© 2014 galina vg_history_5

Церковь Рождества села Высокая Гора и храмоздатель ее Степан Суслов

Г.Ф. Соколова
Церковь Рождества села Высокая Гора и храмоздатель ее Степан Суслов

Предлагаемая статья опубликована в очередном выпуске Раифского альманаха, вышедшего из печати в начале февраля текущего года. Сразу должна оговориться, что некоторые фрагменты данной статьи знакомы постоянным читателям моего блога. Однако,  в качестве статьи в печатном издании данный материал представлен впервые.

В предпоследнее воскресенье августа 2010 года оказались мы в селе Высокая Гора, расположенном примерно в 20 км от Казани на автомобильной дороге Казань-Пермь (Сибирский тракт). Целью поездки было посещение церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Давно не приходилось бывать в этих местах. В памяти сохранилось видение разоренного храма без куполов, в самом плачевном состоянии. Высился он на крутом взгорье. Мимо пролегало шоссе, по которому проносились машины. Поселок стремительно разрастался. И на эту суетную жизнь взирал с высоты крутояра черными проемами окон поруганный храм, без куполов и крестов, с зигзагами трещин в добротной кирпичной кладке, с поврежденной кровлей. Умели наши предки выбрать место для храма. Столетия прошумели невзгодами, но и сегодня лучшего места не отыскать в округе.

Рождественская церковь В. Гора

Рождественская церковь В. ГораЦерковь Рождества с. Высокая Гора. 60-е годы прошлого века

Но все меняется со временем. Вот он –  храм-красавец красного кирпича стоит на фоне пасмурного неба. Будто плывет! Однажды пришло мне такое сравнение на ум при взгляде на другую церковь, что далеко от наших мест красуется. Облик собора в Угличе захотелось сравнить с корветом. Наша Высокогорская церковь навеяла мысль о ладье. Стройная, строгих очертаний с изящной колокольней-парусом устремляется она в новые времена. Вся ладная, будто умытая недавним дождем, красуется свежей кладкой. Праздничность облику придают высокие арочные окна, обрамленные наличниками из белого кирпича. Арочные проемы колокольни оформлены килевидными наличниками с такой же отделкой белого кирпича.

Церковь Рождества с. Высокая Гора. Фото автора. 2010 г.

Обходя церковь, справа от крыльца увидали памятный гранитный камень. К своему удивлению прочитала надпись: «Здесь погребено тело казанского купца Степана Сергеевича Суслова. Камень сей дорогому родителю от дочери Елизаветы Степановны Рыниной». Даты отсутствовали. В автобусе на обратном пути я размышляла о совпадениях. Фамилия Суслов известна мне и даже имеет непосредственное отношение к моим родоведческим изысканиям. Но к этому вернусь позже.

***
Попытки установить достоверно время возникновения селения и церкви в нем успехом не увенчались. На сайте Казанской митрополии говорится: «Село Высокая Гора основано в 80-е годы XVI века. Первоначально оно было дворцовым, а с 1630 года принадлежало Казанскому Успенскому Зилантову монастырю. Деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы существовала в селе уже с конца XVI века». [1]
Известный в прошлом столетии краевед, историк Казанского края И. А. Износков со ссылкой на записки П.Ф. Пыхачева [2] сообщает, «село Высокая Гора принадлежало Зилантову монастырю, деревянная церковь здесь существует с 1754 года». [3]
Сведения Историко-статистического описания Казанской епархии [4] о времени постройки первой церкви и совсем противоречивы. На странице 164 говорится: «По преданию Высокая Гора принадлежала когда-то Зилантову монастырю; церковь построена при участии монастыря. Первый деревянный храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и святых мучеников Флора и Лавра построен в 1757 году не известно кем». На следующей 165 странице в описании внутреннего устройства церкви упоминаются царские врата в иконостасе правого придела, «перенесенные из прежнего деревянного храма, работы времен царя Михаила Федоровича». Следовательно, первая деревянная церковь была построена, по меньшей мере, на 100 с лишним лет ранее 1757 года, поскольку Михаил Федорович был избран на царство 11 (21) июня 1613 г., скончался в возрасте 49 лет 13 (23) июля 1645 г.

Татарская энциклопедия сообщает, что село «Основано во 2-й половине XVI в. на месте селения Байгыш периода Казанского ханства. В дореволюционных источниках известно также под названием Рождественское. Жители первоначально принадлежали Казанскому Успенскому Зилантову монастырю, в 1764 были переведены в разряд экономических, позднее – государственных крестьян». [5]

В изданной Институтом российской истории книге приводится Перечень книг, вошедших в сборник кн. 153 фонда 1209 опись 1 РГАДА, в котором присутствуют «1619 мая 21  Дозорные книги поместной земли Матвея и Савостьяна Онучиных в деревне Меньшие Ясточи (по Арской дороге) Казанского уезда, письма и дозора Матвея Кормональева». Записи в этой части скреплены следующими лицами: «К сим дозорным книгам Матфей Кормональев руку приложил. К сем книгам поп Ларион села Высокие Горы и детей своих духовных место к дозорным руку приложил». [6] Этот документ представляет интерес по двум причинам. Упоминание попа Лариона села Высокая Гора означает наличие церкви в нем, и подтверждает версию, что приход здесь существовал значительно раньше 1757 года. Имена землевладельцев братьев Онучиных обращают нас к страницам Российской истории, к событиям конца смутного времени, пленению Марины Мнишек и воцарению первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича.

