© 2016 galina vail_voloshin_21

Волошин. Петр Вайль

Петр Вайль – блестящий эссеист, путешественник и гурман, автор «Гения места» и «Карты родины», соавтор «Русской кухни в изгнании», «Родной речи» и других книг, хорошо знакомых нашему читателю, взялся за необычный жанр, суть которого определить непросто. Он выстроил события своей жизни – и существенные, и на вид незначительные, а на поверку оказавшиеся самыми важными, – по русским стихам ХХ века: тем, которые когда-то оказали и продолжают оказывать на него влияние, «становятся участниками драматических или комических жизненных эпизодов, поражают, радуют, учат». То есть обращаются, по словам автора, к нему напрямую. Отсюда и вынесенный в заглавие книги принцип составления этой удивительной антологии: «Стихи про меня».

Петр Вайль Стихи про меня

ФАНТОМНАЯ БОЛЬ
Максимилиан Волошин 1877-1932

Мир

С Россией кончено… На последах
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного суда!
23 ноября 1917, Коктебель

Редкостная поэтическая публицистика. То есть ее полно, конечно, и у демо­кратов-разночинцев XIX века, и види­мо-невидимо после той даты, кото­рая проставлена под стихотворением «Мир». Но у Волошина достоинства поэзии перед задачами публицистики не отступают (как отсту­пает перед ними качество прозы у Бунина в «Ока­янных днях»).
Позже нечто подобное по напору, свирепости, прямой художественной доходчивости писал Геор­гий Иванов:

«Россия тридцать лет живёт в тюрьме.
На Соловках или на Колыме.
И лишь на Колыме и Соловках
Россия та, что будет жить в веках.

Всё остальное — планетарный ад:
Прокля́тый Кремль, злощастный Сталинград.
Они достойны только одного —
Огня, испепелящего его.»
1949 Франция

Но Иванов писал много позже, много дальше — в 40-е во Франции. Но как осмелился на такие проклятия такой своей стране Волошин, эстет-галломан, акварельный пейзажист, сочинитель мифической поэтессы Черубины де Габриак, слегка теоретический и снобистски практичес­кий буддист, антропософ и платоник, пугавший коктебельских жителей венком на рыжих кудрях и тогой на восьмипудовом теле? Поразительна вот эта самая дата под стихами: сумел рассмот­реть, не увлекся, как положено поэту, не закружился в вихре, как Блок. (У Волошина Россия не разделяет германцев и монголов, как в «Ски­фах», а объединяет их в общей борьбе против России.) …

Два пронзительных по интонации и образному строю стихотворения.

Остановило внимание оформление обложки. На открытых ладонях КНИГА – ИСПОВЕДЬ протянута с доверием к вниманию и пониманию того, кто возьмет ее и даст себе труд погрузиться в исповедальные строки о главных для автора поэтических шедеврах 20 века, в котором он жил.

Оформил книгу художник Андрей Бондаренко – имя в издательском деле известное с начала 90-х.

 

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>