© 2019 galina vinogradov_g_p_1

Георгий Виноградов – советский певец

Анна Горшкова
Москва

Как –то раз, проходя по московскому Ваганьковскому кладбищу, я зашла в здание закрытого колумбария и там, в секции 16, нашла популярного в советское время певца эстрады и оперных партий Георгия Виноградова.
Кто не слышал в довоенные и послевоенные годы в его исполнении танго «Счастье мое» и «Люблю»? В каждом доме, где был патефон или позднее проигрыватель, были пластинки с этими произведениями.
Родился Георгий Павлович в Казани 16 ноября 1908 года и был наречен в честь св. вмч. Георгия, празднуемого в этот день. Семья, в которой родился Георгий Павлович, была не только религиозна, но и музыкально одарена – все дети Павла Васильевича Виноградова пели на клиросе Богоявленской церкви и Петропавловского собора, в приходе которого проживала семья в то время. Здесь же начал петь и Георгий.

Во время учебы в школе Георгий вслед за своим старшим братом, игравшем на виолончели при клубе самодеятельности железнодорожников, стал играть на скрипке, которую ему напрокат выдавали от клуба. После первого успеха, когда юного музыканта тепло приняла публика, отец решился на покупку сыну собственной скрипки.
После смерти отца, Георгию пришлось пойти работать телеграфистом на станцию Казань.

С 1931 года Георгий – студент рабфака и, одновременно, вольный слушатель восточного музыкального техникума Казани. После окончания рабфака в 1931 году Виноградов получил официальное направление в Москву для учебы в Военной Академии связи. В то время в Москве при консерватории была создана Татарская оперная студия, куда как уроженца Казани и зачислили Виноградова (татарский язык он знал в совершенстве). Курсант четвертого курса академии, перед которым маячил диплом, становится первокурсником Консерватории.
Здесь он встретился с замечательным человеком и педагогом, чья роль в жизни певца оказалась огромной, — с Михаилом Львовичем Львовым. В 1930—1936 гг. Львов работал редактором и педагогом Всесоюзного радиокомитета. Виноградов всегда говорил о Львове с благодарностью и теплотой: «Большой мастер, сам замечательный певец, а какой учитель! Мог выжать из человека все!»

Львов сделал из одаренного любителя профессионального вокалиста. С 1937 Виноградов солист Всесоюзного радио. Видя незаурядные способности молодого певца, Львов предложил тогда Виноградову попробовать свои силы на Первом Всесоюзном конкурсе вокалистов.
«Первый Всесоюзный! Даже страшно было подумать!» — признавался Георгий Павлович. Но за работу он принялся немедленно. Вместе с Львовым готовили репертуар, а он был достаточно обширен: и арии из опер, и романсы, и русские народные песни. Репетировали днем и ночью, придирчиво отрабатывали каждую ноту.
И вот 21 декабря 1938 года Первый Всесоюзный конкурс вокалистов начался. Сколько было тревог, волнений — собрались лучшие певцы со всей страны! Председателем жюри была народная артистка Советского Союза Валерия Владимировна Барсова .
Помещение ВТО, где выступали певцы, не отапливалось, зрители сидели в шубах, а у артистов изо рта шел пар.
Виноградов вспоминал: «Во время первого тура — сам я уже спел — стою за кулисами и слушаю, как выступают другие певцы. Переступаю с ноги на ногу и от холода похлопываю себя по-извозчичьи руками по бокам. Вдруг подходит ко мне один из членов жюри, народный артист Республики Сергей Иванович Мигай, и говорит: «Что, замерз? Холодно? Ничего, ничего! У тебя на морозе очень хорошо звучит голос».

Прошел первый тур, второй и, наконец, 7 января 1939 года — третий, заключительный. Композитор Вано Мурадели в «Вечерней Москве» тогда писал:
«Последний тур конкурса вокалистов начался вчера в Большом зале консерватории выступлением солиста Всесоюзного радиокомитета Г. П. Виноградова. Этот молодой певец (лирический тенор) наделен многими прекрасными качествами. Прежде всего — это умный певец, знающий хорошо свои вокальные ресурсы и никогда не пытающийся перейти пределы своих возможностей…
Он всегда верен художественному чутью, не форсирует звук, не сгущает его.
Вторая черта его дарования — тонкое понимание им исполняемого произведения и большое разнообразие оттенков. Виноградов — певец, несомненно, камерного плана».