Один из братьев Онучиных Савостьян упоминается в «Царской грамоте Земскому Совету, о принятии присяги Государю жителями городов Казанского царства и о назначении Государем воевод в Казань и в Свияжск» от 1613 года Апреля 18 дня: «…В нынешнем в 121 году, Марта в 14 день, писал к нам, из Арземаса, Никонор Шульгин, с Казанским жилцом с Савостьяном Онучиным, что писали вы, власти и бояре и всяких [1122] чинов люди Московскаго Государства, к нему Никонору, и к дворяном и ко всяким чинам людем царства Казанскаго, которые в Арземасе с Никонором: в нынешнем в 121 году, Февраля в 21 день, на Сборное воскресенье, на Владимерское и на Московское государство и на все великие государства Росийскаго Царствия Государем Царем и Великим Князем всеа Русии нас обрали и крест нам целовали…». [7]

Савостьян Онучин участвовал в преследовании и пленении Марины Мнишек и поддерживавшего ее Ивана Заруцкого в июне 1614 года: «Дальнейшие события связаны уже с действиями утвердившегося в Астрахани царского воеводы боярина князя Ивана Никитича Одоевского. Узнав об уходе Ивана Заруцкого на Яик, он организовал преследование и 6 июня 1614 года направил вслед за беглецами отряд стрельцов под командованием голов Гордея Пальчикова и Савостьяна Онучина «с литвою и немцы». Им и суждено было поставить точку в истории Марины Мнишек. К этому времени Иван Заруцкий и Марина Мнишек с сыном Иваном уже не были хозяевами своей судьбы, а полностью зависели от атаманов волжских казаков Трени Уса и Верзиги. 24 июня 1614 года правительственные отряды настигли беглецов на Яике, на Медвежьем острове. Через пару дней все было кончено, казачий эскорт разбежался. Уже 5 июля 1614 года Гордей Пальчиков и Савостьян Онучин сообщали в Астрахань о поимке Ивана Заруцкого и Марины Мнишек: «И ведем их к вам в Асторохань связанных с собою вместе». [8]

Обнаружен в РГАДА и еще один документ, свидетельствующий о существовании в 70-е годы XVII века церкви в селе Высокая Гора, приводится и имя попа – Егорий Андреев. «… в 1678 в с. Рождественское Высокая гора Успенского монастыря, что на Зилантовой горе, был 21 крестьянский двор и 5 пустых дворов. Поп – Егорий Андреев». [9]

До постройки каменной церкви в 1882-1886 гг. по сведениям Клировых ведомостей 1841, 1866, 1875 гг. Рождественская церковь была деревянной на каменном фундаменте, с деревянной колокольней, без каменного фундамента, перестроена в 1835 г. [10]

Сопоставляя все выявленные сведения, можно предположить, что первая деревянная церковь, о которой говорится на сайте Казанской митрополии, в документах [6] и [7], обветшала и на ее месте была построена вторая. Но сведения об этом не сохранились, поскольку «Именные списки всем лицам духовнаго звания православнаго исповедания» (Клировые ведомости) были введены в государстве Российском лишь 20 января 1769 года (ст.ст.), как не сохранились и иные документы, в которых могло быть отражено время постройки первой церкви.

Во второй половине XIX века деревянная церковь пришла в ветхое состояние, и в 1880 г. на приходском сходе было принято решение о строительстве нового каменного храма. Несомненно, вдохновителем и главным радетелем о строительстве новой церкви мог стать приходской священник Стефан Петров Шумковский (1832 – 6 января 1882 г.), возглавлявший приход Рождества Пресвятыя Богородицы в 1856-1882 гг. Известно, что родился Стефан Шумковский в семье священника; в 1856 г. окончил Казанскую семинарию по 1 разряду. В том же году он был определен к церкви села Высокая Гора, [10] где и прослужил исправно до кончины своей, последовавшей 6 января 1882 г. [11]
В некоторых печатных изданиях [1], [4] и др. в качестве настоятелей Высокогорской Рождественской церкви в 1882-1912 гг. и в последующие ошибочно называются священники отец и сын Николай Иванович Сельский и Алексей Николаевич Сельский.
Трудно сказать, когда и в каком из них впервые вкралась ошибка, но архивные документы свидетельствуют, в действительности в 1882-1912 гг. приход возглавлял священник Николай Иоаннов Бельский (1843 г.р.), г. Казани Успенского Собора диакона Ивана (Болдырева) Бельского сын; в 1870 г. окончил Казанскую семинарию по 2 разряду. Рукоположен во священника Свияжского уезда с. Кермелей ко храму Нерукотворного Спаса 1870 октября 18 дня. Затем служил в с. Исаково Свияжского уезда (19.11.1870-19.10.1876), в с.Куралово Спасского уезда (19.10.1876-10.03.1882). По прошению своему был перемещен на настоящее место 1882 марта 10 дня. [12]
Кроме того, в газете Известия по Казанской епархии 1882 опубликована Резолюция его Высокопреосвященства «…от 26 февраля – на священническую вакансию в село Высокую Гору определен священник села Куралова Николай Бельский». [13]
В 1912 году отец Николай Бельский скончался. И место настоятеля церкви Рождества в селе Высокая Гора 14 апреля 1912 года было предоставлено по прошению сыну его Алексею Николаевичу Бельскому 28 лет, окончившему курс Казанской духовной семинарии по 2 разряду в 1907 году, рукоположенному во священника к церкви села Пичкас Спасского уезда в январе 1908 года.
Думается, необходимо восстановить историческую справедливость в отношении отца и сына Бельских, первый из которых, несомненно, внес значительный вклад в труды по возведению нового храма.

