.Р. Начало школьной реформы в Казанском наместничестве (1786-1788 гг.) // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. − 2013. − Т. 155, кн. 3, ч. 1.− С. 79−86.
11. Петров П.Н. Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств…, ч. 2.
12. Островский Олег Борисович А. Н. Оленин и Академия художеств в 1817-1825 годы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. − 2005. − №11. − С. 154-168. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/a-n-olenin-i-akademiya-hudozhestv-v-1817-1825-gody (дата обращения: 25.03.2019 ).
13. Соколов С. Казань. Портрет в стиле импрессионизма. 2-е изд., дополненное – Казань: изд. «Отечество», 2011.
14. Федотова О.В. Петропавловский собор – главный памятник петровской эпохи в Казани: прошлое, настоящее, будущее // Материалы VII Международного петровского конгресса «Петровские памятники России и Европы: изучение, сохранение, культурный туризм», 5-7 июня Санкт-Петербург, 2015. URL: http://www.archive.gov.tatarstan.ru/_go/anonymous/print/?id=14992&type=article (дата обращения: 20.07.2019).
15. Абдуллин Х.М., Баранов В.С., Бугров Д.Г., Ситдиков А.Г. Музей болгарской цивилизации. Т.3. Открытие древнего Болгара. – Казань: Главдизайн, 2016.
16. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 200. Оп. 1. Д. 5.
17. В ГМИИ РТ презентуют альбом с видами города Казани, рисованными с натуры в 1834 и 2014 гг. // ИА «Татар-информ» [сайт] URL: https://www.tatar-inform.ru/news/2014/12/09/433878 (дата обращения: 20.07.2019).

 

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>