И вот Виноградов — один из десяти лауреатов Первого Всесоюзного конкурса вокалистов. После этого в 1939 году Виноградов становится солистом в Государственном джазе СССР под управлением Виктора Николаевича Кнушевицкого. Позднее Валерия Барсова и Георгий Виноградов будут участниками торжественного вечера в честь открытия Концертного зала имени Чайковского в 1940 году. Это было первое официальное выступление певца перед искушенной московской публикой. Нежнейшее колоратурное сопрано и лирический тенор покорили сердца слушателей.
В январе 1941 года в Большом зале Консерватории состоялся его сольный концерт. Благодаря музыканту Кручинину, редкому знатоку цыганского фольклора и романса, второе отделение было открытием для публики нового Виноградова.
Дальше была работа… «Георгий Павлович работал очень много. Он пел и оперные арии, и оперные партии, романсы и песни камерного репертуара».

А потом пришла война. «В июне 1941 года по призыву он явился в райвоенкомат. Солдат как солдат: смена белья, деревянная ложка, жестяная кружка. И вдруг комиссар военкомата сказал: «А ты, Виноградов, пойдешь петь!»
В начале войны был мобилизован весь Гос-джаз Союза ССР, солистом которого был Виноградов. Этот музыкальный коллектив влился как фронтовая бригада в ООПОНКО. Нашим современникам аббревиатура ООПОНКО, пожалуй, покажется странной, а тогда все знали, что это — Отдельный образцово-показательный оркестр Наркомата обороны. Руководителем его был Семен Александрович Чернецкий.
Солистом этого нового коллектива и стал Георгий Павлович Виноградов, он работал в оркестре в течение двух с половиной лет. Это было время тяжелейших боев с врагом: Западный, Белорусский, Волховский, Брянский фронты. Концерты артистов проходили на передовых позициях. И как грозный аккомпанемент к песням звучали орудийные раскаты, свист бомб и грохот взрывов.
«Мы выступали на передовых, перед бойцами, уходящими в бой. Потом, под Вязьмой, вместе с частью, где выступали, попали в окружение. Прорвались. Но нас осталось из бригады только 11 человек. Группу переформировали, пришло пополнение. В 1943 году меня перевели на службу в Краснознаменный ансамбль. С ним я дошел до Победы…»

Смерть ходила рядом. Западный фронт. Две деревни, Большие Голубки и Малые Голубки, разделяет неширокая речка. По одну сторону реки — наши, по другую — фашисты. На поляне, на самом берегу, идет обычный фронтовой концерт. Фашисты молчат. Больше того — даже с интересом слушают. Вдруг к политруку актерской бригады подходит комиссар стоящей в деревне воинской части и тихо говорит: «Предупредите, когда начнется последний номер».
И вот звучит заключительная песня, последний аккорд — и раздается грозный приказ комиссара: «Срочно в укрытие!» Поляна мгновенно опустела — тут уж не до аплодисментов! И в тот же миг на то самое место, где только что шел концерт, обрушилась едва ли не сотня мин».
В последние годы войны и в послевоенные годы творческая жизнь Георгия Павловича тесно связана с коллективом Краснознаменного ансамбля песни и пляски, куда он был переведен в 1943 году.

Вспоминает Евгений Александров, внук А.В. Александрова, руководителя Краснознаменного ансамбля. «Ансамбль готовился к выступлению в Финляндии. Александр Васильевич Александров, дед мой, он пошел к Иосифу Виссарионовичу Сталину и сказал – «Иосиф Виссарионович, мне не хватает певцов. Знаю, что есть такой Виноградов-певец. Я хочу, чтобы он поехал с нами в поездку в Финляндию. Виноградов тогда работал в ансамбле Чернецкого».