***
Здесь уместно вспомнить о казанском купце Степане Сергеевиче Суслове, на чьи средства был возведен каменный храм. Имя его было мне известно до августовской поездки 2010 года. Возвращаясь в автобусе из Высокой Горы, размышляла, что же мне известно. В моем распоряжении имелось несколько отрывочных сведений о Степане Сергеевиче и Федоре Степановиче Сусловых, не оставлявших места сомнениям, что это отец и сын. Из рассказов мамы, знала, что моя двоюродная бабушка Елена Ефимовна (урожденная Ригберг) была замужем за казанским купцом Федором Федоровичем Сусловым. Среди чудом сохранившихся старых семейных фотографий есть одна, долгое время бывшая для меня загадочной со штампом в правом нижнем углу: «16 июня 1900 Федор Федорович Суслов».

И вот теперь эта гранитная плита у храма. Мало сказать, что она явилась большой неожиданностью для меня. Это было своего рода открытие, одно из тех незаметных для окружающих, но столь важных для себя лично. И как истинное открытие, оно повело за собой, заставило задуматься, над судьбой этой купеческой семьи, волей обстоятельств породнившейся с моими предками по линии мамы. Захотелось узнать что-то о судьбе их, выяснить, какими были эти люди. В исследованиях, посвященных казанскому купечеству, довелось встретить лишь несколько упоминаний вскользь Степана Суслова и сына его Федора. И тогда я обратилась к архивным документам. Около года потребовалось, чтобы ответить на самые важные, существенные вопросы. [14]

***
Степан Суслов родился 8 июля 1809 в семье крестьянина Высокой Горы Сергея Иванова и супруги его Татьяны Дементьевой. [15] Знакомство с выявленными в Национальном архиве Республики Татарстан документами позволяет утверждать, что Степан Суслов бы человеком активным, предприимчивым, основательным, глубоко верующим, т.е. обладал лучшими чертами, свойственными российскому купечеству XIX века. В возрасте 19 лет (1828 г.) вступил в мещанское общество г. Казани. В 1834 он участвовал в проведении восьмой переписи населения в качестве «сказкоприимца», исполняя общественные работы в Казанской Городской Думе. Уже в 1832 г. С.С.Суслов имеет свою каменную лавку в Казани на Хлебном базаре, торгует хлебом. В 1839 г. он избирается в гласные (депутатом) Казанской Городской Думы от мещанского общества. В 1846 г. 37 лет был перечислен из мещан в Казанское купеческое общество, располагая капиталом не менее 8 тыс. руб. – необходимый минимум для купцов 3 гильдии после Манифеста от 1 января 1807 года. Будучи уже купцом 2 гильдии в 1871 и 1874 гг. он избирается на два трехлетия в гласные (депутаты) Казанской городской думы. [16]

Степан Суслов занимался переработкой в крупчатку (мука тонкого помола) пшеницы, поступавшей в Казань с низовьев Волги, на принадлежавшей ему мельнице в Каменке. [17] В Казани владел каменным домом (ул. Малая Проломная, ныне Профсоюзная, д.13/16) и городской усадьбой (ул. Георгиевская, затем Свердлова, 58; ныне Петербургская, не сохранилась). В здании двухэтажного флигеля этой усадьбы, арендованного городом, размещалось шестое городское начальное училище, в котором в 1882-1885 гг. учился Ф.И.Шаляпин. [18] Несомненно, Суслов мог слышать пение мальчика Феди Шаляпина в хоре Духосошественской церкви, прихожанином которой был. Ведь его усадьба на Георгиевской располагалась на углу напротив этой церкви. Прихожанами церкви купец С.Суслов избирался на трехлетие 1860-1862 года старостой этой церкви.

Патриархальное воспитание, полученное будущим купцом в крепкой крестьянской семье, общие нравственные устои, свойственные этому сословию, и особенно приверженность православию отразились в благотворительной деятельности купца Степана Суслова, областью приложения было избрано им духовное ведомство, как наиболее близкое и понятное. Следует согласиться с авторами, полагающими, что не одни только меркантильные интересы (получение почетного гражданства, медалей, орденов) были главными мотивами купеческой благотворительности. Здесь сложное сочетание нравственных, православных устоев этой среды, понимание отчасти и греховности своей, требующей покаяния. Не случайно храмоздательство стало весьма распространенной формой благотворительности русского купечества в XIX веке, своего рода формой стремления к спасению души, весьма свойственной именно провинциальному купечеству.

Степан Сергеевич Суслов будучи купцом в первом поколении, не получивший гимназического образования, овладевший азами грамотности, возможно, под руководством приходского дьячка, избрал именно эту форму благотворительности: денежные вклады в разные церкви Казани и губернии, в Раифскую и Седмиезерную пустыни. Духовное правление Казанской епархии не оставляло без внимания благотворительность купца С. Суслова. Он неоднократно был отмечен благодарностями Епархиального начальства. За пожертвования в обитель Раифской пустыни Степану Суслову была пожалована Золотая медаль на Станиславской ленте, представленная при свидетельстве от Казанской Духовной Консистории 3 февраля 1887 года.

В августе 1887 года из Казанской Духовной Консистории поступил запрос в Казанскую Городскую Управу:
«Казанское Епархиальное Начальство в виду постройки каменного трехпрестольного храма в селе Высокая Гора Казанского уезда, казанским купцом С.С. Сусловым, на основании 560 ст. п.18 статута Орденов признает справедливым исходатайствовать ему ВЫСОЧАЙШУЮ награду, именно Орден св. Анны 3 степени.
Вследствие чего Казанская Духовная Консистория покорнейше просит Городскую Управу прислать в оную сколь возможно поспешно формулярный список о службе купца С.С.Суслова».
По всей вероятности, заслуженного ордена Степан Сергеевич Суслов не получил. Скончался он 1 января 1889 года от паралича (видимо, инсульта), как записано в Метрической книге Духошественской церкви, не дожив семи месяцев до своего восьмидесятилетия. Похоронен был в родном селе Высокая Гора под папертью построенной его тщанием церкви с западной стороны в склепе.

В духовном завещании купец Суслов отписал денежные вклады не только на нужды церквей своей губернии, но и в Соловецкий монастырь, на Афон в монастырь св. Пантелеймона и Иоанна Предтечи, в православные церкви села Балакова Самарской губернии, на гроб Господень в Иерусалим; в пользу общества Красного Креста. Упомянуты в завещании также детский приют, ночлежный дом и Ложкинская богадельня. Очень многое говорят о купце Суслове следующие строки завещания: «Торговые дела мои привести в порядок…; уплатить мои долги и собрать таковые с других лиц; сомнительных же кредиторов, значущихся по торговым книгам, оставить на совести и до суда не доводить; значущийся долг за Николаем Петровичем Кулаковым и Василием Егоровичем Адамышевым простить…».

У Степана Сергеевича и жены его Анны Борисовны было трое детей: сын Федор (1834-до 1889), дочери Александра (1835-?) в замужестве Орешникова и Елизавета в замужестве Рынина (1841-1921). Федор Степанович Суслов состоял в купеческом обществе Казани. Известно, что им был пожертвован самый большой колокол весом в 506 пудов в Седмиезерную пустынь на только что построенную там колокольню. Федор Степанович Суслов по выбору прихожан состоял старостой Духосошественской церкви, был членом Экономического общества, членом попечительского совета Третьей гимназии с 1882 года, а так же членом соревнователем Общества приказчиков.
Его сын и внук Степана Сергеевича Федор Федорович Суслов (11.09.1878-?), был женат на моей двоюродной бабушке Елене Ефимовне урожденной Ригберг. Был членом купеческого общества Казани. О нем известно, что увлекался редким в то время делом – фотографией. В семейном архиве сохранились явно любительские фотографии.

Младшая дочь Степана Сергеевича Елизавета Степановна Суслова вышла замуж за архангельского купца Матвея Степановича Рынина, чей род восходит к посадскому человеку Нефеду Рынину, упомянутому в Переписной книге города Вологды за 1685-86 гг. Сын Нефеда Иван Нефедович Рынин по Указу государя был отправлен в г. Великий Устюг для государственных дел. Внук Ивана Нефедовича Николай Матвеевич Рынин (1777-1837 гг.) еще в молодых годах «возжелал жить для Бога и Ему Одному послужить. … раздал все свое имение и сам сделался нищим». Николая Рынина почитали провидцем, блаженным. Сохранилось предание, что он за неделю предсказал начало эпидемии холеры в Вологде.