Было дано указание, и на следующий день Виноградов прибыл в распоряжение ансамбля Александрова. Шел 1943 год. С этого времени и пойдет отсчет времени его не простой жизни. Яркой и счастливой с одной стороны, и полной драматических событий с другой стороны. Он вошел в Краснознаменный ансамбль песни и пляски полноправным солистом. Пел много и в основном лирику. От него не требовали исполнения патриотических гимнов и маршей. И Георгий Виноградов почувствовал себя свободным творцом. Сколько здесь спето — не сосчитать! Такие знакомые всем «Соловьи», «Темная ночь», «В лесу прифронтовом», «Вася-Василек», «Вечер на рейде», «Смуглянка».
Концерты по всему Советскому Союзу, гастроли в Европе.

Год 1944-й. Вспоминает бывший член Военного совета Краснознаменного Балтийского флота вице-адмирал Николай Константинович Смирнов: «В день приезда в Хельсинки выступал ансамбль песни и пляски Красной Армии. Огромный зал набит слушателями… Первый номер программы концерта был принят сдержанно. Это, пожалуй, было в традиции финнов, умеющих сдерживать свои чувства… Но чем дальше шел концерт, чем темпераментнее становились выступления ансамбля, тем сильнее волновался зал. Сначала усиленные аплодисменты раздавались на задних креслах, где зрители были попроще. Потом пришли в восторг и наиболее сдержанные зрители первых рядов. В зале слышались возгласы одобрения на русском языке…

Но вот на сцену вышел артист Виноградов. Он запел популярную тогда песенку «Темная ночь». Зал замер: ни кашля, ни вздоха, казалось, слышно было биение взволнованных сердец рядом сидящих людей. Когда Виноградов закончил петь, воцарилась на несколько мгновений тишина. Ее вдруг прервали рыдания женщин, а потом, заглушая их, раздалась восторженная овация всего зала. Она длилась несколько минут.
После концерта вышел на сцену, кажется, финский министр просвещения, чтобы поблагодарить участников концерта. Я не помню содержания всей его речи, но хорошо запомнил смысл и, пожалуй, дословное содержание последних его слов.
— Вы победили нас в этой войне силой своего оружия, — говорил он, — а сегодня вы, русские, победили нас силой своей культуры».

После войны популярность Георгия Павловича только ширилась. Ему первому Исаак Дунаевский отдавал свои произведения, в том числе именно Георгий Павлович стал первым исполнителем «Школьного вальса» И. Дунаевского.


Георгию Павловичу в 1949 году присваивают звание «Заслуженный артист РСФСР». В 1951 году Георгий Павлович уходит из Краснознаменного ансамбля, возможно из-за конфликта, возникшего внутри ансамбля во время гастролей. Георгия Виноградова лишили всех званий и наград. В сталинское время с этим было строго. Ему запретили выступать в 33 городах СССР, перестали приглашать на радио. Уже сделанные записи в эфир не попадали. Грампластинки почти не выпускались. Наступили самые трудные времена в жизни певца. Семья продавала мебель и вещи, чтобы купить хлеб. Он был запрещен. Он не поет в Москве. Его голос оказался в ссылке. И пройдет еще несколько лет, прежде чем Москва услышит его.

Виноградов вновь появится в радиоэфире после смерти Сталина. Певец найдет в себе силы наполнить душевной теплотой и тонким юмором современные песни Островского и Блантера. Время хрущевской оттепели скажется и на репертуаре певца. Зазвенят озорные нотки в голосе Георгия Павловича. Для слушателей наступит благодатное время. Дорогие патефоны, недоступные простому человеку, заменит радио. Советская промышленность запустит в производство такую необходимую вещь, как радиоприемники. Виноградова позовут выступать на телевидение. Можно только сожалеть, что записей того времени не сохранилось. Концерты выходили в прямом эфире.

В 1963 году 55-летний Виноградов петь прекратил, и до самой смерти в 1980 году проработал в должности преподавателя пения во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства (ВТМЭИ).
Георгий Павлович скончался 11 ноября 1980 в Москве, не дожив пять дней до своего 72- летия.
После себя он оставил множество учеников, почитателей и поклонников.

———————————-
По материалам статьи

 

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>