Родной брат Николая Матвеевича Степан Матвеевич Рынин в 1825-1827 гг. переехал в Архангельск, где вступил в купечество 2 гильдии, положив начало Архангельской ветви Рыниных. Он вел оптовый торг зерном и хлебными товарами. В 1839 году у Степана Матвеевича родился сын Матвей – будущий муж Елизаветы Степановны Сусловой. Купец 1 гильдии Матвей Степанович Рынин избирался гласным Городской Думы Архангельска, служил Директором Тюремного Комитета, главой учетного комитета Городского Общественного банка. В 1877 г. купец Матвей Степанович Рынин «устроил Преображенский придел к Троицкому кафедральному собору» (освящен 24 июня 1877 г.) Архангельска, за что был награжден по духовному ведомству золотой медалью для ношения на груди на Владимирской ленте. Уже, будучи вдовой, Елизавета Степановна Рынина пожертвовала средства на поновление стенной росписи этого собора.

Рынина Елизавета СтепановнаЕлизавета Степановна Рынина (ур.Суслова). Из архива Т.Л.Фефиловой

В Архангельске на городском кладбище (на Быку) сохранилась могила Матвея Степановича Рынина, скончавшегося в 1893 году. Елизавета Степановна надолго пережила мужа, упокоившись в 1921 году. Трудными были последние годы ее жизни. Как говорит правнучка Матвея и Елизаветы Рыниных, многих из их родственно окружения «ставили к стенке», т.е. расстреляли в лихие революционные годы.

Но вернемся в 1880 год. Декабря 19 дня этого года в Строительное отделение Казанского губернского правления поступило прошение «от доверенных обществом села Высокой Горы, Казанской губернии и уезда, крестьян Федота Васильева и Василия Григорьева» о разрешении на строительство каменной церкви с приложением свидетельства казанского архитектора, коллежского советника П. Аникина о прочности грунта на месте предполагаемого строительства, и с обязательством произвести постройку по прилагаемому проекту, под наблюдением архитектора П. Аникина. Проект не сохранился, и о нем можно судить из приложенной Пояснительной записки:
«Проект каменной церкви составлен согласно желанию строителя (Суслова), в стиле существующей каменной с колокольнею церкви на Казанском пороховом заводе, представляющем в плане смежною главную церковь длиною и шириною 5 сажен, вышиною до крыши 7 сажен, трапезную длиною 7 сажен шириною 8 сажен, вышиною до крыши 3,92 сажени, колокольня в квадрате 3,16 сажен вышиною до деревянного шпиля 10,33 сажени. Своды назначаются небольших размеров, употребляемых в обыкновенных гражданских постройках.

Церковь порохового завода

Постройку каменной церкви предполагается произвести в течение не менее трех лет, под наблюдением архитектора с обязательством исполнять все указания, как архитектора, наблюдающего за постройкою, так точно и те, которые имеют быть сделаны строительным отделением Казанского Губернского Правления».
Строительство церкви было завершено в 1886 году. Главный придел во имя Рождества Пресвятыя Богородицы был освящен 23 октября 1886 года, придел с правой стороны во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца 23-го октября 1886 г., с левой стороны во имя св. Мучеников Флора и Лавра – 24 Октября 1886 г.

Вот как выглядел первоначально храм до перестройки, осуществленной во время восстановления в конце XX – начале XXI вв.: «Наружно храм представляет несколько неправильную форму креста, одноглавый. Колокольня двух-ярусная, представляет как-бы надстройку над папертью. Вокруг церкви ограда-каменная с железною решеткою. На колокольне 11 колоколов, все они весят 273 пуда. Внутреннее расположение храма крестообразное. Престолов в храме три… Алтари от храмов отделяются деревянными иконостасами. В главном храме иконостас четырех-ярусный, а в приделах трех-ярусные. В иконостасах праваго придела обращают на себя внимание царския врата, перенесенныя из прежняго деревяннаго храма, работы времен Царя Михаила Феодоровича, со словами, рельефно вырезанными на наружной стороне дверей, пониже изображения Евангелистов: «При Благоверном Государе Царе Великом Князе Михаиле Феодоровнче всея России. При Благоверном Царевиче Великом Князе Алексии Михаиловичи». Есть чтимая крестьянами деревни Собакина Владимирская икона Божией Матери, сооруженная ими в память избавления их в 1846 году от холеры. В 1901 году означенные крестьяне дали обещание, и подтвердили его мирским приговором, ежегодно 23-го июня принимать Владимирскую икону Божией Матери по домам для служения молебнов. Под церковным крыльцом с западной стороны в склепе погребен храмоздатель Стефан Сергеевич Суслов». [4]

Завершая попытку реконструкции прошлого церкви и прихода Рождества Пресвятыя Богородицы села Высокая Гора, приведем имена священно и церковно служителей, опубликованные в упомянутом уже не раз «Историко-статистическом описание церквей и приходов Казанской епархии» 1916 года [4] с одной оговоркой. На сегодня выявлены, по меньшей мере, две ошибки в этом списке, о которых говорится выше (ошибочно указаны священники Н.И.Сельский вместо Н.И.Бельского 1882-1912 гг. и А.Н. Сельский вместо А.Н. Бельского с 1912 гг.).

Священники:

1 Ефрем Михайлов до 1786 г.;
2 Андрей Иванов 1786-1788 год;
3 Тихон Федотов 1788-1789 г.;
4 Петр Александров 1789-1801 г.;
5 Никита Сергеев 1801-1837 г.;
6. Петр Васильев Шумковский 1837-1856 г.;
7. Стефан Петров Шумковский 1856-1882 г.;
8. Николай Иванович Сельский 1882-1912 г.;
9 Алексей Николаевич Сельский с 1912 года по настоящее время.

Диаконы:

1 Петр Афанасьев 1786-1790 г.;
2, Алексей Афанасьев 1792-1806 г.;
3 Степан Матвеев 1806-1810 г.;
4 Петр Андреев 1810-1825 г.;
5 Александр Семенов Альбинский 1825—1845 г.;
6 Рафаилъ Тихонов Милов 1889-1893 г.;
7. Василий Васильевич Смирнов 1893-1896 г.;
8 Прокопий Иванович Черкасов 1896 г.;
9 Гавриил Николаевич Кремков 1896-1899 г.;
10 Николай Петрович Сузгин 1899-1905 г.;
11 Анатолий Александрович Бакулевский с 1905 года по настоящее время.

Дьячки:

1 Иван Феодоров до 1787 г.;
2 Никита Сергеев 1790-1793 г.;
3 Степан Матвеев 1797-1806 г.;
4 Никита Никитин Высогорский 1814-1820 г.;
5 Николай Петров 1820- 1831 г.;
6 Иван Евграфов Листов 1842 г.;
7 Владимир Яковлев Никольский 1843-1849 г.;
8 Алексей Иосифов Митропольский 1849-1857 г.;
9 Алексей Иванов Маргаритов 1857- 1866 г.;
10 Михаил Васильев Фиалковский 1866-1873 г.

Пономари:

1 Сергей Андреев до 1786 г.;
2 Никита Сергеев 1788-1790 г.;
3 Иван Степанов 1792-1810 г.;
4 Яков Васильев Шумковский 1815—1820 г.;
5 Петр Васильев Шумковский 1827-1834 г.;
6 Диакон на пономарской вакансии Зиновий Егоров Зиновьев 1834-1857 г.;
7 Диакон на пономарской вакансин Иоанн Петров Кафаров 1857-1867 г.;
8 Димитрий Иаковлев Алфеев 1867-1871 г.;
9 Евлампий Димитриев Алфеев 1871-1873 г.

Псаломщики:

1 Михаил Васильев Фиалковский 1873-1885 г.;
2 Иаков Михайлов Виноградов 1873-1876 г.;
3 Сергей Евграфов Горский 1885-1888 г.;
4 Рафаил Тихонов Милов 1888-1889 г.;
5 Нил Тимофеев Строителев 1889-1894 г.;
6 Иван Иванов Чернов 1894-1899 г.;
7 В сане диакона Димитрий Аверкиевич Троянский 1899-1907 г.;
8 Пантелеймон Михайлович Богородицкий 1907-1911 г.;
9 Александр Димитриевич Дикунов – с 1911 г. по настоящее время.

После революции церковь была закрыта и использовалась не по назначению, как это было широко распространено в богоборческое советское время. В августе 2011 года довелось побывать на Высокой Горе вновь и побеседовать с одной из прихожанок Рождественского храма Ниной Ивановной Савельевой в числе шести жителей села начинавшей дело восстановления полуразрушенного храма в далеком 1994 году. Вот что рассказала мне Нина Ивановна.

Возвращение к жизни храма началась в 1994 году. Жители поселка обратились к главе местной администрации с ходатайством о передаче храма верующим. Возглавлял администрацию Высокогорского района в девяностые годы нынешний президент Республики Рустам Минниханов. Мне показали документы, подписанные главой района Миннихановым. В Постановлении Главы администрации Высокогорского района за № 219 от 10 мая 1994 г. «Об образовании Высокогорского Прихода села Высокая Гора» разрешалось организовать приход Казанской епархии в с. Высокая Гора со всеми необходимыми организационными следствиями (утверждение Устава прихода, открытие расчетного счета и изготовление печати). Третьим пунктом в Постановлении в собственность прихода передавалось здание церкви с прилегающим к ней земельным участком и территорией кладбища. Председателем приходского Совета утвержден был Фадеев В.К.

Май 1994 года можно, вероятно, считать началом восстановления церкви и приходской жизни на Высокогорской земле, которая, судя по историческим документам, зародилась здесь около 400 лет назад в 80-е годы XVI столетия. Настоятелем восстановленного прихода в 1995 году стал иерей Иоанн Державин. Его труды и молитвы влились в общие усилия жителей поселка по восстановлению храма. Воссоздание храма потребовало значительно больше времени, чем первоначальное его строительство. Вторичное освещение церкви состоялось 21 сентября 2006 г. в праздник Рождества Пресвятыя Богородицы, ровно через 120 лет после завершения строительства и первого освящения в далеком 1886 году. Сегодня приход возглавляет сын о. Иоанна иерей Иоанн Державин.

***
Разумеется, меня интересовал вопрос о сохранности захоронения под папертью храмоздателя Степана Сергеевича Суслова. Вот что рассказала мне одна из прихожанок. Когда приступили к восстановлению церкви, вскрыли склеп под церковной папертью. Здесь в соответствии с завещанием должен был покоиться прах храмоздателя. Останки Степана Сергеевича были обнаружены, извлечены и перезахоронены у церковной стены справа от крыльца. Над новым местом упокоения его установили найденную в склепе гранитную плиту с его именем. Рядом с останками Степана Сергеевича была найдена икона Тихвинской Божией матери. Она вся была покрыта толстым слоем грязи. Когда стали снимать грязь, та осыпалась сама, икона полностью очистилась. По словам собеседницы в склепе были найдены и иные останки, которые захоронили перед церковью и установили над ними крест.

Рассказ этот вызвал смущение, происходившее от того, что не получила я ответа на вопрос, как были узнаны останки Степана Сергеевича среди иных.
Из последующего разговора с Ниной Ивановной Савельевой я поняла, что все предыдущее – и найденный прах Степана Сергеевича, и обретенная рядом с ним икона, очистившаяся чудесным образом – все это начало мифотворчества о восстановлении храма. К 1994 году захоронения, бывшие под папертью, давно подверглись осквернению и разорению. Да, останки были обнаружены, но чьи они, установить уже не представлялось возможным, поскольку погребен был там не один Степан Сергеевич. А вот плита с его именем, действительно, была найдена и установлена справа от церковного крыльца.
Мои поиски увенчались знакомством с потомками Степана Сергеевича Суслова. В далеком Архангельске живет прямая пра…правнучка его, правнучка дочери С.С.Суслова Елизаветы Степановны Рыниной Татьяна Лукинична Фефилова. В своем преклонном возрасте Татьяна Лукинична занята восстановлением истории своего рода, которая доведена ею до 1666 года. Благодаря нашей переписке мне стала известна судьба одной из дочерей Степана Сергеевича Суслова Елизаветы Степановны Рыниной, возглавившей и весьма успешно после смерти мужа своего купца I гильдии Матвея Степановича Рынина его дело. Но это уже совершенно иная тема и не для одной статьи, пожалуй.
————————————————–
Примечания
[1] Сайт Казанской митрополии. Храм Рождества Пресвятой Богородицы (с. Высокая Гора): http://kazan-mitropolia.ru/temples/kazan/hramrogvapresvbogci/
[2] Иван Филиппович Пыхачев – из дворян Казанской губернии, коллежский асессор заседатель Казанского верхнего земского суда.
[3] Илиодор Александрович Износков – из дворян Казанской губернии директором народных училищ Казанской губернии; служивший чиновником по особым поручениям при Обер-Прокуроре Святейшего Синода, наблюдателем школ духовного ведомства среди нерусских народов Волжско-Камского края; и кроме этого – известный краевед Казанского края, историк, и публицист.
«Список населённых мест Казанского уезда, с кратким их описанием» Казань, 1885 г. 18. Собакинская волость, стр.2
[4] Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии. Выпуск III. Казанский уезд. Казань. 1916. стр. 164-168
[5] Татарская энциклопедия
[6] «Писцовые материалы дворцовых владений второй половины XVI века» Ин-т российской истории РАН, М., 1997
[7] Дворцовые разряды. Том 1. 1612-128 гг. Приложение № 36. Спб, 1850
[8] Козляков В.Н., докт. истор. наук «Марина Мнишек» М.: Молодая гвардия, 2005.
[9] РГАДА. Ф.1209. Поместный приказ. Оп.1. Кн. 6453. Ч.1 – 2. лист 105, лист 139
1678 г. – 1). Переписная книга вотчин Казанского архиерейского дома и монастырей, черемисских и чувашских деревень по Галицкой дороге Казанского уезда переписи Д.Кошелева, 1678 г. (лл.1 – 236) Без начала. Подлинник.
2). Переписная книга пригородков Арска, Малмыжа, сел и деревень (дворцовых, помещичьих, монастырских, служилых татар и ясачных) по Арской дороге Казанского уезда, переписи стольника М.С.Супонева, 1678 г. Подлинник (Ч.1. – лл.1 – 530, Ч.2. – лл.531 – 1042, после реставрации часть листов неверно собрана – 780 – 800).
[10] НА РТ, Ф. 4, Оп. 98, Д. 39, Л. 473-480 Ведомость о Богородице Рождественской церкви Казанского уезда села Высокой Горы за 1866 г.
[11] Известия по Казанской епархии 1882 г. № 10 от 15 мая с.238 Некрологические известия
[12] НА РТ, Ф. 4, Оп. 132, Д. 59, Л. 625-632 Ведомость о Богородице Рождественской церкви Казанского уезда села Высокой Горы за 1900 г.
[13] Известия по Казанской епархии 1882 г., № 24 от 15 декабря, стр. 644
[14] Биография казанского купца С.С.Суслова впервые была освящена в статье автора «Храмоздатель казанский купец Степан Суслов», опубликованной в «Православном собеседнике» Вып. 1(21) 2011, К. Казанская Духовная Семинария. Стр.118-125.
[15] Приводимые в настоящей публикации краткие сведения о жизни С.С.Суслова выявлены автором в следующих фондах Национального архива Республики Татарстан: Ф. 2, 3, 4, 98, 114, 299, 408
[16] Городское самоуправление в Казани (1870-1892 гг.). Черняк Э.В., Мадияров А.Б. Казань, 2003, стр.114-115
[17] Л.М. Свердлова «На перекрестке торговых путей». Казань, ТКИ, 1991 г.
[18] С.В.Гольцман «Ф.И.Шаляпин в Казани», Казань, 2002
[19] НА РТ, Ф. 4, Оп. 144, Д. 141, Л. 940-947 Ведомость о Богородице Рождественской церкви Казанского уезда села Высокой Горы за 1912 г.

Отзывов: 9

  1. Вера
    26.02.2014 в 19:48 | #

    Просто удивительно, как плавно занятия собственным родословием перетекают, порой, в общественно значимые дела. И наоборот, как в данном случае, краеведение не остается вещью в себе, а носит личностный характер, проходя через чувства и восприятие крае- и родоведа. Подход комплексный и результат замечательный – столько точных данных и подробная история как рода Сусловых, так и церкви на Высокой Горе. Думается, что лучшей и более правдивой истории последней найти будет просто невозможно. Ваша работа, Галина, как всегда – на высоте!

    • galina
      27.02.2014 в 11:04 | #

      Вера, спасибо!
      Радует Ваше глубокое прочтение моей скромной статьи. Да, занималась этим материалом с любовью и глубоко личным интересом. Сожалею о невозможности добраться до архива в Москве (РГАДА). Там вполне возможны находки, позволяющие уточнить или даже углубить сведения, которыми располагаю. Сожалею, что в основном приходилось опираться на чужие материалы. Предпочитаю проверять таковые. Но всегда это возможно.
      Спасибо за верность блогу.

  2. Olga
    23.02.2015 в 13:16 | #

    C большим интересом прочитала вашу статью. Там еще должно быть кладбище? Или я путаю с другим кладбищем? На высокогорском кладбище я была раз в жизни в детсадовском возрасте, но знаю что оно сохранилось, при нем была разрушенная церковь, мама говорила,что ее взрывали несколько раз, но она так и не разрушилась. Больше врывать побоялись. Интересно, это про эту церковь? Хочу в следующий свой приезд в Казань посетить это место.

    • galina
      23.02.2015 в 14:02 | #

      Кладбище неподалеку от церкви есть, но это сельское кладбище. При церкви же был свой небольшой погост. Вот он не сохранился. Взрывать церковь могли только после октябрьского 1917 года переворота, т.е. в советское время. Никакой другой церкви кроме той, о которой рассказано здесь, на Высокой Горе не было. О том, что ее пытались взрывать, мне слышать не приходилось в беседах с сельчанами. Но бесед этих было не так много.
      Второе фото от 2010 года сделано мной со стороны сельского кладбища. Оно у меня за спиной осталось.

  3. Екатерина
    11.08.2015 в 20:57 | #

    Здравствуйте Галина, спасибо за интересную статью. Вышла на нее случайно, но очень удачно. Псаломщик под номером 6, Иван Иванович Чернов, мой родственник. Согласно Справочной книге по Казанской епархии от 1904 года он служил в Богоявленской церкви в Арске, а раньше скорее всего – в Высокогорской. Не могли бы Вы, прислать мне полную строчку из Описания церквей и приходов от 1916 года, где содержится информация о нем? К сожалению, Справочных книг за другие года в свободном доступе не нашла. Буду Вам очень признательна.
    Екатерина
    P.S. я так понимаю, что мой эл.адрес Вы видите. или?

  4. galina
    11.08.2015 в 21:36 | #

    Екатерина, совершенно верно, в 1904 году Ваш И.И. Чернов служил в сане диакона в церкви в честь Богоявления Господня Пригорода Арска. К сожалению, никакой дополнительной информации о Чернове И.И. в интересующем Вас источнике нет. Это просто список псаломщиков. Скан интересующий Вас прилагаю.

    • Екатерина
      12.08.2015 в 13:05 | #

      Огромное спасибо, Галина!

      • galina
        13.08.2015 в 12:15 | #

        Екатерина, в этом же издании на стр. 157 обнаружила в селе Вознесенское в числе дьячков и псаломщиков под № 12 Николая Иванова Чернова, служившего в оном с 1897 по 1907 год. Полагаю, что Н.И. Чернов состоял в несомненном родстве с И.И. Черновым.

  5. Юрий
    27.12.2015 в 22:18 | #

    Спасибо! Очень познавательно.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>